Федеральное агенство морского речного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учереждение высшего образования
“Волжский государственный университет водного транспорта”
Нижегородское речное училище имени И.П. Кулибина
Курсовая работа
Расчетно-пояснительная записка
Тема: Термодинамический расчет двигателя 6ЧРН 36/45
Специальность 180405.51-Эксплуатация судовых энергетических установок
Выполнил: Разживин Дмитрий Валерьевич
Группа: 41 СМ
Руководитель: Мошкин Михаил Венедиктович
Нижний Новгород
2015
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЯ
Вариант № 40
Величина |
|
1. Марка двигателя |
6ЧРН 36/45 |
2. Номинальная мощность Ne, кВт |
736 |
3. Номинальная частота вращения n, об/мин |
350 |
4. Удельный расход ДТ gе, 2/кВт*час |
214 |
5. Масса поршня Mп, кг |
160 |
6. Масса шатуна Mш, кг |
157 |
7. Степень сжатия ε |
11,5 |
8. Среднее эффективное давление Pе, Мпа |
0,917 |
9. Давление конца сжатия Pс, Мпа |
4,1 |
10.Давление конца сгорания Pz, Мпа |
6,62 |
11. Длина шатуна L, мм |
950 |
12. Диаметр тарелки впускного клапана d, м |
0,136 |
13. Количество впускных клапанов |
1 |
14. Давление наддува PН, Мпа |
0,145 |
15. Температура остаточных газов TГ, К |
623 |
16. Коэффициент избытка воздуха α |
2,0 |
17. Низшая теплота сгорания топлива QН, кДж/кг |
42000 |
18. Полный объём цилиндра в масштабе Va, мм |
200 |
19. Масштаб давлений 100Кпа, мм |
2,5 |
-1-
Содержание:
Технические данные дизеля: Страница:
1. Ведение
2
2. Краткая характеристика дизеля 3
3. Расчет параметров рабочего цикла, 5
построение индикаторной диаграммы
расчетного цикла.
4. Построение диаграммы сил, действующих 15
в кривошипно-шатунном механизме.
5. Заключение. 22
6. Список использованной литературы. 23
-2-
1. Введение:
Курсовой проект включает в себя расчет рабочего цикла дизеля.
Расчёт носит характер проверочного, с целью проверки соответствия паспортной мощности с расчетной.
-3-
2. Краткая характеристика дизеля 6ЧРН 36/45
Двигатель 6ЧРН 36/45 - судовой бескомпрессорный, четырёхтактный с газотурбинным наддувом, простого действия, тронковый с вертикальным рядным расположением шести цилиндров. Данный тип двигателя используют в качестве главных на крупных речных теплоходах.
Основные детали остова дизеля — фундаментная рама к блок цилиндров—стянуты между собой анкерными связями, которые проходят от низа рамы до верхней плоскости блока.Блок имеет вставные втулки, на которые опираются крышки цилиндров. В крышках размещено по одному впускному и выпускному клапану, пусковой и предохранительно-декомпрессионный клапаны и форсунка.
Коренные подшипники имеют взаимозаменяемые, тонкостенные вкладыши, залитые баббитом. Крышки коренных подшипников к фундаментной раме крепятся анкерными шпильками.
Шатунные подшипники стальные, тонкостенные, с антифрикционным алюминиевым сплавом. Крышка нижней головки шатуна крепится четырьмя болтами. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка.
Поршень чугунный, охлаждается маслом, которое поступает из циркуляционной системы смазки. Поршневой палец плавающего типа.
Масляный, водяной и топливоподкачивающий насосы приводятся от шестерни коленчатого вала. Привод распределительного вала осуществляется через систему цилиндрических шестерен.
Распределительный вал управляет работой впускных клапанов и топливных насосов и в то же время приводит регулятор скорости, распределитель воздуха и тахометр. Кулачки впускных клапанов и топливных насосов съемные. Кулачки топливных насосов можно поворачивать вокруг оси для регулирования момента подачи топлива в цилиндры.
Топливная система включает в себя расходный топливный бак с приемным фильтром, промежуточный сетчатый фильтр, два фильтра тонкой очистки, шестеренчатый топливоподкачивающий насос,
-4-
топливные плунжерные насосы золотникового типа — по одному на цилиндр и форсунки. Фильтры промежуточный и тонкой очистки — двухсекционные. Их можно чистить без остановки дизеля. Система смазки у дизелей циркуляционная. Масло в систему подает шестеренчатый насос.
Система охлаждения дизелей замкнутая, двух-контурная. Во внутреннем контуре с центробежным насосом, приводимым от коленчатого вала, циркулирует пресная вода, которая охлаждается в охладителе трубчатого типа. Воду внешнего контура через охладитель прокачивает электроприводный автономный насос. У судовых дизелей насос забортной воды навешен на дизель и приводится от демпферной шестерни коленчатого вала.
-5-
3. Расчет параметров рабочего цикла.
3.1. Процесс наполнения:
Давление и температуру окружающей среды согласно ГОСТу 4393-74 принимаем:
Давление в конце наполнения рассчитываем по формуле для двигателей с наддувом:
Ра = РН - ∆Ра = РН –(δН * Рн)= РН * (1 – δН)
Где:
РН – давление наддува, Мпа(см.ТДД)
РН =0,145 – относительная потеря давления у двигателя с наддувом
Ра = 0,145 * 0,925 = 0,13 Мпа
Температура воздуха в конце наполнения:
=0,03
– коэффициент остаточных газов
ТГ – температура остаточных газов (см. ТДД), (К)
Т0 – температура окружающей среды, (К)
РН – давление наддува (см. ТДД), Мпа
Р0 – давление окружающей среды, Мпа
КТК = 1,9 – коэффициент политропы сжатия
-6-
(К)
Тн – температура воздуха за центробежным компрессором.
3.2. Процесс сжатия:
Температура конца сжатия:
=364*
(11,5)0,413=998(K)
Где:
Ta – температура в конце наполнения (К) (см. расчет)
-
степень сжатия (см. ТДД)
n1- показатель политропы сжатия
Pa – давление конца наполнения (начало сжатия) (см. ТДД),МПа
Pc - давление конца сжатия (см. ТДД),Мпа
3.3. Процесс сгорания:
Определим максимальную температуру сгорания Tz используя уравнение сгорания:
Где:
–
коэффициент молекулярного изменения
–
количество газов в начале сгорания
-7-
α- М2 = М1 + 0,03 – количество газов в конце сгорания
коэффициент избытка воздуха (см. ТДД)
–
средняя молярная изобарная теплоёмкость продуктов сгорания
степень
повышения давления
Ж = 0,85
QH – низшая теплота сгорания топлива, кДж/кг (см.ТДД)
QH = 42000
М1 = 0,5 * 2,0 * (1 + 0,03)= 1,03
М2 = 1,03 + 0,03= 1,06
Подставляем величины в уравнение:
-8-
Раскрываем скобки и приводим это уравнение к квадратному уравнению вида:
(29,16 + 324 * 10-5 * Tz) * Tz – 25412 –40568= 0
Корень квадратного уравнения вида определяется
по формуле:
3.4. Процесс расширения:
Определяем степень предварительного расширения:
Определяем степень последующего расширения:
Температура в конце расширения:
-
показатель политропы расширения
-
выбираем по графику:
по
конкретным значениям
-9-
Для данного варианта:
Давление в конце расширения:
3.5. Построение индикаторной диаграммы расчетного цикла.
3.5.1. Выбор масштаба построения диаграммы задаем:
Va=200 ;
3.5.2. Находим отрезки объёмов:
Отрезок, соответствующий объёму камеры сгорания:
Отрезок, соответствующий рабочему объёму в конце сгорания:
мм
Отрезок, соответствующий рабочему объёму цилиндра:
3.5.3. Находим отрезки давлений:
Масштаб давлений задан в 100кПа = 1,5мм , 1Мпа = 15мм
Отрезок, соответствующий давлению впуска:
Отрезок, соответствующий давлению конца сжатия:
Отрезок, соответствующий давлению конца сгорания:
-10-
Отрезок, соответствующий давлению конца расширения:
Определяем аналитически 10 точек политропы сжатия. Задаемся отношением:
10;
6,67; 5; 3,33; 2,5; 2; 1,67; 1,43; 1,25; 1,11.
Давление масштабе на линии политропы сжатия определяем по уравнению:
показатель
политропы сжатия.
3.5.4. Определяем аналитически 9 точек политропы расширения:
Задаемся отношением:
1,5;
2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9.
Давление масштабе на линии политропы расширения определяем по уравнению:
показатель
политропы расширения расчетов сводим в таблицы №1 и №2
-11-
Таблицы №1 и №2
Политропа сжатия |
Политропа расширения |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
10 |
25,88 |
78 |
1,5 |
33 |
1,63 |
102 |
30 |
6,67 |
14,6 |
44 |
2 |
44 |
2,3 |
72 |
40 |
5 |
9,71 |
29 |
3 |
66 |
3,76 |
44 |
60 |
3,33 |
5,47 |
16 |
4 |
88 |
5,32 |
31 |
80 |
2,5 |
3,64 |
11 |
5 |
110 |
6,96 |
24 |
100 |
2 |
2,66 |
8 |
6 |
132 |
8,67 |
19 |
120 |
1,67 |
2,06 |
6 |
7 |
154 |
10,45 |
16 |
140 |
1,43 |
1,65 |
5 |
8 |
176 |
12,27 |
14 |
160 |
1,25 |
1,37 |
4 |
9 |
198 |
14,15 |
12 |
180 |
1,11 |
1,16 |
3 |
-12-
3.5.5. Определение среднего индикаторного давления:
Среднее индикаторное давление определяем
по формуле:
Все входящие в эту формулу величины известны из
предыдущего расчета цикла( в
кПа).
3.5.6. Определение индикаторной мощности двигателя:
Где:
–
среднее индикаторное давление (кПа)
–
площадь поршня (м2)
D – диаметр поршня (м)
S – ход поршня (м)
n- частота вращения коленчатаго вала (об/мин)
Z – число цилиндров
k- коэффициент тактности ( к=2 )
-13-
3.5.7. Определение механического К.П.Д.:
(см.
ТДД), кВт
(см.
расчет), кВт
3.5.8. Определение среднего эффективного
давления (кПа):
3.5.9. Определение эффективной мощности:
кВт
Расхождение с
из
ТДД должен быть не более 5%
Погрешность 0,4%
3.6. Определение литровой, поршневой мощностей, эффективного К.П.Д.
3.6.1. Определение литровой мощности дизеля:
/л)
Где:
-
литровая мощность, кВт/л
Z – число цилиндров
-эффективная
мощность, кВт
D – диаметр втулки цилиндров, дм
-14-
S – ход поршня, дм
(л)
кВт/л)
3.6.2. Определение поршневой мощности дизеля:
Где:
–
площадь поршня
D – диаметр поршня(в данном расчете принимаем по диаметру втулки цилиндра), дм
кВт/дм2
3.6.3. Определение индикаторного К.П.Д.:
- (см.
расчет), кВТ
-
г/кВт*час и
-
кДж/кг - (см. ТДД)
–
часовой расход топлива, кг/час
-
эффективная мощность дизеля, кВт (см.ТДД)
3.6.4. Определение эффективного К.П.Д.:
-15-
4.Построение диаграмм сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме.
4.1.Построение диаграммы сил инерции.
4.1.1.Определим массу поступательно
движущихся частей :
Где:
-
масса поршня, кг
-
масса шатуна, кг
к – коэффициент. Для его определения найдем среднюю
скорость поршня ,
м/с
S –ход поршня, м
n- номинальная частота вращения коленвала, об/мин
Используя технические данные дизеля имеем:
(м/с)
По средней скорости поршня двигатель классифицируется как двигатель тихоходный. Для него к=0,4.
222,8
(кг)
Для построения диаграммы сил инерции поступательно движущихся масс необходимо определить ординаты сил инерции в мертвых точках.
Для ВМТ:
Где:
-
масса поступательно движущихся частей, кг
-16-
– радиус
кривошипа
S – ход поршня, м
-
угловая скорость коленвала, рад/сек
n- номинальная частота вращения, об/мин
–
коэффициент
L – длина шатуна, м
- площадь поршня, м2
D – диаметр цилиндра, м
М – масштаб давлений в 100кПа, мм
(м)
L= 0,95 (м)
(1/сек)
(м2)
М=2,5
Для НМТ
-17-
Высота вспомогательного отрезка ЕК:
Длина отрезка АВ диаграммы в масштабе равна длине диаграммы цикла:
Диаграмму сил инерций строим графическим способом Толле.
4.2.Построение диаграммы движущихся сил и диаграммы касательных усилий одного цилиндра.
4.2.1. Построение диаграммы движущихся сил:
1. Сначала строим развернутую диаграмму расчетного цикла в осях PV,проводим отрезок MN=4AB
2. На втором отрезке АВ(такт сжатия) строим политропу сжатия.
3. На третьем отрезке АВ(такт расширения) строим политропу расширения.
4. На четвертом отрезке АВ(такт впуска) наносим линию впуска.
5. Совместим с развернутой диаграммой расчетного цикла диаграмму сил инерции, отнесённой к площади поршня.
6. Каждый отрезок АВ принимаем за диаметр полуокружности с центром в точках О.
9. Определяем поправки Бригса :
-18-
Отрезок отложим
от точки О: вправо от точки О для первого и третьего цилиндра; влево от точки О
для второго и четвертого цилиндров.
10.
Из
точки ,
транспортиром, через каждые
проводим
лучи до пересечения с полуокружностями.
11. Из точек пересечений лучей с полуокружностями проводим вертикали вверх к развёрнутой индикаторной диаграмме и вниз к диаграмме касательной силы одного цилиндра.
12.
Замеряем
(мм),
длину вертикального отрезка между кривой сил инерций и сил давления газов( 3
столбец таблицы №3)
13.
Затем
строим диаграмму касательной одного цилиндра в
зависимости от угла поворота кривошипа α.
(4
столбец таблицы №3) принимаем из справочной таблицы, как функцию от α и
λ. Сила
, округлить до целых(5 столбец таблицы №3).
14. Данные замеров и расчетов сводим в таблицу №3.
-19-
4.2.2. Построение диаграммы касательных усилий одного цилиндра:
Таблица №3.
Таблица подсчета ординат диаграммы касательной силы.
№ точки |
|
|
|
|
1 |
0 |
19 |
0,000 |
0 |
2 |
15 |
18 |
-0,3186 |
-6 |
3 |
30 |
15 |
-0,6038 |
-9 |
4 |
45 |
10 |
-0,8280 |
-8 |
5 |
60 |
5 |
-0,9714 |
-5 |
6 |
75 |
3 |
1,0271 |
3 |
7 |
90 |
5 |
1,000 |
5 |
8 |
105 |
8 |
0,9047 |
7 |
9 |
120 |
12 |
0,7604 |
9 |
10 |
135 |
15 |
0,5862 |
8 |
11 |
150 |
15 |
0,3962 |
6 |
12 |
165 |
16 |
0,1992 |
3 |
13 |
180 |
16 |
0,000 |
0 |
14 |
195 |
16 |
-0,1992 |
-3 |
15 |
210 |
16 |
-0,3962 |
-6 |
16 |
225 |
16 |
-0,5862 |
-9 |
17 |
240 |
14 |
-0,7604 |
-11 |
18 |
255 |
12 |
-0,9047 |
-11 |
19 |
270 |
10 |
-1,000 |
-10 |
20 |
285 |
7 |
-1,0271 |
-7 |
21 |
300 |
5 |
-0,9714 |
-5 |
22 |
315 |
8 |
-0,8280 |
-7 |
-20-
23 |
330 |
22 |
-0,6038 |
-13 |
24 |
345 |
56 |
-0,3186 |
-18 |
25 |
360 |
80 |
0,000 |
0 |
26 |
375 |
152 |
0,3186 |
49 |
27 |
390 |
87 |
0,6038 |
53 |
28 |
405 |
48 |
0,8280 |
40 |
29 |
420 |
32 |
0,9714 |
31 |
30 |
435 |
26 |
1,0271 |
27 |
31 |
450 |
25 |
1,000 |
25 |
32 |
465 |
24 |
0,9047 |
22 |
33 |
480 |
24 |
0,7604 |
18 |
34 |
495 |
25 |
0,5862 |
15 |
35 |
510 |
25 |
0,3962 |
10 |
36 |
525 |
25 |
0,1992 |
5 |
37 |
540 |
16 |
0,000 |
0 |
38 |
555 |
16 |
-0,1992 |
-3 |
39 |
570 |
16 |
-0,3962 |
-6 |
40 |
585 |
16 |
-0,5862 |
-9 |
41 |
600 |
15 |
-0,7604 |
-12 |
42 |
615 |
14 |
-0,9047 |
-13 |
43 |
630 |
8 |
-1,000 |
-8 |
44 |
645 |
3 |
-1,0271 |
-3 |
45 |
660 |
5 |
0,9714 |
5 |
46 |
675 |
10 |
0,8280 |
8 |
47 |
690 |
15 |
0,6038 |
9 |
48 |
705 |
18 |
0,3186 |
6 |
49 |
720 |
19 |
0,000 |
0 |
-21-
4.3. Построение диаграммы суммарной касательной силы для всех цилиндров.
Слагаемые каждого столбца таблицы №4 складываются алгебраически с учетом знака. Определяем угол поворота коленвала между двумя последовательными вспышками топлива в разных цилиндрах φ:
Z – число цилиндров.
Таблица №4.
Определение ординат диаграммы суммарной касательной силы.
№ цилиндра |
№ точек |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
0 |
-6 |
-9 |
-8 |
-5 |
3 |
5 |
7 |
9 |
2 |
9 |
8 |
6 |
3 |
0 |
-3 |
-6 |
-9 |
-11 |
3 |
-11 |
-11 |
-10 |
-7 |
-5 |
-7 |
-13 |
-18 |
0 |
4 |
0 |
49 |
53 |
40 |
31 |
27 |
25 |
22 |
18 |
5 |
18 |
15 |
10 |
5 |
0 |
-3 |
-6 |
-9 |
-12 |
6 |
-12 |
-13 |
-8 |
-3 |
5 |
8 |
9 |
6 |
0 |
Σ |
4 |
42 |
42 |
30 |
26 |
25 |
14 |
-1 |
4 |
-22-
5.Заключение
Механический
КПД по расчету оказался в интервале, который достигнут у 4-х тактных дизелей с
наддувом т.к ,
это даёт основания полагать о отсутствии резерва мощности двигателя.
-23-
6.Список использованной литературы.
1. Гогин А.Ф. «Судовые дизели». Издательство «Транспорт» 1988г.
2. Кузовлёв В.А. «Техническая термодинамика и основы теплопередачи». Издательство «Высшая школа» 1983г.