МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Факультет физической культуры
Кафедра теории и методики физической культуры
ВИКТОРОВ АРМАН НАМИГОВИЧ
Особенности развитие силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста
Курсовая работа
студента 3 курса специальности
«Физическая культура»
дневной формы получения образования
Научный руководитель
Харазян Лусине Гагиковна,
преподаватель кафедры теории
и методики физической культуры
Гродно 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Резюме. 3
Введение. 4
1. Обзор литературы по проблеме исследования. 6
1.1.Особенности физического развития учащихся среднего школьного возраста. 6
1.2.Сила и ее характеристики. 7
1.3.Средства и методы воспитания силы.. 8
1.3.1 Структура и характеристика круговой тренировки. 10
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 15
2.1 Методы исследования. 15
2.2.1 Анализ научно-методической литературы.. 15
2.2.2 Антропометрия. 15
2.2.3 Контрольно-педагогические испытания. 16
2.2.4 Метод математической статистики. 17
2.2. Организация исследования. 18
3. Анализ результатов исследования. 19
3.1. Анализ антропометрические данные. 19
3.2. Уровень развития физических способностей. 19
Список используемой литературы.. 22
ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 24
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 26
ПРИЛОЖЕНИЕ В. 29
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. 31
РЕЗЮМЕ
Тема курсовой работы
«Особенности развитие силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста»
Работа содержит: 32 страницы, 24 таблицы, 4 приложения, 27 использованных источника литературы.
Ключевые слова: силовые способности, средний школьный возраст, контрольные испытания, уровень развития.
Цель курсовой работы – выявить особенности развития силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста.
Объектом исследования выступает образовательный процесс по физической культуре с учащихся среднего школьного возраста.
Предметом исследования настоящей работы является уровень развития силовых способностей учащихся среднего школьного возраста.
В работе были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, антропометрия, контрольно-педагогические испытания, математическая статистика.
Введение
Забота о здоровье детей – проблема государственной важности, и одной из задач системы образования является формирование культуры здорового образа жизни учащихся – такой организации жизнедеятельности, когда формируется потребность в мотивационной сфере, ценностное отношение к здоровью, высокий уровень знаний по здоровьесбережению, развитию эмоционально – волевой сферы, а также творческой самореализации. За последние годы уровень здоровья подрастающего поколения нашей страны резко снизился. Достаточно посмотреть на количество учеников, которые имеют различные ограничения к занятиям физической культурой или полностью освобождены от уроков. На фоне таких удручающих факторов, как никогда остро, встает вопрос о правильном планировании, проведении и дополнительных нагрузках на уроках по физической культуре и здоровью.
В Государственном образовательном стандарте отмечено, что одной из важнейших целей физической культуры и здоровья в школе является «развитие основных физических качеств и повышение физической подготовленности учащихся». Ценности физической культуры направлены на развитие личности. Ее идеалом является физически, нравственно и психически здоровая личность, способная реализовать себя и приносить пользу людям. У учащихся основным видом деятельности становится умственный труд, который требует постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц. Высокий уровень развития силовых способностей является подготовительной базой для овладения новыми видами двигательных действий и важным компонентом состояния здоровья
В программе предмета «Физическая культура и здоровье» заложены цели и задачи развития силовых способностей у учеников.
Проблема развития мышечной силы у детей школьного возраста представляет в настоящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями экологических, экономических и социальных условий жизни общества. К вышеперечисленным факторам следует отнести также пренебрежительное отношение к здоровью самих школьников, злоупотребляющих алкоголем и курением, что выразилось в потере интереса последних к занятиям физической культурой. Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушения обмена веществ. Все эти факторы требуют необходимость в корректировании методики развития силовых способностей, в связи с меняющимися условиями.
Цель исследования – выявить особенности развития силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели исследования предстояло решить следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить наиболее информативные тесты для определения уровня силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста.
3. Определить уровень развития силовых способностей учащихся среднего школьного возраста.
Объект исследования: образовательный процесс по физической культуре с учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования: уровень развития силовых способностей учащихся среднего школьного возраста.
В ходе исследовании применялись следующие методы исследование:
1) анализ научно-методической литературы;
2) антропометрия;
3) контрольно-педагогические испытания;
4) математическая статистика.
1. Обзор литературы по проблеме исследования
1.1.Особенности физического развития учащихся среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V–VIII классы). Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4–7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3–6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13–14 дет, а у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11–12 лет в среднем на 7 см. В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину. В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13–14 лет, а у девочек – в 11–12 лет [10].
Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1–2 года раньше, чем у мальчиков [18, c. 78].
У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12–15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам. В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков – с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек – с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет). Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых [14, c. 34].
Подростковый возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств Многогранность задач, решаемых в среднем возрасте, позволяет: 1) содействовать гармоничному физическому развитию; 2) осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов двигательных действий; 3) продолжать развитие координационных способностей; 4) формировать основы знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма; 5) углублять представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий и оказании первой помощи при травмах; 6) воспитывать привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями; 7) вырабатывать организаторские навыки; 8) формировать умения адекватной оценки собственных физических возможностей; 9) воспитывать инициативность, самостоятельность, ответственность; 10) содействовать развитию психических процессов [26, с. 193–196].
1.2.Сила и ее характеристики
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). Силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществлении, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: I) собственно мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические факторы; 7) различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность [7, с. 12].
Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).
Собственно силовые способности проявляются при удержании в течение определенного времени предельных отягощений с максимальным напряжением мышц или при перемещении предметов большой массы. В последнем случае скорость практически не имеет значения, а прилагаемые усилия достигают максимальных величин [9, с. 94].
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины.
Силовая выносливость – это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе [15, с. 75].
Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). В физическом воспитании различают абсолютную н относительную силу. Абсолютная сила – это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела. Относительная сила – это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, если сопротивление значительно – она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия [1, c. 97].
Задачи развития силовых способностей. Первая задача – общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Вторая задача – разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Третья задача – создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта [26, с. 76–80].
1.3.Средства и методы воспитания силы
Средствами развития силы мышц являются различные силовые упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида:
1) упражнения с внешним сопротивлением;
2) упражнения с преодолением веса собственного тела;
3) изометрические упражнения [14, с. 56].
Упражнения с внешним сопротивлением являются одними из самых эффективных средств развития силы и подразделяются:
1) на упражнения с тяжестями;2) упражнения с партнером;3) упражнения с сопротивлением упругих предметов (резиновых амортизаторов, жгутов, различных экспандеров и т. п.); 4) упражнения в преодолении сопротивления внешней среды (например, бег в гору или по песку, снегу, воде, против ветра и т. п.).
Упражнения в преодолении собственного веса широко применяются во всех формах занятий по физической подготовке, и они подразделяются:
1) на гимнастические силовые упражнения; 2) легкоатлетические прыжковые упражнения;3) упражнения в преодолении препятствий (забора, стены, рва и т.д.).
Изометрические упражнения, как никакие другие, способствуют одновременному напряжению максимально возможного количества моторных единиц работающих мышц. Различаются упражнения:
1) в пассивном напряжении (удержание груза и т. п.);
2) упражнения в активном напряжении мышц (в течение 5–10 с в определенной позе) [20, с. 57].
В практике физического воспитания используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей.
Метод максимальных усилий основан на использовании упражнений субмаксимальными, максимальными и сверхмаксимальными отягощениями. Каждое упражнение выполняется в несколько подходов. Количество повторений упражнений в одном подходе при преодолении предельных и сверхмаксимальных сопротивлений, т.е. когда вес отягощения равен 100% и более от максимального может составлять 1–2, максимум 3 раза. Данный метод обеспечивает повышение максимальной динамической силы без существенного увеличения мышечной массы, воспитание умения развивать концентрированные усилия большой мощности. Рост силы при его использовании происходит за счет совершенствования внутри межмышечной координации и повышения мощности креатинофосфатного и гликолитического механизмов ресинтеза АТФ [10, с. 219].
Метод повторных непредельных усилий предусматривает многократное преодоление внешнего сопротивления до значительного утомления или "до отказа". В каждом подходе упражнение выполняется без пауз отдыха. В одном подходе может быть от 4 до 15–20 и более повторений упражнений. За одно занятие выполняется 2–6 серии. В серии – 2–4 подхода. Отдых между сериями – 3–5 минуты, между подходами 2–8 минуты. Величина внешних сопротивлений обычно находиться в пределах 40–80% от максимальных в данном упражнении [13, с. 93].
Метод динамических усилий предусматривает выполнение упражнений с относительно небольшой величиной отягощений (до 30% от максимума) с максимальной скоростью (темпом). Он применяется для развития скоростно-силовых способностей – "взрывной" силы. Количество повторений упражнения в одном подходе составляет 15–25 раз. Упражнения выполняются в несколько серий – 3–6, с отдыхом между ними по 5–8 минут. Вес отягощения в каждом упражнении должен быть таким, чтобы он не оказывал существенных нарушений в технике движения и не приводил к замедлению скорости выполнения двигательного задания [6, с. 156].
Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц – изометрического и динамического. Недостаток изометрических упражнений состоит в том, что сила проявляется в большей мере при тех суставных углах, при которых выполнялись упражнения, а уровень силы удерживается меньшее время, чем после динамических упражнений [6, c. 43].
Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Игровой метод предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. Педагог по физической культуре и спорту всегда должен творчески подходить к выбору методов воспитания силовых способностей занимающихся, учитывая природный индивидуальный уровень их развития и требования, предусмотренные программами по физическому воспитанию и характером соревновательной деятельности [26, с. 83–88].
1.3.1 Структура и характеристика круговой тренировки
Организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под названием «круговой тренировки», обладает многими достоинствами и заслуживает самого широкого распространения в работе учителей. Однако эта форма дает эффект, если применять ее правильно. Наблюдения же показали, что многие учителя понимают под круговой тренировкой мелкогрупповой поточный метод. Он, несомненно, повышает плотность урока. Но круговую тренировку с присущими ей особенностям не следует смешивать с проведением любых упражнений поточным способом, так как это снижает ее значение [9, c. 12].
В методической литературе и практике учителей известен такой способ проведения упражнений, как поточный мелкогрупповой. Класс делят на несколько небольших групп (5–6 человек), в каждой из которых задания выполняются потоком. Даются любые задания – повторение разученного движения с целью закрепления его техники, выполнение специально подобранных упражнений для развития двигательных качеств и т. д.
Термин «круговая тренировка», обозначает иной способ проведения упражнений. В основе организации учеников для выполнения упражнений по круговой тренировке лежит тот же мелкогрупповой поточный способ. Но должна быть разработана четкая методика выполнения упражнений. Назначение упражнений тоже строго определено – для комплексного развития двигательных качеств. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств. Одна из важнейших особенностей этой формы занятий – четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее. Есть и другие особенности круговой тренировки. Раскроем каждую из них [9, c. 13].
Для проведения занятий по круговой тренировке составляют комплекс из 8–10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц – рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма [11, с. 24].
При подборе упражнений для круговой тренировки автором предлагается учитывать их общее и локальное воздействие на организм в целом и на отдельные группы мышц [12, с. 63].
В зависимости от числа упражнений в комплексе класс делят на 6–8 групп по 3–5 человек. Заранее (перед уроком) размечают места (станции) для выполнения упражнения. Для более четкой организации занятий у каждой станции ставят указатель (стойка с укрепленным на ней плотным листом бумаги 25х30 см) с графическим изображением и кратким описанием упражнения, выполняемого на этом месте. Также можно сделать из фанеры (жести) рамки, которые нужно закрепить на стене зала, и в них вставить карточку с изображением и описанием упражнения. Последовательность прохождения станций устанавливается по кругу, прямоугольнику или квадрату; в зависимости от того, как более рационально использовать площадь зала и оборудование. Нужно стараться использовать все снаряды и подручный инвентарь, который есть в зале. Например, можно давать подтягивание в висе и на верхней жерди разновысоких брусьев; прыжки в глубину с платформ (80х80 см), укрепленных на гимнастической стенке на разной высоте; как отягощение применять штанги, гимнастические скамейки и т.д. Учитель указывает каждой группе, на каком месте она начинает упражняться и в каком порядке переходит от станции к станции. В дальнейшем сохраняется тот же порядок [19, c. 45].
Перед началом выполнения комплекса для каждого ученика устанавливается индивидуальная физическая нагрузка. Это делается с помощью так называемого максимального теста (МТ). Максимальный тест определяется на первых двух уроках. Ознакомившись с упражнениями после их показа и объяснения, ученики по команде учителя начинают выполнять на своих станциях намеченное упражнение в обусловленное время – 30 45 секунд, стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз. Определяя максимальный тест на каждой станции, нужно делать паузы в пределах 2–3 минут для отдыха. В это время ученики записывают число повторений в личную карточку учета результатов и затем переходят на следующую станцию, где принимают исходное положение для выполнения очередного упражнения. По истечении 2 – 3 минут определяется максимальный тест этого упражнения и т.д. После определения максимального теста для каждого устанавливается индивидуальная нагрузка в зависимости от подготовленности класса. На последующих уроках ученики выполняют каждое упражнение комплекса установленное число раз, но в разных вариантах [4, c. 33].
Выполняют каждое упражнение комплекса (проходят один круг) заданное число раз в строго обусловленное время (30–45 сек.), стараясь как можно точнее исполнять каждое движение.
Организм учеников постепенно приспосабливается к систематически повторяемой нагрузке. Поэтому необходимо постепенно повышать ее, увеличивая дозировку упражнения в зависимости от количества уроков, запланированных на выполнение данного комплекса. Каждый из них повторяется без изменений на 4–5 уроках. На последнем из них рекомендуется вновь проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить с исходными результатами, чтобы ученикам были видны их сдвиги [19, c. 46].
Как показывает практика, весь комплекс из 8–10 упражнений выполняется примерно за 10–12 минут (время на каждое упражнение – 45 секунд, на паузы для отдыха – 30 секунд). При планировании уроков это необходимо учитывать.
Для лучшей организации класса в каждой из групп нужно назначить старшего (групповода), который помогает товарищам выполнять упражнения, страхует их, следит за соблюдением установленной дозировки. Учитель выбирает себе место, от куда ему более удобно наблюдать за классом, но он всегда должен быть рядом с той станцией, где нужна его помощь. Учителю нужен секундомер для регулирования времени при выполнении упражнения и для подсчета пульса. Пульс подсчитывают до выполнения комплекса, сразу же после прохождения круга и за тем еще через две минуты в течении 10 секунд (умножив цифру на 6, получают число ударов за одну минуту). Показатели пульса записываются в личную карточку ученика (карточки хранятся у учителя) [19, c. 48].
Подсчет пульса дает возможность контролировать реакцию организма на предложенную физическую нагрузку. Ученикам пульс которых после выполнения упражнений (по прохождению всего круга) превышает 180 ударов в минуту, рекомендуется снизить дозировку в упражнениях большой интенсивности при последующем прохождении круга или на следующем уроке [13, с. 42].
Систематическая оценка результатов по максимальному тесту и учет нагрузки дают возможность учителю судить об улучшении работоспособности организма. Сравнение реакций пульса на стандартной нагрузке (комплекс упражнений, неоднократно повторяемый на уроках) позволяет сделать выводы о приспособлении сердечно-сосудистой системы к ним. Улучшение ее регуляции отражается в более быстром снижении частоты пульса после стандартной нагрузки. Все это обеспечивает четкий педагогический контроль и самоконтроль учеников за соответствующими реакциями организма [19, c. 49].
Определение максимального теста, установлении индивидуальной нагрузки, подсчет пульса, запись результатов в личную карточку рекомендуется начинать с VIII класса, где учащиеся лучше подготовлены к выполнению указанных требований. В данном возрасте (15–17 лет) уровень физического развития и функциональных возможностей организма юношей и девушек имеет большие отличия. Поэтому у них наиболее резко проявляются индивидуальные особенности в отношении приспособления к значительным физическим нагрузкам. Повышается роль индивидуальных заданий на уроках физической культуры, что подтверждает необходимость определения максимального теста для каждого ученика VIII–X классов при выполнении упражнений по методу круговой тренировки. Исходя из обобщения опыта, можно рекомендовать в учебном году 16–18 занятий по методу круговой тренировки.
В V–VII классах проводится собственно не круговая тренировка, а занятие по типу круговой тренировки, точнее – упражнения выполняются мелкогрупповым поточным способом. Время на выполнение каждого упражнения остается в пределах 30–45 секунд, дозировка их зависит от пола, возраста, подготовленности учеников, характера предложенных движений и определяется учителем для каждой группы отдельно или всего класса в целом. В V–VII классах приемлем такой вариант выполнения упражнений: прохождение круга с заданиями выполнить каждое упражнение в обусловленное время в произвольном темпе, но по возможности более точно [12, c. 75].
В этих классах нужно очень осторожно относиться к дозировке упражнений, не следует предлагать учащимся максимальной нагрузки. Количество повторений упражнений должно быть на уровне половины среднего результата при выполнении того или иного упражнения для данного класса. Например, мальчики VI класса выполняют приседания на одной ноге, держась рукой за бревно, в среднем 6–8 раз, количество повторений этого упражнения за один подход – 3–4 раза. Во время выполнения данного упражнения на соответствующей станции ученики успевают выполнить два подхода (приседания на правой и левой ноге) с интервалом 10–15 секунд. Этим обеспечивается эффективное воздействие данных упражнений на развитие силы, выносливости и других качеств без отрицательных последствий для их организма.
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1) анализ научно-методической литературы;
2) антропометрия;
3) контрольно-педагогические испытания;
4) методы математической статистики.
2.2.1 Анализ научно-методической литературы
Изучение литературных источников проводилось на протяжении всего исследования от выбора направления и темы исследования до интерпретации результатов педагогического исследования. Обобщение данных научно-методической литературы позволило сформировать понятийный аппарат, получить полное представление об изучаемой проблеме и убедиться в ее актуальности, уточнить цель и определить задачи.
В процессе работы над темой исследования была проанализирована научно-методическая литература в области теории и методики физического воспитания, педагогики, психологии. анатомии и физиологии человека.
Всего в ходе исследования было изучено 27 источников научно-методической литературы.
2.2.2 Антропометрия
Антропометрия – (от греч. anthropos – человек и metreo – меряю, измеряю) – метод количественного измерения параметров человеческого тела для оценки уровня физического развития. С помощью антропометрии получают объективные данные о важнейших морфологических параметрах тела – массе тела, длине тела, окружностях и диаметрах и о некоторых функциональных признаках – жизненной емкости легких, дыхательных размахах грудной клетки, силе отдельных групп мышц, толщине жировой складки.
Оценка уровня физического развитияучащихся опытных школ производиласьтрадиционным подходом, используемым в антропологии. Исходя из задач, стоящих перед нами, мы ограничились определением длины и массы тела, кистевой динамометрией правой и левой руки.
Длина тела. Измерение длины тела производилось с помощью ростомера, состоящего из вертикальной рейки, укрепленной на подставке. На боковой стороне рейки нанесены деления через каждые полсантиметра. Испытуемый становился босиком на площадку ростомера, касаясь его вертикальной планки пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова находилась в положении «немецкой» горизонтали (козелок уха и нижний край глазницы на одной горизонтали). После того, как обследуемый принимал правильное положение, сверху по стойке осторожно опускалась муфта с горизонтальной планкой до соприкосновения с головой. Цифра, на которой фиксировалась планшетка, показывала длину тела в сантиметрах. Измерение производилось с точностью до 0,5 см.
Масса тела. Для измерения массы тела используются медицинские весы. Перед каждым взвешиванием нужно установить нулевую точку и точно проверить весы. Обследуемый, осторожно становился на середину платформы весов при опущенном затворе арретира. Исследователь поднимал затвор арретира и передвигал гирю по нижней планке коромысла от нулевого деления к свободному концу до тех пор, пока коромысло не начинало совершать значительные размахивания по отношению к уровню клювовидного выступа. Вслед за этим в том же направлении передвигалась гиря по верхней планке до момента уравновешивания и затем опускался затвор арретира.
2.2.3 Контрольно-педагогические испытания
Для исследования уровня силовой подготовки были использованы следующие контрольные испытания: приседание с опорой на одну руку, на правой и левой ногах; подтягивание на перекладине из виса стоя; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу; сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спине; прыжок в длину с места.
Приседание с опорой на одну руку, на правой и левой ногах. Исходное положение стоя правым или левым боком к опоре (гимнастическая стенка), держаться за нее правой или левой рукой. Приседания выполняются на ближе стоящей к опоре ноге, до того момента, пока бедро, согнутой в колене ноги, не станет параллельно полу. Вторая нога выпрямлена. Остановка выполнения более 3 секунд является окончанием выполнения упражнения. Оценивается количество повторений.
Подтягивание из виса на высокой перекладине. Упражнение выполняется из исходного положения : вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе. Участник подтягивается так, чтобы подбородок поднялся выше грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав исходное положение на 0,5 с, продолжает выполнение испытания. Засчитывается количество правильно выполненных попыток.
Ошибки при которых попытка не засчитывается:
1) подтягивание рывками или с махами ног (туловища);
2) подбородок не поднялся выше грифа перекладины;
3) отсутствие фиксации на 0,5 в исходном положение;
4) поочередное сгибание рук.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Исходное положение – руки на ширине плеч, локти направлены под углом 45 градусов от тела – нагрузка распределяется равномерно. Главное, чтобы тело было прямое на всем протяжении, необходимо стараться, чтобы спина не выгибалась книзу. Ученик выполняет сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Плечи должны быть параллельны полу. После разгибания руки должны быть прямыми. Остановка выполнения более 3 секунд является окончанием выполнения упражнения. Оценивается количество повторений.
Сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спине. Исходное положение руки за голову, ноги закреплены (ноги удерживает партнер) – выполняют без остановок на гимнастических матах. Выполнение упражнения засчитывается только при подъеме туловища до вертикального положения и при касании лопатками опоры во время опускания в исходное положение. Остановка выполнения более 3 секунд за 1 минуту [23, c. 25].
Прыжок в длину с места. Прыжок производится из положения – стоя обеими ногами на линии старта, с махом руками. Ученик может произвольно делать предстартовые движения руками и корпусом, но не имеет права отрывать ноги от линии старта до момента прыжка. Дальность прыжка измеряется с помощью сантиметровой ленты от линии старта до точки приземления, за которую принимается наиболее близкая к линии старта точка соприкосновения любой части тела ученика. Измеряется длина прыжка в сантиметрах. Упражнение выполняется в 3 попытках.
2.2.4 Метод математической статистики
Результаты, полученные в ходе исследований, обрабатываются с помощью методов математической статистики. Данный метод применялся для количественного анализа данных, полученных в ходе проведенных контрольных испытаний. Он включает в себя вычисление значений: среднего арифметического и стандартного отклонения показателей.
Среднее арифметическое – представляет собой сумму всех зафиксированных значений, делённую на их количество.
Стандартное отклонение – показывает на сколько широко значения рассеяны от среднего значения.
2.2. Организация исследования
Исследование проводилось в 2 этапа. На первом этапе(сентябрь–декабрь 2015 г.)определялось направление предстоящего исследования, осуществлялся анализ научно-методической литературы по изучаемой теме. Определялась цель исследования, формулировались задачи исследования, подбирались методы.
Второй этап исследования (январь–май 2016 г.) предусматривал проведения педагогического тестирования силовых способностей у учащихся 5–9 классов. Всего в тестировании принимало участие 50 человек (по 25 мальчиков и девочек). Исследования проводились на базе ГУО «Средняя школа № 31» г. Гродно. Также на данном этапе проводился анализ результатов педагогического тестирования и делались выводы.
3. Анализ результатов исследования
3.1. Анализ антропометрические данные
Исходя из полученных данных (Приложение А), расчетов (таблица 3.1) и при сравнении их со стандартными таблицами (Приложение В.1 и В.2), можно сделать вывод: среднее значение роста каждой возрастной группы соответствует среднему показателю. То же можно сказать и в отношении массы тела учащихся. Эти показатели свидетельствуют о среднем уровне антропометрического развития учащихся.
Таблица 3.1 – Длинна и масса тела мальчиков 5–9 классов
Класс |
|
|
длинна тела (см) |
масса тела (кг) |
|
5 |
137,40±2,97 |
32,80±3,56 |
6 |
149,80±1,79 |
42,60±1,34 |
7 |
157,60±1,95 |
48,00±2,00 |
8 |
163,20±3,42 |
64,20±1,64 |
9 |
168,40±2,41 |
65,60±1,52 |
При сравнении полученных данных (Приложение А) и (таблица 3.2) с данными стандартных таблиц (Приложение В.3 и В.4) стало известно: среднее значение массы и длины тела учащихся находиться в границах среднего значения показателей стандартных таблиц. Таким образом девочки также, как и мальчики имеют средний уровень развития.
Таблица 3.2 – Длинна и масса тела девочек 5–9 классов
Класс |
|
|
длинна тела (см) |
масса тела (кг) |
|
5 |
135,20±2,39 |
28,20±1,79 |
6 |
145,80±2,39 |
36,00±1,00 |
7 |
154,20±1,92 |
43,00±1,58 |
8 |
157,80±2,28 |
47,80±2,77 |
9 |
162,20±2,95 |
51,40±1,14 |
3.2. Уровень развития физических способностей
При сравнении полученных результатов (таблица 3.3) с данными стандартной таблицы уровня развития силовых способностей (Приложение Г.1), можно сделать выводы: средние значения контрольных тестов, таких как приседания, подтягивания, отжимания от пола соответствуют результатам высшей оценки во всех возрастных группах, за исключением приседаний в 5 классе, где результаты соответствуют 4 баллам по 5-ти бальной шкале. Среднее значение прыжков в длину находиться в пределах границ среднего показателя уровня развития учащихся.
Таблица 3.3 – Количественная характеристика силовых способностей мальчиков5–9 классов.
Класс |
|
||||
присед на левой |
присед на правой |
отжимания лежа |
подтягивания |
прыжок в длину с места |
|
5 |
4,80±1,92 |
5,40±1,67 |
14,40±7,37 |
7,80±3,56 |
168,20±7,29 |
6 |
10,80±3,42 |
10,60±3,65 |
24,40±4,39 |
10,40±2,51 |
170,80±4,76 |
7 |
11,40±0,89 |
11,40±0,89 |
24,40±2,70 |
12,40±2,07 |
174,80±3,96 |
8 |
11,20±1,30 |
11,40±1,67 |
34,00±4,74 |
13,00±1,00 |
180,80±6,42 |
9 |
15,40±1,67 |
15,80±1,64 |
39,00±3,46 |
14,20±0,84 |
200,80±6,98 |
Полученные результаты (таблица 3.4) были сравнены с данными стандартной таблицы (Приложение Г.2), и стало известно: уровень развития силовых способностей у девочек 5-го класса, по всем показателям, находиться на низком уровне. То же можно сказать и о уровне развития в остальных возрастных группах по всем показателям, за исключением результатов в поднимание туловища в 8 и 9 классах, где результаты соответствуют высшей оценке.
Таблица 3.4 – Количественная характеристика силовых способностей девочек 5–9 классов.
Класс |
|
||||
присед на левой |
присед на правой |
отжимания лежа |
поднимание туловища |
прыжок в длину |
|
5 |
3,40±1,95 |
3,40±1,95 |
7,80±2,77 |
23,00±6,32 |
146,40±11,39 |
6 |
5,40±1,82 |
5,60±1,52 |
10,60±2,19 |
29,60±7,86 |
154,60±9,34 |
7 |
6,80±0,84 |
6,80±0,84 |
11,60±1,52 |
29,60±2,70 |
165,40±4,22 |
8 |
7,60±1,14 |
7,40±1,14 |
15,00±1,58 |
39,00±3,39 |
165,80±4,09 |
9 |
8,20±2,17 |
8,20±2,05 |
10,80±2,86 |
43,60±4,39 |
174,60±11,41 |
Таблица 3.5 Значимость различий результатов тестов между 5 и 6 классами по t-критерию Стьюдента
Тесты |
|
t-критерий |
p |
|
5 класс |
6 класс |
|||
присед на левой |
4,10±1,97 |
8,10±3,84 |
2,9 |
<0,001 |
присед на правой |
4,40±2,01 |
8,10±3,73 |
1 |
>0,05 |
отжимания лежа |
11,10±6,30 |
17,50±7,98 |
2 |
>0,05 |
поднимание туловища |
7,80±3,56 |
10,40±2,51 |
1,5 |
>0,05 |
прыжок в длину |
23,00±6,32 |
29,60±7,86 |
0,9 |
>0,05 |
Таблица 3.6 Значимость различий результатов тестов между 5 и 6 классами по t-критерию Стьюдента
Тесты |
|
t-критерий |
p |
|
6 класс |
7 класс |
|||
присед на левой |
8,10±3,84 |
9,10±2,56 |
0,7 |
>0,05 |
присед на правой |
8,10±3,73 |
9,10±2,56 |
0,7 |
>0,05 |
отжимания лежа |
17,50±7,98 |
18,00±7,06 |
0,1 |
>0,05 |
поднимание туловища |
10,40±2,51 |
12,40±2,07 |
0 |
<0,05 |
прыжок в длину |
29,60±7,86 |
29,60±2,70 |
1,8 |
>0,05 |
Таблица 3.7 Значимость различий результатов тестов между 5 и 6 классами по t-критерию Стьюдента
Тесты |
|
t-критерий |
p |
|
7 класс |
8 класс |
|||
присед на левой |
9,10±2,56 |
9,40±2,22 |
0,3 |
>0,05 |
присед на правой |
9,10±2,56 |
9,40±2,50 |
0,3 |
>0,05 |
отжимания лежа |
18,00±7,06 |
24,50±10,55 |
1,6 |
>0,05 |
поднимание туловища |
12,40±2,07 |
13,00±1,00 |
4,9 |
<0,001 |
прыжок в длину |
29,60±2,70 |
39,00±3,39 |
0,9 |
>0,05 |
Таблица 3.8 Значимость различий результатов тестов между 5 и 6 классами по t-критерию Стьюдента
Тесты |
|
t-критерий |
p |
|
8 класс |
9 класс |
|||
присед на левой |
9,40±2,22 |
11,80±4,21 |
1,6 |
>0,05 |
присед на правой |
9,40±2,50 |
12,00±4,37 |
1,6 |
>0,05 |
отжимания лежа |
24,50±10,55 |
24,90±15,16 |
0,1 |
>0,05 |
поднимание туловища |
13,00±1,00 |
14,20±0,84 |
1,9 |
>0,05 |
прыжок в длину |
39,00±3,39 |
43,60±4,39 |
2,4 |
<0,01 |
Заключение
Проанализировав научно-методическую литературу по данной теме, можно сделать вывод, что авторы при раскрытии силовых способностей, каждый по своему, предлагает примерно похожие понятия силовых способностей. Однако, наиболее приемлемой для меня является учебник под редакцией Ю.Ф. Курамшина, в котором я нашел ответы на все интересующие меня вопросы.
Уровень силовых способностей определяется не только возрастными и половыми особенностями. Он сильно колеблется в довольно широких пределах в зависимости от индивидуальных различий детей, характера двигательной активности, занятий конкретными видами спорта и других обстоятельств.
Естественно, что полное знание и учет всех факторов и условий развития силовых способностей позволит учителю лучше решать задачи силовой подготовки в школьном возрасте.
Учет особенностей физического развития учащихся играет основную, а порой и главную роль в выборе содержания и в определение методики занятий физическими упражнениями. Поэтому для разработки эффективной методики развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста я бы использовал круговой и игровой методы.
Это будет способствовать более эффективному их использованию в практике физического воспитания.
Список используемой литературы
1. Артемьев, В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: учеб. пособие / В.П. Артемьев, В.В. Шутов. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. – 284 с.
2. Благуш, П.К. О теории тестирования двигательных способностей/ П.К. Благуш. – М.: Физкультура и спорт,1982 – 268 с.
3. Благуш, П.Т. Воспитание физических качеств / П.Т. Благуш. − М.: Финансы и статистика, 1989. − 248 с.
4. Богданова, Г.П. Уроки физической культурой 4−8 классов средней школы: пособие для учителя / Г.П. Богданова, В.Н Максимова − М.: Просвещение, 1986. − 220 с.
5. Бондаревский, Е.Я. Физическая подготовленность учащейся молодежи / Е.Я. Бондаревский, Ш.Х. Ханкельдиев. – Ташкент : Медицина, 1986. – 207 с.
6. Введение в теорию физической культуры. учеб. пособие для институтов физкультуры / под ред. Л. П. Матвеева. − М.: Физкультура и спорт, 1983. − 128 с.
7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 264 с.
8. Виленский, М.Я. Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи / М.Я. Виленский, П.В. Виноградов. – М. : Физкультура и спорт, 1989. – 20 с.
9. Вильчковский, Э.С. Что есть что? Еще раз о круговой тренировке: учеб. для средней школы / Э.С. Вильчковский. – C.: Физкультура в школе, 1971. – 276 с.
10. Гладышев, А.А. Анатомия человека: учебник / А.А. Гладышев, М.Ф. Иваницкий, Б.А. Никитюка, Ф.В. Судиловский. − М.: Терра-Спорт, 2003 − 624 с.
11. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств школьников / А.А. Гужаловский. – М.: Нар. асвета, 1976. – 67 с.
12. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств школьников / А.А. Гужаловский. – Мiнск : Нар. асвета, 1978. – 88 с.
13. Гуревич, И.А. 150 упражнений для моделирования круговой тренировки: учеб. пособие/ И.А. Гуревич. – 2-е изд., М.: Высшая школа,1980 г. – 255 с.
14. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаев. − М.: Возрастная физиология, 1985.− 34 с.
15. Журавлев, В.И. Педагогика в системе наук о человеке: учеб. пособие / В.И. Журавлев. − М.: Педагогика, 1990. − 49 с.
16. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты, выносливости / Н.В. Зимкин. – М.: Физкультура и спорт, 1956. – 258 с.
17. Зимкин, Н.В. Физиология человека / Н.В. Зимкин. − М.: Физкультура и спорт, 1964. − 589 с.
18. Козлова, В.И. Физиология развития ребенка: учебное пособие / В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. − М.: Терра-Спорт, 1983.− 31.
19. Кряж, В.Н. Круговая тренировка в учебном процессе физического воспитания учеников / В.Н. Кряж. – С.: Физическая культура и здоровье, 1997. – 120 с.
20. Кузнецова, З.И. Развитие двигательных качеств школьников: учеб. пособие/ З.И. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2011. – 204 с.
21. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. – М.: Терра-Спорт, 1991 – 334 с.
22. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 280 с.
23. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для ИФК/ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 542 с.
24. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков/ А.Г. Сухарев. – М.: Физкультура и спорт, 1991 – 272 с.
25. Теория и методика физического воспитания/ Ашмарин Б.А. [и др.]. –Москва: Просвещение, 2010. – 287с.
26. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для суд. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
27. Шолих, М.Н. Круговая тренировка: теоретические, методические и организационные основы одной из современных форм использования физических упражнений в школе и спортивной тренировке / М.Н. Шолих. – М.: Физкультура и спорт, 1966г– 165 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.1 – Антропометрические данные учащихся 5 класс
№ |
Антропометрические данные |
||
длинна тела (СМ) |
масса тела (КГ) |
||
1 |
136 |
39 |
|
2 |
134 |
31 |
|
3 |
138 |
32 |
|
4 |
142 |
32 |
|
5 |
137 |
30 |
|
6 |
137 |
27 |
|
7 |
138 |
30 |
|
8 |
134 |
28 |
|
9 |
132 |
26 |
|
10 |
135 |
30 |
Таблица А.2 – Антропометрические данные учащихся 6 класс
№ |
Антропометрические данные |
||
длинна тела (СМ) |
масса тела (КГ) |
||
1 |
148 |
42 |
|
2 |
150 |
42 |
|
3 |
152 |
44 |
|
4 |
151 |
44 |
|
5 |
148 |
41 |
|
6 |
147 |
36 |
|
7 |
149 |
37 |
|
8 |
146 |
37 |
|
9 |
144 |
35 |
|
10 |
143 |
35 |
Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А
Таблица А.3 – Антропометрические данные учащихся 7 класс
№ |
Антропометрические данные |
||
длинна тела (СМ) |
масса тела (КГ) |
||
1 |
155 |
45 |
|
2 |
159 |
49 |
|
3 |
157 |
47 |
|
4 |
160 |
50 |
|
5 |
157 |
49 |
|
6 |
153 |
43 |
|
7 |
155 |
45 |
|
8 |
154 |
42 |
|
9 |
157 |
44 |
|
10 |
152 |
41 |
Таблица А.4 – Антропометрические данные учащихся 8 класс
№ |
Антропометрические данные |
||
длинна тела (СМ) |
масса тела (КГ) |
||
1 |
158 |
63 |
|
2 |
162 |
65 |
|
3 |
165 |
65 |
|
4 |
167 |
66 |
|
5 |
164 |
62 |
|
6 |
161 |
51 |
|
7 |
157 |
49 |
|
8 |
155 |
44 |
|
9 |
159 |
49 |
|
10 |
157 |
46 |
Таблица А.5 – Антропометрические данные учащихся 9 класс
№ |
Антропометрические данные |
||
длинна тела (СМ) |
масса тела (КГ) |
||
1 |
167 |
64 |
|
2 |
165 |
64 |
|
3 |
169 |
67 |
|
4 |
170 |
66 |
|
5 |
171 |
67 |
|
6 |
160 |
52 |
|
7 |
161 |
51 |
|
8 |
160 |
50 |
|
9 |
163 |
51 |
|
10 |
167 |
53 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица Б.1 – Уровень развития силовых способностей учащихся 5 класс
№ |
Контрольные упражнения |
||||||
Приседания на левой ноге |
Приседания на правой |
Отжимания лежа |
Подтягивания |
Поднимания туловища |
Прыжок в длину с места |
||
1 |
2 |
3 |
6 |
3 |
– |
156 |
|
2 |
5 |
5 |
13 |
10 |
– |
170 |
|
3 |
6 |
7 |
22 |
10 |
– |
172 |
|
4 |
7 |
7 |
22 |
11 |
– |
175 |
|
5 |
4 |
5 |
9 |
5 |
– |
168 |
|
6 |
4 |
4 |
7 |
– |
27 |
155 |
|
7 |
1 |
1 |
5 |
– |
15 |
135 |
|
8 |
2 |
2 |
9 |
– |
23 |
135 |
|
9 |
6 |
6 |
12 |
– |
31 |
160 |
|
10 |
4 |
4 |
6 |
– |
19 |
147 |
Таблица Б.2 – Уровень развития силовых способностей учащихся 6 класс
№ |
Контрольные упражнения |
||||||
Приседания на левой ноге |
Приседания на правой |
Отжимания лежа |
Подтягивания |
Поднимания туловища |
Прыжок в длину с места |
||
1 |
8 |
7 |
20 |
8 |
– |
168 |
|
2 |
9 |
9 |
21 |
9 |
– |
170 |
|
3 |
14 |
14 |
30 |
14 |
– |
174 |
|
4 |
15 |
15 |
28 |
12 |
– |
177 |
|
5 |
8 |
8 |
23 |
9 |
– |
165 |
|
6 |
6 |
6 |
12 |
– |
33 |
154 |
|
7 |
4 |
4 |
10 |
– |
27 |
147 |
|
8 |
3 |
4 |
7 |
– |
17 |
144 |
|
9 |
7 |
7 |
12 |
– |
35 |
165 |
|
10 |
7 |
7 |
12 |
– |
36 |
163 |
Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ Б
Таблица Б.3 – Уровень развития силовых способностей учащихся 7 класс
№ |
Контрольные упражнения |
||||||
Приседания на левой ноге |
Приседания на правой |
Отжимания лежа |
Подтягивания |
Поднимания туловища |
Прыжок в длину с места |
||
1 |
12 |
12 |
25 |
14 |
– |
180 |
|
2 |
10 |
10 |
27 |
14 |
– |
177 |
|
3 |
11 |
11 |
24 |
12 |
– |
175 |
|
4 |
12 |
12 |
20 |
9 |
– |
170 |
|
5 |
12 |
12 |
26 |
13 |
– |
172 |
|
6 |
7 |
7 |
12 |
– |
29 |
167 |
|
7 |
6 |
6 |
14 |
– |
34 |
162 |
|
8 |
6 |
6 |
11 |
– |
27 |
160 |
|
9 |
8 |
8 |
11 |
– |
28 |
170 |
|
10 |
7 |
7 |
10 |
– |
30 |
168 |
Таблица Б.4 – Уровень развития силовых способностей учащихся 8 класс
№ |
Контрольные упражнения |
||||||
Приседания на левой ноге |
Приседания на правой |
Отжимания лежа |
Подтягивания |
Поднимания туловища |
Прыжки в длину с места |
||
1 |
11 |
11 |
34 |
14 |
– |
176 |
|
2 |
10 |
10 |
36 |
13 |
– |
174 |
|
3 |
10 |
10 |
40 |
14 |
– |
180 |
|
4 |
12 |
12 |
27 |
12 |
– |
184 |
|
5 |
13 |
14 |
33 |
12 |
– |
190 |
|
6 |
9 |
9 |
17 |
– |
40 |
171 |
|
7 |
8 |
7 |
14 |
– |
37 |
165 |
|
8 |
7 |
7 |
16 |
– |
44 |
168 |
|
9 |
6 |
6 |
13 |
– |
35 |
160 |
|
10 |
8 |
8 |
15 |
– |
39 |
165 |
Таблица Б.5 – Уровень развития силовых способностей учащихся 9 класс
№ |
Контрольные упражнения |
||||||
Приседания на левой ноге |
Приседания на правой |
Отжимания лежа |
Подтягивания |
Поднимания туловища |
Прыжки в длину с места |
||
1 |
14 |
14 |
37 |
14 |
– |
192 |
|
2 |
18 |
18 |
42 |
15 |
– |
205 |
|
3 |
14 |
15 |
34 |
13 |
– |
197 |
|
4 |
15 |
15 |
42 |
15 |
– |
200 |
|
5 |
16 |
17 |
40 |
14 |
– |
210 |
|
6 |
10 |
10 |
15 |
– |
50 |
185, |
|
7 |
5 |
5 |
11 |
– |
40 |
160 |
|
8 |
7 |
8 |
10 |
– |
44 |
168 |
|
9 |
9 |
8 |
7 |
– |
45 |
173 |
|
10 |
10 |
10 |
11 |
– |
39 |
187 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица В.1 – Стандартные значения длинны тела учащихся (мальчиков)
Возраст |
Показатель |
||||||
очень низкий |
низкий |
ниже среднего |
средний |
выше среднего |
высокий |
очень высокий |
|
10 лет |
менее 126,3 |
126,3–129,4 |
129,4–133,0 |
133,0–142,0 |
142,0–146,7 |
146,7–149,2 |
более 149,2 |
11 лет |
менее 131,3 |
131,3–134,5 |
134,5–138,5 |
138,5–148,3 |
148,3–152,9 |
152,9–156,2 |
более 156,2 |
12 лет |
менее 136,2 |
136,2–140,0 |
140,0–143,6 |
143,6–154,5 |
154,5–159,5 |
159,5–163,5 |
более 163,5 |
13 лет |
менее 141,8 |
141,8–145,7 |
145,7–149,8 |
149,8–160,6 |
160,6–166,0 |
166,0–170,7 |
более 170,7 |
14 лет |
менее 148,3 |
148,3–152,3 |
152,3–156,2 |
156,2–167,7 |
167,7–172,0 |
172,0–176,7 |
более 176,7 |
15 лет |
менее 154,6 |
154,6–158,6 |
158,6–162,5 |
162,5–173,5 |
173,5–177,6 |
177,6–181,6 |
более 181,6 |
Таблица В.2 – Стандартные значения массы тела учащихся (мальчиков)
Возраст |
Показатель |
||||||
очень низкий |
низкий |
ниже среднего |
средний |
выше среднего |
высокий |
очень высокий |
|
10 лет |
менее 23,9 |
23,9–25,6 |
25,6–28,2 |
28,2–35,1 |
35,1–39,7 |
39,7–44,7 |
более 44,7 |
11 лет |
менее 26,0 |
26,0–28,0 |
28,0–31,0 |
31,0–39,9 |
39,9–44,9 |
44,9–51,5 |
более 51,5 |
12 лет |
менее 28,2 |
28,2–30,7 |
30,7–34,4 |
34,4–45,1 |
45,1–50,6 |
50,6–58,7 |
более 58,7 |
13 лет |
менее 30,9 |
30,9–33,8 |
33,8–38,0 |
38,0–50,6 |
50,6–56,8 |
56,8–66,0 |
более 66,0 |
14 лет |
менее 34,3 |
34,3–38,0 |
38,0–42,8 |
42,8–56,6 |
56,6–63,4 |
63,4–73,2 |
более 73,2 |
15 лет |
менее 38,7 |
38,7–43,0 |
43,0–48,3 |
48,3–62,8 |
62,8–70,0 |
70,0–80,1 |
более 80,1 |
Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ В
Таблица В.3 – Стандартные значения длинны тела учащихся (девочки)
Возраст |
Показатель |
||||||
очень низкий |
низкий |
ниже среднего |
средний |
выше среднего |
высокий |
очень высокий |
|
10 лет |
менее 127,0 |
127,0–130,5 |
130,5–134,3 |
134,3–142,9 |
142,9–146,7 |
146,7–151,0 |
более 151,0 |
11 лет |
менее 131,8 |
131,8–136,2 |
136,2–140,2 |
140,2–148,8 |
148,8–153,2 |
153,2–157,7 |
более 157,7 |
12 лет |
менее 137,6 |
137,6–142,2 |
142,2–145,9 |
145,9–154,2 |
154,2–159,2 |
159,2–163,2 |
более 163,2 |
13 лет |
менее 143,0 |
143,0–148,3 |
148,3–151,8 |
151,8–159,8 |
159,8–163,7 |
163,7–168,0 |
более 168,0 |
14 лет |
менее 147,8 |
147,8–152,6 |
152,6–155,4 |
155,4–163,6 |
163,6–167,2 |
167,2–171,2 |
более 171,2 |
15 лет |
менее 150,7 |
150,7–154,4 |
154,4–157,2 |
157,2–166,0 |
166,0–169,2 |
169,2–173,4 |
более 173,4 |
Таблица В.4 – Стандартные значения массы тела учащихся (девочки)
Возраст |
Показатель |
||||||
очень низкий |
низкий |
ниже среднего |
средний |
выше среднего |
высокий |
очень высокий |
|
10 лет |
менее 22,7 |
22,7–25,0 |
25,0–27,7 |
27,7–34,9 |
34,9–39,8 |
39,8–47,4 |
более 47,4 |
11 лет |
менее 24,9 |
24,9–27,8 |
27,8–30,7 |
30,7–38,9 |
38,9–44,6 |
44,6–55,2 |
более 55,2 |
12 лет |
менее 27,8 |
27,8–31,8 |
31,8–36,0 |
36,0–45,4 |
45,4–51,8 |
51,8–63,4 |
более 63,4 |
13 лет |
менее 32,0 |
32,0–38,7 |
38,7–43,0 |
43,0–52,5 |
52,5–59,0 |
59,0–69,0 |
более 69,0 |
14 лет |
менее 37,6 |
37,6–43,8 |
43,8–48,2 |
48,2–58,0 |
58,0–64,0 |
64,0–72,2 |
более 72,2 |
15 лет |
менее 42,0 |
42,0–46,8 |
46,8–50,6 |
50,6–60,4 |
60,4–66,5 |
66,5–74,9 |
более 74,9 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Таблица Г.1 – Стандарты уровня развития физических способностей учащихся по 5–ти бальной шкале (мальчики)
Класс |
Показатели |
|||||||||||
приседания на одной ноге |
отжимания лежа |
подтягивания |
прыжок в длину |
|||||||||
Оценка |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
8 |
6 |
4 |
18 |
16 |
14 |
8 |
6 |
4 |
175 |
165 |
155 |
6 |
9 |
7 |
5 |
20 |
18 |
15 |
9 |
7 |
5 |
180 |
170 |
160 |
7 |
10 |
8 |
6 |
22 |
19 |
16 |
10 |
8 |
6 |
190 |
180 |
170 |
8 |
11 |
9 |
7 |
26 |
22 |
18 |
11 |
9 |
7 |
195 |
185 |
175 |
9 |
12 |
10 |
8 |
28 |
24 |
20 |
12 |
10 |
8 |
210 |
200 |
190 |
Таблица Г.2 – Стандарты уровня развития физических способностей учащихся по 5–ти бальной шкале (девочки)
Класс |
Показатели |
|||||||||||
приседания на одной ноге |
отжимания лежа |
поднимание туловища |
прыжок в длину |
|||||||||
Оценка |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
7 |
5 |
3 |
16 |
14 |
10 |
30 |
28 |
25 |
165 |
155 |
145 |
6 |
8 |
6 |
4 |
17 |
15 |
12 |
33 |
30 |
28 |
170 |
160 |
150 |
7 |
9 |
7 |
5 |
18 |
16 |
13 |
35 |
33 |
30 |
180 |
170 |
160 |
8 |
10 |
8 |
6 |
20 |
17 |
14 |
38 |
35 |
33 |
185 |
175 |
165 |
9 |
11 |
9 |
7 |
22 |
19 |
16 |
40 |
37 |
35 |
190 |
180 |
170 |