Понятие и виды сектантских течений, и их основные    признаки.

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Содержание

                                      ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В условиях развивающейся глобализации и информационной революции в мире возрастает значение последствий взаимопроникновения информационных потоков различного содержания, в том числе религиозного, изменяющих направление ума и духа общностей, групп, личностей, а порой и разрушающих социальные целостности, нравственно-мировоззренческие опоры. В последней трети XX века по различным социально-экономическим и общественно-политическим причинам наряду с мировыми религиями все более активно действуют, охватывая все новые пространства, нетрадиционные религиозные организации и культы.

Исследование новых религиозных движений становится все более актуальным и в связи с их нацеленностью на молодежь. Молодежь в известном смысле представляет будущее страны, а потому настроения молодежи, ее поведение, ее самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим общий нравственный, идеологический и социально-психологический климат в обществе.

Молодежь, не накопившая достаточных знаний и жизненного опыта, лишенная объективной и критической информации в отношении религии легко находит дорогу в секты в поисках решения различных проблем и выбора мировоззренческой позиции, ответов на волнующие вопросы о смысле и цели жизни. Специфические возрастные психологические черты молодежи - категоричность и максимализм, обостренный интерес к чудесам и сказочной таинственности, тяга к новому, но желание узнавать его с минимальными для себя интеллектуальными и моральными затратами - способствуют готовности вступать в новые «экзотические» организации, которые, в принципе, в основном и ориентированы на молодежь с учетом ее запросов и особенностей.

Актуализируется также задача анализа деятельности религиозных новообразований под углом зрения социальной безопасности. Некоторые из них стремятся полностью изолировать своих приверженцев от окружающего общества, используют особые молитвенные, аскетические практики, приводящие к полному контролю лидеров над психикой рядовых верующих, заставляют последних отказываться от своего имущества в пользу секты, занимаются финансовыми махинациями. В настоящее время требуется тщательный сравнительный анализ сектантских организаций, который позволял бы понять, какие из них могут быть отнесены к социально опасным (в диссертации они названы тоталитарными), и какой должна быть профилактика их негативного влияния, а также система наказания за состоявшиеся проявления насилия и жестокости.

Хотя проблема сектантских новообразований в целом социальная, не психиатрическая, тем не менее, о негативных последствиях их деятельности для психического здоровья говорится достаточно часто, и это также требует специального исследования.

С помощью хорошо отработанных приемов психологического воздействия для вербовки новых членов тоталитарные секты умело вовлекают в свои ряды тысячи наших обманутых граждан, в основном молодого возраста 15-35 лет, вырывая их из жизни семьи и общества.

Деятельность этих сект в последние полтора десятка лет уже показала, что их религиозные идеи служат прикрытием их действительных интересов. Главное для них не духовное развитие личности молодого человека, а обогащение руководства.

Деятельность сект привлекла внимание общественности и законодателей, когда родные и близкие пострадавших молодых людей объединились и создали комитеты по защите молодежи в России, Республике Беларусь, на Украине. Эти комитеты и собрали факты неблаговидной и негативной деятельности тоталитарных сект. Комитеты провели несколько научных конференций по деструктивным культам. Родители выступали по радио, по телевидению, писали в газеты. Комитеты готовили материалы и для законодателей.

Характерной чертой современных сектантских организаций является их ориентация на социальное преобразование общества. Большинство оккультных группировок имеет свои версии «улучшения» или «спасения» человечества и создания идеального общества. Как правило, все модели «спасения» заключаются в переходе всего человечества на ту форму мировоззрения и «духовности», которые исповедуют члены данного культа. Эта иллюзорная возможность социальных преобразований также порой привлекает молодежь.

На протяжении почти всей истории человечества с момента формирования первых религиозных учений, стали появляться обособленные от основного течения секты. Ранее они не всегда несли в своих учениях жесткий негативный настрой по отношению к основному направлению развития религиозной мысли. Однако уже в период Средневековья, когда религиозные учения имели значения выше закона, когда религиозная мысль стала идеологией и затрагивала все жизни общества, являлась монопольной, и отклонение от нее было непростительным, секта – как понятие стало трактоваться иначе, а лиц их организовавших и в них состоящих преследовали и карали. Хотя на тот период всю деятельность католической церкви можно было отнести к сектантской, но ее учения являлись господствующими в обществе, поэтому признаку она таковой не являлась.

         В современном мире, и что более важно в современной России, действует большое количество сектантских течений, которыми поглощены миллионы людей. Создание и развитие подобных объединений на территории России изначально было обусловлено распадом СССР, с которым исчез и коммунизм. Другая государственная идеология не была создана, а в 1993 году с принятие Конституции РФ было установлено: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Отсутствие единой идеологии и цели развития государства, ухудшение экономического благосостояния населения в целом, политическая нестабильность 90-ых годов 20 века – все это обусловило возможность создания и быстрого развития различных сектантских движений.

         С началом 2000-ых годов политическая стабильность укрепилась, и на данный момент действует список сект запрещенных на территории РФ, однако многие из них активно осуществляют свою деятельность и сегодня. Необходимость борьбы с подобными явлениями обусловлена необходимостью защиты населения страны, так как манипуляции, которые проводят секты над людьми, зачастую приводят к таким результатам, как психические расстройства, распад семьи и значительное ухудшение финансового положения.

         Объектом исследования выступают сектантские течения.

         Предметом исследования является деятельность сектантских движений, их влияние на психическое состояние членов этих движений, и возможные инструменты борьбы с ними.

         Цель работы заключается в исследовании влияния сектантских течений на формирование личности молодого населения.

         Задачи исследования:

         – выявить и исследовать отличительные признаки сектантских движений;

         – выявить и охарактеризовать крупные сектантские течения, действующие на территории РФ;

–   проанализировать и дать оценку влиянию сектантских объединений и их идей на формирование личности молодого поколения.

          Методологической основой исследования стали общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, абстрагирование.

В качестве специальных методов были использованы сравнительный, метод вторичного анализа статистической информации. В основу исследования заложен метод наблюдения.

Весь арсенал используемых методов и приемов анализа, позволил обеспечить эффективную реализацию общего замысла настоящей работы – продемонстрировать идейную оригинальность и содержательную целостность.

Область применения. В научной практике в рамках исследования заявленной проблематики. В методической работе при подготовке студентов по направлению «Психология».

1. Понятие и виды сектантских течений, и их основные    признаки.

1.1 Возникновение сектантских течений.

         Сектантские течения берут свои начала из глубокой древности, практически с зарождением первых религиозных учениях. Такие течения возникли в Древнем Риме и Древней Греции. Однако следует отметить, что изначально термин «секта» обозначал любую группу, объединенную общими интересами политическими, философскими или религиозными. Так например, философские школы различных направлений назывались сектами, и в те времена это слово не вызывало неодобрительное, негативное отношение общественности.

         В последующем развитии человечества в эпоху Средневековья, церковь и религиозные учения занимали центральное место в развитии широкого круга государств. В этот период термин «секта» и приобрел свою религиозную направленность, отныне секта – религиозная группа, объединение отделившаяся от господствующего направления религиозного учения, находящиеся в противопоставлении ему. Такое толкование данного термина, фактически не претерпело изменений и является актуальным в современном мире. Следует отметить, что в период Средневековья благодаря господству Римской католической церкви в Европе и ее идеологии сектантские течения не развивались. Многие современные ученые-социологи считают и относят Римскую католическую церковь того периода к сектантской организации, так как ей были присущи большинство признаков такого объединения.

1.2. Понятие секты.

Секта (сред.-в. лат. secta — школа, учение, от лат. sequor —следую) — понятие (термин), которое используется для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления и противостоящего ему, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение. В некоторых источниках понятие «секта» трактуется шире. Так называется любая группа (религиозная или нерелигиозная, отделившаяся или новая), имеющая своё учение и свою практику, отличные от господствующей церкви или идеологии.

С конца 80-х гг. прошлого века в России появилось множество новых религиозных объединений. Запрещенные во многих странах мира, они получили государственную регистрацию и беспрепятственно осуществляют свою деятельность на территории России. Большое количество россиян, ранее далеких от религии, откликнулись на призывы миссионеров, распространяющих нетрадиционные для России учения, и уже покалечили свои судьбы. Примеров социальной опасности сект становится все больше.

Разнообразие религиозных новообразований настолько велико, что возникла потребность в их общем наименовании. Ни в России, ни за рубежом нет единого мнения относительно их терминологического обозначения. Называют их по-разному: секты, нетрадиционные религии, новые религиозные объединения, альтернативные верования, возникающие религии или просто культы, Нью Эйдж - Религии Нового Времени и т.п. Отсутствие терминологического аппарата привело к тому, что толковать эти понятия каждый стал по собственному усмотрению, исходя из своей мировоззренческой позиции.

В науке существует несколько различных взглядов на термин «секта» и разнообразные мнения и отношения к секте, как к религиозной группе. Существует, даже, типологии секты, рассматривающие ее, как течение, ставящееся в оппозицию с другими явлениями, или как переходное звено в цепи способное спровоцировать появление новой церкви или деноминации. Типологии были созданы с целью отграничить секту от других религиозных формирований, течений. Общеизвестными и основными являются типологии: «церковь-секта» Вебера-Трёльча, «секта-деноминация-церковь» Хельмута Ричарда Нибура  и «культ-секта-деноминация-церковь» Говарда Беккера. Последняя из них является наиболее объективной и с независимой позиции рассматривает данные религиозные группы их отличительные особенности друг от друга.

         Широкое распространение сектантства в мире началось после эпохи Средневековья, когда исчезла всеобщая идеология, и единое религиозное учение не трактовалось в жестких рамках и не устанавливалось в норму законов. В российском законодательстве 1842 году впервые была учреждена классификация сект, которая включала деление на «вреднейшие», «вредные», и «менее вредные». Однако, в то время, власть была против образования и деятельности сектантских объединений не от того, что они порядком ухудшали жизнь граждан поддавшихся их влиянию и оказывали негативное влияние на их психику, восприятие мира и общества, а потому что они преследовали политические интересы.

         На современном этапе развития общества количество сектантских течений резко возросло с середины 20 века, получили широкое распространение в мире, а после падения железного занавеса в 90-ые года прошлого столетия на территории России. Наиболее опасными считаются тоталитарные секты, выделенные из числа прочих. Особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками. Самая известная из таковых «Храм народов». Её создатель, Джим Джонс, в 1955 году в американском городе Индианаполисе собрал группу последователей своего религиозного учения, которая вскоре перебралась в джунгли Гайаны. Исполненный патологической ненависти к Америке и вообще к людям, он сумел на территории, которую занимало поселение, создать подобие тоталитарного государства, причем в худшем его варианте. Он добился рабского подчинения от всех адептов секты. Его воля выполнялась беспрекословно. Он был диктатором, испытывал симпатии к Советскому Союзу и тоталитарной системе, установленной в нём. Одна из улиц посёлка была названа именем Ленина. Он, даже, обратился к советским властям с просьбой о предоставлении ему и членам секты возможности иммигрировать в СССР. Ответ был положительным, но помешала трагедия, разыгравшаяся в 1978 году. Более девятисот членов секты по приказу ее создателя покончили жизнь самоубийством. «Храм народов» прекратил своё существование. На территории РФ тоталитарных сектантских объединений зафиксировано не было.

         Современные сектантские течения в России действуют тайно и скрытно, при этом находясь всегда в активной фазе деятельности. Сегодня такие группы воспринимаются обществом довольно негативно, и это от того что в учениях каждой из них заложено отречение и противопоставление членов сектантских движений обществу в целом. Современные секты эффективно используют негативные факторы развития государства и спекулируют на этом. Они опасны не только, как мошеннические организации, которые занимаются добровольными поборами от своих членов, но и тем, что под их влиянием психика человека переживает деформацию личностного восприятия внешнего мира и общества. Даже после распада таких объединений или добровольного выхода из них, что на практике происходит крайне редко, бывшие члены подобных организаций не могут найти свое место в мире, не могут вновь социализироваться в обществе, в результате вся жизнь таких людей течет по печальному сценарию, нередко доводящего людей до самоубийств.

1.3.Основные признаки секты.

Современные сектантские течения обладают рядом следующих признаков:

         1) Маркетинг;

         2) Двойное учение;

         3) Непомерные финансовые притязания;

4) Безгрешный лидер;

5) Подавление рационального сознания;

6)Книги и собрания; 

7) Противопоставление миру;

8) Активность;

9) Общая цель и обособление от внешнего мира;

10) Опознавательные символы.

Определение секты дать сложно – на этот счёт спорят сами эксперты. Обобщённо сектой называют отдельную религиозную группу людей, имеющих учение и практику, которые отличаются от основных существующих мировых концессий. Несмотря на разные подходы, среди исследователей данного вопроса (а темой занимаются социологи, религиоведы, историки, культурологи и др.) можно выделить ключевые характеристики, свойственные большинству из сект.

1.Маркетинг. Сектанты стараются привлечь как можно больше адептов, поэтому участники секты обычно, активно занимаются пропагандой своего учения. Должны насторожить назойливые звонки, письма и сообщения с предложениями бесплатно посетить семинар по духовному росту или пробуждению. Благотворительные концерты, фестивали для детей, психологические тренинги тоже зачастую скрывают псевдорелигиозные течения.

2.Иерархияи двойное учение. Обычно инициаторы секты маскируют своё учение под общепризнанные ценности. Всей правды об истинных идеалах сектантов новичкам никогда не рассказывают. Зачастую, чтобы стать «посвящённым» в дела общины, нужно занимать высокое место в иерархии. Иерархичность – одно из главных свойств построения религиозной секты. Такое устройство позволяет держать всю организацию под строгим контролем, а также стимулировать участников проявлять активность, чтобы добраться до следующей ступени.

3.Взносы. Большинство сект существует на средства её приверженцев. На каком-то определённом этапе от участника секты начинают требовать взносы, пожертвования и вклады в общее дело. Иногда секты с самого начала информируют о платности своих семинаров и тренингов, но зачастую о том, что придётся платить, новичок узнаёт уже после «посвящения» в свои ряды. Для того чтобы распоряжаться средствами и имуществом своих приверженцев, сектанты могут использовать различные методы подавления сознания, гипноза и психологического давления, вплоть до угроз жизни и здоровью.

4Непогрешимый лидер. Сектантские учения обычно претендуют на уникальность и неоспоримость. Более того, у течения есть лидер, из биографии которого известны лишь те отдельные факты, которые подтверждают его «священность». Все знания, пришедшие к «верховному учителю», обычно получены сверхъестественным путём – через общение с духами, природой или инопланетным разумом. Его уровень «просветления» недостижим для последователей, а приказы не обсуждаются. Это своеобразный «диктатор», а подчинение ему по иерархическим ступеням носит тоталитарный характер. Даже если на начальных этапах новичкам кажется, что участие носит добровольный и демократичный характер, на самом деле в структуре всё строго регламентировано.

5. Подавление рационального сознания. Так или иначе, секты обращаются к эмоциональной (внерациональной) стороне мышления человека. Чтобы он не мог разумно обдумать предлагаемые ему постулаты, используется так называемый «эффект присутствия», когда человека стараются полностью и постоянно держать в поле зрения. Часто применяются различные способы программирования сознания, внушаются те или иные установки и убеждения. В рядах сектантов всегда есть хорошие психологи, которые умеют направить «учеников» по заданной траектории мышления. Некоторые секты не гнушаются применять даже наркотические вещества, преподносимые в качестве лекарств, снадобий или как часть ритуальных трапез.

6. Книги и собрания. Чтобы новичок проникся духом религиозного общества, его снабжают всевозможными информационными материалами, будь то книги, диски, фильмы, буклеты или прочее. Его приглашают на собрания сектантов, в ходе которых происходят «чудеса», доказывающие праведность их верований. Собрания и встречи участников секты – обязательная процедура для новеньких. В зависимости от характера секты, эти встречи могут быть как «камерными» (когда участников мало, или даже тет-а-тет), а могут быть и массовыми, чтобы адепт понял, как много людей осознали «правильность» данного учения.

7. Противопоставление миру. Участникам секты постоянно внушается некая «элитарность» их положения среди остальных людей. Как правило, они «будут спасены» или смогут достичь «невероятных высот сознания», или даже «спасти заблудшее человечество, когда придёт время». Главный подтекст – адепты секты являются «избранными людьми» среди всех остальных. Окружающих, по мнению сектантов, необходимо жалеть и всячески способствовать тому, чтобы они, так же как и члены секты, «обрели смысл жизни». Адептам предписывается противопоставлять себя всем остальным, «совершенствоваться» и отказаться от внешних ценностей в угоду внутренних. Под внутренними могут пониматься духовное развитие, телесное самосовершенствование или же внутриобщинные идеалы, которым нужно следовать.

8.Активность. Человек, пришедший в секту, не может появляться там время от времени. Свободное посещение означает непостоянный контроль, поэтому всё свободное время адептов должно быть занято. Человека должны вырвать из привычного круга общения, изменить его поведение и подстроить его под жизненный уклад секты. Его побуждают активно действовать на благо секты, искать новых участников или проходить какие-то курсы, ездить в «паломнические» поездки, заниматься с «учителями» или помогать другим «новичкам». Жертвуя своей старой жизнью, временем, средствами и здоровьем, адепты прочно привязываются к самой секте и не мыслят себя вне её.

9. Общая цель и обособление от внешнего мира. Не все, но многие, особенно радикальные, сектантские учения имеют конкретную конечную цель своего существования. Это может быть Апокалипсис и соответственно спасение своей души, может быть «точка просветления», завоевание власти или материальных ценностей или даже месть. В документах секты часто можно встретить чуть ли не поэтапный план достижения поставленной цели. Большинство проблем, существующих в мире, согласно учению, можно решить именно после достижения конечной цели т. н. братства или общины. Общая цель объединяет членов секты и отделяет её как структуру от остального внешнего мира.

10. Опознавательные символы, униформа, знаки отличия. Членам секты важно отличить «своих» и «чужих». Для этого придумываются специальные символы, которые могут наноситься в качестве татуировок в незаметных местах тела или в качестве амулетов прятаться под одеждой. Может использоваться специальный «язык», понятный лишь «посвящённым», невербальные знаки. Участники могут носить какую-то специфическую деталь одежды, особую причёску, украшение. Всё это направлено на то, чтобы человек, даже находясь вне стен секты, чувствовал свою связь с ней.

Что делать, если ваш знакомый попал в секту?

В секты обычно попадают люди с неустойчивой психикой и те, кто находится на жизненном перепутье. Жертвами становятся те, кто подсознательно чувствует себя одиноким и неуверенным в себе. На этом как раз и играют сектанты, навязывая человеку свою поддержку.

Распознать, что человек из вашего окружения попал в секту, можно как по косвенным, так и по прямым признакам. Иногда он может прямо признаться, что нашёл «замечательное место», где всем «помогают». Иногда человек становится сам на себя не похож – подолгу пропадает неизвестно где, находится в неестественно приподнятом настроении и заявляет, что он нашёл «смысл жизни», использует непонятные выражения и носит символическую атрибутику.

Помочь ему можно и нужно. Как?

1. Постарайтесь проверить, в какую именно секту попал человек. Разузнайте о ней, о том, чем занимаются сектанты, где и как именно.

2. Обратитесь в органы правопорядка, особенно, если налицо какие-либо противоправные действия среди участников секты (драки, кражи, незаконная аренда жилья), привлеките психотерапевта – специалиста по зависимостям от секты.

3. Найдите тех, кто пострадал от действий данной секты, соберите группу поддержки из тех, кто вызывает (или вызывал раньше) уважение у завербованного.

4. Не стоит критиковать политику секты, обходите резкие углы. Постепенно и мягко вытаскивайте его из окружения «собратьев».

5. Приверженность секте сродни наркотической зависимости. Будьте всегда рядом с человеком, оказывайте ему всестороннюю поддержку. При возможности стоит переехать, чтобы вырвать его из обыденной жизни.

6. Время от времени следует проверять, не обратился ли человек обратно к прежним учениям. Важно, чтобы у человека выработался иммунитет к подобным организациям, чтобы в будущем он мог сам распознать секту.

2. Особенности личности, подвергаемой влиянию сектантских течений.

          2.1.Опасность сектантских течений.

Современный мир характеризуется непрерывно развивающимися процессами международной глобализации и возрастанием значения информационных технологий. Соответственно, возрастает значение последствий воздействия информационных потоков на человека, в том числе религиозного, мистического, эзотерического содержания, которые способны не только оказать влияние на точку зрения того или иного индивидуума. Но и управлять сознанием большого количества людей, оказывая разрушительное воздействие на психику и поведение каждого из них, причем, как по отношению к себе, так, и окружающим.

Наибольшее влияние различных культов и вероучений на людей наблюдается в период социальных, политических и иных кризисов. Россия на данный момент времени находится в тяжелом положении кризис политической, экономической и социальной сферы создает благоприятные условия для возникновения новых сектантских течений, и толчок для ускоренного распространения уже существующих. В Российской Федерации по разным экспертным оценкам действуют от шестидесяти до восьмидесяти крупных сектантских организаций. Они включают от шестисот до восьмисот тысяч российских граждан. Особой проблемой современной борьбы с сектантскими течениями является защита молодого поколения от их негативного воздействия. Ведь именно молодежь определяет будущее существование и развитие государства. Влияние сектантских организаций на молодое поколение, наравне с социально неблагополучными категориями граждан, увеличивается.

На сегодняшний день секты стали опасной угрозой для общества, подавляющее большинство сект ведет охоту за материальным имуществом человека, а после того как тот отдаст секте все по максимуму, от человека нередко просто избавляются. Так почему же люди идут в секту? Сегодня многие без особой критики «кушают» информацию из СМИ и прочих источников. В таких источниках не особо часто говорят о духовном, а если и говорят, то часто акцентируют внимание потребителя на том, что выйти на новый уровень духовности современному человеку очень сложно без сторонней помощи сомнительных организаций. Современный человек все чаще выступает просто в роли потребителя, но намного реже в роли создателя своего счастья, единоличного корректировщика своего духовного мира и своих духовных связей. Сегодня среднестатистического цивилизованного жителя отличает некая пассивность, желание добиться духовного равновесия при минимальном затрачивании усилий, с подачи некой «вселюбящей» руки. Сегодня человек зачастую как будто хочет потребить без приложения особых усилий высшую духовную истину, потребить максимально быстро, комфортно и без отрыва от своей привычной жизни с ее повседневными устоями, без отрыва от привычного досуга. 

Молодежь еще не накопила достаточно жизненного опыта для того, чтобы противостоять негативному влиянию на них деструктивных вероучений, и находится в поиске своего «Я», своей мировоззренческой позиции и осознание своего места в обществе.

2.2.Основные предпосылки вовлечения подростков в сектантские организации.

Это выявляется следующим образом:

– большой интерес к необычному, малоизученному, мистическому;

– повышенная способность быть внушаемым, неустойчивая психика;

– проблемы в семье или с окружающими, непринятие социальных норм;

– друзья, знакомые или родственники, которые вовлечены в секту и могут также увести за собой;

– принятие различных психотропных, наркотических веществ.

При этом адептами такого рода культов берутся в расчёт психологические особенности и поведенческие реакции. Примером таких особенностей, на которые подрастающее поколение может реагировать, могут быть следующие:

1) Эмансипация – стремление к освобождению от опеки семьи, коллектива, стремление к большей степени собственной независимости;

2) Потребность в общении со сверстниками – применяются обряды братания, общая символика, свои слова, имена, клички и прочее;

3) Формирование влечения к противоположному полу – яркий пример подобной секты «Дети бога», обосновывающий беспорядочную половую жизнь и раннее её начало.

Методы, которые используют различные секты, чтобы вовлечь молодых мужчин и женщин, весьма разнообразны, самые основные из них:

– информационная атака: распространение печатной и иной информационной продукции с описанием счастливой, райской жизни, улыбчивые лица на обложке и проч., приглашение на бесплатные концерты, выезды на природу, приглашения на бесплатное употребление пищи

– психологическое давление: провоцирование в подростке тех или иных чувств (вины, сострадания). Манипуляция сознанием угрозой сверхъестественным наказанием.

– демонстрация фокусов: за счёт технических средств, ловкости рук, недостаточной образованности подростка, демонстративное исцеление или проклятие человека и т.п.

– словесные универсальные формы: используемые также разного рода колдунами на сомнительных сеансах, типа «сегодня состоится самая важная встреча твоей жизни, которая перевернёт твою судьбу…»

Последствия влияния разного рода сектантских организаций на образ жизни, поведение, психику человека, а также признаки, по которым можно судить о вовлечении его в секту: резкое изменение привычного поведения, изменение в стиле одежды, изменение лексического наполнения речи, снижение интереса к предыдущим увлечениям, снижения уровня коммуникабельности, значительное увеличение карманных расходов.

Места для вербовки весьма разнообразны – это и улица, и общественный транспорт, семинары, выставки, концерты и иные места проведения досуга молодёжи. В дальнейшем, сектантские организации всячески стараются отдалить лицо от привычного ему образа жизни, семьи, друзей, школы и прочих социальных объединений, внушая ему их «греховность». Это является необходимым условием вовлечения нового адепта в секту, так как после попадания под эмоциональный контроль единственное, что может заставить человека вернуться к нормальному восприятию мира и образу жизни это влияние извне со стороны морально крепких сформировавшихся личностей.

Интересным явлением в сектантстве является его постоянное дробление на множество более мелких течений. Ни одна из сект, ни в прошлом, ни в настоящем не сумела избежать дробления. Непосредственных поводов для расколов сект очень много: недовольство диктаторством, деспотизмом вождя секты, желание какого-либо пророка стать во главе всей секты, расхождение в толковании догм, влияние других вероучений и т. п. Однако все это чисто внешние проявления истинных причин, раскалывающих секты.

При ознакомлении с жизнью любой секты бросается в глаза, во-первых, разношерстность ее состава, во-вторых, разный жизненный уровень верхов и низов, в-третьих, несоответствие между чаяниями рядовых верующих и тем, что преподносят им в качестве духовной, успокоительной пищи верхи.

Поэтому не приходится удивляться дроблению сект: оно следствие того, что ни одна секта своими идеалами не может сколько-нибудь долго удерживать большую массу людей, если она не применяет насилия, не держит в своих руках людей так, что им больше некуда податься.

Процесс развития сектантства сложен и диалектически противоречив. Он связан с отходом людей от религии, с сомнениями в ее догмах, а также с переходом к другой религии. Основные этапы отхода людей от той или иной церкви и перехода к другой приобретают своеобразные оттенки у различных социальных, национальных, возрастных групп верующих в различных исторических и общественно-политических условиях.

Молодое поколение составляют лица, личность которых еще не до конца сформировалась, отсутствует система принципиальных жизненных позиций и принципов. Однако следует отметить, что далеко не все подростки, чья личность несформированная обладают  виктимностью попадания под влияние со стороны нетрадиционных религиозных и идеологических формирований. Под влияние сектантских течений наиболее часто подпадают подростки, которые испытывают постоянную неуверенность в себе, проявляют крайнее недовольство жизнью, своим положением среди сверстников. По своему темпераменту такие подростки чаще всего меланхолики или холерики. Люди с данными типами темперамента, как правило, наиболее часто являются интровертами, что значительно увеличивает их возможность попадание под влияние на психику извне. При работе с меланхоликами адепты, которые вовлекают такое лицо в секту, играют на его потребностью к сопереживанию другим посредством навязывания общей идеи, внушая приверженность к ним. Такое лицо обязательно будет ставить перед собой вопрос о правильности выбранного им пути, в силу постоянной неуверенности в себе, но под влиянием общей идеи будет в итоге полностью погружен в то или иное движение. При вовлечении же холериков активное влияние оказывается на их эмоциональную нестабильность, неспособность контролировать собственные эмоции, порывистость характера таких лиц позволяет в кратчайшие сроки подвергнуть лицо своему влиянию. Необходимо убедить такое лицо, что цели, к которым стремятся представители этого учения, совпадают с его собственными потребностями, и оно с полной уверенностью последует к ней, без доли сомнения в правильности своего пути.

Намного реже влиянию подвержены люди, чей темперамент характеризует их как сангвиников или флегматиков. Они в большинстве своем экстраверты, то есть коммуникабельные и общительные, что затрудняет для адептов вовлечение таких людей в секту. Сангвиники, хотя и характеризуются непостоянность эмоциональных состояний, гораздо чаще подвержены положительным эмоциям, что также затрудняет их вовлечение в секты. Сангвиники отличаются своей расчетливостью, они независимы в принятии своих решений и, поэтому, реже других подвержены сильному влиянию со стороны других людей.

2.3. Кто больше из молодых мужчин и женщин, подвергается опасности течений?

Из этого можно сделать вывод, что замкнутые, пессимистичные и неуверенные в себе люди могут быть вовлечены в различные идеологические течения и мошеннические схемы с большой вероятностью. В подростковом возрасте очень важно чтобы человек был социализированным, и тогда воздействие на него со стороны определенной группы лиц будет затруднительным. Школьные психологи должны проявлять особое внимание к работе с замкнутыми подростками и своевременно уведомлять об этом родителей, которые должны в воспитательном процессе особую значимость придавать формированию подростка, как личности нравственно устойчивой имеющей собственное мнение и позицию.

 Также особое значение придается в сектах укреплению дисциплины. Это обеспечивается все более строгим осуществлением принципа членства, подчинения руководителям, применением различных мер взыскания, вплоть до исключения из общины, временного или полного. Вместе с тем сектанты не отказываются от использования демократических форм во внутренней религиозной жизни. Для нашего времени характерно широкое развитие демократии. И это влияние демократического духа нашего общества сказывается на религиозных организациях.

   В ряде сект осуществляется выборность руководящих органов, общественный контроль за финансовой деятельностью руководства общин, использование общественных форм воспитания: собраний, кружков, собеседований и бесед и т. п.

    Несмотря на все эти демократические элементы, руководство сект продолжает занимать особое положение в своих организациях.

    Риск попасть в секту в России не является высоким, однако мошенничество процветает повсюду, а риск попасть в сети мошенников очень велик. Секты негативно влияют на формирование личности молодых людей, чем таят в себе особую опасность не только для отдельных индивидов, но и для социума в целом.

                3. Влияние сектантских течений на молодежь

3.1. Влияние сектантских течений.

С развитием в конце 20 века информационных технологий активно формировались новые факторы, расширяющие возможности информационного воздействия на человека и более полного управления его поведением. Наряду с появлением принципиально новых технических средств массового информирования людей и глобализацией информационных потоков к числу таких факторов следует отнести бурное развитие поведенческих наук, используемых для разработки эффективных методов и технологий манипуляции сознанием граждан, их отношением к происходящему в окружающем мире. В настоящее время существуют целые научные дисциплины о том, как управлять поведением человека, коллектива, общества. Это способствовало распространению сектантских течений, именно благодаря новшествам конца 20-го века стало возможным массовое и ускоренное вовлечение молодежи в секты.

Религия и мистические практики со светлой направленностью всегда имели в основе некий отказ от многих мирских благ, подразумевали аскетизм и некую отреченность как аксиому. Сегодня человек в большинстве случаев видит духовность отстраненно, имея желание «дружить» с высшим разумом, но не имея особого желания менять свое отношение к окружающим, свои привычки, свое мировоззрение. В современных условиях часто путают просто состояние надуманной благодати с состоянием духовного просветления, избыток эндорфина часто ассоциируют с духовным откровением. То есть можно сказать, что сегодня человек ищет легких путей потребления духовной пищи, при том желает брать намного больше, чем отдавать. Серьезную опасность представляет нынче и то, что зачастую люди путают разные психо-физиологические техники с истинными путями общения с высшей пространственно-временной силой.

3.2.Мунипуляция людьми и их сознанием.

         В своей деятельности для манипулирования людьми и их сознанием секты используют следующие методы:

         1) Нейролингвистическое программирование - (также НЛП) — это область практической психологии, изучающая структуру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его описания, раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям. Самым первым названием НЛП было «Метазнание», то есть наука о том, как устроены наши знания и опыт.

         2) Дианетика — это первая точная наука о разуме, разработанная Л. Роном Хаббардом к 1950-му году. Психические болезни, боли, постоянное утомление, дисфункции тела создаются или поддерживаются фиксированными состояниями разума. Такие болезни называются психосоматическими. Дианетика раскрыла настоящий источник психосоматических болезней и предложила эффективную методику для того, чтобы с ними справиться. Дианетический метод не содержит гипноза, лекарств, наркотиков или физических вмешательств. Конечным результатом дианетики является благополучный и здоровый человек.

         3) Саентология — международное движение, основанное на созданной американским писателем-фантастом Роном Хаббардом системе верований и практик (англ.)русск., состоящей из скомпилированных разного родаоколонаучных и религиозных идей и ориентированное на людей, стремящихся к карьере и успеху.

В саентологии два течения — Церковь саентологии и Свободная зона. Наиболее известна Церковь саентологии (ЦС), существующая с 1953 года и обладающая рядом преимущественных прав на наследие Хаббарда. Свободная Зона выделилась из Церкви саентологии в результате раскола в начале 1980-х годов и не признаётся Церковью саентологии как исповедующая саентологию.

         4) Внушение и гипноз – сила внушения и ваше неосознанное согласие ему подвергаться. Стоит также разобрать разницу в психологии внушения и убеждения. Внушение — навязывание конкретных идей при их неосознанном восприятии. Это сориентированное и непонятное воздействие на конкретного человека или группу лиц. Пребывающий под влиянием внушения не осуществляет контроль направленного на него влияния. Легче внушить то к чему человек расположен принимая во внимание его потребности и увлечения, но внушить, возможно, и помимо воли.

          Какие бы методы не использовала секта для манипуляции людьми, следует отметить, что регистрируется высокий процент ухода молодежи из сект. На этом этапе жизненного пути опыт секты может стать одним из многих переживаний юности индивида, интерес же к сектантству в зрелом возрасте влечет за собой гораздо более серьезные, порой непоправимые последствия для индивида. Страшно, когда для взрослого человека секта становится итогом жизни. Предотвратить уход молодого человека в секту можно, но удержать стремящегося к сектантству взрослого, имеющего за плечами определенный жизненный опыт, намного сложнее.

         Последствием влияния сектантских течений на индивида, как правило, является деформация его личности, или нарушение процесса ее формирования. В период нахождения непосредственно под влиянием сект характерными чертами деформации личности  выступает полное изменение общественной позиции человека, его замкнутость, противопоставление себя обществу и его системе.

         Секта представляет собой один самых опасных видов мошенничества, так как помимо финансового и имущественного вреда наносится огромный  вред психическому состоянию человека, а также возможен ущерб общественному строю.

         Существует огромное отличие молодежи, обращенной в секту, от рожденной в ней. Как это ни парадоксально, но, вероятно, самой страшной разрушительной силой для большинства сект являются дети сектантов, рожденные и воспитываемые в секте. В подавляющем большинстве случаев именно они, законные наследники своих отцов, чаще всего или уходят из секты, или становятся во главе радикальных изменений в ней. Именно они являются главной проблемой, с которой неизбежно сталкивается каждая секта. Они становятся во главе реформ, постепенно сближающих секту с миром и убирающих все «острые» и «конфликтные» элементы из секты. Здесь мы сталкиваемся с удивительной ситуацией, когда секте, ради сохранения ее изначальных претензий и стремлений нужно, или дать рожденным в секте детям идеальное воспитание в духе своих изначальных традиций, или просто выгнать их из организации, что достаточно сложно, если, конечно, они сами, отказываясь от перспективы будущего привилегированного положения в секте, не уходят.

         Для борьбы с таким опасным явлением была создана наука – сектоведение. Очень часто обеспокоенные за своих детей родители обращаются к сектоведам за помощью. Следует отметить, что проблема влияния сект на формирование или деформацию личности среди молодежи сильно преувеличена. Многие секты стараются не только не привлекать молодежь в свои ряды, но и выступают против этого. Для удержания молодежи требуется система постоянной работы с ней. Это далеко не всегда интересно секте и отвечает стоящим перед ней целям. Секта сознательно ограничивает по каким-либо параметрам членство в группе, ей нужны большие капиталовложения, серьезный авторитет и вес в обществе обращаемых ею людей.

 При  тщательном рассмотрении деятельности различных сект обнаруживается, что они заняты преимущественно вовлечением молодежи. Об этом свидетельствует и демографический состав сект: большинство в них подростки и молодые люди (с 14 до 25 лет). Влияние сект сказывается как на семейной жизни молодых людей, так и на учебной ( в школах, вузах и т.д.) и общественной деятельности, работе, карьере. Одной из основных причин распространения сект в российском обществе является слабая информированность молодежи в вопросах религии.

3.3.Основные положения, выносимые на защиту.

1. Тоталитарные сектантские организации являются производными от сложной социально-политической, правовой и экономической ситуации в России и того идеологического вакуума, который образовался в переходный период.

2. В условиях глобализации и интенсивного формирования информационного общества коммуникационные процессы приобрели всеобщий характер, облегчив возможности потока идей со всех концов света в любые точки земли, обеспечив при этом агентов-организаторов сектантских движений самыми тончайшими технологиями манипуляции сознанием, затрудняя во многом возможности сопротивления.

3. Психологические приемы затуманивания сознания личности, создающие картины высокой духовности новых религиозных культов, создают сильнейшее прикрытие рыночной природы мотивов создания и деятельности сект.

4. Для достижения истинных целей (в соответствии с тайной доктриной, существующей в каждой секте при наличии официально пропагандируемого учения) руководители тоталитарных сект применяют к адептам и неофитам методы агрессивного манипулирования, что приводит к множеству отрицательных последствий деятельности тоталитарных сект как социальных, так и психологических.

5. Управленческие структуры на муниципальном, региональном и федеральном уровнях пока мало озабочены процессами деструктивного влияния тоталитарных сект на молодежь, но обязаны менять свой нейтралитет на решительные действия по повышению уровня национально-религиозной культуры населения и противодействия религиозно9 сектантскому психологическому насилию, а также конкретно опасной деятельности сект или отдельных их общин.

6. В обществе должна быть выработана социальная и правовая политика в отношении сектантской деятельности. Необходимо совершенствование законодательства Российской Федерации; создание организации, которая сможет объединить усилия правоохранительных органов, различных государственных и общественных структур, а также скоординировать на международном уровне деятельность правоохранительных органов по вопросам профилактики социально опасного влияния тоталитарно-сектантской субкультуры. Также должна быть создана специальная сеть организаций, которые могли бы эффективно проводить реабилитацию молодых людей, вышедших из секты.

7. Необходимо широкое информирование населения об истинном смысле и негативных последствиях деятельности тоталитарных сектантских организаций. В условиях неразвитости местного самоуправления низка эффективность деятельности разнообразных общественных и просветительских организаций по месту жительства и информированность населения осуществляется преимущественно через СМИ, которые занимаются этим чрезвычайно плохо, в то время как высокая информированность населения весьма снижала бы социальную базу деятельности и распространения сект.

8. Процессы демократизации не могут быть помехой в том, чтобы асоциальная и деструктивная деятельность тоталитарных сект законным образом пресекалась. Если не контролировать и не останавливать очевидно неприемлемую деятельность тоталитарных сект, общество рискует получить распространение во все более широких масштабах кризисных, уродливых, болезненных явлений и процессов в сфере общественной психологии и морали, в сознании и поведении людей. Одновременно организации, не применяющие никакого насилия к своим последователям, действующие исключительно на добровольных началах, способствующие развитию отношений истинной взаимопомощи, чувства защищенности, жизненной

10 стойкости личности, не стоит подвергать обструкции и преследованию. Правильную политику и практику в отношении сектантских организаций может обеспечить высокая религиоведческая культура управленческого персонала на всех уровнях управления.

На общую ситуацию влияют не только внутренние особенности секты. Дело также в самой молодежи. Исследования показывают, что далеко не все молодые люди потенциально способны уйти в секту или, однажды попав в нее, оставаться там долгое время. Более 95% всей уходящей в секту молодежи, пробыв в ней непродолжительное время, благополучно возвращается в мир. При этом 94% уходят из секты без помощи сектоведа, необходимой лишь в особо тяжелых случаях.

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сектантская организация является универсальной моделью, противостоящей системе, принятой в обществе. Весьма примечательным является тот факт, что подобные антисистемы никогда не распадаются сами, но требуют полной ликвидации извне, при этом срок существования подобных организации может исчисляться десятками и даже сотнями лет.

Вербовка в секты молодых граждан  имеет место быть только в том случае, если их целью является свержение власти. На практике формирование таких сект происходит крайне редко, чаще этим занимаются лидеры различных субкультур. Целью создания и существования сект в большинстве случаев является обогащение руководителей секты за счет капиталовложений адептов, а также достижения карьерных или политических амбиций, как правило, на местном уровне. Это обусловлено тайной деятельностью сектантских течений.

Было установлено, что попаданию в секты больше подвержены холерики и меланхолики. Намного реже флегматики и сангвиники. Так как первые являются более замкнутыми и зажатыми в себе, и их чувствами проще манипулировать.

Современные секты эффективно используют негативные факторы развития государства и спекулируют на этом. Под их влиянием психика человека переживает деформацию личностного восприятия внешнего мира и общества. Молодежь еще не накопила достаточно жизненного опыта для того, чтобы противостоять негативному влиянию на них деструктивных вероучений, и находится в поиске своего «Я», своей мировоззренческой позиции и осознание своего места в обществе. Последствия влияния разного рода сектантских организаций на образ жизни, поведение, психику подростков:

1) Резкое изменение привычного поведения;

2) Изменение лексического наполнения речи;

3) Снижение интереса к предыдущим увлечениям;

4) Снижения уровня коммуникабельности, значительное увеличение карманных расходов.

На данный момент особенно эффективным способом борьбы с сектами является создание и установление общей государственной идеологии. На настоящий момент государству и обществу необходимо осуществлять деятельность, позволяющую сделать досуг молодежи глубоким и разнообразным содержанием.  Необходима деятельность, которая поможет молодым людям выработать приемы психологической защиты от манипулятивного влияния, методы психофизиологической саморегуляции, преодоления стрессов, способности к критической оценке навязываемых взглядов. Только нравственно-духовное укрепление личности способно уберечь ее от попадания под влияние сектантских течений. Необходимо прививать духовные ценности с детства, для защиты молодого поколения от влияния на их психику со стороны сектантских движений, ведь именно молодежь является будущим России, и их психическая устойчивость к внешним воздействиям крайне важна, для дальнейшего развития независимого государства с высоким уровнем жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Характерные признаки секты//Азбука.ру[Электрон. ресурс] – Режим доступа:http://azbyka.ru/xarakternye-priznaki-sekty.– Загл. с экрана (дата обращения: 05.01.2016).

2. Секта//Википедия [Электрон.ресурс] – Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/Секта.– Загл. с экрана (дата обращения: 05.01.2016).

3.7 самых опасно-распространенных сект//Журнал Пробуждение [Электрон.ресурс] – Режим доступа:http://waking-up.org/religii-mira/7-samyih-opasno-rasprostranennyih-sekt/. – Загл. с экрана (дата обращения: 05.01.2016).

4.Влияние сектантских организаций на молодежь// Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электрон.ресурс] – Режим доступа:http://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2015/08/06/vliyanie-sektantskih-organizatsiy-na-molodyozh. – Загл. с экрана (дата обращения: 05.01.2016).

5.А.В.Белов «Секты, сектантство,сектанты»

     6.Секты и молодежь//Миссионерско-апологетический проект «К истине» [Электрон.ресурс] – Режим доступа: http://www.k-istine.ru/sects/sects_martinovich-02.htm. – Загл. с экрана (дата обращения: 06.01.2016).

7.Проблемы социальной работы с молодежью//Библиофонд Электрон.ресурс] – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=699109. – Загл. с экрана (дата обращения: 06.01.2016).

8. Богданова О.А. Нетрадиционные религиозные движения в современной России: истоки и смысл//Гуманитарные и социально-экономические науки. 2000. № 2.

9.Секты и молодежь//Миссионерско-апологетический проект «К истине» [Электрон.ресурс] – Режим доступа: http://www.k-istine.ru/sects/sects_martinovich-02.htm. – Загл. с экрана (дата обращения: 06.01.2016).

     10.А.Прозоров « Как спасти ребенка от секты».

11.Влияние сектантских организаций на молодежь// Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электрон.ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2015/08/06/vliyanie-sektantskih-organizatsiy-na-molodyozh. – Загл. с экрана (дата обращения: 06.01.2016).

12. А. Тимченко, В. Шапар. Психология сект.

13. Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарная секта. 2012г.

14. Лири Т., Стюарт М. Технология изменения сознания в деступтивных культах.

15.Хассен С. Освобождение от психологического насилия.

Информация о файле
Название файла Понятие и виды сектантских течений, и их основные    признаки. от пользователя marina011281
Дата добавления 10.5.2020, 18:55
Дата обновления 10.5.2020, 18:55
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 67.44 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 432
Скачиваний 73
Оценить файл