Права и обязанности застрахованных лиц в системе ОМС

Описание:
в 1993 году в части обязательного медицинского страхования на территории всей страны явилось своевременным и единственно правильным политическим шагом в этот период. Замена бюджетной сферы финансирования здравоохранения на бюджетно-страховую модель для первого десятилетия развития новой России имела значение фактора сохранения национального здравоохранения в качестве практически единственного источника финансирования бесплатной медицинской помощи для граждан страны.
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Курсовая работа

По предмету: Право социального обеспечения

На тему: Права и обязанности застрахованных лиц в системе ОМС

Студент:    Жарков Андрей Вячеславович

Курс __1______                                                         Группа № ___153___

Специальность:  ___________________________________________________

Предметная комиссия  _____________________________________________

Руководитель: ___________________                                _______________

                                      (подпись, дата)                                                                             (фамилия, имя, отчество)




Томск 2016

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика Обязательного Медицинского страхования в Российской Федерации…………………………………………

§ 1. Правовые основы Обязательного Медицинского страхования в Российской Федерации……………………………………………………………

§ 2. Понятие и принципы Обязательного Медицинского страхования в Российской Федерации…………………………………………………………….

§ 3. Субъекты и участники Обязательного Медицинского страхования в Российской Федерации…………………………………………………………….

Глава 2. Анализ состояния Обязательного Медицинского страхования в Российской Федерации и его финансирование………………………………

§ 1. Проблемы Обязательного Медицинского страхования в Российской Федерации…………………………………………………………………………

§ 2. Изменение на рынке Обязательного Медицинского страхования…………

§ 3. Финансирование Обязательного Медицинского страхования……………

Глава 3. Права и обязанности в системе Обязательного Медицинского страхования………………………………………………………………………

§ 1. Права в системе в системе Обязательного Медицинского страхования…

§ 2. Обязанности в системе Обязательного Медицинского страхования………

§ 3. Ответственность в системе Обязательного Медицинского страхования…

Заключение ………………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………………..

Приложение………………………………………………………………………..

Введение

Актуальностью моей курсовой работы является то, что большие изменения современного российского общества коснулись практически всех сфер общественной жизни. В здравоохранении они имеют противоречивый характер, поскольку трудности перехода от государственной к бюджетно-страховой модели медицинского обслуживания затронули интересы всех субъектов, включенных в эту систему.

Медицинское обслуживание сегодня представляет собой модель, в которую наряду с традиционными субъектами - пациентами и медицинским персоналом, вписаны также страховые медицинские организации, страхователи, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Регламентация новой модели была осуществлена в 1991 г. с выходом Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан". В соответствии с ним в России было введено обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), базовым принципом которого является обеспечение граждан Российской Федерации равными правами при получении медицинских услуг в соответствии с Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

Необходимость введения обязательного медицинского страхования в России была обусловлена рядом факторов.

Во-первых, в условиях перехода к рынку актуализировались проблемы социальной защиты населения, в том числе в сфере медицинского обслуживания. Независимо от статусных позиций, финансового положения, социально- демографических характеристик все застрахованные в ОМС могут получить необходимую медицинскую помощь в случае болезни.

Во-вторых, усиливающееся расслоение общества, его поляризация приводят к появлению социального неравенства в области медицинского обслуживания. Получение медицинской помощи - это гарантия государства абсолютно для всех, что позволяет отчасти преодолевать неравенство социальных позиций застрахованных и обеспечивать доступ к медицинским услугам.

В-третьих, введение ОМС имеет экономическую значимость, касающуюся "притока" и перераспределения финансовых ресурсов в здравоохранении. [1]

Вместе с тем, за почти 20-летний период в системе ОМС накопилось немало проблем и противоречий, требующих специального изучения и решения.

 Социальная эффективность ОМС имеет ограниченный характер, население не удовлетворено в полной мере качеством и доступностью медицинской помощи. Не способствует этому и принятый Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N З26-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании граждан" (далее – Закон об ОМС, Закон), вступивший в силу с 1 января 2011 г. Признавая необходимость модернизации ОМС, он не меняет принципиально его основные характеристики и положения.

[2]Кроме того, организация обязательного медицинского страхования такова, что населению зачастую приходится оплачивать даже те услуги, которые включены в Программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Дефицит специалистов вынуждает людей обращаться в негосударственные медицинские учреждения и центры. Роль страховщика в таком случае для пациента сводится лишь к выдаче полисов ОМС. В системе медицинского обслуживания, таким образом, обязательное медицинское страхование становится непонятной и непонятой населением структурой.

Объектом исследования являются отношения, возникающие в сфере осуществления обязательного медицинского страхования на рынке страховых услуг в Российской Федерации.

Предметом исследования - российское законодательство, регулирующее правоотношения, возникающие в системе обязательного медицинского страхования, судебная практика и теоретические воззрения в данной сфере.

Целью данного исследования является комплексное изучение проблем правового регулирования обязательного медицинского страхования и поиск путей их решения для дальнейшей оптимизации системы ОМС.

Основные задачи:

1.Определить место, которое занимает обязательное медицинское страхование в системе обязательного социального страхования.

2.Исследовать принципы обязательного медицинского страхования.

3.Рассмотреть круг лиц, являющихся субъектами обязательного медицинского страхования.

Методологическую основу исследования составляют различные методы научного познания, используемые в исследовании как теоретических, так и практических вопросов. В работе использованы такие методы познания, как сравнение и обобщение, анализ и синтез, определение общего и частного. Наряду с основными общенаучными методами исследования использованы и такие частно-научные методы, как статистический, системно-структурный, сравнительно- правовой.

         Информационная база моей курсовой работы основана на многих правовых учебных изданиях, учебных пособиях,  статьях из законодательных актов и выдержках из научных статей, а так же большим помощником в написании курсовой работы являются научные, правовые словари.

Курсовая работа состоит из:                             

1.Введения

2.Трех глав, которые делятся на 3 параграфа каждый.

3.Заключение

4.Списка использованной литературы.

5. Приложения

Глава 1. Общая характеристика Обязательного Медицинского страхования в Российской Федерации

§ 1. Правовые основы Обязательного Медицинского страхования в Российской Федерации

         Страховые механизмы, являясь универсальными гарантами обеспечения различных видов рисков, активно используются в большинстве государств с рыночной экономикой и заимствованы российской практикой. Социальная сфера не является исключением.[3]

Незначительная история развития страхования в современной России показывает, тем менее, его значительный рост в начале 1990-х гг., что объясняется внедрением страховых инструментов в обеспечении социальных обязательств государства, в том числе введением обязательного медицинского страхования.

Приоритетность развития страхования в социальной сфере воспринята и в положениях Конституции РФ, где провозглашено поощрение добровольного социального страхования, а гарантии бесплатной медицинской помощи обеспечиваются за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (п. 3 ст. 39, п. 1 ст. 41).

Правовые основы обязательного медицинского страхования заложены в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяющем:

1) Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан.

2) Права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья граждан, гарантии реализации этих прав.

3) Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан.

4) Права и обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья граждан.

5) Права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Данный Закон позволяет сформировать современную и эффективную систему российского здравоохранения. На первое место в этом Законе поставлен принцип соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечения, связанных с этими правами государственных гарантий.

Следующим по степени важности в отношении установления правовых основ в области обязательного медицинского страхования нормативным правовым актом является Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

Данный Закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Согласно ст. 1 указанного Закона обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

К числу других законов, помимо уже указанных, относятся, в том числе:

1) Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела. Данный Закон содержит нормы, касающиеся страховых медицинских организаций.

2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в различные фонды.

3) Налоговый кодекс РФ. Он определяет порядок уплаты налогов и сборов любых организаций. Специальный состав имеет норма ст. 294.1 Налогового кодекса РФ, которая содержит особенности определения доходов и расходов страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование.

Полноценное регулирование вопросов обязательного медицинского страхования возможно только в рамках переосмысления проблем практики и построения на ее основе качественно нового правового механизма, нашедшего отражение в Федеральном законе от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". В своих положениях Закон об ОМС содержит ключевые инструменты достижения перспективных целей и задач.

Прежде всего, позитивные новеллы связаны с более четким восприятием прав застрахованных лиц. Непосредственно права граждан в системе медицинского страхования установлены статьей 16 Закона об ОМС, которая определяет, что граждане Российской Федерации имеют право на:

1. Обязательное и добровольное медицинское страхование.

2.Выбор медицинской страховой организации.

3.Выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования.

4.Получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса.

5.Предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования.

6.Возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора.

Указанные фундаментальные положения определяют содержательную часть системы обязательного медицинского страхования в рамках системы здравоохранения.

Право выбора медицинской страховой организации тесно связано и с выбором организаций, оказывающих медицинскую помощь. В сфере здравоохранения действительно приобретает значение личность субъекта, предоставляющего медицинскую услугу. Этим обстоятельством определяется качество оказываемых услуг наряду с их специфическим свойством. [4]

Сопутствующим инструментом в обеспечении права выбора является информационная поддержка застрахованного населения в выборе рынка страховых и медицинских услуг в регионе. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования на сайтах в Интернете размещают информацию о медицинских организациях и страховых медицинских организациях, работающих в заслуживают внимания вопросы не только правового статуса медицинской организации, порядка ее финансирования, права и обязанности медицинского работника и т.п., но страхования рисков некачественной медицинской помощи, четкого размежевания гражданской и профессиональной ответственности в медицине.

Законы субъектов РФ в отличие от федеральных законов и законов РФ имеют ограниченную сферу действия - только в пределах того субъекта, которым этот нормативно-правовой акт принят.

§ 2. Понятие и принципы Обязательного Медицинского страхования в Российской Федерации

         Статьей 41 Конституции РФ определено, что в целях охраны здоровья человека каждый имеет право на бесплатную медицинскую помощь в случае ухудшения состояния здоровья. Конституцией РФ также определено, что государство в лице уполномоченных органов осуществляет функцию по охране здоровья человека. Понятно, что бесплатная медицинская помощь является гарантией реализации права на охрану здоровья. Однако следует определить, всегда ли данная гарантия способствует полноценной охране здоровья, и если нет, то каким способом возможно реализовать и защитить конституционное право на охрану здоровья в полном объеме.

В случае ухудшения здоровья человека по любой причине государство гарантирует, что бесплатно осуществит лечение. Однако данная бесплатная медицинская помощь в нашем государстве имеет определенные пределы, при выходе за которые больной имеет право лечиться, оплатив соответствующие медицинские услуги. При этом в Конституции РФ ничего не сказано о том, каким же способом в этом случае человек может реализовать свое право на охрану здоровья. Получается, что ст. 41 Конституции РФ не в полном объеме предусматривает возможность реализации права каждого на охрану здоровья.

Правильно предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь. Однако Конституция РФ не предусматривает, как и кем должна оплачиваться медицинская помощь, выходящая за пределы видов помощи, оказываемой бесплатно государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения.[5]

Принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

В свою очередь, обязательное социальное страхование в целом представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и социальных принципов:

1) Обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.

2) Устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования.

3) Обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами.

4) Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика.

5) Создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования.

6) Паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.[6]

         Первым и пожалуй самым важным, назван принцип обеспечения бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая. По сути, тем самым раскрывается всеобщий характер обязательного медицинского страхования, отраженный в ст. 41 Конституции РФ.

Соблюдение названного принципа гарантирует каждому нуждающемуся человеку безвозмездное получение определенных видов медицинской помощи. Бесплатно оказывается медицинская помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.

Предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (организациями) осуществляется при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности (Правила предоставления платных медицинских услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" ).

Перечень медицинских услуг, которые медицинские учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения могут оказывать на платной основе, ограничен.

На платной основе не может оказываться экстренная медицинская помощь, которая всегда предоставляется бесплатно.[7]

§ 3. Субъекты и участники Обязательного Медицинского страхования в Российской Федерации

Обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

В качестве субъектов медицинского страхования выступают:

I.Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»:

1) Работающие по трудовому договору или гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, а также по договору авторского заказа или лицензионному договору.

2) Самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты).

3) Являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств.

4)Являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.

5) Неработающие граждане:

а) дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет;

б) неработающие пенсионеры независимо от основания назначения пенсии;

в) граждане, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

г) Безработные граждане, зарегистрированные в соответствии с законодательством о занятости.

д) один из родителей или опекун, занятые уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;

е) Трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет.

ж) Иные не работающие по трудовому договору .

II.Страхователи.

Страхователями для работающих граждан, указанных выше в пунктах 1-4, являются:

1) Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) Индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты.[8]

Страхователями для неработающих граждан, указанных в пункте 5, являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанные страхователи являются плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

III. Федеральный фонд.

Страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.

Федеральный фонд - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования.[9]

IV.Участники системы ОМС

1) Территориальные фонды. 

Территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом №326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.

2) Страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.

Страховые медицинские организации (СМО), имеющие лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности. Особенности лицензирования деятельности страховых медицинских организаций определяются Правительством Российской Федерации.

3) Медицинские организации в сфере обязательного медицинского страхования.

К медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с Федеральным закон

Глава 2. Анализ состояния Обязательного Медицинского страхования в Российской Федерации и его финансирование

§ 1. Проблемы Обязательного Медицинского страхования в Российской Федерации

Принятие в 1991 году Федерального закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и его введение в 1993 году в части обязательного медицинского страхования на территории всей страны явилось своевременным и единственно правильным политическим шагом в этот период. Замена бюджетной сферы финансирования здравоохранения на бюджетно-страховую модель для первого десятилетия развития новой России имела значение фактора сохранения национального здравоохранения в качестве практически единственного источника финансирования бесплатной медицинской помощи для граждан страны.

Средства системы ОМС при всех издержках постоянно, целенаправленно и стабильно поступали на счета медицинских учреждений для выплаты заработной платы медицинским работникам, оплаты лекарственных препаратов и питания пациентов.

Идеальная модель страховой медицины предусматривает использования преимущества «накопительного принципа» и за счет своих источников финансирования всегда способна оказать качественную медицинскую помощь застрахованному лицу.[10]

В старой бюджетной структуре государственных расходов на здравоохранение средства федерального бюджета составляют около 8%, средства бюджетов субъектов РФ - около 50%, средства обязательного медицинского страхования - 42%.

В результате стало еще хуже: эклектическое сочетание бюджетной и страховой систем породило новую «болезнь» системы здравоохранения России -снижающийся уровень ответственности за ее финансирование.

Государственные гарантии бесплатной медицинской помощи практически на универсальной основе превратились в пустые декларации.

Платность медицинских услуг нарастает. Проведенные в последние годы обследования личных расходов населения на медицинскую помощь показывают, что объем этих расходов составляет 43-48% от совокупных затрат на медицинскую помощь (государственных и личных).

Более 50% пациентов платят за лечение в стационарах, 30% - за амбулаторно-поликлиническую помощь, 65% - за стоматологические услуги.

К основным финансовым проблемам можно отнести следующие:

1. Острейшая нехватка денежных средств в связи с отсутствием ощутимого экономического роста в стране и сохраняющимся остаточным принципом финансирования здравоохраненческой отрасли.    

2. Низкий тариф ЕСН в части средств на обязательное медицинское страхование работающего населения, поскольку величина этих отчислений не увязана со стоимостью «страхового года» работающего населения.

3. Недостаточное финансирование системы ОМС на страхование неработающего населения, которое имеет три основные причины:

ü Отсутствие законодательной основы по размеру страхового взноса на

неработающее население.

ü Неисполнение закона о медицинском страховании администрациями

субъектов РФ в части страховых взносов на неработающее население.

ü Непогашение сформировавшейся значительной финансовой

задолженности по страховым взносам на неработающее население в ряде субъектов РФ.

В результате доля средств, поступающих на страхование неработающего населения, составляет немного больше 33%, тогда как неработающее население составляет 58% всей численности населения РФ.

4.Многоканальность финансирования медицинских организаций.

5.Низкие тарифы оплаты медицинских услуг. Структура тарифов в системе ОМС формируется исходя из планируемого объема и выделяемого финансирования, а не расчетной стоимости лечения законченного случая.

6.Отсутствие позитивных перемен в системе оплаты труда медицинских работников. [11]

В итоге по мнению большинства специалистов, существующая система финансирования здравоохранения доказала свою несостоятельность, а основные принципы ОМС так и не заработали. По-прежнему граждане не могут выбрать страховую компанию и медицинское учреждение, в котором они хотели бы получать медицинскую помощь, действует разделение застрахованных по территориальному признаку, а о защите их прав никто и не вспоминает. Поэтому неудивительно, что люди, желающие получать качественную медицинскую помощь и имеющие для этого хотя бы минимальные возможности, предпочитают платные услуги. Один из распространенных вариантов получения платной медицинской помощи - непосредственная оплата лечения по факту оказания услуг.

Прежде всего, можно предположить, что реализованная в России модель, которую принято именовать "системой обязательного медицинского страхования", по сути, не является истинной моделью страхования, скорее всего, выглядит как своеобразная форма финансирования системы здравоохранения.

§ 2. Изменение на рынке Обязательного Медицинского страхования

         Основной тенденцией на страховом рынке России с учетом обязательного медицинского страхования являлось неуклонное увеличение объемов премий со среднегодовым темпом прироста 13,5%. Однако с началом экономического кризиса, отрицательный эффект от которого проявился именно в 1 квартале 2015 года, наметилось значительное сокращение темпов роста рынка. По итогам 1 квартала 2015 года страхование жизни оказалось наименее затронуто кризисом и показало наибольший прирост среди всех видов страхования (остальные виды, кроме добровольного страхования ответственности и ОМС, продемонстрировали отрицательную динамику).

Государственный реестр содержит сведения примерно о 770 страховых компаниях, за первый квартал отозвано 17 лицензий.

Согласно данным ФССН (Федеральной службы страхового надзора), российские страховщики за первый квартал предыдущего года увеличили сбор премий, включая ОМС, по сравнению с аналогичным периодом 2008-2014 года на 6,0% до 243,2 млрд. рублей, выплаты выросли на 28,8% до 163,9 млрд. рублей.

В ОМС, в отличие от добровольного и других видов страхования, реализуется принцип солидарности – здоровый платит за больного. Поэтому раньше этот вид страхования большинство крупных страховщиков не интересовал. В существующей системе ОМС страховщики занимаются трансляцией средств ОМС в поликлиники, получая на ведение дела 1 - 3%

перечисленных сумм. Главная же роль страховщика в системе ОМС - защита прав застрахованных - зачастую исполнялась формально.[12]

Однако в 2007 – 2008гг. обязательным медицинским страхованием заинтересовалось большинство крупных страховщиков. «Ингосстрах» приобрёл около десяти региональных компаний, специализирующихся на ОМС, и объединил их под брендом «Группа ИНГОССТРАХ». Среди лидеров рынка ОМС более половины - дочерние медицинские страховщики крупных страховых холдингов.

Интерес крупных страховщиков к ОМС вызван несколькими обстоятельствами. Во-первых, Правительство РФ своим распоряжением от 19.01.06 №38-р утвердило Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Программа предусматривала, в частности, модернизацию системы ОМС в следующих основных направлениях.

1. Упорядочение субъектов правоотношений в системе ОМС.

2. Завершение перевода ОМС и в целом отрасли здравоохранения на страховые принципы, т.е. двухканальная система поступления финансовых средств в медицинскую организацию должна уступить место преимущественно одноканальной системе.

3. Перенесение части финансовой ответственности в негосударственный сектор.

4. Укрепление финансовой основы системы ОМС путём реализации территориальных программ и более жёстких обязательств бюджетов субъектов РФ по ОМС неработающего населения, которые планируется устанавливать в размерах, обеспечивающих сбалансированность суммы средств из всех источников, предназначенных для финансирования базовой программы ОМС.

5. Внедрение дополнительного медицинского страхования лекарственного обеспечения граждан (лекарственное страхование).

Увеличиваются объёмы средств, выделяемых на финансирование региональных программ ОМС, мелкие региональные страховщики, не выдержав требований законодательства по увеличению уставного капитала, уступают крупным страховщикам, территориальные фонды ОМС отказываются от функций медицинских страховщиков.

Крупные страховщики начинают понимать преимущества ОМС для привлечения новых корпоративных клиентов, особенно в перспективе предоставления гарантированной медицинской помощи за счёт объедения средств обязательного и добровольного медицинского страхования. Сами страховщики свой интерес к системе ОМС объясняют планируемым переходом её на страховые принципы и предоставление страхователям и застрахованным реального права выбора медицинского страховщика.[13]

Отказ территориальных фондов ОМС от исполнения функций страховщиков, замещение их преимущественно федеральными страховыми компаниями являлось, пожалуй, главным направлением трансформации рынка ОМС.

Третьим направлением трансформации рынка ОМС является изменение механизма финансирования и предполагаемое увеличение его объёмов. О нехватке денег в системе ОМС говорится постоянно. И денег никогда не хватит при сохранении затратного механизма финансирования - оплате фактических расходов лечебно-профилактических учреждений.[14]

Другая проблема - существенные различия в доступности и качестве медицинской помощи, предоставляемой в регионах. По данным Минздравсоцразвития России, показатель подушевого обеспечения по территориальным программам государственных гарантий в субъектах РФ различается более чем в 17 раз: от 1185,6 руб. в Республике Дагестан до 20513,8 руб. в Чукотском АО.

§ 3. Финансирование Обязательного Медицинского страхования

Фонды обязательного медицинского страхования -это самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания фи­нансовых ресурсов на его проведение.

Законом предусматривается, что финансовые средства фондов обяза­тельного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

1-й уровень страхования в системе ОМС представляет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), который осуществляет общее нормативное и организационное руководство системой ОМС. Сам он не осуществляет страховые операции и не финансирует систему ОМС граждан. ФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, подотчетен Законодательному Собранию и Правительству РФ. Ежегодно бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются Государственной Думой.

Финансовые средства фонда образуются за счет части страховых взносов предприятий (0,2% от ФОП), взносов территориальных фондов ОМС на реализацию совместных программ и других источников, определяемых законодательством РФ.

2-й уровень организации обязательного медицинского страхования представлен территориальными фондами ОМС и их филиалами. Этот уровень - основной в системе, поскольку именно территориальными фондами осуществляется сбор, аккумулирование и распределение финансовых средств ОМС.

Территориальные ФОМС создаются на территориях субъектов РФ, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны соответствующим органам представительной и исполнительной власти. Финансовые средства ТФОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию.

Они образуются за счет:

1.Части страховых взносов, уплачиваемых предприятиями на ОМС работающего населения.

2.Средств, предусматриваемых в бюджетах субъектов РФ на ОМС неработающего населения.

3.Других источников, предусмотренных законодательством РФ.[15]

В целом, и Федеральный, и территориальные фонды обязательного медицин­ского страхования являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ , реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

3-й уровень в осуществлении ОМС представляют страховые медицинские организации (СМО). Именно им по закону отводится непосредственная роль страховщика.

СМО получают финансовые средства на осуществление ОМС от ТФОМС по душевым нормативам в зависимости от численности и половозрастной структуры застрахованного ими контингента населения и осуществляют страховые выплаты в виде оплаты медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам.

 СМО выступают в качестве посредника между гражданами, лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) и финансирующими организациями – территориальными фондами ОМС.

Глава 3. Права и обязанности в системе Обязательного Медицинского страхования

§ 1. Права в системе в системе Обязательного Медицинского страхования

         На основании  статьи 16 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Застрахованные лица имеют право на:

1.Бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:

Ø На всей территории Российской Федерации в объеме, установленном

базовой программой обязательного медицинского страхования.

Ø На территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан

полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;

2.Выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования.

3.Замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию.

4.Выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации (примечание: для жителей Ленинградской области выбор осуществляется из медицинских организаций, входящих в Реестр медицинских организаций Ленинградской области, который размещается на официальном сайте Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области в сети «Интернет»).[16]

5.Выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (примечание:в соответствии со статьей 30 Закона Российской федерации от 22.07.1993 года № 5487-1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»: выбор[17] врача, в том числе семейного и лечащего врача, осуществляется с учетом его согласия).

6.Получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи.

7.Защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования.

8.Возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9.Возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10.Защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

Права пациента:

ч.5. ст. 19, Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"


Пациент имеет право на:

1.Выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2.Профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

3.Получение консультаций врачей-специалистов.

4.Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5.Получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.[18]

6.Получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях.

7.Защиту сведений, составляющих врачебную тайну.

8.Отказ от медицинского вмешательства.

9.Возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.

10.Допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав.

11.Допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Страхователь имеет право на:

1.Участие во всех видах медицинского страхования

2.Свободный выбор страховой организации.

3.Осуществление контроля за выполнением условий договора медицинского страхования;

4.Возвратность части страховых взносов от страховой медицинской организации при добровольном медицинском страховании в соответствии с условиями договора.

Предприятие-страхователь имеет также право на привлечение средств из прибыли (доходов) предприятия на добровольное медицинское страхование своих работников.

Страховая медицинская организация имеет право:

1.Свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;

2.Участвовать в аккредитации медицинских учреждений;

3.Устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию;

4.Принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги;

5.Предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или (и) медицинскому работнику на материальное возмещение физического или (и) морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине[19]

§ 2. Обязанности в системе Обязательного Медицинского страхования

Застрахованный обязан:

1.Предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

2.Подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования.

3.Уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли.

4.Осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.

Страхователь обязан:

1.Заключать договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией;

2.Вносить страховые взносы в порядке, установленном настоящим Законом и договором медицинского страхования;

3.В пределах своей компетенции принимать меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан;

4.Предоставлять страховой медицинской организации информацию о показателях здоровья контингента, подлежащего страхованию.

[20]

Страховая медицинская организация обязана:

1.Осуществлять деятельность по обязательному медицинскому страхованию на некоммерческой основе;

2.Заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию;

3.Заключать договоры на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию с любыми медицинскими и иными учреждениями;

4.С момента заключения договора медицинского страхования выдавать страхователю или застрахованному страховые медицинские полисы;

5.Осуществлять возвратность части страховых взносов страхователю или застрахованному, если это предусмотрено договором медицинского страхования;

6.Контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора;

7.Защищать интересы застрахованных.

Медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования. По лицензиям медицинские учреждения реализуют программы добровольного медицинского страхования без ущерба для программ обязательного медицинского страхования.

Медицинские учреждения в системе медицинского страхования имеют право на выдачу документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность застрахованных.[21]

§ 3. Ответственность в системе Обязательного Медицинского страхования

Медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне. В случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.[22]

  Страховая организация несет правовую и материальную ответственность перед застрахованной стороной или страхователем за невыполнение условий договора медицинского страхования. Материальная ответственность предусматривается условиями договора медицинского страхования.[23]

Оплата услуг медицинских учреждений страховыми организациями производится в порядке и сроки, предусмотренные договором между ними, но не позднее месяца с момента представления документа об оплате. Ответственность за несвоевременность внесения платежей определяется условиями договора медицинского страхования.

За необоснованный отказ в заключении договора обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация может по решению суда может быть лишена лицензии на право заниматься медицинским страхованием.

Плательщики страховых взносов в случае несвоевременной регистрации в качестве плательщика страховых взносов, сокрытия или занижения сумм, с которых должны начисляться страховые взносы, а также нарушения сроков их уплаты привлекаются к ответственности в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования осуществляется фондами обязательного медицинского страхования с участием органов государственной налоговой службы.
Ответственность за несвоевременность внесения платежей определяется условиями договора обязательного медицинского страхования.

Уплата штрафа и (или) пени не освобождает страхователя от уплаты взносов на обязательное медицинское страхование.

Взимание страховых взносов, штрафов или пеней осуществляется фондами обязательного медицинского страхования с плательщиков страховых взносов (платежей) - юридических лиц в бесспорном порядке, с физических лиц - в судебном порядке.

Средства, взысканные в установленном порядке с плательщиков, зачисляются в доходы Федерального и соответствующего территориального фондов обязательного медицинского страхования в установленном в законодательном порядке соотношении.

Медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора на предоставление медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, а также за отказ застрахованному гражданину в оказании медицинской помощи. [24]

В случае нарушения медицинским учреждением условий договора на предоставление медицинской помощи территориальный фонд обязательного медицинского страхования вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.

Оплата услуг медицинских учреждений территориальным фондом обязательного медицинского страхования производится в порядке и сроки, предусмотренные договором между ними.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования имеет право требовать от юридических или физических лиц, виновных в причинении вреда здоровью застрахованному, возмещения расходов в пределах суммы, затраченной на оказание застрахованному медицинской помощи.[25]

Заключение

С принятием Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N З26-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" начался новый этап в развитии обязательного медицинского страхования в нашей стране. Впервые было разрешено участие в системе ОМС негосударственных медицинских организаций, усилены диспозитивные начала (закреплено право на выбор не только страховой медицинской организации, но и лечащего врача), расширены права беженцев, лиц без гражданства и иностранных граждан и т.д. Вместе с тем, несмотря на декларируемую цель повышения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, отдельные положения нового Закона выглядят весьма спорно.

На проблемы недостаточного правового регулирования правового статуса Федерального фонда обязательного медицинского страхования уже обращалось внимание в литературе.

В доктринальных исследованиях Фонды, в том числе ФОМС, относят к так называемым учреждениям публичной власти, не являющимися государственными органами исполнительной власти, но обладающими частью их компетенции в отношении определенного круга лиц. В известном смысле речь идет о самостоятельной правосубъектности таких организаций, что не позволяет причислять их к органам единого публично-правового образования. Государство в таких случаях в определенных целях ограничивает свои властные полномочия, наделяя ими самостоятельные организации.

В целом законодательство, используя термин " фонд", нередко ведет речь о фонде, понимая под ним способ аккумуляции денежных ресурсов, для использования в заранее определенных целях. Юридическая личность в таком механизме отходит на второй план либо вообще теряется на фоне значительного числа норм, регулирующих формирование денежных средств социального назначения.

Лечебные учреждения, стремясь избежать обвинений в неэффективном использовании ресурсов ОМС и выборе неправильных методов лечения, реже будут фиксировать сведения о продукции и услугах, рекомендованных для приобретения за свой счет. С учетом этого обстоятельства процедура доказывания понесенных расходов может существенно осложниться.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что новый Закон об ОМС  нуждается в изменениях, все его недостатки были выявлены в курсовой работе.

Все ранее, поставленные мной цели и задачи были выполнены.

Список использованной литературы

I.                  Нормативно- правовые акты

1.Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – N 4. – Ст. 445.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: по сост. на 27 июня 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: по сост. на 30 ноября 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

4.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ: по сост. на 28 июля 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – N 32. – Ст. 3340.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: по сост. на 28 июля 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1(ч.1). – Ст. 1.

6. О защите прав потребителей РФ: закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1: по сост. на 25 июня 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – N 3. – Ст. 140.

7. Об организации страхового дела в Российской Федерации: закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1: по сост. на 30 ноября 2011 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – N 2. – Ст. 56.

8. О беженцах: федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-1: по сост. на 1 марта 2012 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – N 12. – Ст. 425.

9. Об основах обязательного социального страхования: федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ: по сост. на 11 июля 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – N 29. – Ст. 3686.

10. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ: по сост. на 29 февраля 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – N 30. – Ст. 3738.

11. Об обязательном медицинском страховании граждан: федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ: по сост. на 28 июля 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – N 49. – Ст. 6422.

12. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ: по сост. на 25 июня 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – N 48. – Ст. 6724.

13. Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями: постановление Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 3. – Ст. 194.

II. Научная литература

1. Андреев Ю. Платные медицинские услуги. Правовое регулирование и судебная практика / Ю. Андреев. – М.: Издательство: "Ось-89, 2007. – 400 с.

2. Белов В.А. "Больной" вопрос: гражданские правоотношения с медицинскими организациями / В. А. Белов // Законодательство. – 2003. – N 11. – С. 6 – 12.

3. Белых В.С. Страховое право / В.С. Белых, И.В. Кривошеев. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 224 с.

4. Волкова Н.С. Модернизация здравоохранения и совершенствование статуса его учреждений / Н.С. Волкова // Журнал российского права. – 2006. – N 4. – С. 28-31.

5. Вронская М.В. Институт права на охрану здоровья в системе социальной защиты граждан РФ / М.В. Вронская // Социальное и пенсионное право. – 2009. – N 2. – С.10-14.

6. Герасименко Л.В. Некоторые предпосылки правового статуса страховщика по медицинскому страхованию / Л.В. Герасименко // Общество и право. – 2008. – N 3. – С. 12-15.

7. Гутников О.В. Правовое положение фондов как юридических лиц // Корпорации и учреждения: Сб. статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. – М.: Статут, 2007. – С. 197 – 217.

8. Долинская В.В. Обязательное страхование: вопросы правового регулирования и классификации / В.В. Долинская // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2007. – N 9. – С. 7.

9. Идельсон В.Р. Страховое право. Курс лекций в С.-Петербургском политехническом институте в 1907 году. (Окончание) // Страховое право / В.Р. Идельсон. – М.: Анкил, 2001. – С. 72-96.

10. Каменева З.В. О правовой природе отношений пациентов с медицинскими организациями / З.В. Каменева // Адвокат. – 2009. – N 12. – С. 38 – 41.

11. Кирилловых А.А. Правовое регулирование обязательного медицинского страхования / А. А. Кирилловых // Законодательство и экономика. – 2011. – N 6. – С. 62-78.

12. Кирилловых А. А. Некоторые вопросы ответственности в сфере обязательного медицинского страхования / А.А. Кирилловых // Социальное и пенсионное право. – 2011. – N 3. – С. 20 – 26.

13. Козлова Н. Ответственность страховой медицинской организации перед застрахованными (гражданами) по договорам обязательного и добровольного медицинского страхования / Н. Козлова, М. Кратенко // Право и экономика. – 2005. – N 12. – С. 25-28.

14. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М.: Прогресс, 1992. – 780 с.

15. Колоколов Г.Р. Медицинское право: Учеб. пособие / Г.Р. Колоколов, Н.И. Махонько. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 220 с.

16. Лебединец О.Н. Перспективы и проблемы развития законодательства о страховании гражданской ответственности медицинских организаций / О.Н. Лебединец // Социальное и пенсионное право. – 2009. – N 1. – С. 41-46.

17. Липин Н.Н. Страхование как конституционно-правовой способ защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь / Н.Н. Липин // Социальное и пенсионное право. – 2011. – N 4. – С. 16 – 18.

18. Петрова Н.А. Обязательное медицинское страхование: новые правила игры / Н.А. Петрова // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2011. – N 1. – С. 15 – 27.

19. Путило Н.В. Законодательство об охране здоровья граждан: перспективы систематизации / Н.В. Путило // Журнал российского права. – 2007. – N 1. – С. 32-34.

20. Стеценко С.Г. Права граждан в области охраны здоровья / С.Г. Стеценко // Юрист. – 2004. – N 8. – С. 10-13.

21. Сергеев Ю.Д. Системный анализ в сфере медицинского права / Ю.Д. Сергеев, Ю.И. Григорьев, И.Ю. Григорьев // Медицинское право. – 2006. – N 4. – С. 18-23.

22. Сувернева А.И. Обязательное медицинское страхование / А.И. Сувернева // Отдел кадров коммерческой организации. – 2011. – N 11. – С. 41 – 50.

23. Усков О.Ю. Юридические лица публичного права: понятие и виды / О.Ю. Усков // Журнал российского права. – 2010. – N 6. – С. 101 – 111.



[1] Волкова Н.С. Модернизация здравоохранения и совершенствование статуса его учреждений / Н.С. Волкова // Журнал российского права. – 2006. – N 4. – С. 28-31.

[2] Лебединец О.Н. Перспективы и проблемы развития законодательства о страховании гражданской ответственности медицинских организаций / О.Н. Лебединец // Социальное и пенсионное право. – 2009. – N 1. – С. 41-46.

[3] Белов В.А. "Больной" вопрос: гражданские правоотношения с медицинскими организациями / В. А. Белов // Законодательство. – 2003. – N 11. – С. 6 – 12.

[4] Вронская М.В. Институт права на охрану здоровья в системе социальной защиты граждан РФ / М.В. Вронская // Социальное и пенсионное право. – 2009. – N 2. – С.10-14.

[5] Андреев Ю. Платные медицинские услуги. Правовое регулирование и судебная практика / Ю. Андреев. – М.: Издательство: "Ось-89, 2007. – 400 с.

[6] Кирилловых А.А. Правовое регулирование обязательного медицинского страхования / А. А. Кирилловых // Законодательство и экономика. – 2011. – N 6. – С. 62-78.

[7] Кирилловых А.А. Правовое регулирование обязательного медицинского страхования / А. А. Кирилловых // Законодательство и экономика. – 2011. – N 6. – С. 62-78.

[8] Долинская В.В. Обязательное страхование: вопросы правового регулирования и классификации / В.В. Долинская // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2007. – N 9. – С. 7.

[9] Петрова Н.А. Обязательное медицинское страхование: новые правила игры / Н.А. Петрова // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2011. – N 1. – С. 15 – 27.

[10] Кирилловых А.А. Правовое регулирование обязательного медицинского страхования / А. А. Кирилловых // Законодательство и экономика. – 2011. – N 6. – С. 62-78.

[11] Кирилловых А.А. Правовое регулирование обязательного медицинского страхования / А. А. Кирилловых // Законодательство и экономика. – 2011. – N 6. – С. 62-78.

[12] Кирилловых А.А. Правовое регулирование обязательного медицинского страхования / А. А. Кирилловых // Законодательство и экономика. – 2011. – N 6. – С. 62-78.

[13] Гутников О.В. Правовое положение фондов как юридических лиц // Корпорации и учреждения: Сб. статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. – М.: Статут, 2007. – С. 197 – 217.

[14] Гутников О.В. Правовое положение фондов как юридических лиц // Корпорации и учреждения: Сб. статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. – М.: Статут, 2007. – С. 197 – 217.

[15] Гутников О.В. Правовое положение фондов как юридических лиц // Корпорации и учреждения: Сб. статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. – М.: Статут, 2007. – С. 197 – 217.

[16] Липин Н.Н. Страхование как конституционно-правовой способ защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь / Н.Н. Липин // Социальное и пенсионное право. – 2011. – N 4. – С. 16 – 18.

[17] Путило Н.В. Законодательство об охране здоровья граждан: перспективы систематизации / Н.В. Путило // Журнал российского права. – 2007. – N 1. – С. 32-34.

[18][18] 20. Стеценко С.Г. Права граждан в области охраны здоровья / С.Г. Стеценко // Юрист. – 2004. – N 8. – С. 10-13.

[19] 20. Стеценко С.Г. Права граждан в области охраны здоровья / С.Г. Стеценко // Юрист. – 2004. – N 8. – С. 10-13.

[20]Сувернева А.И. Обязательное медицинское страхование / А.И. Сувернева // Отдел кадров коммерческой организации. – 2011. – N 11. – С. 41 – 50.

[21] Сувернева А.И. Обязательное медицинское страхование / А.И. Сувернева // Отдел кадров коммерческой организации. – 2011. – N 11. – С. 41 – 50.

[22] Козлова Н. Ответственность страховой медицинской организации перед застрахованными (гражданами) по договорам обязательного и добровольного медицинского страхования / Н. Козлова, М. Кратенко // Право и экономика. – 2005. – N 12. – С. 25-28.

[23] .Сергеев Ю.Д. Системный анализ в сфере медицинского права / Ю.Д. Сергеев, Ю.И. Григорьев, И.Ю. Григорьев // Медицинское право. – 2006. – N 4. – С. 18-23.

[24] Кирилловых А.А. Правовое регулирование обязательного медицинского страхования / А. А. Кирилловых // Законодательство и экономика. – 2011. – N 6. – С. 62-78.

[25] Кирилловых А.А. Правовое регулирование обязательного медицинского страхования / А. А. Кирилловых // Законодательство и экономика. – 2011. – N 6. – С. 62-78.

Информация о файле
Название файла Права и обязанности застрахованных лиц в системе ОМС от пользователя Гость
Дата добавления 5.5.2020, 18:05
Дата обновления 5.5.2020, 18:05
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 69.59 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 501
Скачиваний 136
Оценить файл