Разработка школьной информационной системы на основе IT-технологий

Описание:
Тип работы: дипломная работа
Интернет-технологии как средство обучения. WEB-приложения для проведения процесса обучения. Школьная информационно-аналитическая система. Разработка школьной информационной системы на основе интернет-технологий. Использование инструментальной программы.
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

2.ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ИНТЕРНЕТ ПРИЛОЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА

2.1Стандарт E-learning        

2.2WEB-приложения для проведения процесса обучения

2.3WEB-приложения как электронные ресурсы     

2.4Средства создания WEB-приложений обучающего  характера    

2.4.1Язык гипертекстовой разметки HTML

2.4.2. Каскадные таблицы стилей CSS

2.4.3. HTML-редакторы

2.4.4. Использование технологии javascript

АНАЛИЗ ИМЕЮЩИХСЯ АНАЛОГОВ ШКОЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ        

3.1 Школьная информационно-аналитическая система «Соната»      

3.2«1С: ХроноГраф Школа 2.0 Сетевая версия» – система формирования единого информационного пространства школы

4.АНАЛИЗ МОУ СОШ № 97 И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ НА РАЗРАБОТКУ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

5.РАЗРАБОТКА ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ IT-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ МОУ СОШ № 97

5.1Требования к разрабатываемому WEB-приложению

5.2 Инструментальная среда для создания ШИС

5.3. Использование инструментальной программы (CMS) TYPO3 для реализации WEB-приложения

5.4 Реализация WEB-приложения для МОУ «Школа 97»

6.ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

7.БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

 

Создание и совершенствование компьютеров привело и продолжает приводить к созданию новых технологий в различных сферах научной и практической деятельности. Одной из таких сфер стало образование – процесс передачи систематизированных знаний, навыков и умений от одного поколения к другому. Будучи само по себе мощной информационной сферой и обладая опытом использования различных классических (не компьютерных) информационных систем, образование быстро откликнулось на возможности современной техники. На наших глазах возникают нетрадиционные информационные системы, связанные с обучением.

Современная школа также использует новые достижения. В большинстве школ имеются или создаются сайты, которые, с одной стороны выполняют представительские и рекламные функции для школы, но, с другой стороны, в большей степени освещают хозяйственную и нормативную стороны образовательного процесса.

В то же время, современные технологии обучения требуют использования Интернет и Интернет технологий. Например, создания образовательных ресурсов, доступ к которым возможен из компьютерных сетей.

Целью настоящей работы является разработка и создание WEB-приложения, направленного на организацию взаимосвязи в учебном процессе преподавателей, учащихся и их родственников, на организацию обучения с использованием компьютерных средств.

Решаемые задачи:

1.   Анализ условий использования Интернет приложений в образовательном процессе.

2.   Анализ имеющихся аналогов WEB-структур для школ, их состава и функций.

3.   Разработка структуры и реализация WEB-приложения с учетом особенностей образовательного процесса в МОУ «Школа 97».


1. ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

 

Интернет – крупнейшая в мире глобальная компьютерная сеть, состоящая из более чем 10500 сетей, к которым подключены около 2 млн. компьютеров и насчитывающая более 15 млн. пользователей в 50 странах.

Интернет-ресурсы – это вся совокупность информационных технологий и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления. (В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации»: информационные ресурсы - отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.). Темпы роста Интернет насчитывают 15% в месяц.

Интернет технологии – это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы.

Применительно к обучению можно выделить следующие ресурсы:

-     компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы);

-     обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

-     интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

-     распределенные базы данных по отраслям знаний;

-     средства телекоммуниации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.;

-     электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

Современные требования к системам обучения предполагают решение многих вопросов, выбор индивидуальной траектории в обучении. Однако на практике, полное решение этих задач невозможно без выполнения жестких взаимосвязанных и зачастую противоречивых требований: методических, организационных, программно-теоретических и других.

Одним из эффективных путей является создание компьютерных центров обучения, работающих на базе сетевых технологий (рис.1). Такие центры позволяют решить ряд проблем, связанных с постоянно увеличивающимся числом желающих получить образование и дают возможность получать образование независимо от местонахождения. Существует несколько принципов построения компьютерных обучающих центров.

Первый принцип – универсальность. Система должна рассматриваться не столько как средство дистанционного обучения, которое позволяет осваивать те или иные дисциплины, находясь далеко от компьютерного центра, но еще и как средство самостоятельного изучения дисциплин студентами любых форм обучения. Система должна изначально быть подготовлена для создания курсов и изучения любых дисциплин (гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, технических).

Система должна потенциально предоставлять возможности использования практически любых известных к настоящему технологий и методов дистанционного обучения: обучающее и аттестационное тестирование, электронные учебники, словари и справочники, виртуальные лаборатории, синхронные и асинхронные средства общения.

Второй принцип – открытость. Система, в отличие от известных, должна представлять собой не просто совокупность курсов дистанционного обучения, разработанных группами методистов и программистов, а, напротив, открытый инструментарий-оболочку, позволяющий любому преподавателю-автору, не профессионально владеющему компьютерными технологиями, создавать собственные курсы дистанционного обучения, используя предоставляемые системой средства в рамках, определяемых системными требованиями.

Третий принцип – использование стандартных сетевых решений и построение системы на основе универсальной интегрированной базы данных. Это позволяет легко и практически неограниченно наращивать, переносить и масштабировать систему.

На основе приведенных принципов можно построить прототип Интернет системы дистанционного обучения, позволяющий создавать курсы по техническим, гуманитарным и другим дисциплинам.

В последние годы мы все чаще слышим сообщения о перспективах использования компьютерной коммуникации для решения задач, стоящих перед системой образования. Действительно, прогресс в области создания высокоскоростных цифровых каналов передачи данных, средств цифрового представления и сжатия видео/аудио информации, единых протоколов работы с видео поразителен. По оценкам Всемирного банка, фактическая стоимость хранения, переработки и передачи информации последние несколько лет уменьшается вдвое каждые полтора года. Владельцы каналов связи получают сверхприбыли, а борьба за право вложить средства в новые проекты и эксплуатацию новых систем в этой области может сравниться лишь с борьбой вокруг добычи и транспортировки углеводородного топлива. Эти события происходят не на территории отдельных стран. Они глобальны по своей сущности и охватывают сегодня Азиатско-Тихоокеанский регион, Североатлантический регион, Евразию, ближний космос. Системы общедоступной глобальной спутниковой связи типа «Иридий» и «ГлобалСтар» уже готовы предоставить каждому жителю планеты глобальную сотовую связь.

Компьютер заметно изменил нашу жизнь. Еще больше изменений произойдет в ближайшее десятилетие благодаря революции в области глобальной цифровой системы связи, распространению мультимедиа, Великому Объединению (слиянию на основе цифрового представления и совместимых протоколов всех средств коммуникации и вещания обработки и хранения данных).

Компьютерная коммуникация находится сегодня на острие глобальной информационной революции и не может не затрагивать образование. Не удивительно, что политики, бизнесмены, педагоги все чаще обращают внимание на эту динамичную область, которая обещает радикально изменить современную практику образования. Перечень регулярных изданий и конференций, посвященных проблемам рождающегося на наших глазах «глобального информационного сообщества», быстро растет. Ежегодно проходят многочисленные конференции по проблемам «обучения на расстоянии», развернула свою работу Федерация Интернет Образования. В Газпроме, Сбербанке РФ и многих других крупнейших российских компаниях внедряют системы телеобучения для повышения квалификации и переподготовки кадров.

Несмотря на то, что проблематика обучения на расстоянии широко обсуждается, многие отечественные авторы понимают и трактуют его по-разному. Педагогическое осмысление процессов, связанных с применением новых коммуникационных технологий в образовании, отстает от успехов в области технологии. Педагогическая наука привычно отстает от образовательной практики. Поэтому здесь еще немало "таинственного". Например, каков реальный педагогический эффект интерактивного телевидения, и есть ли перспективы для широкого распространения этой не очень дешевой технологии в нашей стране? Как интерактивное телевидение соотносится с компьютерными видеоконференциями, и в чем методические особенности использования последних в отличие от обычных, всем знакомых компьютерных конференций? Как эти технологии соотносятся с реальной практикой использования компьютерной коммуникации в образовании? Как все это связано с традиционной проблематикой заочного обучения? Что такое «телеобучение» (обучение на расстоянии или «Distance Learning»)? Каково будущее у телекоммуникации в образовании? Как это будущее связано с глобальными процессами информатизации жизни общества, как скоро и в каких формах оно может наступить? Как оно повлияет на сложившиеся формы повышения квалификации специалистов, содержание, формы и методы их учебной работы? Каковы последствия этих изменений для функционирования организаций? Как соотносятся метафоры «обучающегося» и «информационного» общества?

Разные специалисты по-разному отвечают на эти и подобные им вопросы. Давайте не будем поддаваться соблазну декларировать готовые ответы. Как известно, репродуктивное учение или «учение по образцу», которое весьма эффективно при передаче способов простых действий, плохо подходит для обучения интеллектуальной деятельности. Такой подход не просто методически ошибочен, но даже контрпродуктивен. Вместо этого в данной статье предлагается краткое изложение основных представлений «обучения на расстоянии» или «телеобучения», которое позволит читателям самим отвечать на эти и подобные вопросы, рассматривая современное состояние осмысления дел в области телеобучения как промежуточный шаг на пути становления дидактики открытых учебных архитектур.

Попытка выложить основания для такого понимания дает возможность читателям выстроить свои собственные понимания и толкования, работать в контексте множества возможных пониманий. Автор предлагает читателям подход, позволяющий им самим искать и находить свои собственные ответы на постоянно возникающие здесь вопросы. Вместо критики тех или иных утверждений отдельных экспертов Вы получаете интеллектуальный инструмент, позволяющий самостоятельно выстраивать оценки для утверждений, провозглашаемых быстро сменяющими друг друга авторитетами в этой увлекательной, стремительно развивающейся области социальной инженерии. Различие межу этими подходами отражает различие в исходных образовательных установках. Первая – поделиться готовым знанием. Вторая – обеспечить формирование способности1. В данном случае – способности анализировать представления в области различных схем телеобучения. Тем самым автор пытается показаться последовательным сторонником «понимающего» подхода к обучению (который желательно использовать, в том числе, и при организации повышения квалификации учителей).

Компьютерная грамотность определяется не только умением программировать, а, в основном, умением использовать готовые программные продукты, рассчитанные на пользовательский уровень. Эта тенденция появилась благодаря широкому рассмотрению таких продуктов, которые ориентированных на неподготовленных пользователей.

Разработка таких программно-информационных средств является весьма дорогостоящим делом в силу его высокой наукоемкости и необходимости совместной работы высококвалифицированных специалистов: психологов, компьютерных дизайнеров, программистов.

Однако она окупает себя благодаря тому, что доступ к компьютеру сегодня может получить практически каждый человек даже без специальной подготовки.

Компьютер является не просто техническим устройством, он предполагает соответствующее программное обеспечение. Решение указанной задачи связано с преодолением трудностей, обусловленных тем, что одну часть задачи — конструирование и производство ЭВМ — выполняет инженер, а другую — педагог, который должен найти разумное дидактическое обоснование логики работы вычислительной машины в целом и отдельных программ в частности.

Другая трудность состоит в том, что средство является лишь одним из равноправных компонентов дидактической системы наряду с другими ее звеньями: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью педагога и деятельностью учащегося. Все эти звенья взаимосвязаны, и изменение в одном из них обусловливает изменения во всех других.

Как новое содержание требует новых форм его организации, так и новое средство предполагает переориентацию всех других компонентов дидактической системы. Поэтому установка в школьном классе или вузовской аудитории ПК есть не окончание компьютеризации, а ее начало — начало системной перестройки всей технологии обучения.

Преобразуется прежде всего деятельность субъектов образования - учителя и ученика, преподавателя и студента. Им приходится строить принципиально новые отношения, осваивать новые формы деятельности в связи с изменением средств учебной работы и специфической перестройкой ее содержания.

И именно в этом, а не в овладении компьютерной грамотностью учителями и учениками или насыщенности классов обучающей техникой, состоит основная трудность компьютеризации образования.

Выделяются три основные формы, в которых может использоваться компьютер при выполнении им обучающих функций:

а) машина как тренажер;

б) машина как репетитор, выполняющий определенные функции за преподавателя, причем машина может выполнять их лучше, чем человек;

в) машина как устройство, моделирующее определенные предметные ситуации (имитационное моделирование).

Тренировочные системы наиболее целесообразно применять для выработки и закрепления умений и навыков. Здесь используются программы контрольно-тренировочного типа: шаг за шагом учащийся получает дозированную информацию, которая наводит на правильный ответ при последующем предъявлении задания. Такие программы можно отнести к типу, присущему традиционному программированному обучению. Задача учащегося состоит в том, чтобы воспринимать команды и отвечать на них, повторять и заучивать препарированный для целей такого обучения готовый материал.

При использовании в таком режиме компьютера отмечается интеллектуальная пассивность учащихся, ведь компьютерные технологии используются нами для экономии времени.

Отличие репетиторских систем определяется тем, что при четком определении целей, задач и содержания обучения используются управляющие воздействия, идущие как от программы, так и от самого учащегося. Для обучающих систем такой обмен информацией получил название «диалога».

Таким образом, репетиторские системы предусматривают своего рода диалог обучающегося с ЭВМ в реальном масштабе времени. Обратная связь осуществляется не только при контроле, но и в процессе усвоения знаний, что дает учащемуся объективные данные о ходе этого процесса. По сути дела репетиторские системы основаны на той же идеологии программированного обучения (разветвленные программы), но усиленного возможностями диалога с ПК.

Нужно подчеркнуть отличие такого «диалога» от диалога как способа общения между людьми. Диалог — это развитие темы, позиции, точки зрения совместными усилиями двух и более человек. Траектория этого совместного обмена мыслями задается теми смыслами, которые порождаются в ходе самого диалога.

Очевидно, что «диалог» с машиной таковым принципиально не является. В машинной программе заранее задаются те ветви программы, по которым движется процесс, инициированный пользователем ЭВМ. Если учащийся попадет не на ту ветвь, машина выдаст «реплику» о том, что он попал не туда, куда предусмотрено логикой программы, и что нужно, следовательно, повторить попытку или начать с другого хода.

Обучение выступает как предельно индивидуализированный процесс работы школьника и студента со знакомой информацией, представленной на экране дисплея. Очевидно, что с помощью этих теоретических схем невозможно описать такую педагогическую реальность сегодняшнего дня, как, например, проблемная лекция, проблемный урок, семинар-дискуссия, деловая игра или научно-исследовательская работа. Использование вычислительной техники расширяет возможности человека, однако оно является лишь инструментом, орудием решения задач. Сама возможность компьютеризации учебного процесса возникает тогда, когда выполняемые человеком функции могут быть адекватно воспроизведены с помощью технических средств.


2.ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ИНТЕРНЕТ ПРИЛОЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА

 

В процессе глобализации общества в России постепенно внедряется электронное образование, которое успешно развивается в современном мире, а в Европе и на Западе уже давно получило широкое распространение.

 

2.1 Стандарт E-learning

 

E-learning (сокращение от Electronic Learning) — система электронного обучения, синоним таких терминов, как электронное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий. К E-learning относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии. Виды действий учащегося в системе:

·          самостоятельная работа с электронными материалами, используя персональный компьютер, КПК, мобильный телефон, DVD-проигрыватель, телевизор);

·          получение консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия;

·          создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;

·          своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов;

·          стандарты и спецификации на электронные учебные материалы и технологии, дистанционные средства обучения;

·          формирование и повышение информационной культуры у всех руководителей предприятий и подразделений Группы и овладение ими современными информационными технологиями, повышение эффективности своей обычной деятельности;

·          освоение и популяризация инновационных педагогических технологий, передача их преподавателям;

·          возможность развивать учебные web-ресурсы;

·          возможность в любое время и месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира;

·          доступность высшего образования лицам с особенностями психофизического развития.

Современные студенты и школьники — в основном сетевое поколение, для которых электронный способ получения информации (в данном случае именно учебной) является нормальной составляющей жизни. В целом высокие технологии в образовании приветствуются студентами, — знания, умения, навыки пригодятся в самосовершенствовании и карьерном росте. Информационные коммуникационные технологии стали их рабочим инструментом.

Стремительность современного мира требует применение наиболее быстрых и дешёвых способов процессов генерации и передачи знаний.
E-learning является одним из возможных инструментов, позволяющим решать эту острую проблему современности. Широкий спектр методов дистанционного обучения позволяет выбирать метод с учётом индивидуальных требований и предпочтений слушателя. Кроме того, E-learning не исключает общение учащегося с преподавателем лицом к лицу. К достоинствам этой системы обучения относятся:

·          удобное время и место для обучения;

·          прочное усвоение знаний;

·          постоянный контакт учащегося с преподавателем;

·          индивидуальный график обучения;

·          экономия времени и денег.

По данным Американской ассоциации онлайн-издателей (Online Publishers Association - OPA) число пользователей электронного контента ещё в 2003 году перевалило за 16 миллионов, что составило примерно десятую часть всех пользователей сети. Поэтому не удивительно, что в США более 62% предприятий с численностью свыше 1000 человек применяют e-learning. А как обстоят дела с электронным образованием в остальном мире? В особенности, в России?

Из европейских стран лидерами в развитии e-learning и в его применении для общеобразовательного и корпоративного обучения, являются Германия, Австрия, Великобритания и Италия. Количество российских вузов, применяющих e-learning порядка 100, российских компаний, которые применяют e-learning для обучения своих сотрудников, всего лишь около 50.

E-learning контент представляет собой образовательную информацию, которая имеет различные формы электронного представления и направлена на целевую группу пользователей. Одно из главных преимуществ е-learning контента состоит в том, что он обладает мобильностью: обучаться в удобное время, обучаться в любом месте и изучать то, что необходимо. Обучающиеся развивают свои навыки и знания в соответствии с современными, новейшими технологиями и стандартами. Е-learning – привлекательная, а главное – выгодная форма обучения не только для корпоративной среды, но и для высших образовательных учреждений. И, если e-learning контент выполнен качественно и профессионально, то его использование позволит получить максимальную отдачу от затраченных на обучение средств, времени и усилий. Преимущество e-learning заключается не только в гибкости получения знаний. Можно рассмотреть его положительное использование, например, с точки зрения экономики и экологии страны. Так, студент, который живёт не в городе, где находится вуз, в котором он учиться, может сэкономить не только на дорожных расходах, обучаясь через Интернет, но и на аренде жилья, покупке еды. Тот факт, что ему не надо ездить каждый день в вуз отразиться на загруженности общественного транспорта и дорог. Да и часовое простаивание на остановке для нашего века чревато не только временными, но и психологическими потерями.

Организации и компании корпоративных секторов могут выгодно и эффективно использовать e-learning контент для обучения только что пришедшего на работу персонала, для повышения квалификации уже опытных сотрудников, для переподготовки кадров. Вуз тоже может использовать e-learning контент, причём не только для обучения студентов и аспирантов, но и для повышения профессионального уровня самих преподавателей.

Внедряя электронное обучение в высшем образовательном учреждении, его руководитель сможет:

-     повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса;

-     усилить престиж вуза, повысив уровень знаний, приобретаемый студентами;

-     реализовать индивидуальный подход к обучению;

-     повысить квалификацию преподавателей без отрыва от учебного процесса;

-     сэкономить деньги на обучение (причём деньги не только вуза, но и деньги студента).

При внедрении e-learning у руководителя возникает потребность в решении трех задач:

1. Формирование базы электронных курсов под профиль вуза или компании:

а) подбор уже имеющихся электронных курсов на рынке e-learning;

б) поиск профессиональных разработчиков для создания электронных курсов под заказ.

2. Поиск хорошей образовательной платформы (LMS), посредством которой будет проходить электронное обучение.

3. Организация e-learning на основе выбранной образовательной платформы и разработанных электронных курсов.

Основная проблема, с которой сталкиваются руководители российских вузов во время организации e-learning – это отсутствие электронного контента, соответствующего специфике вуза.

На данный момент российский рынок профессиональных разработчиков e-learning контента невелик. Редко кто из разработчиков e-learning контента имеет соответствующие сертификаты, и мало таких, кто прошёл обучение за рубежом и перенял соответствующий опыт. Но каждый понимает, что качество образовательного электронного курса напрямую зависит от компетенции их разработчиков. Где же искать профессиональных разработчиков? Здесь возможны два варианта: в высших образовательных учреждениях и в фирмах, занимающихся разработкой e-learning контента. Опыт показывает: решения, предлагаемые в высших образовательных учреждениях намного успешнее в методическом плане и дешевле в финансовом отношении, чем у фирм, занимающихся услугами e-learning.

Следует заметить, что не все российские вузы хотят и могут тратить деньги, силы и время на разработку собственного e-learning контента. В этом случае можно воспользоваться готовыми курсами. Крупные российские фирмы, занимающиеся e-learning, предлагают ассортимент порядка 70 электронных курсов.

Как выбрать эффективный и грамотно разработанный электронный курс, не выбросив денег на ветер? Как выбрать курс, который поможет добиться целей, стоящих перед вузом? Как определить, что данный электронный курс хорош с точки зрения содержания, интерактивных элементов и технологий его использования?

В идеале электронный курс, адаптированный к профилю какого-либо вуза, должен быть эффективен и интересен за счёт интерактивности, видео и звука, гиперссылок, иллюстраций, программных модулей, интерактивных упражнений и тестов. Он должен быть удобным для обучения программному обеспечению. Курс должен иметь модульное (тематическое) содержание, построенное небольшими информационными блоками, чередующимися интерактивными упражнениями и тестами. Это делает обучение гибким и упрощает поиск необходимых материалов. После каждого модуля обязательно должна происходить самооценка знаний в виде итоговых тестов. Важно наличие обратной связи, что дает возможность оперативно анализировать собственные реакции.

Немаловажное свойство качественного электронного контента состоит ещё и в том, что он должен иметь возможность не только быть записанным на CD-диск и установленным на компьютер, но иметь возможность быть размещенным в Интернете и встроенным в любую образовательную платформу. Тогда обучающийся будет иметь доступ к электронным курсам через Интернет из любого места, где есть выход в глобальную информационную сеть.

Развитие информационных технологий с каждым годом становится более стабильным. Стабильной становиться и экономическая ситуации в России. Это позволяет сделать прогноз относительно развития e-learning в России, который начинает занимать всё более уверенную позицию. И, как нам видится, к 2015 году электронное обучение в России выйдет на уровень использования его не только для корпоративного обучения, но и получения высшего образования.

При формировании структуры e-learning курсов разработчики обязательно выявляют целевую аудиторию учащихся. Причем определяется не только ее возраст, но и базовое образование, умения и навыки. Далее разработчики выясняют потребность потенциальных слушателей (точнее читателей) в том или ином предмете, планируют результаты. И только после такого всестороннего анализа утверждается концепция е-обучения.

Одной из главных проблем e-learning является невысокий уровень доверия слушателей к этой форме образования. Отчасти это объясняется тем, что разработчики дистанционных программ стараются минимизировать затраты на внедрение технологий, делая акцент исключительно на соблюдении государственных стандартов ВПО. При этом вопрос адаптации, актуальности и качества материалов оказывается на последнем месте. Единственный выход из сложившейся ситуации - разработка стандартов нового поколения, которые должны сделать дистанционные курсы более привлекательными для студентов.

Еще одно слабое место ДО - взаимодействие и общение между учащимися и преподавателями. Известно, что без направляющего и мотивирующего руководства тьютора интерес к занятиям пропадает, а групповые дискуссии быстро затихают. Практика работы на форумах и чатах должна быть дополнена простыми в использовании, но эффективными ресурсами передачи видео- и звуковой информации. Здесь эргономика человеческого общения должна диктовать требования к техническим средствам, а не наоборот, как часто происходит сегодня.

E-learning сегодня – не только наиболее простой способ получить дополнительное образование, но и эффективный инструмент корпоративного обучения в крупных компаниях. Алексей Юдин, руководитель проектов Департамента корпоративных программ Московской бизнес-школы, выделяет два наиболее популярных варианта применения технологий дистанционного обучения. Во-первых, утверждает он, ДО - отличная платформа для обучения продуктовым курсам. Этот особенно актуально для тех компаний, где часто обновляется продуктовая линейка, меняется их спецификация или наблюдается высокая текучка кадров. Второй вариант предполагает использование e-learning перед началом очного обучения. Например, самостоятельное прохождение сотрудниками электронного курса по базовым навыкам управления позволяет тренеру экономить массу времени на очном занятии, потому что сотрудники к началу занятий уже в достаточной степени владеют профессиональной терминологией. Благодаря этому тренинг приобретает практическую направленность, а преподаватель уделяет больше внимания отработке требуемых навыков.

В случае, когда необходимо обучить значительное число работников, альтернативы e-learning попросту нет. Например, когда в крупной корпорации внедряется ERP-система, требуется подготовить тысячи сотрудников в разных регионах по различным функциональным направлениям. Разумеется, ключевых пользователей-экспертов придется учить очно, но в любом случае применение ДО позволит сэкономить существенные средства.

Таким образом, область применения дистанционного образования обширна: от вузовских аудиторий до промышленных предприятий. И это гарантирует электронным формам обучения неплохие перспективы. Ведь у ДО есть такие преимущества, как:

•доступность обучающей системы 24 часа в сутки, 7 дней в неделю;

•объективность в подаче учебного материала и оценке действий пользователей;

•автоматизация учебного процесса, возможность адаптации учебных программ и материалов к потребностям заказчика;

• низкая стоимость обучения.

2.2 WEB-приложения для проведения процесса обучения

Развитие и распространение информации и информационных технологий позволяет говорить о наличии процессов информатизации, оказывающих революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяющих условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей.

Очевидный прогресс в области информационных технологий повлек за собой появление в научных и научно-популярных изданиях термина "информационное общество". Некоторые ученые под информационным понимают общество, в котором главным продуктом производства являются знания. Задачам информатизации общества и всех его сфер, к числу которых относится и образование, уделяется повышенное внимание. Необходимость системного государственного подхода к процессу развития информатизации общества начала осознаваться в начале 90-х годов прошлого века. Так, например, еще в 1990 году была разработана и принята "Концепция информатизации общества", а понятие "информатизация" стало все шире использоваться как в научной, так и в общественно-политической терминологии, постепенно вытесняя понятие "компьютеризация".

Относительно широкое определение понятия "информатизация" дал в своих публикациях академик А.П. Ершов. Он писал, что "информатизация - это комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности". При этом А.П. Ершов подчеркивал, что информация становится "стратегическим ресурсом общества в целом, во многом обусловливающим его способность к успешному развитию". В то же время, по заключению ЮНЕСКО, информатизация - это широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения и распространения информации, обеспечивающей систематизацию имеющихся и формирование новых знаний, и их использование обществом для текущего управления и дальнейшего совершенствования и развития.

В настоящем комплексе Интернет-изданий для педагогов понятие "информатизация образования" вводится интеграцией этих двух определений.

Информатизация образования представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер.

Важно понимать, что информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Вторая - в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.

Информатизация образования на практике невозможна без применения специально разработанных компьютерных аппаратных и программных средств, которые называются средствами информатизации образования. Важно понимать, что к числу средств информатизации образования в полной мере относятся и электронные средства обучения.

Средствами информатизации образования называются компьютерное аппаратное и программное обеспечение, а также их содержательное наполнение, используемые для достижения целей информатизации образования.

Использование только средств информатизации образования недостаточно для полноценного применения информационных и телекоммуникационных технологий в образовании. На практике такие средства обязательно должны быть дополнены идеологической базой информатизации образования, а также деятельностью специалистов в различных областях знаний, чье участие необходимо для достижения целей информатизации.

Информатизация образования, независимо от направления ее реализации, является широкой, многоаспектной областью деятельности человека, влияющей на функционирование всей системы образования, и, без преувеличения, на жизнь всего общества в целом.

Информатизации образования заставляет пересматривать традиционные учебные курсы информатики, методы, технологии и средства информатизации, применяемые в обучении другим дисциплинам. С помощью методов и средств информатики будущий специалист должен научиться получать ответы на вопросы о том, какие имеются информационные ресурсы, где они находятся, как можно получить к ним доступ и как их можно использовать в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности.

Информатизация образования включает в себя научные основы создания, экспертизы и применения образовательных электронных изданий и ресурсов. В этой области еще много не решенных задач. К ним можно отнести задачи адекватности таких средств реалиям учебного процесса, повышения уровня научности, смысловой и стилистической культуры содержания средств информатизации, необходимость интерфейсной, технологической и информационной связи между отдельными образовательными изданиями и ресурсами, задействованными в разных областях деятельности школ и вузов.

Может сложиться впечатление, что использование электронных средств обучения всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы использования образовательных электронных изданий и ресурсов необходимо знать и учитывать в практической работе каждому педагогу, а уж тем более учителю, создающему такие средства. Использование средств информационных технологий в системе подготовки школьников приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности школы следующими значимыми возможностями:

·           совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания образования;

·           введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;

·           внесения изменений в обучение большинству традиционных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;

·           повышения эффективности обучения за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;

·           организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;

·           совершенствования механизмов управления системой образования.

Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности обучаемого. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.

Использование электронных средств во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий. В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение преподавателей и обучаемых, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами информатизации образования в лице образовательных электронных изданий и ресурсов, что особенно характерно для людей, обучающихся дистанционно. Орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Другим существенным недостатком повсеместного использования образовательных электронных изданий и ресурсов является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.

Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке - проблема перехода от мысли, к действию.

Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения электронных средств обучения, предоставляющих педагогам и учащимся значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает учащегося "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.

Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми образовательными электронными изданиями и ресурсами, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда учащемуся одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.

Во многих случаях использование электронных средств обучения неоправданно лишает обучаемых возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.

И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса. Прогресс в области передачи информации на расстоянии с использованием компьютерных средств коммуникации позволил поставить образовательные услуги на качественно новый уровень.

Система дистанционного обучения (СДО) предназначена для автоматизации и организации эффективного полнофункционального обучения работников в соответствии с образовательными стратегиями предприятия.

В чем же преимущества дистанционного обучения? Их совсем немало. Итак:

-   отсутствие пространственных и временных ограничений. Слушатели получают равный доступ к учебным материалам вне зависимости от своего местоположения;

-   обучение без отрыва от работы. Слушатели могут получать новые знания прямо на своем рабочем месте.

-   высокое качество обучения. Интерактивные средства тестирования и общения с преподавателями позволяют участникам программ обучения совершенствовать свои знания, расширять диапазон умений и навыков;

-   сокращение накладных расходов;

-   постоянный контроль учебного процесса;

-   неограниченное число обучаемых. Дистанционная форма обучения - это единственная форма обучения, которая позволяет организации в короткие сроки обучить большое количество работников;

-   свободный график обучения;

-   формирование основы для реализации новых внутрикорпоративных проектов (входное тестирование соискателей при приеме на работу, формирование кадрового резерва, оценка и тестирование персонала, формирование базы учебных материалов).

Дистанционное обучение – это создание единой корпоративной образовательной среды, минимизация затрат труда и ресурсов в деле обучения новых кадрах и повышения качества знаний «старожилов», возможность значительно расширить круг «студентов», в том числе и в глубинке.

Дистанционное обучение ведется с помощью электронных курсов – это специализированное web-приложение для передачи пользователям информации в интерактивной форме.

СДО позволяет расширить или снизить, при необходимости, требования для регистрации пользователей в зависимости от электронного курса (требования к уровню знаний, уровню подготовленности обучаемых и т. п.). Другими словами, система дистанционного обучения дает возможность установить максимальные/минимальные количественные и временные пределы регистрации, реализовать многоступенчатый процесс согласования при записи на учебные курсы (работник - непосредственный руководитель - руководитель структурного подразделения - директор филиала), вести статистику по группам, курсам, тестам, обучаемым и т. д.

Система также позволяет добавлять словарь компетенций, связывать компетенции с учебными курсами и с выполняемыми работами, определять для работников уровень компетентности, формировать индивидуальные планы обучения и развития и контролировать их выполнение.

Для достижения поставленных целей в ходе проведения работ должны быть решены следующие задачи:

-    Создание программно-технического комплекса, функционирующего в информационной сети предприятия и обеспечивающего эффективную работу единой системы для традиционной и дистанционной форм обучения. Как свидетельствует мировой опыт, дистанционное обучение, как правило, является частью общей концепции обучения и идет рука об руку с традиционным. В связи с этим наметилась тенденция внедрять «смешанный» подход к обучению; создание портала «виртуального корпоративного университета», обеспечивающего интеграцию учебных ресурсов, а также персонализацию информации в соответствии с ролью пользователя.

-    Обеспечение возможности проведения синхронного и асинхронного обучения (группового или индивидуального). Программа обучения может состоять из перечня курсов, изучаемых параллельно или последовательно. В составе программы обучения могут присутствовать как очные (аудиторные) занятия, так и дистанционные (электронные). Система должна обеспечивать планирование, проведение и учет результатов для дистанционного и очного обучения. В составе системы необходимо реализовать средства индивидуальной работы слушателя с тьютором (преподавателем) в синхронном (чат, веб-конференция) и асинхронном (электронная почта, дискуссионный форум) режиме.

-    Разработка электронных курсов на базе современного международного стандарта SCORM (Sharable Content Object Reference Model), который определяет структуру учебных материалов и интерфейс среды взаимодействия между курсом и системой управления обучением.

-    Обучение специалистов по поддержке системы и тьюторов – «дистанционных» преподавателей.

Словом, система дистанционного обучения – система перспективная и для решения социальных задач, и для увеличения экономической эффективности деятельности предприятий.

 

2.3WEB-приложения как электронные ресурсы

Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любой сфере общественной жизни. Очевидно, что образование не является исключением. За последние двадцать-тридцать лет компьютеры, соответствующие технологии и средства прочно вошли во все виды учебных заведений. В частности, средства информатизации применяются как в собственно подготовке школьников, так и при решении различных вопросов, связанных с организацией обучения. Настоящее издание будет посвящено проблемам и технологиям создания тех средств информатизации, цель разработки и использования которых - непосредственное повышение эффективности учебного процесса.

Существует много подходов к введению терминов и понятий, описывающих такие средства. Во многих научных и учебно-методических изданиях их называют педагогическими программными средствами, компьютерными учебными средствами, педагогическими средствами учебного назначения, учебными компьютерными программами. Этот список терминов можно продолжить. В рамках настоящего издания для именования средств, работающих с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемых непосредственно в обучении школьников, использован термин электронное средство обучения (ЭСО).

По мнению авторов при изучении технологии создания ЭСО в общем виде понятие электронного средства обучения с определенным допущением можно отождествлять с понятием образовательного электронного издания (ОЭИ). Использование обоих терминов для именования создаваемых электронных средств оправдано, поскольку терминология, связанная с ОЭИ, использована в других Интернет-изданиях настоящего проекта, образовательные электронные издания достаточно хорошо изучены в созданной в 2002 году "Концепции создания образовательных электронных изданий и ресурсов", подробно описаны требования, предъявляемые к качеству ОЭИ, учет которых целесообразен при создании электронных средств обучения. В связи с этими и другими причинами в рамках настоящего Интернет-издания понятия электронных средств обучения и образовательных электронных изданий будут употребляться равнозначно.

Определение понятий электронных средств обучения и образовательных электронных изданий традиционно производится опосредовано через более общее понятие электронного издания.

Электронное издание (ЭИ) представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

В этом случае образовательным электронным изданием (ОЭИ) или (равнозначно) электронным средством обучения (ЭСО) является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Образовательное электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. Образовательное электронное издание и электронные средства обучения не могут быть редуцированы к бумажному варианту без потери дидактических свойств.

Благодаря специфике своего определения, ЭСО существенно повышают качество визуальной и аудиоинформации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане современные технологии мультимедиа. Кроме того, при использовании электронных средств в обучении коренным образом изменяются способы формирования визуальной и аудиоинформации. Если традиционная наглядность обучения подразумевала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной динамическая интерпретация существенных свойств не только реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий

Основными видами компьютерных средств учебного назначения, которые могут рассматриваться как компоненты ЭСО или ОЭИ, являются:

·           сервисные программные средства общего назначения,

·           программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся,

·           электронные тренажеры,

·           программные средства для математического и имитационного моделирования,

·           программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,

·           информационно-поисковые справочные системы,

·           автоматизированные обучающие системы (АОС),

·           электронные учебники (ЭУ),

·           экспертные обучающие системы (ЭОС),

·           интеллектуальные обучающие системы (ИОС),

·           средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги).

Сервисные программные средства общего назначения применяются для автоматизации рутинных вычислений, оформления учебной документации, обработки данных экспериментальных исследований. Они могут быть использованы при проведении лабораторных, практических занятий, при организации самостоятельной и проектной работы школьников.

Программные средства для контроля и измерения уровня знаний обучающихся нашли наиболее широкое применение ввиду относительной легкости их создания. Существует целый ряд инструментальных систем-оболочек, с помощью которых преподаватель, даже не знакомый с основами программирования, в состоянии скомпоновать перечни вопросов и возможных ответов по той или иной учебной теме. Как правило, задачей обучаемого является выбор одного правильного ответа из ряда предлагаемых ответов. Такие программы позволяют разгрузить учителя от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения, что особенно актуально в условиях массового образования. Появляется возможность многократного и более частого контроля знаний, в том числе и самоконтроля, что стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала.

Электронные тренажеры предназначены для отработки практических умений и навыков. Такие средства особенно эффективны для обучения действиям в условиях сложных и даже чрезвычайных ситуаций при отработке противоаварийных действий. Использование реальных установок для тренировок нежелательно по целому ряду причин (перерывы в электроснабжении, возможность создания аварийных ситуаций, повышенная опасность и т.п.). Кроме этого, электронные тренажеры используются для отработки умений и навыков решения задач. В этом случае они обеспечивают получение краткой информации по теории, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.

Программные средства для математического и имитационного моделирования позволяют расширить границы экспериментальных и теоретических исследований, дополнить физический эксперимент вычислительным экспериментом. В одних случаях моделируются объекты исследования, в других - измерительные установки. Такие средства позволяют сократить затраты на приобретение дорогостоящего лабораторного оборудования, снижается уровень безопасности работ в учебных лабораториях. К моделирующим программным средствам можно также отнести предметно-ориентированные программные среды, обеспечивающие возможность оперирования моделями-объектами определенного класса.

Информационно-поисковые справочные программные системы предназначены для ввода, хранения и предъявления педагогам и обучаемым разнообразной информации. К числу подобных систем могут быть отнесены различные гипертекстовые и гипермедиа программы, обеспечивающие иерархическую организацию материала и быстрый поиск информации по тем или иным признакам. Большое распространение получили также всевозможные базы данных. Системы управления базами данных обеспечивают возможность поиска и сортировки информации. Базы данных могут использоваться в учебном процессе для организации предъявления содержания учебного материала и его анализа. Учебные базы данных рекомендуются для самостоятельной работы учащихся с целью поиска и анализа необходимой информации.

Автоматизированные обучающие системы (АОС), как правило, представляют собой обучающие программы сравнительно небольшого объема, обеспечивающие знакомство учащихся с теоретическим материалом, тренировку и контроль уровня знаний.

Электронные учебники (ЭУ) являются основными электронными средствами обучения. Такие учебники создаются на высоком научном и методическом уровне и должны полностью соответствовать составляющей дисциплины образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой. Кроме этого, ЭУ должны обеспечивать непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи. Одним из основных свойств ЭУ, является то, что его редукция к "бумажному" варианту (распечатка содержания ЭУ) всегда приводит к потере специфических дидактических свойств, присущих ЭУ.

Экспертные обучающие системы (ЭОС) реализуются на базе идей и технологий искусственного интеллекта. Такие системы моделируют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач. ЭОС способны приобретать новые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого и решение задач из определенной предметной области. При этом ЭОС обеспечивает пояснение стратегии и тактики решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения. К сожалению, при работе с ЭОС не реализуются такие звенья дидактического цикла процесса обучения, как организация применения учащимися полученных первичных знаний и получение обратной связи (контроль действий учащихся). При работе с ЭОС обучаемым не приходится самим искать решение, соответственно, не реализуется и такое звено дидактического цикла, как получение обратной связи.

Интеллектуальные обучающие системы (ИОС) относятся к системам наиболее высокого уровня и также реализуются на базе идей искусственного интеллекта. ИОС могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности обучаемых. Такие системы обеспечивают диалоговое взаимодействие, как правило, на языке, близком к естественному. При этом в ходе диалога могут обсуждаться не только правильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения, планирования действий, приемы контроля и т.д. В ИОС на основе модели обучаемого (уточняемой в ходе учебного процесса) осуществляется рефлексивное управление обучением. Многие ИОС могут совершенствовать стратегию обучения по мере накопления данных. Отличительным признаком ИОС является то, что они не содержат основных и вспомогательных обучающих воздействий в готовом виде, а генерируют их.

Средства автоматизации профессиональной деятельности (пакеты прикладных программ, CALS-системы и т.п.) рассматриваются в составе электронных средств обучения не только как предмет изучения, но и как средство обучения при решении профессионально-ориентированных задач.

Из приведенного списка и последующего описания видно, что указанные средства информатизации образования являются не более чем примером электронных средств обучения или их компонент. Естественно, что существуют и другие средства, которые попадают под приведенное выше определение ОЭИ или ЭСО.

Кроме того, включение в состав ЭСО сервисных средств, а также необходимость изучения в рамках настоящего Инетрнет-издания различных инструментальных сред, редакторов, конструкторов и других аналогичных средств образовательного назначения наравне с ЭСО делает целесообразным одновременное рассмотрение электронных средств обучения, образовательных электронных изданий и образовательных электронных ресурсов. Далее в настоящем пособии эти понятия будут использоваться вместе в виде единого термина образовательные электронные издания и ресурсы (или, равнозначно, электронные средства обучения). В некоторых случаях слово "ресурсы" использоваться не будет для простоты изложения. Аббревиатуры ОЭИ или ЭСО будут употребляться взамен этого более емкого составного понятия.

Прежде чем вести разговор об особенностях и деталях создания электронных средств обучения, необходимо определить область наиболее эффективного использования таких средств, рассматривая ее в общем контексте процессов, связанных с информатизацией общего среднего образования.

2.4 Средства создания Web-приложений обучающего характера

 

Сегодня, когда Интернет прочно вошел в нашу жизнь, человечество приобрело новые возможности для получения информации самого различного рода. Теперь при наличии дома компьютера, модема и телефонной линии нет необходимости тратить деньги и время на получение сведений об интересующем Вас предмете каким-либо другим способом. Доступ к информации осуществляется с помощью специальных программ – браузеров.

 

2.4.1Язык гипертекстовой разметки HTML

Одной из важнейших технологий, на которых держится современный Интернет, является язык HTML, предназначенный для создания и оформления документов. Использование языка HTML для разработки электронного учебного пособия даст возможность централизованного хранения информации при обеспечении общего доступа к учебным материалам.

Популярность World Wide Web и неотъемлемой ее части, HTML, безусловно, стала причиной повышенного внимания к системам гипертекстовой разметки документов. Хотя понятие гипертекста было введено В.Бушем еще в 1945 году и, начиная с 60-х годов, стали появляться первые приложения, использующие гипертекстовые данные. Всплеск активности вокруг этой технологии начался лишь тогда, когда возникла реальная необходимость в механизме объединения множества информационных ресурсов, обеспечения возможности создания, просмотра нелинейного текста. И примером реализации этого механизма послужила паутина WWW.

HTML (Hyper Text Markup Language) – язык гипертекстовой разметки – это набор специальных инструкций, называемых тегами, предназначенных для формирования в документах какой-либо структуры и определения отношений между различными элементами этой структуры. Теги языка, или, как их иногда называют, управляющие дескрипторы, в таких документах кодируются, выделяются относительно основного содержимого документа и служат в качестве инструкций для программы, производящей показ содержимого документа на стороне клиента. В самых первых системах для обозначения этих команд использовались символы “<” и “>”, внутри которых помещались названия инструкций и их параметры. Сейчас такой способ обозначения тегов является стандартным. [4]

Использование гипертекстовой разбивки текстового документа в современных информационных системах во многом связано с тем, что гипертекст позволяет создавать механизм нелинейного просмотра информации. В таких системах данные представляются не в виде непрерывного потока текстовой информации, а набором взаимосвязанных компонентов, переход по которым осуществляется при помощи гиперссылок.

Самый популярный на сегодняшний день язык гипертекстовой разметки – HTML, был создан специально для организации информации, распределенной в сети Интернет, и является одной из ключевых составляющих технологии WWW. С использованием гипертекстовой модели документа способ представления разнообразных информационных ресурсов в сети стал более упорядочен, а пользователи получили удобный механизм поиска и просмотра нужной информации.

HTML является упрощенной версией стандартного общего языка разметки SGML (Standart Generalised Markup Language), который был утвержден ISO в качестве стандарта еще в 80-х годах. Этот язык предназначен для создания других языков разметки, он определяет допустимый набор тегов, их атрибуты и внутреннюю структуру документа. Контроль за правильностью использования дескрипторов осуществляется при помощи специального набора правил, называемых DTD-описаниями, которые используются программой клиента при разборе документа. Для каждого класса документов определяется свой набор правил, описывающих грамматику соответствующего языка разметки. С помощью SGML можно описывать структурированные данные, организовывать информацию, содержащуюся в документах, представлять эту информацию в некотором стандартизованном формате. Но в виду некоторой своей сложности, SGML использовался, в основном, для описания синтаксиса других языков (наиболее известным из которых является HTML), и немногие приложения работали с SGML-документами напрямую.

Гораздо более простой и удобный, чем SGML, язык HTML позволяет определять оформление элементов документа и имеет некий ограниченный набор инструкций – тегов, при помощи которых осуществляется процесс разметки. Инструкции HTML, в первую очередь, предназначены для управления процессом вывода содержимого документа на экране программы клиента и определяют способ представления документа, но не его структуру. В качестве элемента гипертекстовой базы данных, описываемой HTML, используется текстовый файл, который может легко передаваться по сети с использованием протокола HTTP. Эта особенность, а также то, что HTML является открытым стандартом и огромное количество пользователей имеет возможность применять возможности этого языка для оформления своих документов, безусловно, повлияли на рост популярности HTML и сделали его сегодня главным механизмом представления информации в WWW. [4]

Как уже упоминалось ранее, теги – это специальные команды для расположения на экране текста, графики, видео и аудио фрагментов, а также команды, служащие для связи с другими HTML-документами и ресурсами Интернет.

Рассмотрим основные теги.

и . Между этими тегами располагается системная информация о документе. Например, ключевые слова для поисковых серверов, и некоторые другие специальные возможности.

и . В этих тегах заключается название странички, которое будет выведено в рамке окна программы просмотра. В данном случае между ними целесообразно поместить надпись «Системы Документальной Электросвязи».

и . «Тело» документа (текст, графика и т.д.) располагается между этими двумя тегами. Параметры тега :

– BGCOLOR – цвет фона (), где #FFFFFF – это кодирование цвета в шестнадцатеричной системе исчисления, в десятичной - 255.255.255, а переводя на понятия RGB (Red, Green, Blue – Красный, Зеленый, Синий) – уровень градации этих цветов. В данном случае цвет белый;

– TEXT – цвет текста, кодирование аналогичное;

– LINK – цвет гипертекстовой связи (ссылки);

– VLINK – цвет ссылки, уже посещенной в прошлом;

– ALINK – цвет активной ссылки.

Все теги можно записывать как строчными, так и заглавными буквами

Теги, служащие для форматирования текста.

и

– служат для выделения абзацев. Новый абзац всегда отделяется от предыдущего пустой строкой.


– тег, служащий для переноса текста на другую строку. Может также служить для отделения графики от текста на интервал.

Теги для формирования списков:

    и
– показывают начало и конец нумерованного списка;

    и
– показывают начало и конец маркированного списка;

  • – обязательный элемент списка.

    Теги для вставки в текст объектов нетекстовой информации:

    или – команда для вставки графического изображения;

    – команда для вставки звукового фрагмента;

    – команда для вставки видео фрагмента.

    Команды, служащие для гиперсвязи с другими HTML-документами и ресурсами Интернет. Между тегами располагается некий текст или изображение, которое и будет являться ссылкой:

    и – ссылка на другую страницу этого же сервера;

    и – ссылка на другой сервер в Интернете;

    и – ссылка на адрес электронной почты.

    Использование таблиц в HTML документах. Таблицы помимо основного своего предназначения играют очень важную роль в создании Web-документов. Таблицы с невидимыми границами используются для форматирования. Таблица – это сетка для показа данных в строках и столбцах, а также средство для форматирования текста.

    и
    – теги для вставки таблицы в HTML документ.

    Знание этих тегов необходимо для внесения изменений в структуру электронного пособия, наполнения, создания новых разделов и расширения существующих.

    Сегодня основной спецификацией языка HTML является четвертая версия, то есть HTML 4. Язык поддерживает вставки из других языков программирования, таких как Java, javascript, PHP, CSS. В свою очередь HTML может сам являться вставкой в эти и некоторые другие языки программирования, позиционированные для Web. Однако становится все более очевидным, что язык HTML на данный момент практически исчерпал перспективы развития, и добавление новых тегов вряд ли выведет его на принципиально иной уровень. Именно поэтому современные электронные учебные пособия разрабатываются с применением синтеза различных технологий. [4]

     

    2.4.2 Каскадные таблицы стилей CSS

    Cascading Style Sheets (Таблицы Каскадных Стилей) – это язык, содержащий набор свойств для описания внешнего вида любых HTML документов. С его помощью дизайнер имеет полный контроль над стилем и расположением каждого элемента Web-страницы, что проще и гораздо функциональнее использования обычного набора HTML тегов.

    Система CSS формально независима от HTML, имеет совершенно иной синтаксис (более того, HTML можно стыковать с разными реализациями CSS, обладающими разным синтаксисом и возможностями), не наследует никаких идеологических ограничений и позволяет, уже в совершенно иных терминах, задавать параметры визуального представления для любого тега HTML. С помощью CSS автор может указать, каким шрифтом необходимо набирать заголовки такого-то уровня. И, что самое важное, этого удалось достичь не введением новых тегов, а разработкой механизма, позволяющего влиять на интерпретацию уже существующих тегов логической разметки, причем с учетом контекста его употребления. [9]

    Слово Cascading в названии системы CSS служит напоминанием о том, что в действительности на вывод каждого тега в документе могут оказывать влияние сразу несколько стилевых спецификаций, образующих иерархическую систему: например, поверх спецификаций, относящихся к конкретному документу, может действовать стилевой файл, общий для всех документов на сервере. Кроме того, пользователь браузера, поддерживающего CSS, может указать свои собственные параметры вывода для тех или иных тегов. Конфликты, которые при этом возникают, разрешаются в пользу более частных, узких спецификаций: то, что указано для конкретного документа, берет верх над спецификациями для всего сервера, а параметры вывода тега в данном контексте имеют преимущество перед параметрами для того же тега без учета контекста. В случае же конфликта спецификаций, заданных пользователем, с установками автора страницы побеждают последние, хотя пользователь может при желании изменить эту ситуацию.

    Можно предположить, что CSS – это почти идеальное средство, созданное для того, чтобы избавить HTML от недостатков и перевести его развитие на принципиально новый уровень. [10]

    Приведем пример: нам нужно создать жирный черный подчеркнутый текст определенного размера и шрифта.

    Пример на HTML:

    Текст

    Для того, чтобы данный стиль использовать при создании документа несколько раз и не повторять указанные команды, необходимо воспользоваться языком СSS. В HTML команды назывались тегами, в CSS – селекторами. Свойства селектора определяют стиль элемента, для которого он определен.

    Рассматривая предыдущий пример, мы можем задать класс «.text», в котором укажем все необходимые свойства текста.

    Пример с использованием CSS:

    .text {

    color: #000000;

    font-size: 8pt;

    font-family: Times New Roman;

    font-weight: bold;

    text-decoration: underline;

    }

    Теперь при каждом присвоении отрезку текста, таблице или любому элементу класса «.text» он будет иметь аналогичные визуальные свойства. CLASS – атрибут элемента в HTML, определяющий его класс, то есть задающий различные свойства элементу. В CSS можно описать собственные стили для различных классов одних и тех же элементов. Благодаря CSS для того, чтобы на всем Web-документе изменить цвет текста достаточно будет поменять в строчке «color: #000000;» кодировку цвета на необходимую.

    Псевдоклассы и псевдоэлементы – это особые классы и элементы, присущие CSS и автоматически определяемые поддерживающими CSS браузерами. Псевдоклассы различают разные типы одного элемента, создавая при определении собственные стили для каждого из них. Псевдоэлементы являются частями других элементов, задавая этим частям отличный от элемента в целом стиль. [9]

    Anchor Pseudo Classes – эти псевдоклассы элемента , обозначающего ссылку. Псевдоклассы этого элемента: active (активная ссылка), visited (посещенная ранее ссылка), hover (псевдокласс, возникающий при поднесении курсора к ссылке).

    Рассмотрим пример:

    a:link{

     text-decoration: none;

     color: #005FA9;

    }

    a:visited{

     text-decoration: underline;

     color: #21536a;

    }

    a:active{

     text-decoration: underline;

     color: #21536a;

    }

    a:hover{

     text-decoration: underline;

     color: #21536a; }

    В данном примере все элементы (ссылки) будут синими, но разных оттенков, заданных в описании в шестнадцатеричной системе счисления. При нажатии на ссылку, поменяется цвет на более темный. А при подведении курсора мыши, появится подчеркивание. Описания нескольких свойств отделяются друг от друга точкой с запятой «;».

    Теперь можно менять стилистику всего электронного пособия, редактируя один текстовый файл. Кроме того, мы автоматически применяем один и тот же стиль оформления по всему документу, пользуясь при этом привычными тегами. А это одно из основных требований к электронному пособию, обозначенных выше в дипломной работе.

     

    2.4.3 HTML-редакторы

    Существует два основных варианта создания HTML-страниц.

    Первый вариант – это работа с техническими редакторами, такими как Home Site, Ultra Pad и другие. При необходимости можно использовать любой текстовый редактор, даже примитивный Notepad (Блокнот). Текстовый редактор – это программа для ввода и изменения текстовых данных: документов, книг, программ и т.д. Редактор обеспечивает модификацию строк текста, контекстный поиск и замену частей текста, автоматическую нумерацию страниц, обработку и нумерацию сносок, выравнивание абзаца, проверку правописания слов, построение оглавлений, распечатку текста на принтере и др. В таких редакторах разработчик самостоятельно пишет код, видя перед собой именно текстовую страничку с тегами. Редактор помогает в написании тегов, проверяет строгость кода, дает возможность просмотреть созданный документ в окне браузера, однако основная работа будет состоять именно из скрупулезного написания, проверки и подгонки тегов. Данные редакторы актуально использовать в тех случаях, когда необходимо исправить код, но для создания сложных электронных документов они не пригодны.

    Второй вариант – это WYSIWYG (What You See Is What You Get – Что ты видишь, есть то, что ты получаешь) редакторы, с помощью которых разработчик создает визуальную картинку страницы, то есть, имеет дело непосредственно с блоками информации, которые произвольно располагает на странице. Наиболее известными в этой области редакторами являются Front Page производства Microsoft и Macromedia Dreamweaver. [11]

    Для создания электронного учебного пособия мной был выбран Macromedia Dreamweaver МХ версии 7.0, который кроме наиболее адекватного из всех WYSIWYG-интерфейсов имеет еще и профессиональный редактор кода с подсветкой синтаксиса наиболее известных web-ориентированных языков программирования.

    Система Dreamweaver — это визуальный редактор гипертекстовых документов. Мощная профессиональная программа Dreamweaver обладает всеми необходимыми средствами для генерации страниц HTML любой сложности и масштаба. Она обеспечивает режим визуального проектирования (WYSIWYG), отличается очень чистой работой с исходным текстом Web-документов, обладает встроенными средствами поддержки больших сетевых проектов.

    В программе последовательно поддерживается визуальное проектирование. Визуальным принято называть такой стиль или способ создания гипертекстовых документов, в котором работа с текстом и образами объектов преобладает над непосредственным кодированием. В идеале, пользователь должен быть полностью свободен от необходимости обращения к кодам HTML, а проектирование обязано вытеснить программирование.

    Также прямая работа с кодами не исключена полностью, но сведена к разумному минимуму. Программа не только обладает мощным арсеналом средств визуального проектирования, но и способна отображать Web-страницы как специализированные браузеры: Microsoft Internet Explorer или Opera. [12]

    В состав инструментов гипертекстового редактора включены команды вставки анимированного текста и анимированных кнопок.

    Известно, что многие визуальные редакторы HTML весьма нерационально обращаются с кодами гипертекстовой разметки. Это значит, что часто они порождают избыточный, громоздкий исходный текст, перегруженный сложными языковыми конструкциями. Среди прочих программ данного класса система Dreamweaver выделяется своим корректным обращением с кодами HTML. Она создает чистый исходный текст, в котором почти нет вспомогательных дескрипторов и громоздких служебных комментариев. Встроенный в программу механизм препроцессорной обработки (он называется Roundtrip HTML Technology) позволяет импортировать файлы HTML без изменений, потерь и искажений, созданные сторонними приложениями — гипертекстовыми и текстовыми редакторами.

    Таким образом, Dreamweaver обеспечивает:

    Подсветку HTML синтаксиса.

    Вставку стандартных HTML фрагментов (таблицы, списки).

    Имеет внутренний браузер.

    Пример использования Dreamweaver для создания электронного учебного пособия приведен на рисунке 5 и на рисунке 6.

    2.4.4 Использование технологии javascript

    Сегодня World Wide Web – это среда информационного обмена для миллионов людей. Они размещают текст, видео, звук, и информацию, и все более усложняют свои страницы, делая их интерактивными.

    javascript – это новый язык программирования, используемый в составе страниц HTML для увеличения функциональности и возможностей взаимодействия с пользователями. Он был разработан фирмой Netscape в сотруднечестве с Sun Microsystems на базе языка Sun"s Java. С помощью javascript на Web-странице можно сделать то, что невозможно сделать стандартными тегами HTML. Скрипты выполняются в результате наступления каких-либо событий, инициированных действиями пользователя. Создание Web-документов, включающих программы на javascript, требует наличия текстового редактора и подходящего браузера.

    Код скрипта javascript размещается непосредственно на HTML-странице. Все, что стоит между тегами , интерпретируется как код на языке javascript. Чтобы видеть, как работает скрипт необходимо загрузить файл HTML, содержащий код на языке javascript, в браузер, имеющий поддержку языка javascript. Браузеры, не имеющие поддержки javascript, «не понимают» тега