Русский народный традиционный календарь

Описание:
Зарождение праздников на Руси. Коляда. Святки. Масленица. Семик. Иван Купала. Ярилин День
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств

Факультет искусств

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

Реферат

по курсу «Истории и теории праздничной культуры»

на тему:

«Русский народный традиционный календарь»

Выполнила:

Студентка 23142 группы

Ковалёва Евгения

Проверил: Орлов О. Л.

Санкт-Петербург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

1.     Введение........................................................................
................................3

2.     Зарождение праздников на Руси..............................................................4-5

3.     Коляда..........................................................................
..................................6

4.     Святки..........................................................................
..................................7

5.     Масленица.......................................................................
.........................8-10

6.     Семик...........................................................................
...........................11-12

7.     Иван Купала..........................................................................
.................13-14

8.     Ярилин День............................................................................
....................15

9.     Заключение......................................................................
............................16

10.                        Список литературы......................................................................
..............17

11.                        Интернет – ресурсы.........................................................................
..........18…..ядки..............................................................
........................................

11.                       .2.

ВВЕДЕНИЕ

Древнейшие на Руси народные обряды и представления связны с праздниками солнечного года. Два солнцеворота, зимний и летний, дни весеннего и осеннего равноденствия служат начальными днями целого ряда праздников.

Праздники в русской деревне прошлого составляли важную роль общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздник воспринимался как нечто священное, противоположное будням — повседневной жизни. Если будни считались как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, то праздник понимался как время слияния с божественными силами.

Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным.

Так же характерными чертами праздника было многолюдье, обряды театрализованного характера, игрища.

В своём реферате я бы хотела показать огромное значение в развитии праздничной культуры русского народного традиционного календаря.

ЗАРОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ НА РУСИ

Представления и празднества у славянских племён, заселявших территорию нашей страны, как и у всех народов мира, связанны с древнейшими обрядами. Все обряды можно разделить на две большие группы: производственные и бытовые (или семейно-бытовые).

Из числа производственных обрядов наиболее яркими были охотничьи, скотоводческие и земледельческие. Песни, пляски, игры, сценки и состязания этих обрядов «перекочевали» в более поздние и уже полноценные празднества.

На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (аграрный).

Народный (аграрный) календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Все, что окружало человека, было одушевлено благожелательной или злой силой, доставляло радость или печаль. В календаре наделялись свойствами живых существ солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница.

Народный (аграрный) календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты.  

Многие из этих праздников сопровождаются обрядами театрализованного характера и имеют вид особых представлений, «игрищ», с распределением ролей и даже иногда с некоторой костюмировкой.

Одними из народных празднеств являются Святки. На Руси преимущественно из святочных игр выделились и развились элементы народных представлений. Первичной формой театрализации было ряженье.

Набор вещей, которые используется в ряженье для внешнего преображения участников действа и создания игровой ситуации являются: во – первых, костюм окрутника (ряженые), во – вторых, дополняющая маска, краска или сажа на открытых участках тела, в – третьих, традиционные вещи-символы, которые становятся атрибутами отдельных персонажей или выступают в качестве реквизита, необходимого для воплощения обрядово – игрового текста.

Таким образом, ряженые наряжались в основном в шкуры животных - быкамибаранамикозламимедведями, прикрепляли бороды и рога. Этот обычай объясняется стремлением воспроизводить облик зверей, которые напоминали по форме грозовые тучи - залог грозы и живительного дождя, дарующего плодородие.

Для большего привлечения внимания  носили инструменты или  украшения, предметы, производящие шум. Неупорядоченные произвольные телодвижения (подскоки, прыжки, пританцовывания) также выделяли окрутников из толпы празднующего народа.

В Новгородской области ряженные назывались кудесниками, а их шутки и представления – кудесами.

Таким образом, элементы обрядности и театрализованных представлений, зарождение праздников  на Руси  связанны непосредственно с производственной деятельностью или с семейным и племенным укладом.

КОЛЯДА

Коляда – славяно - русский Бог, солнце младенец, Бог зимних празднеств, Бог начала новой жизни. Ведь недаром его почитали не только в зимний солнцеворот, но и при заключения мира между народами.

21 декабря – Рождение Солнца (Зимний Солнцеворот, Коляда) – праздновалось в день зимнего солнцестояния, самый короткий день в году. Святовит, старое солнце, меняется на новое солнце младенца Коляду.

В этот день древние славяне устраивали праздник в честь Коляды. Пели песни, славили богов, славили Коляду за то, что повернул Солнце к весне. Люди радовались, что несмотря на морозы, день теперь начнет прибавляться, Солнце на небе будет светить все дольше и все ярче.

Праздновать рождение нового солнца надо весело и сытно, а так же обязательно дарить друг другу подарки, что бы закрепить дружбу и взаимовыручку с началом нового времени. А так как это время считалось ещё и временем колдовства, то неизменно надо было в дни колядования, устроить гадания и узнать свою судьбу.

СВЯТКИ

Слово "Святки" означает - игры в честь Бога Святовита. Святовит – бог плодородия.

Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет святки из всего календарного года. Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом, а также представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.

Во время святок ряженые надевают ритуальные одежды – антиодежды. Знаком этого «анти» служат, прежде всего, шкуры животных, вывернутые наизнанку шубы, сшитые из них и обнаруживающие принадлежность ряженого к нечеловеческому миру. Также чтобы усилить эффект, окрутники дополняли свои костюмы ветками, ботвой растений, рогожей, соломой.

Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

МАСЛЕНИЦА

Принято считать, что название празднику «Масленица» дало масло, так как с ним по давнему обычаю пекут и с ним едят праздничные блины.

Так же возможно, что слово «Масленица» ( «Маслъньце» ) состоит из двух древне - славянских слов: «Ма» - Мать, Мати и «Слъньце» («Слънце») – солнце. Получается Мать – Солнце. Некоторые ученые считают, что это  богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви – Лада.

Масленичные празднества состояли из трёх моментов: «позывания» ( или «поклинания» ) масленицы, собственно празднования и проводов.

Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной и восходит к глубокой древности. Она включает обряды, относящиеся и к началу нового цикла, и к стимуляции плодородия, и к культу предков.

К обрядам начала нового годового цикла относится сожжение мусора и чучела Масленицы как уничтожение всего старого, обветшавшего, дряхлого и освобождение места для нового, молодого, лучшего.

В это время проводят Зиму и начинают встречать Весну. 

С символикой возрождения мира непосредственно связана и функция стимуляции плодородия земли и плодовитости людей и скота.

Главной героиней праздника была, естественно, Масленица, воплощённая в чучеле. Масленица сама по себе божеством не является, однако представляет собой архаичный этап развития умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно, пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям. Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт опять же и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил.

Многие обряды Масленицы, такие как «целовник», смотры молодожёнов («столбы»), их гостевания, катания с гор и на упряжках , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота.

Другим масленичным обрядом была игра «в городок». Этой игре принято придавать символическое значение и понимать её как обрядовое воспроизведение борьбы весны с зимой.

Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы (изначально, видимо, поминальные), обязательно включавшие блины — главный атрибут Масленицы. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов. Блины у славян всегда были поминальным блюдом, поэтому они как нельзя кстати соответствуют поминальной сущности Масленицы.

СЕМИК

Семик знаменовал собой завершение весенних полевых работ, включал в себя обряды поминки по умершим родичам, поклонения духам предков, растительным духам, якобы влияющим на урожай, на приплод скота, на здоровье и благополучие людей.

Отличительной чертой Семика являлось поминовение «заложных» покойников. В славянской мифологии люди, которые умерли неестественной или преждевременной смертью. Также назывались «мертвяками» и «нечистыми». К ним обычно причисляли умерших насильственной смертью, самоубийц, опойцев (умерших от пьянства), утопленников, некрещёных детей, колдунов и ведьм.

Считалось, что души заложных покойников возвращаются в мир живых и продолжают свое существование на земле в качестве мифологических существ. По народным представлениям, умерших плохой смертью не принимает земля, поэтому они остаются неупокоенными и могут досаждать живым, зачастую находятся в услужении у нечистой силы, а иногда вообще обладают демоническими свойствами. Поминать заложных покойников разрешалось только в Семик, поэтому этот день считался «отрадой» для их душ. Поминовение нередко принимало разгульный характер, сопровождалось весёлыми гуляниями и даже кулачными боями. Таким образом, поминовению заложных покойников уделялось очень большое внимание. Связано это с тем, что они, при отсутствии должного почтения, вполне могли наслать засуху или неурожай, тревожить своими посещениями или открыто вредить людям.

В день Семика девушки шли в лес и тайно завивали венки: сплетали между собой вершины молодых берёзок, скручивали ветки вроде венка, заплетали косички, перевязывая иногда ветки лентами… И при этом загадывали о своей судьбе. Завивать венки и берёзу можно было не только на себя, но и на членов своей семьи, на знакомых, на любимых.

Причина такого повышенного внимания именно к берёзе заключается в том, что молодую берёзу считали средоточием магической плодородной энергии. Эта энергия важна и полям, которые жизненно нуждаются в плодородии (см. также ниже), и людям и скоту, которым необходима энергия плодовитости. Поэтому и поля, и людей старались приобщить к этой живительной энергии берёзы.

Считалось, что на Семик, то есть в мае-июне, когда становится тепло, русалки появляются на берегах рек и озёр, в лесах и рощах и качаются на ветвях деревьев. В течение всего периода русалки находятся в непосредственной близости от человека, так что даже могут вступать с ним в контакт. С Семика действовали многочисленные запреты и обычаи, например, повсеместным был запрет на большие работы, нельзя было ходить в лес поодиночке, водить туда скот, полоскать бельё и заниматься шитьём. Один из древних обычаев, связанных с этим праздником, — это запрет на купание в реке, особенно в полдень и в полночь. Существовало поверье, что русалки утаскивают утопленников к себе. Следовало задабривать русалок — тогда можно было рассчитывать на их помощь.

ИВАН КУПАЛА

Праздник Ивана Купалы проходил в честь солнечного божества Купалы.

Празднество было связано с летним солнцестоянием (20—21 июня).Другое название праздника «Иванов день».

Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем.

Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.

По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях.

Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.

Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные до рассвета, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви.

Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

Кроме того, одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами — братом и сестрой — которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок.

ЯРИЛИН ДЕНЬ

Летний праздник в честь Ярилы – солнечное божество, а точнее молодое Весеннее Ярое Солнце.

До восхода солнца умываются целебной росой, обходят нивы с хлебом, освещают дома и ворота.

После зачина проводят обряд “Постриги” для юношей, посвещение в воины. Далее устраивают пир в поле. Обрядовая еда: сладости, яичница, пироги. В требу приносят обрядовое пиво. Перед игрищами разыгрывают сказку или древнее предание. Обязательны любовные игрища и пляски.

Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище - на Ярилину росу. По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек.

На Ярилин день запахивали пашню. Так же по Ярилину дню определяли урожай яровых хлебов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочу сказать, что русские народные традиционные празднества  внесли огромную лепту не только в развитие праздничной культуры.

Многие забавы традиционных праздников дали жизнь цирковым эстрадным номерам, а само обрядовое драматическое действо, того или иного праздника повлияло на становление театра.

Так же праздники объединяли народ не только дружескими связями, но и брачными узами.

История каждого праздника уникальна. Есть праздники, которые не похожи, ни на один другой праздник. А есть праздники, которые очень сходны по своему значению.

Я думаю, что каждый человек, уважающий свою страну, свои обычаи, должен ознакомится с таким разделом в русском народном творчестве, как русский народный традиционный календарь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Владченко Н. Л. Подари себе праздник: энциклопедия. В 2 т. / Н.Л. Владченко, Н. В. Хаткина. – Донецк.: Сталкер , 1998. – Т.2 – 512 с.

2. Забылин М. М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: энциклопедия / М. М. Забылин. – М.: совместное советско-канадское предприятие «Книга Принтшоп», 1990 ( –  М.: Репринтное воспроизведение издания Книгопродовца М. Березина, 1880.) – 616 с.

3. Ивлева Л. Ряженые в русской традиционной культуре: учебное пособие / Л. Ивлева ; РИИИ. – Петербург. : Изд-во РИИИ, 1994. – 236 с.

4. Кузнецов Е. Русские народные гулянья: учебное пособие / Е. Кузнецов. – Ленинград.: Искусство, 1948. – 172 с.

5. Макаров С.М. От старинных развлечений к зрелищным искусствам: В дебрях позорищ, потех и развлечений: учебное пособие / С. М. Макаров. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 208 с.

6. Чечётин А. И. Основы драматургии театрализованных представлений: учебник для студентов ин – тов культуры / А. И. Чечётин. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

7. Шангина И. И. Русские традиционные праздники: энциклопедия / И. И. Шангина. – СПб.: Азбука – Классика,2008. – 336 с.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

1. http://ru.wikipedia.org

2. http://www.arira.ru

3. http://www.slavya.ru


Информация о файле
Название файла Русский народный традиционный календарь от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 21:18
Дата обновления 9.2.2013, 21:18
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 1 мегабайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 1784
Скачиваний 111
Оценить файл