Единый государственный экзамен является важной составляющей системы образования, во многом определяющей будущее школьников, а продуманная до мелочей организация экзамена создает комфортные условия для выпускников. Об этом в интервью «Ведомостям» сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
«В этом году и родители могли стать общественными наблюдателями на экзамене. Я с [вице-премьером] Дмитрием Николаевичем Чернышенко посетил пункт сдачи ЕГЭ по русскому языку в Нижнем Новгороде – мы увидели абсолютно спокойный экзамен. В каждом пункте сдачи ЕГЭ есть медицинский кабинет. Задания распечатываются непосредственно в аудитории, везде установлено видеонаблюдение. Если ребенок готов, если он уверен в себе и хорошо учился, то обязательно сдаст экзамен и в зависимости от результатов может поступать в тот или иной вуз. А когда ребенок не учился, когда родители не уделяли должного внимания воспитанию или переводили на домашнее обучение непонятно какого качества или в какие-то частные школы – вот отсюда и возникает напряжение. При этом я не умаляю всех достоинств частной системы образования», – отметил глава Минпросвещения России.
Сергей Кравцов обратил внимание, что до 2020 года фактически каждая школа работала по собственной программе, в то время как требования ЕГЭ существенно отличались, что приводило к разному уровню подготовки учащихся. Однако ситуация кардинально изменилась после выполнения в 2021 году поручения президента России о возвращении содержания образования в образовательные стандарты. На их основе в 2022 году были утверждены единые образовательные программы, где, помимо определения перечня изучаемых тем, установлено четкое количество часов на каждую из них.
«Содержание образовательных программ синхронизируется с ЕГЭ и ОГЭ, чтобы школы готовили детей именно к тому, что будут спрашивать на экзамене. Средний балл ЕГЭ – около 61, по естественно-научным предметам – 60,9 балла, это свидетельствует о хорошем качестве подготовки российских школьников. Сегодня ЕГЭ для нас – это маркер, иллюстрирующий качество российской системы образования», – подчеркнул Сергей Кравцов.
Он также указал на стабильный интерес к предметам естественно-научного цикла. При этом по математике и естественно-научным предметам растет не только средний балл, но и доля высокобалльников. Но что не менее важно – стабильно снижается доля не преодолевших минимальный порог.
При этом он подчеркнул, что для поступления в российские вузы достаточно среднего балла, который школьники показывают по итогам обучения. Он отметил, что важнее сократить число учащихся, не преодолевших минимальный порог, чем готовить стобалльников, поскольку ключевая задача – обеспечить качественное образование для каждого ребенка.
«Программы разрабатываются на федеральном уровне учеными, методистами, в том числе с участием учителей. Тем самым мы сформировали единое образовательное пространство, в котором четко говорится, например, какие произведения нужно изучать по литературе: преимущественно наши, отечественные. Потому что раньше школы могли давать на изучение зарубежную литературу, которая может заложить немножко другие ценности», – пояснил министр, добавив, что в настоящее время разрабатываются государственные учебники, первым из которых стал единый учебник по истории.
Сергей Кравцов также подчеркнул, что в рамках нацпроекта «Образование» уже было поставлено значительное количество оборудования, включая сельские школы, созданы центры «Точка роста» и «Кванториумы». Однако, по его словам, развитие науки требует постоянного обновления материально-технической базы. Ежегодно на эти цели направляется 4 млрд рублей, причем в следующем году средства пойдут на оснащение кабинетов физики, изобразительного искусства и музыки. Особое внимание будет уделено синхронизации оборудования с практической частью ЕГЭ по естественно-научным предметам. Полное оснащение всех школ планируется завершить к 2030 году.
Источник: edu.ru