Судовой ход и его навигационное оборудование

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Кафедра «Морские технологии»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Лоция внутренних водных путей»

На тему «Судовой ход и его навигационное оборудование»

Выполнил: курсант Абакумов Константин

Группа 1392

Проверил: Середнияк Б.Н.

Одесса – 2016

Министерство образования и науки Украины

Национальный университет «Одесская морская академия»

Факультет «Морские перевозки и технологии»

Кафедра «Морские технологии»

ЛИСТ ЗАДАНИЯ

Для курсовой работы по дисциплине «Лоция внутренних водных путей»

На тему «Судовой ход и его навигационное оборудование»

Получил: курсант Абакумов К.В.  группа 1392,   25.02.2016

Руководитель:   Катеруша В.И.                                             

УЧАСТОК:     р.  Дунай от 0 км до 100км (гирло Быстрое)

ТИП СУДНА:    Славутич

ПЕРИОД:          Март

Основные технико-экономические характеристики судов

Тип судна -                            Славутич

Класс регистра –                  М-СП

Водоизмещение –              4410 т

Грузоподъемность-             3600 т

Мощность –                         1300 кВт

Длина –                                 109 м

Ширина –                             18.22 м

Высота от ОП –                    12 м

Высота борта –                    4.0 м

Осадка в грузу –                  3.2 м

Осадка порожнем –           2,1 м

Расход топлива на ходу – 7,3

Скорость в грузу –              18 км/ч

Скорость порожнем –       21.56 км/ч

Общий упор в насадках  -   820

                                                                             Оглавление

Аннотация

Введение

Условия судоходства

Физико-географическое описание района плавания

Гидрографическое описание района плавания

Метеорологическое описание района плавания

Предварительная проработка

Навигационные пособия

СНО участка ВВП

Общие и местные правила плавания

Аннотация

В представленном курсовом проекте рассмотрен переход  по Дунаю, на участке 0-100 км.         Судно типа Славутич. Месяц- март. При подготовке к переходу выполняется подбор карт на переход, они выбираются из каталога карт и книг. Затем выполняется анализ гидрометеорологических и навигационно-гидрографических условий плавания. Также необходимо выбрать сведения о портах. При выборе наиболее выгодного пути  рассматривается несколько вариантов, проанализировав их, судоводитель выбирает какой-то один, наиболее подходящий для данного плавания. Как правило, судоводитель производит подъем карт в навигационном отношении. Для повышения предотвращения столкновений судов между собой или с какими-либо препятствиями судоводитель  делает план обсерваций, оценку навигационной безопасности и т.д. После проработки  строится графический план перехода.

                                                                    Введение

С развитием  международной торговли научно-технического прогресса возросла необходимость в обеспечении флота новыми судами количественное , а главное , качественное изменение состава флота ставит задачу более глубокого научного подхода к вопросам мореплавания.

Примерно 20-30 лет назад, когда скорость судов составляла преимущественно 8-12 узлов, а водоизмещение 3-15 тыс.т. можно было, при управлении судном ограничится приближенной в основном качественной оценкой таких элементов, как циркуляция, тормозной путь судна, увеличение осадки при движении на мелководье, снятие судов с мели. В настоящее время с развитием морского транспорта увеличилась скорость судна 17-25 узла, и водоизмещение несколько десятков тысяч тонн, в связи с этим для безопасности судов требуются качественное и достаточно точные данные.

В общей задаче обеспечения безопасности мореплавания, проблемы расхождения судов друг с другом занимает одно из главнейших мест.

Наиболее частый вид навигационных аварий это столкновение при расхождении судов.

Несмотря на некоторое снижение числа столкновений, убытки непрерывно возрастают из-за увеличения тоннажа судов и скоростей.

В связи с этим наиболее важным является навигационная подготовка к переходу: укомплектования судовой коллекции морскими картами, руководствами, пособиями; получение материалов для корректуры судовой коллекции, подбор навигационных морских карт, выбор маршрута, подготовка и проверка в работе технических средств навигации, проверку наличия информации о маневренных характеристиках судна.

1.   Условия судоходства

Физико-географический очерк

Бассейн реки Дунай пересечен двумя горными цепями, разделяющими его на три части. Первая горная цепь начинается от гор Высокий Тауэрн, у пика Грос-Глокнер высотой 3798 м и включает горы Низкий Тауэрн, Шнеберг, Ракс, Земмеринг, Лайта и соединяется через Малые Карпаты и Белые Карпаты с Западными Бескидами. Река Дунай прорывается через эту горную цепь у селения Девин, образуя так называемые Девинские Ворота. Вторая горная цепь начинается на Балканах и соединяется с Южными Карпатами. Через эту горную цепь река Дунай протекает на участке между Молдова-Веке и Турну-Северин по левому берегу и Винце и Костол по правому берегу, образуя проходы, называемые Железные Ворота.

Таким образом, начиная от высокогорных районов восточных склонов Шварцвальда и кончая низменностью у Чёрного моря, река Дунай пересекает различные ландшафтные зоны с ярко выраженным разнообразием природных условий.

По комплексу физико-географических и геологических признаков реку Дунай принято разделять на следующие три части: Верхний - от истоков до Гёнью, Средний - от Гёнью до выхода из Железных Ворот; Нижний - от Железных Ворот до устья.

Верхний Дунай (2783-1791 км) на большем своем протяжении течет в горной области, образованной слева Швабской и Франконской Юрой, Баварским и Чешским Лесом, а справа - Швабско-Баварским плоскогорьем и Предальпами Восточных Альп.

По характеру долины русла и водному режиму Верхний Дунай носит горный характер. Долина реки здесь преимущественно узкая и глубокая с крутыми живописными склонами; ниже города Пассау долина представляет чередование узких участков с широкими. Берега большей частью крутые; в пределах предальпийского плато русло врезано в мощные отложения аллювия, приносимого многоводными альпийскими притоками реки Дунай, наиболее значительными из которых являются Иллер, Лех, Изар, Инн, Траун, Энс.

Русло на большем своем протяжении извилисто, местами с крутыми излучинами, и на участках расширения оно имеет разветвленный и неустойчивый характер, изобилуя при этом большим количеством отмелей и перекатов. В целях улучшения условий плавания судов проведены работы по постройке параллельных дамб и траверсов, которые перекрывают второстепенные рукава, уменьшая раздробленность водного потока, а также по постройке струенаправляющих дамб (бун). Кроме того, на отдельных участках реки скалистые выступы, пороги и перекаты, создававшие препятствия для судоходства, устранены созданием гидросооружений Бад-Аббах -. 2401,72 км, Регенсбург - 2381,32 км, Гейслинг - 2354,30 км, Штраубинг - 2329,78 км, Кахлет - 2230,7 км, Йохенштейн - 2203,33 км, Ашах - 2162,67 км, Оттенсгейм - Вильхеринг - 2146,91/2146,73 км, Абвинден -Астен - 2119,63/2119,45 км, Вальзе - Миттеркирхен - 2095,62/2094,50 км, Ибс - Перзенбёйг - 2060,42 км, Мельк - 2038,16/2037,96 км, Альтенвёрт - 1980,40/1979,83 км, Грейфенштейн - 1949,23/1949,18 км, Фрёйденау - 1921,05 км).

Гидросооружение Габчиково построено на 8,15 км деривационного канала, который ответвляется от основного русла Дуная на 1853 км и входит в старое русло на 1811 км. (Ось гидрокомплекса соответствует 1819,15 км  Дуная.).

Ширина изменяется в относительно небольших пределах от 40 до 100 м на участке Кельхейм - Йохенштейн и от 130 до 420 м на участке Йохенштейн - Гёнью.

Глубины изменяются неравномерно, а на участках, где вследствие расширения долины реки и ёе русла образуются перекаты, они подвержены постоянным изменениям. Наименьшие глубины на нешлюзованных участках составляют при НСРУ 2,00 м, а на участках, где создан подпор - 2,7 - 2,8 м.

Скорость течения изменяется неравномерно и при средних уровнях воды составляет от 3,0 до 10,0 км/час.

От города Кельхейм вниз начинается регулярное движение судов, и в настоящее время этот город практически считается верхним начальным пунктом судоходства на реке Дунай.

Средний Дунай (1791-931 км) в основном течет по Большой Средне-Дунайской низменности и за исключением участков Вышеградских и Железных Ворот носит характер равнинной реки.

На равнинных участках долина реки Дунай широкая (5 - 20 км) с пойменными террасами, изрезанными лабиринтом второстепенных рукавов. Русло с низкими пологими берегами и преимущественно песчаным дном.

На участке прорыва реки через горы долина ее узкая (0,6 - 2,5 км), берега русла и склоны долины высокие, частично скалистые. Русло здесь имеет каменистое дно, а местами выступают пороги.

На большем своем протяжении русло Среднего Дуная извилисто, но протяженность прямолинейных участков и радиус кривизны излучин здесь значительно больше, чем на Верхнем Дунае. Русло имеет неустойчивый характер, разветвляясь на большое количество второстепенных рукавов, и изобилует отмелями и перекатами.

Для улучшения навигационных условий плавания в русле проведены работы по постройке параллельных дамб и траверсов и по постройке струенаправляющих бун (дамб). Эти работы выполнены преимущественно до селения Рогатин, а ниже, вследствие увеличения габаритов поперечного профиля реки, частично выполнены работы только по перекрытию поперечными дамбами входов в отдельные рукава, по укреплению берегов и по спрямлению крутых излучин прорезями.

Ширина русла на зарегулированных участках колеблется в небольших пределах, составляя 300 - 420 м, а там, где русло не зарегулировано, оно изменяется в больших пределах, составляя 400 - 2200 м. Наименьшая ширина русла в 210 м отмечается в ущелье Казаны (Железные Ворота).

Глубины на участке Среднего Дуная, вследствие неустойчивости русла, колеблются в больших пределах, а на перекатах подвержены постоянным изменениям. Минимальные глубины на перекатах при низких уровнях воды в среднем изменяются от 1,9 до 2,1 м.

На шлюзованных участках минимальная глубина - 35 дм.

В связи с резкими изменениями уклона реки, скорость течения Среднего Дуная изменяется в больших пределах и составляет при средних уровнях воды 3,6 - 4,8 км/час на участке Гёнью - Белград, на участке Белград - шлюз Железные Ворота -   0,4 - 3,0 км/час, шлюз Железные Ворота - Турну-Северин - 6,5 - 9,0 км/час.

Нижний Дунай (931-0 км) почти на всем своем протяжении течет вдоль южной части Нижне-Дунайской низменности, которая, полого повышаясь к периферии, переходит в предгорье Карпат. На востоке Нижне-Дунайская низменность переходит в Добруджскую возвышенность, часто называемую нагорьем Добруджа или просто Добруджа. К югу от Дуная простирается Болгарское плато - область с ярко выраженной цельностью и однородностью географического ландшафта. Плато слегка понижается к реке Дунай, обрываясь к нему уступами. В нижнем течении реки Нижне-Дунайская низменность сужается с севера подходящими отрогами Молдавской возвышенности, а с юга - Добруджей. Далее низменность расширяется и переходит в болотистую дельту, прорезанную густой сетью рукавов и озер. Вдоль этих образований тянутся широкие береговые валы, суживающиеся по направлению к морю и переходящие на его дне в песчаные отмели.

По характеру долины, русла и водному режиму Нижний Дунай является типично выраженной равнинной рекой. Долина реки широкая с преобладающей шириной до города Турну-Мэгуреле (597 км) 7 - 10 км, а ниже до дельты - 8 - 20 км. Наибольшая ширина - 28 км (ниже города Хыршова (253 км), наименьшая ширина 3 - 4 км (близ городов Свиштов (555 км), Джурджу (493 км) и селения Орловка (105,3 км). Правый берег долины - высокий, левый - низкий. Русло реки преимущественно малоизвилистое, с плавными излучинами и значительными по длине прямолинейными участками.

На протяжении всего течения русло неоднократно разветвляется на большое количество второстепенных рукавов, образуя множество островов. Второстепенные рукава носят преимущественно проточный характер, так как не перекрыты гидротехническими сооружениями. Наибольшего своего развития рукава достигают между городами Силистра (376 км) и Браила (170 км) и в устьевых участках Килийского и Георгиевского гирл.

У мыса Измаильский Чатал (79,63 км) расположена вершина дельты; здесь главное русло Дуная разветвляется на два гирла: Килийское и Тульчинское.

Килийское гирло от места своего ответвления до 76 км (счет километров по Килийскому гирлу идет от его устьевой части до мыса Измаильский Чатал), протекая преимущественно среди низменных берегов, имеет большие излучины: вначале оно течет в северо-восточном и юго-восточном направлениях, а затем у города Вилково принимает восточное направление. До селения Пардина гирло имеет одно русло, а далее до города Килия оно разветвляется на три рукава: Килийский, Средний и Татару (Иванешть), образуя довольно сложную водную систему, которая затем вновь объединяется в одно русло.

На участке между 38 км и селением Переправа Килийское гирло опять разветвляется на рукава Бабина, Черновка, Прямой и Соломонов, а ниже города Вилково впадает в Черное море несколькими гирлами, главными из которых являются Очаковское и Старо-Стамбульское.

Тульчинское гирло шириной от 200 м (42,5 мили) до 550 м (41 миля), извилистое, с крутыми излучинами, особенно в районе города Тульча, простирается до мыса Георгиевский Чатал (62,97 км) и течет преимущественно среди низменных берегов, за исключением участка между 39 - 38 милями, где к нему справа подходят отроги Добруджской возвышенности, на которых расположен город Тульча (71,3 км).

У мыса Георгиевский Чатал - 34 миля - Тульчинское гирло разветвляется на Сулинское (левое) и Георгиевское (правое) гирло. Сулинское гирло протяженностью 34 мили (63 км) имеет низменные берега, которые на большем своем протяжении облицованы камнем. Ширина его изменяется в небольших пределах и в среднем составляет 120 м. Большинство второстепенных рукавов перекрыто, а крутые излучины спрямлены прорезями.

В устьевой части гирла расположен порт Сулина (0 км). Для выхода в море через Сулинский бар от устьевой части Сулинского гирла в море отходит канал, образованный двумя молами: Северным и Южным. Канал вначале имеет восточное направление, а затем плавно изгибается к юго-востоку.

Основной судоходный фарватер р.Дунай проходит по Сулинскому гирлу, которое в результате проведенных гидротехнических работ превращено в почти прямолинейный канал, доступный для морских судов.

Ширина русла вследствие разветвленности крайне непостоянна и колеблется в значительных пределах. Средняя характерная ширина русла по участкам составляет:

Дробета Турну - Северин - Калафат (931 - 795 км)

800 м

Калафат - Свиштов (795 - 555 км)

800 м

Свиштов - Силистра (555 - 376 км)

800 м

Силистра - Хыршова (376 - 253 км)

560 м

Хыршова - Браила (253 - 170 км)

400 м

Браила - Измаильский Чатал (170 - 79,63 км)

900 м

Тульчинское гирло (79,63 - 62,97 км)

350 м

Сулинское гирло (62,97 - 0 км)

120 м

Глубины испытывают колебания, падая на перекатах в период половодья до 15 дм.

Созданием подпора на нижнем Дунае между Прахово и Турну-Северин был образован шлюзованный участок с минимальными глубинами в 35 дм.

До производства гидротехнических работ водоносность в Килийском, Сулинском и Георгиевском гирлах соответственно составляла 62%, 8% и 30%.

В целях обеспечения прохода морских судов с моря в Дунай через Сулинское и Тульчинское гирла были проведены гидротехнические работы. У верхнего входа в Тульчинское гирло у мыса Измаильский Чатал была сооружена каменная дамба длиной 430 м. Сулинское гирло спрямлено десятью прорезями, сокращающими его длину с 84,87 км до 62,97 км (уменьшение на 21,9 км). В нем сооружены буны и берега укреплены каменными настилами. Кроме того, у устья Сулинского гирла построены северный и южный молы, которые вследствие продвижения наносов по направлению к морю постепенно наращиваются. Длина каждого мола - 7932 м (в 1983 г.).

Для поддержания глубин в 24 фута на ограничивающих судоходство участках, особенно на баре, ежегодно проводятся гидротехнические и землечерпательные работы.

Осуществляемые мероприятия обеспечивают нормальные условия для входа судов с осадкой в 24 фута с моря до города Браила.

Скорость течения колеблется между 6,3 км/час при высоком судоходном уровне и 2 км/час (Браила - Сулина) - при низком судоходном уровне.

Гидрометеорологический очерк

Климат. Бассейн реки Дунай расположен в умеренно теплом поясе. Своеобразность рельефа бассейна приводит к образованию отдельных климатических зон, резко отличающихся по своим характеристикам друг от друга. Так, например, в горных районах лето значительно короче и прохладнее, чем в долинах. В долинах осадков выпадает в 4 - 5 раз меньше, чем в горных районах. Высокая температура воздуха и малое количество осадков приводят к засухам в долинах рек.

По особенностям климата бассейн реки Дунай можно разделить на три части.

Бассейн Верхнего Дуная отличается сравнительно суровым климатом. Продолжительность зимы обычно три месяца (XII-II). Средняя температура января на равнине от -0,8° до -3°С; в горах от -6 до -13°С. Морозы достигают -20°С, а в отдельные годы в котловинах в ночное время температура может понижаться до -30°С. Лето жаркое. Средняя температура июля от 17 до 20°С, максимальная температура достигает 36 - 38°С. В горах температура понижается на 0,5 - 0,6°С на каждые 100 м высоты.

Бассейн Среднего Дуная отличается засушливым континентальным климатом. Лето длится 4,5 - 5 месяцев. Средняя температура июля от 20 до 23°С, максимальная достигает 39°С, что вместе с незначительной влажностью и малым количеством осадков создает условия для возникновения засухи. Продолжительность зимы 1,5 - 2 месяца. Средняя температура января на равнине от -0,3 до -2°С, минимальная -30°С; в горах средняя от -5 до -9°С, минимальная -34°С.

Бассейн Нижнего Дуная характеризуется еще более засушливым континентальным климатом с очень жарким летом и холодной зимой. Средняя температура января от -2 до -6°С. Минимальная температура достигает от -30 до -35°С. Летом температура воздуха имеет большой суточный ход, достигающий иногда 15 - 20°С. Средняя месячная температура июля от 20 до 30°С, максимальная от 40 до 42°С.

Ветры. В бассейне реки Дунай на характер ветров существенное влияние оказывают направления горных хребтов и долин. Господствующими ветрами в холодное время года в верховьях реки Дунай являются ветры западной и северо-западной четвертей, в средней части реки Дунай - восточный и юго-восточный, а в нижней части - северный и восточный. В теплое время года направление господствующих ветров более постоянно и в основном приходится на западную четверть. Кроме того, в бассейне реки Дунай наблюдаются ветры местного образования с суточной периодичностью: горнодолинные ветры, бризы, фён, "немере" и "кошава", достигающие в отдельных районах большой силы. Обычно в бассейне Дуная преобладают ветры с малой скоростью (4 м/сек.) и штили. Количество ветров со скоростью более 10-15 м/сек. составляет 1-5%. Наиболее сильные ветры наблюдаются зимой.

Туманы и видимость. Распределение туманов в бассейне реки Дунай неравномерно. Наибольшее число дней с туманами наблюдается в горных районах. В долине реки Дунай они чаще всего возникают в районах лощин и болот. Наиболее часты туманы на Нижнем Дунае в холодное время года. Среднее количество дней с туманом на Нижнем Дунае равно 50 - 60 за год. На Среднем Дунае их в два раза меньше. Туманы чаще всего возникают весной и осенью под утро и рассеиваются в первой половине дня.

На видимость в бассейне реки Дунай отрицательно влияют, главным образом, туманы, ливневые осадки, пыльные бури и метели. В среднем в равнинных частях бассейна видимость равна 10 км с некоторым ухудшением в холодное время года.

Осадки. Осадки по территории распределяются неравномерно. С увеличением высоты количество осадков возрастает. Средняя годовая сумма осадков на равнине составляет 500 - 600 мм, в Карпатах - 1000 - 2000 мм, в Альпах - 1800 - 2500 мм и выше. Число дней с осадками меняется от 70 в долине до 220 в горах. Наименьшее количество осадков выпадает в приустьевой части Дуная. Были годы, когда здесь в течение всего лета осадки не выпадали. В теплое время года в бассейне часто наблюдаются осадки ливневого характера большой интенсивности. Минимум осадков приходится на осень и зиму; за исключением Динарских Альп, где он наблюдается летом. Наибольшее количество осадков выпадает летом (в Динарских Альпах - зимой).

Площадь водосбора и гидрографическая сеть. Бассейн реки Дунай имеет асимметричную форму. 56% площади водосбора приходится на долю левобережных притоков и 44% - на долю правобережных. В верховьях Дуная увеличение площади водосбора происходит за счет мелких рек и ручьев. Непосредственно выше устья р.Иллер (2588 км) она достигает 5384 км2, а непосредственно ниже устья она достигает 7530 км2. Непосредственно выше устья р. Инн (2225 км) она достигает 50570 км2, непосредственно ниже устья она достигает 76605 км2, далее у г.Оршова (955 км) достигает 576000 км2. Вся площадь водосбора составляет 817000 км2.

Река Дунай имеет густо развитую сеть притоков количеством свыше 120, из которых 34 судоходных.

Питание реки и режим уровней. Питание реки Дунай происходит за счет таяния высокогорных снегов, жидких осадков и грунтовых вод. Река принимает по пути притоки с различными условиями питания. Верхний Дунай питается преимущественно за счет снеготаяния в Альпах, в основном летом, и жидких осадков. Притоки Среднего Дуная приносят воду от весеннего снеготаяния в Карпатах (Тисса) и жидких осадков летом. Осенью, во время засушливого периода, и зимой Средний Дунай питается подземными водами.

Нижний Дунай в основном является транзитным участком, несущим воду сверху. Частично здесь добавляется вода за счет таяния снегов в Карпатах, а частично - за счет жидких осадков. Также как и на Среднем Дунае, осенью и зимой пополнение реки увеличивается за счет грунтовых вод.

Перечисленные выше особенности питания Дуная определяют характер режима уровней.

Верховья Дуная характеризуются резкими пикообразными колебаниями уровня воды, максимальными летом и минимальными зимой.

На Среднем Дунае паводки, приходящие сверху, распластываются и имеют более плавный характер. Тисса и Сава несколько меняют режим уровней Дуная. Добавляются новые крупные паводки, вызванные в основном ливнями в Динарских Альпах и устойчивыми волнами весеннего половодья за счет снеготаяния в Карпатах.

Для Нижнего Дуная характерны плавные колебания уровней, обусловленные трансформацией волн, сформировавшихся на Верхнем и Среднем Дунае.

Наивысшие годовые уровни воды могут быть в любом месяце года, однако на Верхнем и Среднем Дунае наиболее часто они наступают летом, а на Нижнем Дунае - весной.

Наинизшие годовые уровни наблюдаются в период, когда основное питание реки происходит за счет подземных вод, обычно осенью или зимой.

Амплитуда колебания уровня воды меняется по длине реки в широких пределах. В стесненных горных районах она достигает 10 м. Такие же значения отмечаются в местах образования ледовых заторов.

На равнинных участках с широкой поймой амплитуда составляет 3 - 5 м, уменьшаясь к устью Дуная до 1 - 1,5 м.

Температура воздуха. Температурный режим в бассейне Дуная обуславливается в основном характером циркуляции воздушных потоков и особенностями рельефа местности, вследствие чего влияние географической широты сводится к роли второстепенного фактора.

Температура воды. Температура воды р.Дунай изменяется как по времени года, так и по своей протяженности сверху вниз и в любом живом сечении не является постоянной. Это связано прежде всего с температурой окружающего воздуха, солнечной радиацией, а также с температурой вод, питающих Дунай.

Изменения температуры воды следуют за изменениями температуры воздуха, но вследствие большой теплоемкости воды в первую половину безледового периода температура воздуха в бассейне бывает выше температуры воды Дуная, во вторую - ниже. Средние годовые температуры воды реки Дунай всегда выше средних годовых температур воздуха бассейна, так как в зимнее время температура воды реки не понижается ниже нуля, в то время как воздух имеет отрицательные температуры.

Максимальная температура воды реки Дунай наблюдается в июле - августе и равна в среднем 18 - 19°С на участках Верхнего Дуная и 24 -26°С на Нижнем Дунае.

Температура воздуха по длине реки повышается, в соответствии с чем повышается температура воды Дуная, однако изменения температуры воды по длине реки менее значительные, чем изменения температуры воздуха.

Ледовый режим. Характерной особенностью ледового режима Дуная является крайняя неустойчивость ледовых фаз и разновременность их наступления. Бывают годы, когда по всей реке не наблюдалось ледостава или когда в одном месте ледовые явления наблюдались, а в другом нет. Вероятность наступления ледовых явлений колеблется в пределах от 70 до 90%.

Образование льда на Дунае может происходить на Верхнем и Среднем Дунае с начала декабря до конца февраля. Очищение реки ото льда в годы с ледовыми явлениями может происходить в период с конца декабря до середины марта на Верхнем Дунае и с начала января до конца марта на Среднем и Нижнем Дунае.

Ледостав наблюдается не каждый год. Наименьшая вероятность его наступления отмечается для Верхнего Дуная (5 - 30%). В этом районе часты повторные замерзания и вскрытия в течение одной зимы. Для Среднего Дуная вероятность ледостава повышается до 25 - 50%, а на нижнем Дунае она составляет 40 - 75%. Повторные замерзания и вскрытия здесь редки.

Как весенний, так и осенний ледоходы сопровождаются нагромождениями льда на берегах, заторами и зажорами, нередко приводящими к резкому подъему уровня воды, затоплению прибрежных районов и разрушению дамб и портовых сооружений.

Продолжительность безледного периода в среднем равна 345 дням для Верхнего и Среднего Дуная и 330 дням - для Нижнего Дуная. Минимальная продолжительность безледного периода наблюдалась на большей части Среднего Дуная в 1947 году - 275 дней.

2.  Предварительная проработка

Навигационные пособия

Согласно РШСУ-98, подбор навигационных морских карт, пособий, руководств на предстоящий переход (рейс) выполняется по каталогу карт и книг в соответствии с требованиями правил корректуры, комплектования и хранения карт и руководств, для плавания на судах гражданских ведомств 9038.

Карты подбираются по откорректированному каталогу карт и книг следующим образом

- в любой части каталога по листу “Нарезка частей каталога“, который помещен в начале каталога, определяется нужная часть каталога;

-   в выбранной части каталога по сборному листу сборных карт помещенных в начале раздела “Карты”, выписываются номера сборных листов предстоящего района плавания;

-   в том же разделе “Карты” по выписанным сборным листам подбираются и выписываются номера необходимых карт по маршруту плавания; первым выписываются номера генеральных карт, на которых расположены пункты отхода и прихода, а затем номера плана частных и путевых карт;

- по выписанным номерам из судовой коллекции набираются нужные на переход карты, тщательно проверяются состояние их и корректура и при необходимости карты корректируются, для приведения их на уровень современности.

Для ускорения подбора карт, особенно путевых, и избежания возможных пропусков их номеров рекомендуется на сборном листе карт между пунктами отхода и прихода провести карандашом тонкую линию, затем на отдельный лист выписывается нумерация карт, через нарезки и (рамки) которых проходит эта линия.

Если предполагаются попутные заходы, то одновременно подбираются карты и планы для промежуточных портов захода.

Для подбора лоций и других руководств, для плавания пользуются разделами “Книги” каталога карт и книг. Границы лоций, описание огней и знаков и других руководств указаны на соответствующих сборных листах, обозначают номера этих изданий.

Подборка карт на переход

Адмир.

№ карты

Заголовок карты

Год издания  

Масштаб

Дата

коррект.

 

1

2

3

4

5

А. Генеральные карты

1

30115

Черное море и восточная часть Средиземного моря

1989г.

2000000

Б. Путевые карты

1

31012

От Брайлы до черного моря

1969г.

500000

В. Путевые и частные карты, планы

Участок реки дунай от 0 до 100км(гирло Быстрое)

Г. Справочные карты

1

6243

Гидрометеорологические карты

 

 

 

Д. Вспомогательные карты

 

1

91012

Карты для прокладки дуги большого круга (ДБК)

 

2

92012

 

3

93013

 

4

94012

 

5

90199

Номограмма для определения начального курса при плавании по (ДБК)

 

 

А. Руководства для плавания

1

1244

Лоция Черного моря

4

2217

Огни и знаки Черного и Азовского морей

5

2219

Огни Средиземного моря 1ч. Восточная часть

6

3203

Радиотехнические средства навигационного оборудования (РТС НО) Черного и Средиземного морей

9

3011

Расписание передач навигационных предупреждений (НП)

10

3012

Расписание передач гидрометеорологических сообщений для мореплавателей.

11

3008

Описание радиостанций, ведущих факсимильные передачи гидрометеорологических сведений

12

Сводные описания опасных, запретных и ограниченных районов

13

9017

МППСС-72

14

9018

Конвенция о МППСС

15

9016

МСС

16

3010

Радионавигационные системы

17

9029

Руководство МАМС

Б. Справочные пособия

1

7202

Каталог карт и книг 3ч.

2

9024

Условные знаки, сокращения и образцы оформления для морских  и ВВП карт

3

6237

Атлас поверхностных течений Черного моря

4

9037

Рекомендации для плавания в районах разделения движения

5

9032

Порты мира. Краткий справочник

6

Описание особенностей судовых огней военных Кораблей и сигналов, подаваемых кораблями и судами для обеспечения безопасности плавания.

7

Океанские пути мира

8

4245

Режим плавания судов в Черном . Сводное описание

В. Вычислительные пособия

1

МАЕ

2

Высоты и азимуты светил (ВАС-58)

3

9007

ТВА-57

4

9011

МТ-75

5

9008

Таблицы восхода и захода Солнца

6

Таблицы приливов

Береговые средства навигационного ограждения участка

запрещение встречи и обгона (см. статью 6.08, пункт 1)

Запрещение стоять на якоре и волочить якоря, тросы или цепи на стороне пути, на которой расположен щит (см. статьи 6.18, пункт 2, и 7.03, пункт 1 b))

Запрещение создавать волнение, которое может причинить ущерб

(см. статью 6.20, пункт 1 е))

B.7

Предписание подать звуковой сигнал

B.8

Предписание соблюдать особую бдительность

(см. статью 6.08, пункт 2)

Фарватер удален от правого (левого) берега; цифра, нанесенная на сигнальном знаке, указывает измеренное от знака расстояние в метрах, на котором следует держаться судам

Указатель воздушных линий−переходов

Разрешение стоять на якоре (см. статью 7.03, пункт 2) либо волочить якоря, тросы или цепи (см. статью 6.18, пункт 3) на стороне пути, на которой расположен щит

Указание места для поворота

(см. статьи 6.13, пункт 5, и 7.02, пункт 1 i))

ФАРВАТЕР ВОЗЛЕ ПРАВОГО БЕРЕГА

 

4.A С огнем

 

4.B Без огня

3.

Развилка

Цвет: красный/зеленый

Форма: стойка с топовым знаком

Топовый знак: красный конус вершиной вниз над зеленым конусом вершиной вверх

Огонь (если установлен): белый непрерывный частый проблесковый огонь или белый изофазный огонь (может заменяться группопроблесковым огнем с тремя проблесками в группе)

 

6.A

6.B

(рис. 14)

4.

Ответвления, устья и входы в порты     

В местах приближения к ответвлениям, устьям и входам в порты берега с обеих сторон водного пути могут обозначаться до разделяющего мола сигнальными знаками, предусмотренными в пунктах 1 и 2 выше, рис.12 и 13. Суда, входящие в порт, рассматриваются в качестве идущих вверх по течению

Плавучие средства навигационного ограждения

1.

Правый берег

Цвет: горизонтальные красные и белые полосы

Форма: буй−швемер или швемер

Топовый знак: красный цилиндр

Огонь (если установлен): красный ритмичный огонь

Как правило, с радиолокационным отражателем

1.F1

1.F

(рис. 15)

2.

Левый берег

Цвет: горизонтальные зеленые и белые полосы

Форма: буй−швемер или швемер

Топовый знак: зеленый конус вершиной вверх

Огонь (если установлен): зеленый ритмичный огонь

Как правило, с радиолокационным отражателем

2.F1

2.F

(рис. 16)

Общие и местные правила плавания

«Огни и знаки реки Дунай. От дельты Килийского гирла до устья реки Прут» № 202

В описании содержатся сведения о визуальных средствах навигационного оборудования (СНО) реки Дунай от дельты Килийского гирла до гирла реки Прут. В книгу вошли сведения обо всех штатных СНО Украины и СНО, которые принадлежат Румынии, кроме вех.

«Лоция реки Дунай. От дельты Килийского гирла до устья реки Прут», № 103

В лоции дается описание Нижнего Дуная от гирла до устья р. Прут. Издание включает навигационно-географический и гидрометеорологический очерки, другую полезную информацию.

Огни и знаки реки Дунай. От дельты Килийского гирла до устья реки Прут» № 202

В описании содержатся сведения о визуальных средствах навигационного оборудования (СНО) реки Дунай от дельты Килийского гирла до гирла реки Прут. В книгу вошли сведения обо всех штатных СНО Украины и СНО, которые принадлежат Румынии, кроме вех.

Руководство МАМС по средствам навигационного оборудования»

Пособие «Руководство МАМС по средствам навигационного оборудования» предназначено для мореплавателей и специалистов по навигационному оборудованию, спутниковым навигационным системам и другим устройствам.

Пособие является наглядным цветным изданием, в котором описаны все существующие предостерегательные знаки в зонах ответственности Международной ассоциации навигационного обеспечения мореплавания и маячных служб (МАМС), их цвет и форма, характер огней, критерии работы, источники питания и т.п.

3.Проектирование перехода

Подъем карт, корректура навигационных пособий

Обязательный перечень карт и руководств, для плавания, составляющих судовую коллекцию определяется службой мореплавания судового хозяйства. Капитан судна имеет право дополнить установленную судовую коллекцию отдельными частными планами и картами. В судовую коллекцию включаются планы, масштабом (1:500-1:25000), частные карты (1:25000-1:50000), путевые карты (1:100000-1:500000), генеральные карты (меньше 1:500000). Генеральные карты, масштаб которых (1:2000000) следует иметь на все возможные варианты плавания судна. На судне должны присутствовать следующие пособия и руководства для плавания: лоции, огни и знаки, РТС НО, правила плавания, каталоги карт и книг, астрономические таблицы и пособия, гидрометеорологические таблицы и пособия, гидрометеорологические карты, атласы и таблицы, Карты и книги хранятся в специальных хранилищах (полках, столах, стеллажах) или в штурманской рубке. Корректура карт и книг проводится систематически (в первую очередь корректируются карты наиболее крупного масштаба по постоянным извещениям мореплавателей (ИМ) и по времени и предварит(ИМ.).

Карты, руководства и пособия для плавания списываются в следующих случаях:

- в случае объявления в приложениях КИМ или во втором отделе выпусков ИМ о непригодности их для навигационных целей;

- в связи с их износом, физическим, вследствие постоянного употребления в одном и том же районе. Пришедшие в непригодность карты уничтожаются с последующим составлением акта в трех экземплярах

К печатным корректурным документам относятся:

- Извещения мореплавателям Главного управления навигации и океанографии (ГУНиО)

- Извещения мореплавателям гидрографических служб флотов (ИМ ГС флотов)

- Издания: 1) дополнений и сводных корректур к руководствам для плавания, 2) вклеек на отдельные участки навигационных карт.

- Переиздание карт и руководств для плавания. Передача навигационной информации по радио осуществляется в виде:

- НАВИМ (прибрежные воды СНГ) и НАВИП (прибрежные воды иностранных государств и воды открытого моря),

- Районные предупреждения НАВАРЕА в соответствии с мировой системой навигационных предупреждений,

- Прибрежные предупреждения (COASTAL WARNING),

- Местные сообщения (LOCAL WARNING) через УКВ радиостанции портов и через лоцманов

Судовая коллекция карт должна постоянно поддерживаться на уровне современности и недопустимо использование не откорректированных карт по району плавания. Только при наличии всех карт и пособий может осуществляться выход в рейс из порта отправления, о чем помощник, отвечающий за карты, докладывает капитану.

*При подъёме карт выполняется как минимум следующее:

обводятся красным карандашом опасные для данного судна изобаты и отдельные опасности с учётом его осадки, приливоотливных и сгонно-нагонных колебаний уровня моря;

наносятся границы территориальных вод, запретных для плавания и постановки на якорь районов и районов действия местных правил;

приводится к году правил магнитное склонение;

пересчитываются для высоты мостика своего судна и отличаются на карте дугами окружностей от маяков дальность видимости огней маяков;

намечаются приметные ориентиры для визуальных и радиолокационных обсерваций;

отмечаются границы действия радиомаяков вдоль пути судна, надписываются их позывные и частоты;

предвычисляются и отмечаются вдоль линии пути сведения об освещённости.

Предварительная прокладка

редварительную прокладку выполняют до выхода судна из порта по данным, полученным при проработке маршрута перехода. Руководствуясь этими данными, судоводитель выбирает наивыгоднейший (кратчайший) и безопасный путь, наносит его на генеральной и путевых картах, подобранных в последовательном порядке.

Над каждой линией курса пишут истинный курс, расстояние по нему в милях, значение магнитного склонения в данном году через 0°,5 и его изменения вдоль пути судна на различных участках. Кроме того, намечают ориентиры для поворотов, проводят от намеченных ориентиров линии пеленгов и надписывают на них ОИП, намечают ориентиры, удобные для определения места судна, места укрытия от штормов, производят расчет изменения высоты уровня воды в пунктах с приливными явлениями и другие данные.

Учет времени ведут из расчета предполагаемой скорости движения судна, начиная отсчет с 0 ч 00 мин (называемое оперативным временем). Результаты произведенных расчетов рекомендуется дополнительно к карте оформлять в виде табл. 8.

Таблица 8


Для облегчения расчетов времени движения судна на каждом курсе при известной скорости хода пользуются табл. № 27-б «Время по расстоянию и скорости» (МТ — 63).

Хотя предварительные расчеты не всегда могут соответствовать данным действительной обстановки плавания вследствие изменения погоды, наступления туманов, действия течений и т. п., тем не менее предварительная прокладка, выполненная со всей тщательностью и учетом рекомендаций, изложенных в пособиях, облегчает работу судоводителя во время перехода и освобождает его от выполнения части расчетов, которые отвлекали бы его от наблюдений за безопасностью плавания судна.

При плавании на постоянной линии между портами предварительную прокладку делают один раз, а в дальнейшем ограничиваются ее корректировкой в зависимости от изменения навигационной обстановки и условий плавания.

Определение габаритов судового хода

К затруднительным участкам водного пути относятся перекаты, мелководные участки, каналы, извилистые участки  При движении по таким участкам судоводитель должен учитывать зарыскивание судов, раскат кормы, просадки корпуса. Скорость движения судов по мелководным участкам уменьшается, возрастает волнообразование и Сопротивление воды движению, увеличивается приращение осадки

Участок на реки Дунай (000-100)

Затруднительный участок

1. «Определение ширины полосы движения на прямолинейном участке.»

          1.1. Определение ширины полосы движения при однорядном движении на прямолинейном участке

     BП = Lc x sinA + Bc x cosA,

     BП = 109 x sin10 + 18.22  x cos10 = 36,86 м

Lc – длина судна или состава (м);

Bc  - ширина судна или состава (м);

A – угол дрейфа судна или состава (град);

         1.2 Определение ширины судового хода при однорядном движении на прямолинейном участке.

     Bcx = BП + Bгр ,

     Bcx = 36,86 + 2*20 = 76,86

Bcx – ширина судового хода на прямолинейном участке (м)

Bгр  - расстояние от уреза воды до границы судового хода (м)

          1.3. Определение ширины судового хода при двухрядном движении на прямолинейном участке.

     Bcx = BП1 + Bгр1 + BП2 + Bгр2 + Bмп ,

     Глубокая вода    

     Bcx = 36.86  + 20 + 36.86  + 20 + 18,22*3 =168.38 м

     Мелководье

     Bcx = 36.86  + 20 + 36.86  + 20 + 18,22*7 = 241.26 м

BП1, BП2 – ширина полосы движения при однородном движении прямолинейном участке

Bгр1, Bгр2 – расстояние от уреза воды правого и левого берега до границы судового хода (м)

Bмп – расстояние между полосами движения (м)

          1.4 Определение расстояния между полосами движения при двухрядном движении на прямолинейном участке.

Bмп = Bcx * K

K – коэффициент для глубокой воды -3, для мелководья – 7

    Глубокая вода    

Bмп = 18,22 * 3 = 54.66м

    Мелководье

Bмп = 18,22 * 7 = 127.54м

2. «Определение проходных глубин»

    К затруднительным участкам водного пути относятся перекаты, мелководные участки, каналы, извилистые участки. При движении по таким участкам судоводитель должен учитывать зарыскивание судов, раскат кормы, просадки корпуса. Скорость движения судов по мелководным участкам уменьшается, возрастает волнообразование и сопротивление воды движению, увеличивается приращение осадки, возрастает рыскливость судна и ухудшается поворотливость.

     Безопасная скорость – скорость судна, которая позволяет обеспечивать безопасное движение, маневрирование и остановку судна в пределах расстояния, требуемого сложившимися обстоятельствами.

    При движении по затруднительным участкам судоводитель выбирает минимальную скорость – наименьшую, при которой судно сохраняет управляемость в данных условиях и обстоятельствах.

    При заходе на мелководье уменьшается зазор (клиренс) между днищем судна и грунтом дна. Кроме того, скорость обтекания днища водным потоком увеличивается и за счет работы движетелей. Все это ведёт к уменьшению давления воды под днищем судна, что может привести к удару о выступы дна корпуса судна, повреждению движителей и рулей.

Участок перехода – р. Дунай   036-040 км (Порт Тульча )(участок 036 ЛЭП)

hk – глубина, определенная по карте                                                                    =  14,3 м

∆h – поправка, вводимая за счет показаний водомерного поста     = 1,03 м

hв – высота, наблюдаемого волнения                                                 = 0,5 м

∆hнав – запас воды с учетом неровностей данной поверхности        = 0,2 м

hс.х – величина сгонно-нагонных явлений                                         = 0,2 м

∆hзав­ – величина заносимости участка                                                                   = 0,3 м

∆h пр-отл  - величина приливо-отливных явлений                                                  = 0,3 м

Тс – осадка судна на стоянке в спокойной воде                                                   = 3,2 м

∆Тнав = суммарная величина изменения осадки судна на ходу                     = 1,67

2.1 Общее определение глубины на участке

h = hk +∆h

    h = 14,3 +1.03 = 15,33 м

hk – глубина, определенная по карте

∆h – поправка, вводимая за счет показаний вводом. поста

  2.2. Запас воды под днищем судна К > 0 и зависит:

hс.х. = h - ∆hволн - ∆hнав - ∆hс.н.­ - ∆hзав - ∆h пр-отл

hс.х. = 15,33 - 0,3 – 0,2 +0,5– 0,3 + 0,1 = 15,13 м

               ∆hволн = 0,3* hB

                    ∆hволн = 0,3* 0,5 = 1,5 м

               T= Tc + ∆Тнав

                    T= 3,2 + 1,67 = 4,87м

               K = hс.х. – T

                   K = 15,13 - 2,2 = 12.93м

3. «Определение необходимой высоты для безопасного движения судов.»

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Участок перехода – р. Дунай   036-040 км Порт Тульча

Lc – длина судна или состава                                     109 м

Bc – ширина судна или состава                                  18,22 м

Tc – осадка судна или состава                                    3,2 м

Hc – высота судна                                                           12 м

∆H нав – навигационный запас по высоте      0,2 м

∆T нав – навигационный запас по глубине     0,2 м

     3.1. Определение необходимой высоты для безопасного движения судов

НП = Нс + ∆Ннав ,

НП = 12+ 0,2 = 12,2м

Нс – высота судна (расстояние от действующей ватерлинии до наивысшей точки на судне) (м),;

∆Ннав – навигационный запас по высоте (м)

     3.2. Определение показаний уровня воды водомерного поста.

Определение показаний максимального допустимого уровня воды водомерного поста

ВПmax = УРmax - НП ,

ВПmax = 388 – 12,2 = 375.8м

УРmax – Линия Электропередач, высота 61 м

     3.3. Определение безопасной ширины судового хода.

     Bcx = Bс *3

     Bcx = 18,22 *3 = 54.66

Bс – ширина судна или состава (м)

3.4. Определение безопасной глубины судового хода.

ТП = Тс + ∆Тнав ,

ТП = 3,2 + 0,2 = 3,4 м ,

     Тс  - осадка судна (м)

  ∆Тнав – навигационный запас  по глубине (м)

    3.5. Определение показаний уровня воды водомерного поста.

Определение показаний минимального допустимого уровня воды водомерного поста

ВПmin =  УРmin + Тп ,

ВПmin =  28+ 3,4 = 31,4м

УРmin – показания уровня водомерного поста соответствующий положению высшей точке поверхности дна (м)

Выводы

В данном курсовом проекте были выполнены все мероприятия принимаемые штурманом при подготовке и выполнении перехода. Выполнена проработка перехода подбор карт их корректировка, изучение навигационной обстановки по маршруту. Изучение гидрометеорологической обстановки на время года при переходе. Выполнен подъем карт для данного перехода. Выполнена предварительная прокладка, рассчитана естественная освещенность, приливные явления в порту прихода. Выполнен расчет пути при плавании по дуге большого круга. Прокладка выполнена на морских картах разного масштаба. Сняты  ксерокопии  генеральной  карты, порта  прихода  и  сложных  участков  перехода.

Литература

1.       http://www.danubecommission.org

2.       Кульбацкий А.А. Черняковский В.В. Басанец Н.Г. Методичка выполнения курсвовой работы

3.       Справочник судоводителя по навигационной безопастности мореплавания

4.       Ермолаев Г.Г. Судовождение в морях с приливами -2е изд.М:.Транспорт 1986-160с

5.       ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЛАВАНИИ ПО ДУНАЮ

6.      1. Рекомендации по организации штурманской службы на судах (РШС-89).- М.:ЦРИА "Морфлот", 1989.

7.      2. Лесков М.М., Баранов Ю.К., Гаврюк М.И. Навигация 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1986

8.      3. Ермолаев Г.Г. Морская лоция 4-е издание, перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1982.

9.      http://www.danube-river.info

10.  1. Рекомендации по организации штурманской службы на судах (РШС-89).- М.:ЦРИА "Морфлот", 1989.

11.  2. Лесков М.М., Баранов Ю.К., Гаврюк М.И. Навигация 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1986

12.  3. Ермолаев Г.Г. Морская лоция 4-е издание, перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1982.

13.  4. Ермолаев Г.Г. Судовождение в морях с приливами 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1986.

14.  5. Ермолаев Г.Г   Справочник капитана дальнего плавания. - М.: Транспорт, 1988.

15.  6. Кондрашихин В.Т. Определение места судна 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1989.

Информация о файле
Название файла Судовой ход и его навигационное оборудование от пользователя Гость
Дата добавления 10.5.2020, 19:45
Дата обновления 10.5.2020, 19:45
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 1.04 мегабайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 489
Скачиваний 121
Оценить файл