Римские базилики |
Оглавление
1. Римские Базилики.. 1
2. Базилика
3. Первоначальный светский тип. 2
4. Базилика Ульпия. 3
5. Базилика Максенция – Константина. 4
6. Другие выдающиеся образцы.. 5
7. Список литературы.. 6
Римские Базилики
Базилика-(греч. «царский»), большое общественное здание, возводившееся в центре древнеримских городов. Здесь отправлялось судопроизводство, заключались торговые сделки, кроме того, горожане приходили сюда провести время. Базиликой называют также христианский храм, композиционно следующий римскому прототипу. В Риме базилики располагались обычно у форумов и появились, по-видимому, во 2 в. до н.э (базилика Порция, 184 до н.э.). С этого времени и до начала 4 в. н.э. (базилика Максенция – Константина в Риме, 307–313) они возводились на всех покоренных римлянами территориях. Когда после издания в 313 Миланского эдикта о веротерпимости христианам было разрешено открыто исповедовать свою веру, базилики послужили прототипом для возведения христианских церквей.
Первоначальный светский тип
Древнеримская базилика имела четко выраженные особенности в плане. Перекрытие широкого среднего нефа покоилось на двух рядах колонн (или столбов), по сторонам к нему примыкали один или несколько боковых нефов, также опиравшихся на колонны. нартекс, или вестибюль, был один на все нефы. На противоположном конце среднего нефа находилась алтарная часть, или вима, где имелся жертвенник с нишеобразной апсидой позади него. В базиликах, служивших зданиями судов, судопроизводство отправлялось именно в алтарной части, здесь имелись кресла для судей, судейских чиновников и адвокатов ведущих тяжбу сторон. Публика следила за ходом разбирательства, стоя в нефах.
Приспособление базилики для нужд христианской религии. Когда в 4 в. христиане сделали базилику местом богослужений, оказалось, что ее внутреннее устройство вполне подходит для совершения церковных обрядов. Жертвенник переосвятили, епископ занял место судьи, а пресвитеры – места вокруг. Прихожане заполнили нефы, отделявшиеся теперь от предалтарной части низким парапетом, который со временем превратился в алтарную преграду. Вскоре, однако, введение процессий с песнопениями, исполняемыми в начале и конце службы при входе и выходе духовенства, привело к тому, что для них стали использоваться боковые нефы. нартекс оставался единственным местом в церкви, куда допускались люди, на которых была наложена епитимья, а также готовящиеся принять крещение. Со стороны алтарной части средний неф обычно завершался аркой, зачастую великолепно украшенной (иногда ее называют триумфальной аркой). Так, постепенно, все элементы языческой базилики наполнялись христианским содержанием.
Базилика Ульпия
Одной из крупнейших в Риме была базилика Ульпия, построенная архитектором Аполлодором Дамасским для императора Траяна ок. 107–113. Весь форум Траяна композиционно строился вокруг базилики Ульпия. Ее фасад (длинная сторона этой базилики) выходил на обширную площадь, посреди которой была воздвигнута конная статуя императора. Здание (размером 117 м на 55 м в плане) имело всего 5 нефов; обе торцевые стороны заканчивались экседрами (большими полукруглыми помещениями) с алтарями и местами для судей и советников. Позади базилики Ульпия размещались здания двух библиотек, для греческих и латинских книг, между которыми возвышалась знаменитая мемориальная колонна Траяна. интерьеры базилики были великолепны, их украшали ряды колонн со стволами из красного египетского гранита, увенчанные беломраморными капителями коринфского ордера. Оконные проемы над колоннадами в верхней части стен среднего нефа позволяли свету проникать внутрь. Перекрытия были деревянные, балочные.
Рисунок 1 Базилика Ульпия
Базилика Максенция – Константина
Повернутая фасадом к римскому форуму базилика, строительство которой было начато Максенцием (ок. 307), а завершилось уже при Константине (в 312), гораздо ближе к окончательной форме сводчатой христианской базилики. Хотя из-за просчета архитекторов средний неф обрушился, уцелевший боковой неф позволяет составить о базилике в целом достаточно полное представление. Средний неф (80´25 м) был перекрыт тремя крестовыми сводами, которые поднимались над полом, выложенным каменными плитами, на 36 м. Боковые нефы, также разделенные на три отсека, или травеи, каждый, были перекрыты цилиндрическими сводами, расположенными так, чтобы максимально содействовать устойчивости здания. На опорных столбах, поддерживающих цилиндрические своды, были установлены мощные контрфорсы, которые выступали над кровлей боковых нефов и принимали на себя горизонтальный распор более высоких крестовых сводов среднего нефа. В результате появилась возможность оставить в его боковых стенах большие окна, благодаря чему базилика была отлично освещена. Вход, сначала находившийся на короткой восточной стороне здания (здесь имелся и нартекс), был при Константине перенесен в середину длинной южной стены, что вызвало пристройку апсиды напротив него, с продольной северной стороны (раньше апсида имелась только с западной). Блестящий образец инженерной мысли и одновременно произведение искусства, это строение начала 4 в. на тысячу лет опередило величественные кафедральные соборы Франции и Англии с их сводчатыми перекрытиями.
Базилика св. Петра, начатая ок. 323, была снесена в эпоху Возрождения, чтобы освободить место для собора св. Петра. Она имела деревянные перекрытия и высокий средний неф, с обеих сторон которого было по два боковых нефа. В верхней части стен главного нефа имелись окна. С западной стороны располагалась алтарная часть с апсидой, с восточной – нартекс, перед которым простирался обширный атрий, или внутренний двор, с фонтаном для омовения. Этот элемент, часто присутствующий в христианских церквях, мог быть заимствован из римского форума, к которому, как правило, примыкала базилика, или из атрия римского дома. В атрии можно видеть и прототип возникшего позднее клуатра (крытой галереи, проходящей по периметру замкнутого двора)
Рисунок 2 Базилика Санта Мария Маджоре
.
Другие выдающиеся образцы
Базилика Сан Клименте в Риме 4 в., перестроенная в 1084–1108, во всем следует старой базилике св. Петра, включая такие детали, как атрий, фонтан и деревянные перекрытия. Она сохраняет композицию и оформление первоначальной церкви, по-видимому, хорошо соответствовавшие церковному ритуалу того времени. В Риме уцелели и такие значительные памятники, как базилика Сан Джованни ин Латерано (восходит к 330, но основательно перестроена), базилика Сан Лоренцо фуори ле Мура (380, в начале 19 в. пострадала от пожара, но затем была восстановлена), Санта Мария Маджоре (432, великолепный образец базилики), Санта Агнесса и Сан Лоренцо (обе вне городских стен), Санта Сабина (425). Замечательные и хорошо сохранившиеся образцы христианских базилик имеются в Равенне, некоторые из этих церквей украшены великолепными мозаиками (базилика 5 в. Сан Аполинарио Нуово, базилика Сан Аполинарио ин Классе, освященная в 549).
Посещая эти храмы в Риме, получаешь необычайное впечатление от неописуемой красоты внутреннего убранства и состояние умиротворенности! Это удивительное искусство, созданное много веков назад, не перестает восхищать посетителей и по нынешний день!
БАЗИЛИКА САНТА МАРИЯ МАДЖОРЕ (Basilica Papale Santa Maria Maggiore), посвящена Деве Марии, является собственностью Ватикана, расположена она на холме Эсквилин, неподалеку от вокзала Термини (см. здесь). Базилика была одной из самых главных святилищ римской церкви до того как была построена базилика Святого Петра. Храм был возведен в V веке при папе Сиксте третьем. Внутри установлены мраморные и гранитные колонны, их насчитывается около 40, расположенные в два ряда. В верхней части стен базилики находятся великолепные мозаики, изображающие сцены из Ветхого завета; потолок обработан позолотой, пол в базилике выложен мрамором, также восхищающим необыкновенными мозаиками (был реставрирован в XVIII веке). Сама базилика Санта Мария Маджоре многократно претерпевала перестройку (XII, XV, XVII, XVIII в.в.). В передней части расположен балдахин на четырех колоннах. Перед ним находится часовня, в которую можно пройти, спустившись вниз по ступенькам, здесь хранятся пять фрагментов Яслей Христа.
В базилике по правую и левую стороны расположены три капеллы: Паулинская (Боргезе), (в ней хранится икона Богоматери), Сикстинская и капелла Сфорца. В базилике захоронены Сикст V, Павел V, Климент VIII, Пий V, Джованни Бернини, Полина Бонопарт.
5 августа в Базилике Санта Мария Маджоре в Риме ежегодно проходит празднование "Чудо Снежной", посетителей в этот день осыпают сверху, как снежинки, белые лепестки роз. По преданию, в одну из августовских ночей двум римлянам: папе Римскому Либерию и городскому жителю Джованни Патрицио привиделась Мадонна, которая повелела построить церковь на месте, где будет лежать снег. На утро 5 августа, к великому удивлению, снег был обнаружен римлянами на холме Эсквилин.
БАЗИЛИКА РИМА САН-ДЖОВАННИ ин ЛАТЕРАНО (Basilica di San Giovanni in Laterano), главная католическая церковь мира, расположена на одноименной площади piazza di Porta San Giovanni in Laterano, в непосредственной близости с холмом Целий. Латеранская базилика также является собственностью Ватикана, несмотря на то, что расположена на территории города Рима.
Строить базилику начали во времена правления Константина. Получила она название Латеранской в связи с тем, что на этом месте ранее было размещено поместье семьи Латеранов. Впоследствии император Константин часть дворца Латеранов передал во владение епископа. В 319 году к дворцу был пристроен христианский храм.
Базилика за весь период существования претерпевала пожары, разграбления и восстановления. Последняя реконструкция Базилики Сан Джованни Латерано была проведена в 19 веке.
Зал базилики, имеющий прямоугольную форму, внутри разделен на пять нефов с мраморными колоннами и капеллами, с западной стороны нефа апсида. По разным сторонам расположены часовни, каждая из которых посвящена своим святым: Святой Успении, Св. Иоанну Евангелисту, Святой Хилари и др.
В западной границе нефа расположена апсида на колоннах из красного гранита, высотой 11 метров.
Потолок базилики деревянный, покрыт позолотой, мраморный пол выложен удивительными мозаичными рисунками и узорами. Центральный неф пересекает трансепт, с южной стороны которого установлен орган, самый древний и самый большой.
В Базилике есть папский алтарь, в нем каждый четверг служит мессу папа римский.
На площади перед базиликой с северной стороны установлен самый древний египетский обелиск (XV в до нашей эры).
БАЗИЛИКА САНТА КРОЧЕ ин ДЖЕРУСАЛЕММЕ (Basilica di Santa Croce in Gerusalemme, Святого Иерусалимского Креста). Расположена базилика недалеко от Латеранской базилики, в 10 минутах ходьбы. Построена была по приказанию императора Константина и его матери Святой Елены, для хранения реликвий, привезенных Святой Еленой из Иерусалима.
В Базилике Санта Кроче-ин-Джерусалемме хранится часть древа Животворящего Креста, один из гвоздей, которым был прикован Иисус Христос к Кресту, мощи святых мучеников и мощи самой молодой из святых - семилетней Антониетты Мео.
В отдельном помещении базилики в натуральную величину расположен Крест и распятый на нем Иисус Христос, справа от него на стене - плащанина (копия), в которую был завернут Иисус Христос, после снятия с Креста.
Апсида базилики украшена фреской, изображающей сцены со Святой Еленой и обнаружения ей реликвий в Иерусалиме. Потолок обработан позолотой, мраморный пол также выложен мозаикой
Список литературы
1. Универсальная энциклопедия – «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru/
2. Садохин И. Мировая культура и искусство. М., 2007
3. Свободная энциклопедия - «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/Базилика