МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Московской области «Люберецкий техникум имени Героя Советского Союза летчика-космонавта Ю.А. Гагарина»
РЕФЕРАТ
на тему: «Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на трамвайно-троллейбусном транспорте»
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
Студент учебной группы № 23
Синченко Данила Александрович
г. Люберцы
2020 год
Содержание
• Введение……………………………………………………………… 3 стр
• Основная часть………………………………………………………. 5 стр
• Заключение…………………………………………………………… 7 стр
• Литература…………………………………………………………… 8 стр
Введение
Одной из важнейших составляющих общей безопасности в мире является пожарная безопасность. Под ней понимают такое состояние объекта, при котором минимизируется вероятность возникновения пожара, а в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей опасных факторов пожара и обеспечивается защита материальных ценностей. Под объектом здесь понимается здание и сооружение (независимо от назначения), наружная установка, транспортное средство, места открытого хранения материалов, в пределах которых возможно присутствие людей и (или) материальных ценностей с учетом технологических процессов, оборудования, изделий.
Пожарная безопасность должна обеспечиваться системами предотвращения пожаров и противопожарной защиты.
Первая состоит из комплекса организационных мероприятий и технических средств, направленных на исключение возможности возникновения пожара.
Вторая включает в себя комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничение материального ущерба от него.
Все транспортные пути всегда опасны из-за движущихся по ним ТС. Опасны также остановки городского наземного транспорта, особенно во время посадки. При постоянном дефиците городского транспорта в часы пик возможно огромное скопление пассажиров на остановках, что чревато травмами. Но наибольшую опасность представляет перевозка на всех видах транспорта опасных грузов.
В последние годы все чаще объектом возгорания становятся автотранспорт. Гораздо страшнее, когда транспорт общественный:
Троллейбус - безрельсовое механическое транспортное средство с электрическим приводом, получающее электрический ток от внешнего источника питания через контактную сеть с помощью штангового токоприёмника.
Трамвай - вид уличного рельсового общественного транспорта для перевозки пассажиров по заданным маршруту.
В этих случаях речь идет не столько о материальных потерях — опасности подвергаются здоровье и жизнь многих людей. Единственно возможный способ избежать трагических последствий возгорания — максимально быстро ликвидировать его источник. Современные технологии пожаротушения автомобилей позволяют сделать это наиболее эффективно.
Причины пожаров на транспорте:
Согласно статистике, количество пожаров на общественном транспорте постоянно растет, а по тяжести последствии такие инциденты не уступают ДТП. Пожары на транспорте — вторые по частоте после пожаров в жилье в России.
Возгорания в автобусах, троллейбусах, трамваях, метро чаще всего возникают в силу особенностей конструкции транспорта и человеческого фактора, а именно:
- обилия горючих материалов в отделке салона,
- большого объема электрокабелей,
- неисправности электропроводки,
- нарушения требований к перевозке легковоспламеняющихся жидкостей и содержанию горючих материалов, и т. д.
За счет скорости движения транспортного средства к очагу возгорания поступает дополнительный кислород, что усиливает горение. Совокупность этих причин приводит к тому, что огонь распространяется по салону в считанные минуты. А справиться с ним с помощью огнетушителя зачастую невозможно из-за силы пламени и возгораний в труднодоступных местах.
Основная часть
Особенности организации разведки
Пользуясь планом тушения пожара или карточкой тушения пожара, руководитель
тушения пожара еще в пути следования может восстановить в памяти планировку гаража
и с прибытием на место организовать разведку пожара. Основная задача пожарных
подразделений по прибытию на пожар в гараж состоит в том, чтобы в первую
очередь обеспечить сохранность подвижного состава, основной материальной
ценности.
В зависимости от внешних признаков и информации встречающих лиц, РТП принимает решение о первоначальной расстановке сил и средств и организации разведки пожара.
Поэтому разведкой, наряду с другими сведениями устанавливают:
– место пожара, его размеры, направление распространения;
– число единиц подвижного состава, которым угрожает огонь,
их состояние (на ходу, в ремонте и т.д.);
– расположение горящих машин внутри помещения, возможность эвакуации или защиты, наличие обслуживающего
персонала и возможность его использования для эвакуации;
– характер покрытия и угрозу его обрушения;
– необходимость вызова дополнительных сил и средств.
Действия по тушению пожаров в троллейбусных парках
Действия первого РТП по прибытию на пожар в троллейбусный парк, в принципе
такие же, как при пожаре в гараже. Существенной особенностью является только
организация эвакуации троллейбусов. Горящий троллейбус может, быть эвакуирован
при помощи впереди или сзади стоящего тягача, путем передней или задней
буксировки.
К эвакуации троллейбусов РТП привлекает дежурных водителей. При невозможности
быстро эвакуировать горящий троллейбус, РТП обязан потребовать от дежурного
технического персонала обесточить подвесные линии и только после этого ввести
водяные струи для тушения пожара. Пожарные работники не имеют права
самостоятельно отключать электроэнергию в сети, по которой подается ток к
подвижному составу. В исключительных случаях, когда быстро обесточить сеть
невозможно, для тушения горящих конструкций парка применяются струи
воздушно-механической пены.
Тушение горящего троллейбуса, находящегося на линии, можно начинать только
тогда, когда будет отключен токоприемник (бугель) от проводов. Загоревшиеся
электромоторы необходимо тушить углекислотными огнетушителями и
воздушно-механической пеной через крышки люков, расположенные в полу
троллейбуса.
Охрана труда при тушении пожаров и проведение АСР при ликвидации ЧС в
гаражах, автобусных и троллейбусных парках.
При тушении пожаров в гаражах, депо необходимо работать только в СИЗОД. При
этом наблюдая за поведением конструкций (капитальных стен, колонн и т.д.). При
критических ситуациях немедленно выходить на улицу на безопасное место.
При тушении разлитого топлива и высокой температуре работать только в
теплоотражательных костюмах.
При работе на высоте в обязательном порядке необходима страховка личного
состава от падения с высоты.
Во избежание поражения электрическим током разрешается тушить пожар в
троллейбусном парке только при письменном подтверждении об отключении
электроэнергии.
Требования ППБ к гаражам, автобусным и троллейбусным паркам.
В помещениях, под навесами и на открытых площадках хранения транспорта
запрещается:
1) устанавливать транспортные средства в количестве, превышающем норму,
нарушать план их расстановки, уменьшать расстояние между автомобилями;
2) загромождать выездные ворота и проезды;
3) производить кузнечные, термические, сварочные, малярные и деревообделочные
работы, а также промывку деталей с использованием ЛВЖ и ГЖ;
4) держать транспортные средства с открытыми горловинами топливных баков, а
также при наличии течи горючего и масла;
5) заправлять транспортные средства горючими материалами и сливать из них
топливо;
6) хранить тару из-под горючего, а также горючее и масла (кроме гаражей
индивидуального транспорта);
7) подзаряжать аккумуляторы непосредственно на транспортных средствах;
8) подогревать двигатели открытым огнем (костры, факелы, паяльные лампы),
пользоваться открытыми источниками огня для освещения;
9) устанавливать на общих стоянках транспортные средства для перевозки ЛВЖ и
ГЖ, а также ГГ.
В гаражах индивидуального пользования дополнительно не разрешается хранить
мебель, предметы домашнего обихода из горючих материалов и т. п., а также запас
топлива более 20 л. и масла 5 л.
Заключение:
Динамичные и радикальные перемены на транспорте, ускоренное внедрение в
практику научно-технических достижений, усложнение инфраструктуры пока еще в
большинстве случаев опережают уровень противопожарной защиты и вызывают
увеличение количества пожаров и наносимого ими ущерба. Сегодня даже самая
развитая экономика ощущает серьезный ущерб от пожаров.
Пожары на транспорте отличаются сложностью в организации действий по тушению
пожаров подразделений пожарной охраны, обусловленной задержкой введения
огнетушащих веществ до выяснения физико-химических свойств грузов и т.д.
Сложность эта заключается в том, что в гаражах всегда организуется хранение
ГСМ, что несет в себе большую пожарную нагрузку. Также осложняет обстановку
наличие ремонтируемой техники, которую практически невозможно эвакуировать, а
подвижной состав расположен очень близко друг к другу, к тому же почти всегда с
полными бензобаками. Пожары в гаражных депо сопровождаются большим дымом и
тепловыделением, что в свою очередь может привести к обрушению кровли, а это
значительно увеличивает время ликвидации пожара.
Долгие годы считалось, что виновниками пожаров на транспорте являются люди:
главным образом пассажиры и те должностные лица, которые выполняют функции
контроля. А истинные виновники, не обеспечившие конструктивную защиту от технических
причин пожара, оставались в тени. Отсутствие должной нормативной базы позволяло
заказчику и конструкторам добиваться дешевизны стоимости машин или агрегата за
счет игнорирования противопожарных мероприятий. Вот почему сегодня огромный
парк находящихся в эксплуатации различного вида пассажирского транспорта не
имеют конструкционной противопожарной защиты.
Изменения организационно-правовых форм служб и подразделений разных видов
транспорта в последние годы создают предпосылки для совершенствования существующих
и разработки новых современных средств противопожарной защиты, оснащения ими
различного вида транспорта. Кроме того, непременным условием гарантий качества
противопожарной защиты объектов транспорта, должна стать система сертификации
поставщиков комплектующих агрегатов и исполнителей работ.
Из написанной работы можно сделать вывод, что гаражи, автобусные и
троллейбусные парки, являются сложными объектами для тушения пожаров.
Литература:
1. Федеральный закон № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности».
2. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях
пожарной безопасности».
3. Приказ МЧС России №156 от 31.03.2011г. «Об утверждении порядка тушения пожаров
подразделениями пожарной охраны».
4. Приказ МЧС России № 240 от 5. 05.2008 г. «Об утверждении порядка привлечения сил и
средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения
пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».
5. Приказ МЧС России № 630 от 31.12.2002г. «Об утверждении правил по охране труда в
подразделениях ГПС МЧС России».
6. Организационно – методические указания по тактической подготовке
начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России. – М.,
ГПС МЧС России 2007. – 45 с.
7. Наумов А.В. Сборник задач по основам тактики тушения пожаров: учебное
пособие / А.В. Наумов, Ю.П. Самохвалов, А.О. Семенов; под общ. ред. М.М.
Верзилина. – Иваново: ИвИ ГПС МЧС России, 2008. – 185 с.
8. В.В. Теребнев Справочник руководителя тушения пожара. Тактические возможности
пожарных подразделений – М.: Изд. «Пож. Книга», 2004. – 248
9. В.В. Теребнёв, А.В. Подгрушный Пожарная тактика. – Екатеринбург: Изд. «Дом
Калан» 2007. – 538с.
10. В.В. Теребнев, А.В. Теребнев Управление силами и средствами на пожаре. М.:
Академия ГПС МЧС России, 2003. – 260 с.
11. Плеханов В.И. Организация работы тыла на пожаре. – М.: Стройиздат, 1987 -
128 С.
12. Интернет.