Проблема журналистского образования

Описание:
Журналистика. Основные понятия и её роль в современном обществе
ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ ЖУРНАЛИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова»

факультет журналистики

Кафедра журналистики и медиаобразования

РЕФЕРАТ

на тему:

                 Проблема журналистского образования

Работу выполнила

студентка  1  курса

очного отделения

Шеламова Анастасия Владимировна

Научный руководитель

_______________________

доц. И.В. Жилавская

Подпись студента, число

Москва-2012


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                        
                             2

Глава 1. Журналистика. Основные понятия и её роль в современном обществе.

1.1   Журналистика. Понятия и её смысл.                                                                            3                                                           

Глава 2. ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ ЖУРНАЛИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ.

2.1 Журналистское образование и его состояние.                                         4

2.2 Развитие журналистского образования.                                                  4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                      
                                 8

ЛИТЕРАТУРА                                                                      
                        11


Введение.

Сфера журналисткой деятельности охватывает множество областей, такие как социальные коммуникации, социально значимые процессы, взаимодействие с представителями различных наций и культур, работа с персональными компьютерами, но прежде всего, неотъемлемую часть деятельности журналиста занимают сбор, обработка и распространение информации. Журналистика, как деятельность, очень многообразна, что уже подразумевает различие во взглядах на её принципы и эффективности. Она тесно пересекается с такими науками как философия, кибернетика, социология, история, филология. Из этого стоит полагать, что теория журналистики это связующее звено, которое соединяет научные знания с редакционным производством.

На протяжении нескольких сотен лет, ведутся дискуссии о том, кому и как готовить будущих журналистов. Кто же всё-таки должен преподавать такой разносторонний предмет. За это время сменилось уже несколько поколений спорящих об этом людей, но вряд ли этот вопрос будет решён в ближайшее время. Для сферы образования, журналистика явление чрезвычайно особенное, отличающееся публичностью, доступностью для всех видов граждан, однако занимающее равное положение в сфере вузовских специальностей, где распространяются общепринятые стандарты преподавания. Из этого следует, что мнений и споров на тему «кто же всё-таки должен готовить журналистов?» гораздо больше, чем рассуждений о подготовке специалистов других, не столь широко открытых миру профессий.

Во многом это проблема возникла потому, что с давних пор журналистика считается «настройкой» к филологической науке. Современных журналистов воспитывают и учат на филологической почве, не разделяя той грани, которая проходит между филологией и журналистикой. Отсюда можно сделать вывод, что журналистика-наука не самостоятельная, а тесно связанная и переплетающаяся с рядом других гуманитарных наук.


1.1Журналистика и её смысл.

Чтобы глубже погрузиться в проблематику журналистского образования, для начала стоит узнать, что же такое журналистика и какова её роль в окружающем мире.

Журналистика-это профессиональная деятельность по сбору, распространению и обработке информации, имеющая общественную значимость и предназначенная для массовой аудитории. Прежде всего, журналистика-это опора на факты, где исключается авторский вымысел. Считается одним из важнейших социальных явлений современного общества.

У понятия журналистика есть два синонима: «средство массовой информации» и «средство массовой коммуникации».

СМИ (средство массовой информации) служит инструментом для подачи общественной информации. Средства массовой информации различаются  по признаку носителя:  электронные (интернет СМИ, радио, телевидение) и печатные (газеты, журналы).  Под термином СМИ подразумевается средство донесения информации по принципу широковещательного канала.

Журналистику принято называть четвёртой властью, так как она формирует и отражает общественное сознание, является инструментом социального управления и одновременно с этим служит обществу.

Журналистская работа-это коммуникативный акт общения с телезрителями, читателями и радиослушателями, состоящий из трёх простых компонентов: источник информации – способ подачи информации – получатель данной информации. Вместе эти компоненты составляют процесс коммуникации в журналистике.

Журналистская информация имеет свои особенности.

В первую очередь, это новость. Новость эта охватывает любые сферы общественной жизни: науку, политику, спорт, культуру, малоизученные явления природы, различные открытия. Одним словом, это новости о безгранично духовном и материальном мире, который нас окружает.

Во-вторых, информация, которую преподносят нам журналисты, должна быть оригинальной. Информация всегда должна быть свежей, легко доступной и интересной, чтобы аудитория не утратила интерес источнику и к самой информации, ведь именно общественная значимость делает информацию интересной.

В-третьих, эта информация должна быть полезной. К сожалению, журналисты стали пренебрегать этим правилом. Информацию стали искажать. Из несенсационной новости о том, что собака укусила человека, делают сенсацию путём обмана, которая уже звучит не иначе как «человек  укусил собаку!». Однако это информация будет интересна лишь для психиатров, такая новость не повлечёт за собой извлечение массовой аудиторией полезной информации.

Таким образом, журналист оказывается субъектов, а массовая аудитория, в свою очередь, объектом, на который направлена профессиональная деятельность журналиста. Вследствие этого можно заметить, что на аудиторию оказывают влияния различные журналистские работы-репортажи, заметки, фильмы, телепрограммы и многое другое, что является результатом трудов журналиста. Распространяется работа журналиста при помощи различных каналов информации: газет, телестудий, радиостанций. Каждый из этих каналов имеет сложные материально-технические базы: разную электронную технику, типографии.

Общественное мнение показывает, что люди хотят получать от журналистов и СМИ актуальную информацию в сочетании с анализом происходящего. Никакой из институтов современного общества нельзя сравнить с журналистикой, с её способностью поспевать за жизнью,  при этом не упуская из поля зрения ни перспективное видение развития общества, ни историческую ретроспективу. А потому следует, что приоритетом в журналистской деятельности служит информирование, преподнесение массовой аудитории актуальной и общественно значимой информации, нужной гражданам для ориентации в профессиональной деятельности и в социуме.

Журналистика-это:

1.     Система деятельности по сбору, обработке и хранении информации, по созданию и распространению журналистских работ.

2.     Полноценная деятельность СМИ, создаваемая совокупностью профессий( сценаристы, редакторы, корреспонденты).

3.     Соответствие идеологической идее учреждений-телекомпаний, пресс-служб, редакций газет, что необходимо для полноценного функционирования СМИ.

4.     Сумма учебных дисциплин, которые изучаются будущими журналистами, разделы исторической, филологической и политологической наук.

5.     Порядок произведений, создаваемых для СМИ (развлекательные шоу, очерки и репортажи, проблемные видеофильмы-всё то, что является результатом творчества журналистов).

6.     Совокупность каналов распространения информации: телевидение, радио, печать.

2.1 Журналистское образование и его состояние.

На данном этапе развития, журналистика переживает нелёгкие времена. Хоть количество российских СМИ с каждым днём растёт всё больше, в свет выходит лишь около половины печатных изданий. С появлением интернета, интерес к газетам и журналам снизился.

Прессы издаётся все меньше, а зависимость от учредителей, издателей и владельцев велика. Журналисты, получающие крохотные зарплаты, вынуждены подрабатывать в качестве рекламщиков или писать «на заказ», а так же заниматься «информационным сервисом» по обслуживанию бизнеса, власти или политической элиты.

Упал уровень журналистики, в результате чего снизилось доверие к СМИ.

Сегодня журналистика-это динамично меняющаяся профессия. Постоянно появляется новая техника, развивается технология производства информации в целом. Современные журналисты обязаны соответствовать требованиям журналистского прогресса. В связи с этим меняется представление о современном журналисте.

Сегодня, пожалуй, не существует ни одного областного центра, где не преподавалась бы журналистика. Новоявленные кафедры стремительно вырастают в факультеты.

Подрыв доверия в журналистскому образованию начался именно с этого. Новые факультеты журналистики испытывают дефицит квалифицированных специалистов, преподавателей, а так же учебно-методической литературы. Не каждый специалист, аспирант, молодой кандидат сможет методически верно проводить практические и лекционные занятия и семинары. На такие работы, как правило, уходят годы.

Так же одной из главных проблем является несовершенство и учебных планов. Учебный план должен составляться с учётом потребности профессии, он не зависит от подборки преподавателей.

В современном журналистском образовании нет курса по психологии журналистского поведения. Ведь, прежде всего, задача журналиста заключается в общении и источником информации, получение необходимых данных. Будущих специалистов не посвящают в эту психологическую культуру. Студентов не учат антистрессовой технике, общению с людьми, приёмам по преодолению когнитивных барьеров.

Факторы, выявляющие кризис в современном журналистском образовании:

- нехватка профессионалов в отраслях СМИ и СМК

- отсутствие системы трудоустройства выпускников

- системы в организации повышения квалификации журналистов нет

- разрыв между средствами массовой информации и образовательными учреждениями

- нет госзаказа и потребности индустрии СМИ в специалистах

- журналистское образование отстаёт от растущего рынка СМИ

2.2  Развитие журналистского образования.

Журналистика вмещает в себя специалистов разных профилей. Ведь любому журналисту необходим особый комплекс профессиональных знаний, который включает в себя гуманитарные, естественно-научные и социально-политические дисциплины. Журналист должен уметь не только писать тексты, но и обладать навыками в использовании технологии. С развитием технологий в России, развивается и сама профессия журналиста. Особую важность играет освоение аналитического инструментария профессии.

Помимо учебников  студенты должны использовать широкий круг источников, таких как государственные документы, нормативно-правовые акты, исследовательские труды журналистики, а так же к произведениями выдающихся мыслителей.

Изучение теоритического материала должно дополняться собственной журналистской практикой.

Студент должен сам овладеть определённым уровнем культуры. Прежде всего, филологической. Формировать эту культуру можно при взаимосвязанном изучении гуманитарных предметов: русской и мировой литературы, основ творческой деятельности журналиста, русского и иностранного языков, культуры речи, мхк, поэтики словестного искусства и других. Изучение всего гуманитарного цикла несомненно позволит поставить правильную речь, развить творческий потенциал и обеспечит целостное постижение филологического знания.

Выделим три необходимых пространства, важных для специалиста-профессионала:

- практическое (единство коммуникативного, творческого и культурологического уровней). Потребность к саморазвитию и самореализации.

- информационное (единство общеобразовательного, духовно-нравственного и филологического уровней). Всё это достигается в результате профессиональной подготовки в учебном процессе.

- материальное (единство личностного уровня, технологического знания и деловой активности). Конкретно-чувствительная подача поставленных задач, воплощение мечты.

Выделим несколько уровней триединства вышеприведённых задач:

1.     Филологический уровень: способность и потребность к творческому труду. Успешное саморазвитие в отраслях филологии, что приведёт к профессиональному росту и самореализации.

2.     Духовно-нравственный уровень: свойства личности и психические функции, чистота души, знание норм поведения.

3.      Коммуникативный уровень: свободное ведение диалога и участие в различных дискуссиях, становление своей точки зрения.

4.     Общеобразовательный уровень: познавательные потребности, мотивация к учению, гуманитарные интересы, овладение непростыми умениями. Выявление причинно-следственных связей.

5.     Творческий уровень: способность к творчеству, проявление деятельности по отношению к творческому труду. Личность неповторима и имеет свой творческий стиль.

6.     Культурологический уровень: увлечённость по отношению к художественной литературе, живописи, музыке, искусстве. Личность имеет представление о моде и вкусе, имеет хобби.

7.     Уровень деловой активности: смелость. Применение филологических знаний, приобретённых ранее. Становление профессиональной личности человека. Социальная успешность.

8.     Личностный уровень:  личность имеет адекватное суждение и представление о самом себе. Имеет филологическое «я»-некое представление о  своих профессиональных способностях.

Чтобы достичь желаемого результата, необходима взаимосвязь между перечисленными пространствами и уровнями.

Журналиста всегда рассматривали как писателя (ритора), как человека, который способен получать информацию, составлять разной степени сложности тексты, направлять свою деятельность на народ. Здесь выделяется новая тенденция-универсализация журналистской подготовки, что позволяет широко раскрыть системное представление о работе СМК и знакомит нас с навыками её работы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении приведём структуру профессиональной подготовки журналистов в наше время:

- Школьное образование (кружки, довузовские спецклассы)

- Корпоративное образование (студии при редакциях, при Союзе журналистов, курсы, информационные агентства)

- Высшее образование (в государственных и коммерческих учебных заведениях, готовящих специалистов, бакалавров, магистров, в университетах)

- Образование, получаемое после защиты диплома (повышение квалификации, второе высшее образование)

         Журналистика-это сложный труд, разделяемый в редакции её работниками. Текст готовит разведчик, который лишь собирает информацию, дежурный редактор, редактор выпускающий, служба технической подготовки текста и исполнитель.

         Выделим три шага обучения, рассматриваемые как первая стадия, которая способна подготовить студента-журналиста к переходу на качественный уровень образования:

1.     Шаг первый. Заключается в подготовке выпускающего редактора.  Заключает в себе интенсивное обучение для составления номера газеты, подбора информации, выпуска теленовостей или радио, написание кратких комментариев к сюжетам. В итоге, после проделанной зачётной работы, выпускник получает звание «выпускающего редактора».

2.     Шаг второй. Предполагает углублённое и интенсивное изучение типов источников информации, средств её записи и распространения. Допустим, умение составлять тактическую стратегию исследования, наблюдать, вести диалоги, пользоваться различной записывающей техникой.

3.     Последний, третий шаг. Студент должен обучиться определённым основам устного выступления перед микрофоном, учиться брать интервью, ведения программ. Заключается в подготовке комментаторов для телестудий и радио.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Тулупов В.В. ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЖУРНАЛИСТИКИ. Успехи современного естествознания. – 2006

2.     Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебно-методическое пособие.

3.      Короченский А.П., Ушакова С.В. Проблемы развития профессиональной познавательной деятельности будущих журналистов. УМО-регион. Сборник информационных и научно-методических материалов. – Выпуск 5. – Воронеж, 2005.

4.     Засурский, Я.Н. Медиасистемы XXI века и новая философия журналистского образования. Информационное общество. – 2005. 


Информация о файле
Название файла Проблема журналистского образования от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 21:02
Дата обновления 9.2.2013, 21:02
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 1 мегабайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 1635
Скачиваний 83
Оценить файл