АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КООПЕРАЦИИ»
КРАСНОДАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ
ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Право и организация социального обеспечения»
на тему: «Обеспечение санитарно-курортного лечения и отдыха престарелых людей и инвалидов»
Выполнила студентка факультета
Группы
Самусь Карина Юрьевна
Руководитель
Краснодар 2016
Содержание
ВВЕДЕНИЕ................................................................................
.....................3-5
Глава
1. Санаторно-курортное
лечение для
престарелых и инвалидов.......................................................................
......
....................... 5-8
1.1 Законодательные акты, используемые в работе с пожилыми людьми и инвалидами........................................ ................................ 9 – 13
1.2 Порядок медицинского отбора и направления
на санаторно - курортное лечение................................................................13 - 16
2. Основные положения социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста..............................18 – 21
2.2
Санаторно-курортное лечение престарелых и инвалидов в Краснодарском крае............................................................................
...............................19
- 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
................................................................................
.........20
- 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................22 - 21
Введение
В современном мире постоянно возрастает доля людей пожилого возраста в наcелении большинства стран. Это связано с увеличением средней продолжительности жизни. Так, в России, ежегодно общая численность пенсионеров, в том числе по старости, увеличивается на 600-700 тыс. человек.
По классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), население в возрасте от 60 до 74 лет отнесено к пожилому, от 75 до 89 лет – к старшему, а от 90 лет и старше – к долгожителям. Эта классификация учитывает нужды, потребности, биологические и социальные возможности пожилых людей.
У человека с возрастом изменяется не только его состояние здоровья, но и жизненные интересы, потребности, меняется социальный статус в обществе, семье. К старости человек приобретает хронические заболевания с частыми обострениями, поэтому лица пожилого и старческого возраста испытывают повышенную потребность в медицинской и социальной помощи.
Одной из характерных особенностей периода пожилого и старческого возраста, как у здоровых, так и у больных людей является наступающие социально-психологические нарушения. Именно изменение социального статуса пожилого человека - выход на пенсию, утрата близких родственников, трудности с самообслуживание, ухудшение экономического положения - нарушает привычные жизненные стереотипы, все это сильно воздействует на психику пожилого человека.
Неспособность инвалидов самостоятельно справляться с повседневными заботами приводит к зависимости от других людей, что вызывает у многих чувство неполноценности, бессилия, нежелания дальнейшего существования.
Способы адаптации пожилых людей и инвалидов. Так, наряду с тяжелыми переживаниями и развивающимися депрессиями у пожилых и инвалидов обнаруживается тенденция к изолированному существованию без потребности видеть других людей, ощущение умиротворенности в одиночестве, стремление к новым занятиям и контактам. В то же время немалая часть из них проявляет гармоничную адаптацию, когда присутствуют здравый смысл, мужество, оптимизм.
Актуальность проблем, связана с развитием системы социального обслуживания. Поэтому, актуальность курсовой работы вызвана необходимостью усиления социальной поддержки населения, особенно его наиболее уязвимых слоев, в условиях переходного периода.
В связи с этим в обществе весьма актуальной проблемой является оказания социальной помощи, поддержки пожилым и инвалидам, которая осуществляется при помощи социального обслуживания.
Предмет система cоциальной защиты пожилых людей и инвалидов.
Цель исследовать систему социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в современной России. Проанализировать деятельность учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
задачи:
1) рассмотреть социальную политику государства по защите и поддержке граждан пожилого возраста;
2) изучить положения и принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ.
В ходе написания курсовой работы были использованы методы: анализ нормативно правовых актов, изучение специальной литературы.
Первый раздел курсовой работы определяет систему социального обеспечения инвалидов и лиц пожилого возраста. Раскрывается ее сущность: рассматривается состояние и положение пожилого человека в обществе, определяются основные критерии оценки уровня жизни пожилых людей, также и определяются задачи нашего государства в области социальной политики в отношении престарелых граждан.
Второй раздел посвящается основным положениям социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста, а так же санаторно-курортному лечению престарелых и инвалидов в Краснодарском крае
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 19 наименований и приложений.
Санаторно-курортное лечение предоставляется не всем гражданам, а тем кто нуждается в нем. Основанием для предоставления лечения является медицинское заключение лечебного учреждения. Заключение о необходимости того или иного санаторно-курортного лечения содержится в справке установленной формы и выдается больному на руки. Это заключение носит рекомендательный характер, так как решение о выдаче путевки на лечение принимает соответствующий орган.
1.1 Санаторно-курортное лечение для престарелых и инвалидов
Санаторно-курортное лечение – это лечение граждан, перенёсших определенные
заболевания, с использованием благоприятных природно-климатических факторов в
сочетании с различными видами медицинской помощи.
В зависимости от круга лиц и вида заболеваний санаторно-курортное лечение
осуществляется в санаториях различного типа и профиля. Выделяются следующие
основные виды: санатории, детские санатории, санатории общего профиля,
санатории-профилактории, пансионаты с лечением, санатории и пансионаты с
курортно-амбулаторным лечением.
По заключению лечебного учреждения инвалидам предоставляются путевки на
санаторно-курортное лечение. Неработающим инвалидам путевка предоставляется
бесплатно, а работающему инвалиду — с 50-процентной скидкой. Лицо,
сопровождающее инвалида I группы и детей-инвалидов, обеспечивается бесплатной
путевкой и проездом в оба конца. Впервые признанным инвалидами I группы и
имеющими соответствующие медицинские показания предоставляются путевки на
санаторно-курортное лечение не реже одного раза в течение первых трех лет после
установления инвалидности; кроме того, у них есть право приобрести билет на
проезд к месту лечения и обратно с 50-процентной скидкой.
Работающие
граждане обращаются, в комиссию по социальному страхованию по месту основной
работы. Она решает вопросы о расходовании средств социального страхования,
предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и их членов
семей.
Неработающие граждане из числа инвалидов и пожилых граждан обращаются за
путевками в орган социальной защиты населения.
Бесплатные путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно предоставляются не чаще 1 раза в календарном году.
Через две недели после того, как вы подали весь пакет документации, Фонд по Социальному страхованию должен сообщить вам о существующем шансе поступления в санаторную организацию или в любой профилакторий (все зависит от указаний терапевта). Фонд должен выдать вам путевку со всеми печатями и указанием персональных данных. Нужно будет проверить наличие печатей с информацией об оплате этой путевки из бюджета. Продать выданную путевку невозможно.[15]
Порядок оформления
При обращении в органы социальной защиты населения по месту жительства заявитель представляет следующие документы:
1. Паспорт.
2. Медицинскую справку формы N 070/у-04.
3. Справку об инвалидности либо другое удостоверение, подтверждающие право данную льготу.
4. Справку Пенсионного Управления о праве получения санаторно-курортного лечения на данный календарный год.
Граждане могут подать заявление лично либо через законного представителя или уполномоченное лицо. Доверенность представителя должна быть оформлена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Факт и дата приема заявления со всеми необходимыми документами подтверждаются распиской-уведомлением, выдаваемой заявителю.
После получения путевки необходимо оформить у врача санаторно-курортную карту
Какие
документы следует предоставить в санаторий:
- путевку;
- санаторно-курортную карту;
- паспорт;
- полис обязательного медицинского страхования
Начиная с января можно уже приносить свое заявление на выдачу путевки.
Неработающие
инвалиды и участники войны обеспечиваются путевками в первоочередном порядке
органами, которые осуществляют их пенсионное обеспечение. Им предоставлено
право получать денежную компенсацию взамен путевок.
Гарантированное право на санаторно-курортное лечение имеют Герои Советского
Союза, Герои России, полные кавалеры ордена Славы, а также Герои
Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы. По их желанию
выдаются путевки в санаторий один раз в год либо в органах, осуществляющих их
пенсионное обеспечение, либо в поликлинике, либо по месту последней работы. [6]
Инвалидам из числа граждан, получивших увечье на производстве или
профессиональное заболевание , путёвки на санаторно-курортное лечение выдаются
ФСС РФ.
За время
пребывания этих больных (из числа работающих) в таких санаториях выплачивается
пособие по временной нетрудоспособности.
Лечение и обслуживание в других санаториях осуществляется по путевкам, которые
выдаются на льготных условиях за счет средств обязательного страхования или за
счет бюджетных средств. Путевки на лечение предоставляются либо бесплатно, либо
со скидкой.
1.2 Законодательные акты, используемые в работе с пожилыми людьми и инвалидами
Согласно Декларации Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 9 декабря 1971 года о правах инвалидов, инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства и равные права, за исключением некоторых льгот, со всеми другими гражданами страны.
Для того чтобы регулировать отношения государства и общества с инвалидами, инвалидов с соответствующими ведомствами, учреждениями, в целом с государством и обществом, а также инвалидом между собой нужна правовая база, опирающаяся на определенные законы.
В самом общем виде можно представить законодательную, нормативно-правовую базу как совокупность правовых документов, отражающую четыре уровня субъектов их издания.
Первый уровень - регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и другие). Например, Декларации о правах инвалидов, о правах умственно отсталых лиц 1971 года, Конвенция и Рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов 1983 года и другие.
Второй уровень - внутригосударственные юридические акты федерального значения (Конституция РФ, законы РФ, указы, распоряжения Президента РФ, Правительства РФ, приказы Министерства труда и социального развития).
В российском законодательстве права инвалидов отражены в таких важнейших документах, как:
- Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года;
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
- Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 года;
- Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в РФ" от 15 ноября 1995 года граждан от 22 июня 1993 года;
- Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24 декабря 1995 года;
- Указ Президента Российской Федерации "О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов" от 25 марта 1993 года;
- Постановление Правительства РФ "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пенсионного возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" 0т 25 ноября 1995 года и так далее.
Федеральная комплексная программа "Социальная поддержка инвалидов", утвержденная постановление Правительства РФ 16 января 1995 г., предусматривает комплекс мер, направленных на дальнейшее развитие сети социальных услуг для этой категории граждан РФ с целью усиления социальной защиты инвалидов в условиях рынка.
Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан указанной категории, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.[16]
Следует признать, что правотворчество государства в области социального обслуживания развивается в последнее время довольно интенсивно. Важной вехой в формировании системы социального обеспечения явилось принятие Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 года.
По степени концентрации законодательного материала данный Закон можно рассматривать как нормативный акт кодификационного значения.
Он отличается актуальностью нормативного регулирования, особой емкой внутренней структурой (состоит из 7 глав, 40 статей). Что обеспечивает единое согласованное нормативное регулирование отношений в области социального обслуживания указанной категории граждан.
Этот Закон, по существу, является базовым для института социального обслуживания, двух наиболее слабо социально защищенных групп населения - граждан пожилого возраста и инвалидов. Указанный Закон закрепляет следующие формы социального обеспечения этих категорий граждан:
стационарное обслуживание в учреждениях социального
обслуживания;
полу стационарное социальное обслуживание;
социально-медицинское обслуживание на дому;
срочное социальное обслуживание;
Указанные акты носят программный характер и отражают основные принципы государственной политики в области социального обслуживания. Их реализация требует принятия специальных нормативных актов, направленных на социальную поддержку и защиту малообеспеченных слоев населения, расширение видов их социального обслуживания.
Всего за последние годы Правительством РФ принято большое количество нормативных актов, в которых получили отражение различные жизненно важные аспекты проблем инвалидов.
На основании принятых законов, постановлений правительства готовится и издается множество инструкций, рекомендаций, методических указаний и так далее. Этот вид управленческих документов принято относить к подзаконным актам. Они нередко также имеют юридическую силу.
Третий уровень - это масштаб решения вопросов субъектами Российской Федерации. Своими решениями они обеспечивают реализацию законов на своей территории, в регионе. Органы управления субъектов РФ оперативно организуют выполнение федеральных законоположений, вместе с тем обладают определенной самостоятельностью и правом законодательной инициативы.
На региональном уровне решаются задачи максимальной социальной помощи населению, развития социальной службы, интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранения единых целей при разнообразии движения к ним, придание большей адресности финансированию социальных программ.
Четвертый уровень - муниципальный. Главное звено организации социального обслуживания инвалидов и людей пожилого возраста - городские и сельские районы, микрорайон (трудовой коллектив), малый город без административного деления.
Структура муниципальных социальных служб формируется местными органами власти и управления в зависимости от потребностей в социальных услугах инвалидов, имеющихся условий с ориентацией на закрепленный законодательством минимальный ассортимент услуг. Решения муниципальными органами власти и управления принимаются на основе местной инициативы с учетом существующих условий и не должны противоречить существующему законодательству.
Пятый уровень - это уровень принятия решений, издания приказов, распоряжений непосредственно в учреждениях.
Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.[18]
1.3 Порядок медицинского отбора и направления
на санаторно-курортное лечение
1.1. Настоящий Порядок определяет основные принципы медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение.
1.2. Медицинский отбор и направление больных, нуждающихся в санаторно-курортном лечении (за исключением граждан, указанных в абзаце втором настоящего пункта), осуществляют лечащий врач и заведующий отделением, а там, где нет заведующего отделением, главный врач (заместитель главного врача) лечебно-профилактического учреждения (амбулаторно-поликлинического учреждения (по месту жительства) или медико-санитарной части (по месту работы, учебы) больного при направлении его на профилактическое санаторно-курортное лечение и больничного учреждения при направлении больного на долечивание).
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 09.01.2007 N 3)
Медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляют лечащий врач и врачебная комиссия (далее - ВК) лечебно-профилактического учреждения по месту жительства.
(абзац введен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.01.2007 N 3)
1.3. Лечащий врач определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь для применения природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований.
В сложных и конфликтных ситуациях по представлению лечащего врача и заведующего отделением заключение о показанности санаторно-курортного лечения выдает ВК лечебно-профилактического учреждения.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 09.01.2007 N 3)
ВК лечебно-профилактического учреждения по представлению лечащего врача и заведующего отделением выдает заключение о показанности или противопоказанности санаторно-курортного лечения гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
(абзац введен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.01.2007 N 3)
Санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендацией врача и заявлением больного может быть предоставлено и в амбулаторном виде (далее - санаторно-курортное лечение).
1.4. При решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, следует учитывать наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах.
Больных, которым показано санаторно-курортное лечение, но отягощенных сопутствующими заболеваниями, либо с нарушениями здоровья возрастного характера, в тех случаях, когда поездка на отдаленные курорты может вредно отразиться на общем состоянии здоровья, следует направлять в близрасположенные санаторно-курортные учреждения, организации (далее - СКО) необходимого профиля.
1.5. При наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме N 070/у-04 (далее - справка для получения путевки) (приложение N 2) с рекомендацией санаторно-курортного лечения, о чем лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 09.01.2007 N 3)
Гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, справка для получения путевки выдается на основании заключения ВК лечебно-профилактического учреждения.
(абзац введен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.01.2007 N 3, в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 24.12.2007 N 794)
Срок действия справки для получения путевки 6 месяцев.
(абзац введен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.01.2007 N 3)
1.6. Справка подлежит заполнению лечащим врачом по всем обязательным разделам с использованием информации на обратной стороне справки.
Затемненное поле справки заполняется и маркируется литерой "Л" в организационно-методическом кабинете лечебно-профилактического учреждения (далее - организационно-методический кабинет) только гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг.
Справка носит предварительный информационный характер и представляется больным вместе с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение по месту предоставления путевки, где и хранится в течение трех лет.
1.7. Получив путевку, больной обязан не ранее чем за 2 месяца до начала срока ее действия явиться к лечащему врачу, выдавшему ему справку для получения путевки, с целью проведения необходимого дополнительного обследования. При соответствии профиля СКО, указанного в путевке, ранее данной рекомендации, лечащий врач заполняет и выдает больному санаторно-курортную карту по форме N 072/у-04 (далее - санаторно-курортная карта) (приложение N 3) установленного образца, подписанную им и заведующим отделением.
Затемненное поле санаторно-курортной карты заполняется и маркируется литерой "Л" в организационно-методическом кабинете только гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг.
О выдаче санаторно-курортной карты лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного (в истории болезни при направлении на долечивание).
1.8. Организационно-методический кабинет осуществляет контроль за своевременным предоставлением санаторно-курортного лечения и ведет учет следующих документов, выданных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг:
- количества выданных справок для получения путевки;
- количества выданных санаторно-курортных карт;
- количества обратных талонов санаторно-курортных карт.
1.9. Лечащие врачи, заведующие отделениями и ВК лечебно-профилактических учреждений должны руководствоваться следующим обязательным перечнем диагностических исследований и консультаций специалистов, результаты которых необходимо отразить в санаторно-курортной карте
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 09.01.2007 N 3)
а) клинический анализ крови и анализ мочи;
б) электрокардиографическое обследование;
в) рентгенологическое исследование органов грудной клетки (флюорография);
г) при заболеваниях органов пищеварения - их рентгеноскопическое исследование (если с момента последнего рентгенологического обследования прошло более 6 месяцев) либо УЗИ, эндоскопия;
д) в необходимых случаях проводятся дополнительные исследования: определение остаточного азота крови, исследование глазного дна, желудочного сока, печеночные, аллергологические пробы и др.;
е) при направлении на санаторно-курортное лечение женщин по поводу любого заболевания обязательно заключение акушера-гинеколога, а для беременных - дополнительно обменная карта;
ж) справка-заключение психоневрологического диспансера при наличии в анамнезе больного нервно-психических расстройств;
з) при основном или сопутствующих заболеваниях (урологических, кожи, крови, глаз и др.) - заключение соответствующих специалистов.
1.10. Главные врачи лечебно-профилактических учреждений осуществляют контроль за выполнением настоящего Порядка и организацией медицинского отбора и направления больных (взрослых и детей) на санаторно-курортное лечение.
Порядок приема и выписки больных
3.1. По прибытии в СКО больной предъявляет путевку и санаторно-курортную карту, которая хранится в СКО в течение трех лет. Кроме того, больному рекомендуется иметь при себе полис обязательного медицинского страхования.
3.2. После первичного осмотра лечащий врач СКО выдает больному санаторную книжку, в которую записываются назначенные лечебные процедуры и иные назначения. Больной предъявляет ее в лечебных подразделениях СКО для отметки о проведенном лечении или обследовании.
3.3. При оказании санаторно-курортной помощи виды и объемы медицинских услуг предоставляются в соответствии со стандартами, рекомендованными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
3.4. По завершении курса санаторно-курортного лечения больному выдается обратный талон санаторно-курортной карты и санаторная книжка с данными о проведенном в СКО лечении, его эффективности, рекомендациями по здоровому образу жизни. Обратный талон санаторно-курортной карты больной обязан представить в лечебно-профилактическое учреждение, выдавшее санаторно-курортную карту или в амбулаторно-поликлиническое учреждение по месту жительства больного после завершения курса долечивания.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 09.01.2007 N 3)
3.5. Обратные талоны санаторно-курортных карт подписываются в медицинскую карту амбулаторного больного и хранятся в лечебно-профилактическом учреждении в течение трех лет.
3.6. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность граждан, обусловленную острым заболеванием, травмой либо обострением хронического заболевания, возникшими в период нахождения их на санаторно-курортном лечении, выдаются, как правило, лечебно-профилактическими учреждениями по месту пребывания больного в соответствии с действующими нормативными правовыми документами.
Порядок выявления и эвакуации больных,
которым противопоказано санаторно-курортное лечение
4.1. Пребывание в СКО, которое влечет за собой ухудшение состояния здоровья больного, считается для него противопоказанным.
4.2. При определении противопоказанности к санаторно-курортному лечению врачи лечебно-профилактического учреждения и СКО должны руководствоваться утвержденными в установленном порядке противопоказаниями, исключающими направление больных на санаторно-курортное лечение, учитывая в каждом отдельном случае не только форму и стадию заболевания, но и степень опасности пребывания на курорте или в санатории для него, а также для окружающих.
2.1 Основные положения социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста
Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в Российской Федерации выступает социальное обслуживание престарелых и инвалидов, которое включает виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данной категории лиц. В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация.
Трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и прочее.[19]
Право на социальное обслуживание имеют: граждане Российской Федерации; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. В зависимости от социального положения нуждающихся, а также по их желанию, форма услуг может принимать следующие формы: бесплатную, форму частичной или полной оплаты.[9]
Социальные услуги на условиях частичной оплаты оказываются: гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона.[10]
На условиях полной оплаты социальные услуги оказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона.
Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:
1) Адресность. Предоставление персонифицировано конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых.
2) Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством Российской Федерации. Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается.
3) Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.
4) Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
5) Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.
6) Профилактическая направленность. Одной из основных целей социального обслуживания является профилактика негативных последствий, возникающих в связи с возникшей у гражданина жизненной ситуацией (обнищание, обострение заболеваний, беспризорность, одиночество и так далее)
Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.95 № 1151. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Контроль над деятельностью по предоставлению социальных услуг осуществляется органами социальной защиты населения, органами здравоохранения, органами образования в пределах их компетенции.
Общественный контроль осуществляют общественные объединения, занимающиеся в соответствии с учредительными документами вопросами защиты интересов граждан пожилого возраста, инвалидов, лиц с психическими расстройствами. Одним из таких объединений является Независимая психиатрическая ассоциация России
Надзор за соблюдением законности в данной сфере, осуществляют органы прокуратуры, чья помощь должна быть наиболее оперативной.
Действия или бездействие государственных органов, учреждений, организаций и должностных лиц, повлекшие нарушения прав граждан, могут быть обжалованы в суд.[13]
2.2 Санаторно-курортное лечение престарелых и инвалидов в Краснодарском крае
Краснодарский край расположен на самом юге нашей страны, что определяет его основные особенности, в том числе и с точки зрения санаторно-курортного лечения.
Один из важнейших факторов лечения в санаториях Краснодарского края - климатический. В Краснодарском крае есть районы с умеренно-континентальным и субтропическим климатом. Влияние на климат оказывают моря – Черное и Азовское, близость Кавказского хребта и некоторые другие факторы.
Нужно отметить и самую высокую в России среднегодовую температуру, и большое число солнечных дней в году. За счет этого лечение в санаториях Краснодарского края возможно и, главное, эффективно в любое время года.
Климат Краснодарского края подходит для лечения и профилактики заболеваний нервной и сердечно - сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата, кожного покрова и желудочно-кишечного тракта. И конечно, практически все санатории Краснодарского края прекрасно подходят для восстановления физической формы после перенесенных заболеваний, травм и операций.
Большинство курортов Краснодарского края предлагают и различные виды бальнеологического лечения. В Краснодарском крае есть и минеральные воды, и лечебные грязи, и сероводородные ванны.
Например, известен своими источниками минеральных вод город-курорт Анапа. Источники целебных минеральных вод также есть в Горячем Ключе, Ейске, Туапсе, Майкопе и в других курортных городах. Есть в Краснодарском крае как питьевые минеральные воды, так и минеральные воды, использующиеся наружно: для ванн, промываний, орошений и других процедур.
В Мацесте есть совершенно уникальные сероводородные источники, которые с давних пор используются для лечения заболеваний сердца и сосудов, ЦНС, гинекологических заболеваний (в том числе бесплодия), дерматологических заболеваний, болезней десен, полости рта и носоглотки.
Санатории Краснодарского края предлагают прекрасные условия для отдыха и лечения как детям, так и взрослым. В этом регионе есть специализированные детские санатории, а также санатории, в которых могут поправить здоровье все члены семьи.
Еще одна особенность санаторно-курортного лечения в Краснодарском крае состоит в наличии большого количества узкоспециализированных санаториев. Есть санатории, специализирующиеся на лечении аллергических заболеваний, сахарного диабета, заболеваний эндокринной системы и других недугов.
Краснодарский край издавна считался одним из лучших мест для лечения и отдыха.
Информация по обеспечению бесплатным проездом к месту лечения и обратно льготных категорий граждан
Краснодарское региональное отделение выдает талоны и именные направления на право безденежного проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно гражданам-получателям набора социальных услуг, проживающим на территории Краснодарского края, и гражданам, имеющим направления Департамента здравоохранения края на проезд к месту лечения и обратно для оказания высокотехнологичной медпомощи.
Бесплатный проезд осуществляется следующими видами
транспорта:
- железнодорожный транспорт (поезда и вагоны всех категорий, за исключением
фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности);
- автомобильный междугородный транспорт общего пользования;
- авиационный транспорт (экономический класс) для инвалидов с заболеваниями
и последствиями травм спинного и головного мозга.
Заключение
Из всего изложенного можно сделать вывод, что важнейшей задачей государства на современном этапе является создание эффективной системы социального обслуживания как комплекса услуг различным категориям населения, находящимся в зоне социального риска.
Основная цель формирования этой системы - повышение уровня социальных гарантий, оказание адресной помощи и поддержки нетрудоспособным гражданам, прежде всего на территориальном уровне и с учетом новых социальных гарантий.
Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах: адресности, доступности, добровольности, гуманности, конфиденциальности и профилактической направленности.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает:
1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
4) срочное социальное обслуживание;
5) социально-консультативную помощь.
Виды стационарных учреждений (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:
дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов;
дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда;
специальный дом-интернат (отделение) для престарелых и инвалидов;
психоневрологический интернат;
реабилитационный центр (отделение) для инвалидов молодого возраста;
дом-интернат (отделение) милосердия;
геронтологический центр;
геронтопсихиатрический центр;
дом-интернат малой вместимости;
социально-оздоровительный центр.
Социальное обслуживание призвано помогать клиентам в решении возникших у них социальных проблем по восстановлению или усилению их способности в самообеспечении и самообслуживании, создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями.
В ходе своего исследования по проблеме социального обслуживания пожилых и инвалидов я поняла, что в целом уровень социальной обеспеченности абсолютно всех категорий пожилых людей и инвалидов в настоящее время в Российской Федерации не достаточно высок, несмотря на то, что государство уже сделало немало в этом направлении и в целом социальное обеспечение инвалидов и пожилых людей улучшилось за последнее десятилетие.
Это связано с тем, что на территориях муниципальных образований создано и осуществляют свою деятельность не достаточное количество учреждений по обслуживанию пожилых и инвалидов. Качество услуг зависит от специалистов их оказываемых. В учебных заведениях только в последнее десятилетие стали готовить социальных работников. Учебные программы включают изучение как индивидуально-психологических особенностей пожилых и инвалидов, нормативно-правовой базы, так и передовых технологий, которые максимально призваны решать проблемы характерные для пожилых и инвалидов.
Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на определенных принципах, которые закреплены законодательством РФ: соблюдения прав человека и гражданина; предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; преемственности всех видов социального обслуживания; ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственности органов государственной власти и учреждений.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993.25 декабря.
2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
3. Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"
4. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г № 197-ФЗ (ред. от 17 августа 2009 г.) // Российская газета. 2009.21 августа.
5. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 17 августа 2009 г.) //
6. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (ред. от 22 августа 2004 г.) // Российская газета. 1995.4 августа.
7. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. // Российская газета. 1995.19 декабря.
8. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Федеральный закон от 22 июля 1993. № 5487-1 (с изменениями и дополнениями на 12 декабря 2008 г.) // Российская газета. 2008.31 декабря.
9. О социальной защите инвалида в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 28 апреля 2009 г.) // Российская газета. 2009. 5 мая.
10. Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. - Ростов - н/Д.: Феникс, 2009. - 346 с.
11. Батяев А.А. Комментарий Федеральному закону от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". - М.: Юристъ, 2009. - 542 с.
12. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 187 с.
13. Основы социальной работы. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
14. Право социального обеспечения: учебник / под ред.К.Н. Гусова. - М.: Инфра-М, 2007. - 328 с.
15. Социальная защита населения. Опыт организационно-административной работы. М.: "МарТ", 2007. - 400 с.
16. Харин К.С. Право социального обеспечения: учеб. Пособие. В 2 ч. Ч.1. - СПб.: ГУАП, 2008. - 360 с.
17. Харин К.С. Право социального обеспечения: учеб. Пособие. В 2 ч. Ч.2. - СПб.: ГУАП, 2008. - 297 с.
18. Якушев А.В. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. - М.: А-Приор, 2010. - 144 с.
19. Фирсов М. В, Студенова Г.Е. Теория социальной работы. - М.: Академический проект, Гаудеамус, 2009. - 512 с.