В Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина в 2024 году в рамках госзаданий Минпросвещения России реализовали четыре научно-исследовательские работы прикладного характера. Тематика НИР, связанная с подготовкой и профессиональным развитием педагогов, стала одним из ключевых направлений, с которым вуз вошел в качестве кандидата в программу академического стратегического лидерства университетов «Приоритет 2030». Об этом федеральному порталу «Российское образование» рассказал ректор учебного заведения Виктор Сдобняков.
Так, в рамках проекта «Модель подготовки учителя физики к обучению учащихся в системе предпрофильного и предпрофессионального инженерного образования» учеными вуза был разработан уникальный подход, суть которого заключалась в том, что изучение этой области науки у будущих педагогов начинается не с теории, а с погружения в решение инженерных задач, служащих для описания и понимания законов физики и математики.
«Ценность данного подхода для педагогических вузов состоит в расширении возможностей для выявления и воспитания педагогических кадров, высокомотивированных к обеспечению технологического и мировоззренческого суверенитета РФ. Таким образом, будет обеспечен приток в систему образования учителей физики, обладающих инженерным мышлением и компетентных в области организации инженерного образования для школьников. Привлечение организаций и предприятий реального сектора экономики к подготовке таких педагогов повышает степень вовлеченности молодежи в производственные процессы и влияет на рост интереса учащихся к инженерным профессиям», – отметил Виктор Сдобняков.
По его словам, логичным продолжением обозначенной тематики стало выполнение НИР, связанной с методологией проектирования единой системы научно-методического сопровождения учителей технологического профиля (физика, информатика, технология) в условиях непрерывного образования.
В рамках реализации исследования создан системно-дидактический комплекс подготовки проектных и региональных обучающих команд, выявлена типология практик технологического образования школьников с учетом территориально-региональной специфики, а также разработана концепция единой системы научно-методического сопровождения учителей технологического профиля.
«Проводимые научными коллективами Мининского университета исследования также способствуют решению задач государственной политики по формированию кадрового резерва специалистов в области воспитания, повышения качества воспитательной деятельности в образовательных организациях. Так, нашими учеными была реализована НИР по теме, связанной с проектированием интегративной модели персонализированных траекторий и оценкой эффективности воспитательной деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в условиях наставничества», – сказал Виктор Сдобняков.
Он подчеркнул, что результатом исследования стали программно-методические материалы, в их числе учебные пособия, методические и практические рекомендации, рабочие тетради, программы дополнительного профессионального образования для советников директоров по воспитанию.
«Результаты проекта были апробированы в восьми субъектах РФ, получен позитивный отклик профессионального сообщества, позволивший их использовать в практике работы советников директоров по воспитанию, администрации образовательных организаций, муниципальных координаторов и специалистов региональных ресурсных центров по реализации Всероссийского проекта «Навигаторы детства», преподавателей педагогических вузов», – указал ректор.
Он также обратил внимание, что не менее важной задачей ученых Мининского университета является популяризация русского языка за рубежом. Вуз на протяжении нескольких лет успешно реализует научно-исследовательские проекты в Индии.
«В 2024 году при поддержке Минпросвещения России была реализована НИР «Проектирование модели организационно-методического сопровождения обучения русскому языку в культурно-языковом пространстве Республики Индия», по итогам которой разработаны и обоснованы теоретико-методологические основы проектирования концептуальной модели организационно-методического сопровождения обучения русскому языку в культурно-языковом пространстве этой республики. Делегация нашего университета в Индии провела обучение 700 человек», – пояснил Виктор Сдобняков.
Он отметил, что просветительские, научные и культурные мероприятия с участием преподавателей, аспирантов, студентов и школьников Индии позволили как углубить знания тех индийцев, которые уже осваивают русский язык, так и вовлечь в изучение нашей культуры, традиций и языка других жителей этого государства.
Кроме того, особое внимание уделялось подготовке педагогических кадров в области русского языка как иностранного, их методического и научно-исследовательского сопровождения.
«Также в рамках НИР была подготовлена монография «Образовательные маршруты (опыт проектирования модели организационно-методического сопровождения обучения русскому языку в инокультурном языковом пространстве Республики Индия)», в которой представлена модель организационно-методического сопровождения обучения русскому языку в Индии. Важным мероприятием, направленным на формирование и укрепление интереса к нашей стране, стал фестиваль «Россия в звуках и образах», проведенный преподавателями и студентами Мининского университета в школе им. Германа Гмайнера (г. Бхимтал, штат Уттаракханд). Индийские школьники и их родители познакомились с русскими песнями, танцами, приняли участие в хороводе и попробовали играть на традиционных музыкальных инструментах», – рассказал ректор.
Он также отметил, что во все исследовательские проекты вовлекаются молодые ученые и аспиранты университета. Они получают уникальный опыт работы в научных коллективах и впоследствии успешно защищают кандидатские диссертации.
«На базе университета действуют три диссертационных совета: по методологии и технологии профессионального образования; по педагогической психологии; по философской антропологии, философии культуры, что обеспечивает приток молодых ученых, в том числе и из других регионов. Запущена программа поддержки молодых ученых, обеспечивающая непрерывное развитие научного кадрового потенциала университета, преемственность между поколениями исследователей, научное кураторство из числа ведущих ученых РАО, а также работают программы поддержки защиты кандидатских и докторских диссертаций», – заключил Виктор Сдобняков.
Источник: edu.ru