Невербальная коммуникации

Описание:
Теория и аспекты изучения особенностей невербального общения
Невербальное общение
Значение невербального общения
Коммуникативные средства общения- мимика, позы, жесты
Мимика человека
Поза и детали
Жесты и телодвижения
Как распознать, когда человек врет
Тест на психотип человека
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Содержание:

Введение

1.      Теория и аспекты изучения особенностей невербального общения

1.1  Невербальное общение

1.2  Значение невербального общения

2.      Коммуникативные средства общения- мимика, позы, жесты

2.1  Мимика человека

2.2   Поза и детали

2.3   Жесты и телодвижения

3.      Как распознать, когда человек врет

4.      Тест на психотип человека

5.      Список использованной литературы

Введение:

Жесты, мимика, интонации — важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или "читал" ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств— 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Цель работы:изучить особенности мимики, позы и жестов как ведущих компонентов невербального общения.

Объектом исследования в работе выступают:мимика, позы и жесты.

Предмет исследования работы:способности эффективного общения посредством невербальной коммуникации, а также умения улавливать и анализировать невербальные сигналы других людей.

1.      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ


1.1 Невербальное общение.

Невербальное общение – неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. 

Язык невербальных компонентов общения: первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика и т.д.; вторичные языки невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования.

Невербальный язык – вид общения, когда не используются слова: мимика, жесты, интонации – важнейшая часть общения. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов.
Оно играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и его дрессированными питомцами. Наблюдения показывают, что в процессах общения 60 % – 95 % информации передается именно с помощью системы невербалики.

Её составляют: тон голоса, тембр, высота, скорость, интонация и другие различные характеристики невербалики, песня, ваш внешний вид, ваша одежда, ваша поза, выражение вашего лица, ваша улыбка или ее отсутствие, ваш взгляд, ваши движения, танцы, ваша походка, глубина и скорость вашего дыхания, ваши жесты во время беседы, кивки и мотания головой, направление рук и ног, аплодисменты, прикосновения во время беседы, рукопожатия и объятия, поведение. А так же действия: уверенность во время беседы, отсутствие агрессивности или ее присутствие. Мимика – подражание поведению вашего собеседника. Сохранение личного пространства собеседника.

С одной стороны, во время общения, бесед, переговоров необходимо уметь контролировать собственные движения, собственное поведение и мимику, с другой стороны –  уметь считывать информацию невербальных средств общения ваших партнеров по беседе, поэтому язык невербального общения необходимо изучать всем, кто заинтересован в позитивном и результативном проведении переговоров, бесед. Однако «считывание информации» жестов, поз и других средств невербального общения не всегда бывает однозначной, в каждой конкретной ситуации требуется конкретный подход к этому процессу. Невербальные средства общения изучают следующие науки:
а) кинесика (жесты, мимика, походка, поза, визуальный контакт);
б) просодика иэкстралингвистка (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, т.е. интонационные характеристики голоса);
в) токесика (тактильные взаимодействия);
г) проксемика (ориентации, дистанция, т.е. пространственная организация общения).



Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для “обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; т.е., отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения. В процессе общения необходимо учитывать общую атмосферу беседы, ее содержание, общий настрой и атмосферу.  Компоненты невербального общения также очень значимы в самые первые секунды знакомства.  В момент знакомства не было еще произнесено ни одного слова, а первая оценка собеседника уже получена при помощи «считывания информации» компонентов невербального общения, таких как, ваша походка, ваш общий вид, мимика лица, и в последствии эту оценку невербального общения изменить будет весьма проблематично. 

Исследователи считают, что важны первые четыре минуты встречи, во время которых складывается общий портрет собеседника, и именно в этот короткий промежуток времени вы должны произвести на своего собеседника положительное впечатление, и основой в этом будет как раз невербалика. 

Первое – это необходимо показывать заинтересованность в предстоящей вам беседе, вашу готовность к сотрудничеству, вашу открытость новым идеям и предложениям. При общении следует обращать внимание на позу, взгляд, жесты – так как это есть самые явные приемы невербального общения. Ваше поведение должно быть естественным, не напряженным, не должно заставлять вашего собеседника напрягаться и ждать подвоха. 

При общении с собеседником не следует принимать позу, показывающую вашу закрытость к общению и агрессивность: это насупленные брови, широко расставленные на столе локти, сжатые в кулаки или сцепленные вместе пальцы, перекрещенные ноги и руки. Не надевайте очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве, если в этом нет острой необходимости – яркое солнце, сильный ветер, так как, не видя глаз партнера по общению, ваш собеседник может чувствовать себя неловко, так как значительная доля информации оказывается для него закрытой, и человек начинает непроизвольно напрягаться. В результате всего этого может быть нарушена атмосфера прямого общения. 


1.2  Значение невербальной коммуникации.


Жесты, позы, мимика, интонация – невербальные компоненты общения, они значат порой гораздо больше, чем сказанное речью (т. е. вербально). Человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации.

В психологии и педагогике выделяют обычно, во-первых, коммуникативные средства невербального общения, то есть такие, которые воспринимаются и понимаются одним из партнеров в соответствии с замыслом другого, и, во-вторых, информативные средства невербального общения, понимая под ними такие, которые «читаются» вторым партнером помимо желания первого. Внимательно наблюдая за поведением человека, вы можете многое узнать о его истинных намерениях. Психологи установили, что в процессе межличностного общения от 60 до 80% информации о собеседнике мы черпаем за счет так называемых невербальных средств общения – жестов, мимики, взглядов, жестикуляции, телодвижений, интонации, выбора определенной дистанции между партнерами. Человек контролирует свои жесты и позы значительно меньше, чем свои слова; именно поэтому они могут рассказать о нем больше, чем прямые высказывания.

Невербальное общение – общение посредством неречевых знаковых систем. Невербальная коммуникация обычно представляется следующими системами: визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная. 

Визуальная система общения включает в себя: 

  • жесты, жестикуляцию; 
  • мимику, позы; 
  • кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение); 
  • пространственно-временную организацию общения; 
  • контакт глазами (визуальный контакт); 
  • вспомогательные средства общения, в т. ч.: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы), использование средств преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, борода, мелкие предметы в руках) и пр. 


Эта общая моторика различных частей тела отражает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает нюансы. 

Акустическая система подразделяется на следующие аспекты: 

  • паралингвистическая система (система вокализации, т. е. темп голоса, его диапазон, тональность); 
  • экстралингвистическая система (включение в речь пауз, а также других средств, как-то: покашливание, смех, плач, темп речи). 


Тактильная система – прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи. 

Ольфакторная система – приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека. 

Выделяют следующие основные функции невербального общения: 

  • выражение межличностных отношений; 
  • выражение чувств и эмоций; 
  • управление процессами вербального общения (разговором); 
  • обмен ритуалами; 
  • регуляция самопредъявлений. 


Особенностью невербального общения является то, что его появление обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Считается, что подделывать или копировать жесты и другие невербальные знаки практически невозможно, поскольку в течение длительного времени нельзя контролировать всю их совокупность и одновременно еще и произносимые слова. Знание невербального языка позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какую реакцию вызвало услышанное еще до того, как собеседник выскажется, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата. Невербальное общение позволяет показать, что вы понимаете посылаемые другими сигналы и ответы на них; проверять собственные предположения о сигналах, подавляемых другими; подавать сигналы обратной связи. Можно выделить ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы: 

  • национальная принадлежность (так, одни и те же жесты могут означать разное у разных народов); 
  • состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, эмоциональностью); 
  • профессия человека (слабое рукопожатие не всегда проявление слабости: может быть, профессия требует беречь пальцы); 
  • уровень культуры, который влияет на состав жестов, преставление об этикете, правильном воспитании; 
  • статус человека (чем выше стоит он на иерархической лестнице, тем более скуп на жесты, больше оперируя словами; жесты становятся более утонченными); 
  • принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы); 
  • актерские способности (многие умеют играть не только словами, но и невербальными знаками); 
  • возраст (в раннем возрасте одно и то же состояние может выражаться разными жестами; кроме того, возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус. С возрастом может снижаться скорость движений); 

  • сочетание невербальных знаков (обычно состояние передается не одним, а несколькими элементами пантомимики. При нарушении гармонии между этими элементами складывается впечатление неискренности; то же относится к согласованию слов и жестов); 
  • возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнерами затрудняет их полноценное восприятие, как например, при разговоре по телефону). 


Итак, можно сделать вывод, что хотя вербальные символы (слова) – основное на­ше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача проис­ходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выраже­нием одобрения или неодобрения – все это примеры невербальной коммуникации. 

2.      КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ – МИМИКА, ПОЗЫ, ЖЕСТЫ

2.1 Мимика человека


Чаще всего основным объектом исследования выступает лицо человека. Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, страдание, выработало единицу анализа лицевого выражения – мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессий. Рассмотрим наиболее типичные эмоциональные состояния.

Первые и нередко главные впечатления о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица. Наслаждение – возникает при смаковании вкусовых впечатлений. Наиболее ярко выраженной мимика бывает у тех людей, у которых развиты кинестетические способности восприятия. Гримаса испытующая (губы вытянуты вперед, могут быть приоткрыты или неплотно закрыты) возникает при оценивании, экспертизе. Протест (уголки рта чуть приподняты, рот может быть слегка приоткрыт) часто сопровождается широко открытыми глазами.

Удивление – рот открыт максимально. Если эта гримаса сопровождается широко открытыми глазами, бровями, поднятыми вверх, горизонтальными складками на лбу, она выражает высшую степень удивления – ошеломление.
Озабоченность (губы вытянуты в "трубочку") часто сопровождается оценивающим взглядом, уставленным в пустоту. Открытый рот ("отвисшая" челюсть) означает не только удивление, но и неспособность в данный момент принять решение, неспособность к волевым усилиям. Эта гримаса может выражать и расслабление, пассивность. Подчеркнуто закрытый рот (напряженный) свидетельствует о твердости характера, часто об отсутствии желания продолжить разговор, об отрицании возможности компромисса. Сжатый рот (часто побелевшие губы втянуты, полоска рта узкая) означает отказ, отрицание, упорство и даже жестокость, упрямство и досаду. "Вытянутое" лицо возникает при расслаблении свисающих уголков губ. Такое расслабление говорит о разочаровании, грусти, тоске, нехватке оптимизма. Степень расслабленности, дополняемая тусклыми глазами, приоткрытым ртом, вертикальными складками на лбу говорит о глубине подобного эмоционального состояния, вплоть до страдания. Опущенные уголки губ при напряженном рте (замкнута щель между губами) характеризуют активно-негативную позицию, злость, пренебрежение, отвращение, досаду, насмешку, издевку.

Под действием испытываемых человеком чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать.

Об искренности человеческих эмоций обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как, чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины. Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение). Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно: например, усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, а скривленный в одну сторону рот – о скепсисе или насмешке.

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины – это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование: чрезмерная улыбчивость – потребность в одобрении; кривая улыбка – знак контролируемой нервозности; улыбка при приподнятых бровях – готовность подчиниться; улыбка при опущенных бровях – выказывание превосходства; улыбка без подъема нижних век – неискренность; улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания – угроза. 

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы: радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки; интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены; счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные; удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму; отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает; презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника; страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции...); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх; гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет; стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями; скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены. 

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций. 

Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза. Людей обычно выдают: какие-либо изменения в обычном выражении глаз – возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул; непроизвольные движения глаз, заметно «бегающие глаза» – тревога, стыд, обман, страх, неврастения; блестящий взгляд – горячка, возбуждение; остекленелый взгляд – чрезвычайная слабость; увеличение зрачков – ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание; сужение зрачков – накатывание раздражения, злобы, ненависти, исходных отрицательных эмоций, неприятие чего-либо; сумбурные движения зрачков – знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее); усиленное моргание – возбуждение, обман. 

Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения, с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины. В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога. Человек, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку: отсутствующий взгляд – сосредоточенное размышление; переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок – падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера; настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) – признак враждебности и явного желания доминировать; настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) – знак сексуальной заинтересованности; отвод и опускание взгляда – стыд, обман; взгляд сбоку – недоверие; взгляд то отводится, то возвращается назад – отсутствие согласия, недоверие. 

Следует обращать внимание и на то, какое общее впечатление производит мимика того или иного человека. Очень подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров. Малоподвижная мимика отражает постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении, характеризует человека как спокойного, постоянного, рассудительного, надежного, уравновешенного.

Монотонность мимики и редкая смена ее форм при медлительности поведения и слабой напряженности говорит о психическом однообразии и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться: монотонные душевные состояния, скука, печаль, равнодушие, отупение, эмоциональная бедность, меланхолия, депрессивный ступор. Когда мимические процессы состоят из множества отдельных выражений, типа «холодные глаза и смеющийся рот», то анализ возможен только при наблюдении за каждым отдельным выражением и его сочетаемостью с другими.

2.2. Поза и детали

Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности. Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида. Позы – статические и динамические элементы, выполняемые туловищем, головой и задними конечностями.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

  • руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен – чувство уверенности в себе и превосходства над другими; 
  • корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах – уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца; 
  • стояние, опираясь руками о стол или стул, – ощущение неполноты контакта с партнером; 
  • руки с расставленными локтями заведены за голову – осознание превосходства над другими; 
  • закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов – знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе; 
  • высовывание больших пальцев рук из карманов – знак превосходства; 
  • скрещенные конечности – скептическая защитная установка; 
  • не скрещенные конечности и расстегнутый пиджак – установка доверия; 
  • наклон головы в сторону – пробуждение интереса; 
  • наклон головы вниз – отрицательное отношение; 
  • легкий отклон головы назад – знак агрессивности; 
  • сидение на кончике стула – готовность вскочить в любой момент, чтобы либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору; 
  • закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди – знак «отключения» от разговора; 
  • забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) – пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору; 
  • скрещенные лодыжки у сидящего – сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние; 
  • положение (сидя или стоя) с ногами, ориентированными на выход, – явное желание прекратить разговор и уйти; 
  • частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость – внутреннее беспокойство, напряженность; 
  • вставание – сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало; 
  • сцепленность пальцев рук – разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив); 
  • кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не, соприкасаются – знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах; 
  • руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед ртом – скрывание своих истинных намерений, игра с партнером в кошки-мышки; 
  • поддерживание головы ладонью – скука; 

  • пальцы, сжатые в кулак, расположены под щекой, но не служат для опоры головы – признак заинтересованности; 

  • подпирание большим пальцем подбородка – знак некоей критической оценки; 
  • обхватывание своего бокала двумя руками – замаскированная нервозность; 
  • выпускание дыма от сигареты вверх – положительный настрой, уверенность в себе; 
  • выпускание дыма от сигареты вниз – негативный настрой, со скрытыми или подозрительными мыслями. 


 На переговорах с партнером не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: насупленные брови, чуть наклоненная вперед голова, широко расставленные на столе локти, сжатые в кулаки или сцепленные пальцы. В результате будет нарушена атмосфера общения. Позы участников беседы отражают их субординацию. Очень важна психологическая субординация – стремление доминировать или, напротив, подчиняться, что может не совпадать со статусом. Иногда собеседники занимают равное положение, но один из них стремится показать свое превосходство. 

Опишем характерное положение. Собеседников двое: один присел на краешек стула, положив руки на колени, другой – развалился, небрежно перекинув ногу на ногу. Взаимоотношения этих людей легко понимаются, даже если не слышно, о чем идет  речь: второй   полагает себя хозяином положения, первый – подчиняющимся (при этом неважно истинное соотношение занимаемых ими позиций).

О стремлении к доминированию свидетельствуют также и такие позы, как: обе руки на бедрах, ноги чуть расставлены; одна рука на бедре, другая опирается о косяк двери или стенку; голова чуть приподнята, руки перекрещены у талии. Напротив, при желании подчеркнуть согласие с партнером можно наблюдать своеобразное копирование его жестов. Так, если один из партнеров при дружеской беседе сидит, подперев голову рукой, другой почти автоматически делает то же, как бы сообщая тем самым «я такой же, как ты». 

Незнакомые люди стараются избегать копирования поз друг друга. И, наоборот, если собеседники хотят установить дружеские, непринужденные отношения, они повторяют движения друг друга. Однако важно, чтобы оба собеседника стремились к неформальной, дружеской атмосфере. В противном случае копирование позы может вызвать крайне негативную реакцию.

2.3. Жесты и телодвижения.

Жест есть не движение тела, а движение души. Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест свидетельствует о черте его характера. Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты: 1) активная жестикуляция – частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности; 2) чрезмерная жестикуляция – признак беспокойства или неуверенности. 

В языке жестов, употребляемом в повседневном общении, выделяются два типа жестовых семиотических (знаковых) систем – жесты-знаки и жесты-сигналы.

Жесты-знаки – преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо восприятие и предназначенные для передачи информации. Жесты-Сигналы – они непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чье-либо восприятие (хотя и имеют значение для опытного наблюдателя). 

При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию: демонстрация открытых ладоней – показатель откровенности; сжатие кулаков – внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция); прикрывание рта рукой (или бокалом в руке) в момент речи – удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам; прикосновения к носу или легкие почесывания его – неуверенность в сообщаемом (как собой, так и партнером), ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента; потирание пальцем века – ложь, но иной раз – ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера; потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха) – озабоченность, смущение, неуверенность; поглаживание подбородка – момент принятия решения; суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, дотрагивание до частей одежды) – настороженность, нервозность, смущение; пощипывание ладони – готовность к агрессии; покусывание ногтей – внутреннее беспокойство; всевозможные движения руки поперек тела (поправить часы, прикоснуться к запонке, поиграть пуговицей на манжете) – маскируемая нервозность; собирание ворсинок с одежды – жест неодобрения; оттягивание от шеи явно мешающего воротничка – человек подозревает, что другие распознали его обман, нехватка воздуха при гневе; протирание стекол очков либо помещение дужки их оправы в рот – пауза для обдумывания, просьба подождать; снятие очков и бросание их на стол – чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема; наклон головы набок – пробуждение интереса; быстрый наклон или поворот головы в сторону – желание высказаться; постоянное отбрасывание якобы «мешающих» волос со лба – беспокойство; явное стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо – ощущение сложности и неприятности момента, неразумение того, как выкрутиться из создавшегося положения (всякая опора повышает уверенность в себе). 

Основными невербальными средствами общения являются жесты. Жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты адапторы. 

Жесты-символы – очень ограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербального общения.
Жесты-иллюстраторы – используются для пояснения сказанного (например указание рукой), также являются простыми приемами невербального общения.
Жесты-регуляторы – играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов - рукопожатие. Это  традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения.
Жесты-адапторы – сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские  реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний – нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д.

Все жестовые средства общения делятся на натуральные, дактилологические и конвенционные. Натуральные (естественные и потенциально естественные) жесты в норме употребляются в обыденном общении совместно с речью, усваиваются в контексте повседневного общения без специального обучения. Конвенционные (условные, символические) жесты относительно независимы от языка, они повторяют структуру языка и требуют специального обучения. К конвенциональным жестовым системам относятся: тайный “язык” жестов кочевых народов, “язык” жестов американских индейцев, системы жестов глухонемых, ритуальные жесты монахов, системы профессиональных жестов (регулировщиков дорожного движения, спортивных судей, дирижеров, водолазов, строителей, военных и т. д.) и др.

Выбор жеста (из принятых в определенной национальной культуре) обусловливается не только ситуацией и общением, отношениями между партнерами по общению (случайные, официальные, интимные, дружеские и др.), но и личностью исполнителя. Жесты могут многое рассказать о человеке. Они могут указать на национальность, темперамент, эмоциональное состояние, отношение к собеседнику. Жесты показывают внутреннее состояние, характер высшей нервной деятельности человека, склонность к логическому или художественному типу и пр.

Каждой личности свойственна своя манера жестикуляции. Она оценивается по формально-динамическим особенностям (темп, амплитуда, плоскость выполнения, количество) и по содержанию (индивидуальный жестовый тезаурус, особенно показательны типичные жесты человека). Все эти особенности более или менее устойчивы, но могут изменяться при изменении эмоционального состояния человека. При сильных эмоциональных переживаниях увеличивается количество жестов, возникает ощущение жестовой чрезмерности (по сравнению с речью) и общей суетливости, жесты как бы убыстряются, увеличивается их амплитуда, возникают отклонения от типичной манеры жестикуляции. 

При переходе от официального общения к неофициальному также меняются интенсивность и амплитуда жестов – они увеличиваются. При неформальном общении гораздо больше проявляется индивидуальность жестового языка, при официальном – жестовый язык приближается к национально-культурному нормативу. 

По физической природе жесты делятся на головные и мануальные (ручные). Мануальные делятся также на подгруппы жестов, которые выполняются одной рукой или двумя руками, и жестов, различающихся по активно используемой части руки: кистевых, локтевых, пальцевых, плечевых, смешанных.

По характеру воздействия на собеседника жесты делятся на визуальные, визуально-акустические, визуально-тактильные и визуально-акустически-тактильные жесты. Основными являются визуальные жесты. Дело в том, что реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную. Например, кивок головой в знак согласия значительно опережает словесный утвердительный ответ.

В каждой психологически конкретной ситуации общения отдельные невербальные компоненты могут нести свою смысловую нагрузку. Например, жест может быть основным, дополнительным или просто малозначительным нюансом общения. Выбор основного коммуникативного компонента обусловливается задачей общения. Если нужно установить дружеский контакт, выбираются одни жесты, если отчитать – другие. В одном случае важна мимика, в другом – жест. К примеру, чтобы выразить недовольство, надувают губы, чтобы утешить в горе – обнимают за плечи.

Жесты должны соответствовать словесно выражаемым мыслям. Поэтому при отборе жестов нужно быть очень внимательными. Иногда в процессе общения важна скупость жестов, их сдержанность, определенное направление жестов, наличие зачаточных форм, своеобразных “полужестов”.

Как распознать, когда человек лжет

В природе не бывает ничего одинакового, в том числе одинаковых людей. Даже очень похожие друг на друга близнецы все равно различаются. Мы по-разному думаем, говорим, слышим, видим и реагируем на что-то. А так же, мы по-разному лжем. Люди – очень наблюдательные существа. А поэтому язык жестов и мимики, психология жестов человека давно находятся под «присмотром» психологов. Правда, несмотря на это ещё не выработала стандартных способов определить, когда человек говорит неправду. Тем не менее, некоторые общие методы психологами разработаны и успешно используются в необходимых случаях. 
Как утверждают эксперты в этой области, обман становится заметным, когда возникают связанные с ним эмоции. Волнение, стыд, страх – всё это, выраженное даже в малой степени, передает наш непроизвольный язык жестов. А совокупность признаков лжи (мимики, жестов и речи) помогут подтвердить наши подозрения. Как отличить ложь от правды при помощи наблюдения за жестами, позой, выражением лица собеседника, я вам сейчас расскажу.

Посмотрите налево

Когда человек лжет, этот процесс требует самоконтроля и некоторого напряжения. Они могут выражаться явно или тщательно скрываться. Но вы легко сможете обнаружить обман, если посмотрите на левую сторону тела вашего визави, так как она хуже поддается контролю, чем правая. Это происходит от того, что стороны управляются различными полушариями головного мозга.
Левое полушарие управляет речью и аналитической деятельностью. Правое – отвечает за эмоциональную реакцию и воображение. В связи с тем, что в процессе работы мозга, эти связи перекрещиваются, работа левого полушария мозга отражается на правой стороне тела. И наоборот. Поэтому, то, что человек хочет сказать другому, отражается на уровне жестов правой стороной. Но то, что он при этом чувствует, покажет левая сторона тела.
Например, если при разговоре ваш собеседник усиленно жестикулирует левой рукой, можете смело заподозрить его во лжи, особенно, если при этом его правая рука почти неподвижна. Но это, конечно, если человек не левша. Вообще, любая замеченная вами несогласованность в движениях, мимике, может указывать на неискренность. 
Лицо, также как и тело, мимикой выражает то, что мы хотим сказать, а также то, что желали бы скрыть. Понаблюдайте за мимикой собеседника. Любое замеченное противоречие, нестыковки в словах и выражении лица может указывать на противоречие. Симметрия всегда говорит о правдивости и чистоте намерений.
Например, если вы видите, что человек искренне улыбается, но левый уголок его губ приподнят заметно меньше, чем правый, можно понять, что услышанное его не очень радует. Он улыбается не искренне.
Также вам будет интересно узнать, что когда человек испытывает положительные эмоции, они отражаются на его лице равномерно. Но когда они отрицательные, то в большей степени отражаются на левой стороне лица.

Ложь вызывает напряжение

Об этом знают, наверное, все. Обратите внимание, когда человек лжет, он испытывает напряжение. В результате, можно заметить бледность кожи, или, покраснение щек, возникшие на коже пятна, подергивание мышц на лице. Человек может часто моргать, прищуриваться, протирать веки пальцами.

Таким образом, он подсознательно стремится закрыть глаза на происходящее. В этом случае мимика пытается блокировать обман.
Если при беседе, человек пытается отвести взгляд, не смотрит в глаза, или переводит взгляд с одного предмета на другой, возможно у него не чиста совесть. Однако это бывает, когда он еще не растерял остатки совести. Как правило, отъявленные негодяи смотрят прямо в глаза.

Обман может выдать собственный нос

Да, да, именно так. Обратите внимание, что когда мы лжем, неосознанно двигаем кончиком носа или отводим его в сторону. А те, кто сомневается в нашей честности, при общении сильно раздувают ноздри, как будто чувствуют обман.
Вообще, эта часть лица чрезвычайно чувствительна к вранью и обязательно на него реагирует. Начинает чесаться или увеличивается в размерах. К тому же ложь повышает кровяное давление, что тут же ведет к покраснению носа и щек, он начинает чесаться. Обратите на это внимание. 

Руки выдадут лжеца

Если ваш визави закрывает ладони, прячет руки за спину или убирает их в карманы, будьте уверены – он что-то скрывает от вас или недоговаривает. Спрятанные ладони можно сравнить с закрытым ртом. 
Если человек рукой прикрывает рот, возможно, боится сболтнуть чего-нибудь лишнего. При этом он может покусывать губы, напрягать рот. Если поджимает нижнюю губу, возможно, он не уверен в том, о чем говорит.
Позы тела также расскажут о многом. Например, если ваш собеседник садится в кресло или на стул, а затем принимает какое-то неестественное положение, либо никак не может усесться поудобнее – это расскажет вам о том, что он «неудобно чувствует» себя в данной ситуации или ему не нравится поднятая тема.
Обратите внимание на то, что обманщики при разговоре часто изгибаются, скрещивают ноги и руки. Они как бы ищут поддержки извне, опираясь на стол или стул. Правдивые люди, отвечая на вопросы, держатся прямо и редко меняют положение тела.
Если вы заметили, что человек лжет, попробуйте скопировать его позу и жесты. Такой способ в психологии называется отзеркаливание. С помощью него вы подстраиваетесь под собеседника, и ему становится очень трудно продолжать врать. Скорее всего, он проговорится. Просто не давайте понять, что обман раскрыт. Скажите, что не расслышали, попросите повторить слова. Дайте человеку возможность сказать правду.

ТЕСТ НА ПСИХОТИП ЧЕЛОВЕКА.

1.Сплетите пальцы рук в замок... Если верхним окажется большой палец левой руки, напишите на листе бумаги букву «Л», если большой палец правой руки - букву «П». 
2. Прицельтесь в невидимую мишень... Если для этого Вы пользуетесь левым глазом, закрывая правый, напишите букву «Л», если наоборот - «П». 
3. Скрестите руки на груди, приняв позу Наполеона... Если кисть левой руки окажется лежащей сверху, пометьте это буквой «Л», если правой - буквой «П». 
4. Поаплодируйте... Если Вы бьёте левой ладонью по правой, то это буква «Л», если правая ладонь активнее - буква «П». 

"ПППП" (100 - процентный правша) - консерватизм ориентация на стереотипы, бесконфликтность, нежелание спорить и ссориться. 
"ПППЛ" - наиболее яркая черта характера - нерешительность. 
"ППЛП" - очень контактный тип характера. Кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. (Чаще у женщин…) 
"ППЛЛ" - редкое сочетание. Характер близок к предыдущему, но более мягкий. 
"ПЛПП"- аналитический склад ума и мягкость. Медленное привыкание, осторожность в отношениях, терпимость и некоторая холодность. (Чаще у женщин...) 
"ПЛПЛ" - самое редкое сочетание. Беззащитность, подверженность к различному влиянию. (Чаще у женщин...) 
"ЛППП" - частое сочетание. Эмоциональность, нехватка упорства и настойчивости в решении важных вопросов, подверженность чужому влиянию, хорошая приспособляемость. Дружелюбие и легкое вхождение в контакт. 
"ЛППЛ" - большая, чем в предыдущем случае, мягкость характера, наивность. 
"ЛЛПП" - дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов и склонность к самоанализу. 
"ЛЛПЛ" - простодушие, мягкость, доверчивость. 
"ЛЛЛП" – эмоциональность, энергичность и решительность. 
"ЛЛЛЛ" - (100-процентный левша) - «антиконсервативный тип характера». Способность взглянуть на старое по-новому. Сильные эмоции, выраженный индивидуализм, эгоизм, упрямство, иногда доходящее до замкнутости. 
"ЛПЛП" - самый сильный тип характера. Неспособность менять свою точку зрения, энергичность, упорство в достижении поставленных целей. 
"ЛПЛЛ" - схож с предыдущим типом характера, но более неустойчив, склонен к самоанализу. Испытывает трудности в приобретении друзей. 
"ПЛЛП" - легкий характер, умение избегать конфликты, легкость в общении и заведении знакомств, частая смена увлечений. 
"ПЛЛЛ" - непостоянство и независимость, желание все сделать самому.

Список использованной литературы:

1.      Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов. – СПб., 2001. 

2.      Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. – М.: Молодая гвардия, 1991.

3.      Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. - М., 1997. 

4.      Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов - на - Дону, 1986. 

5.      Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения//Вопросы психологии. – М.: 2000, № 3.

6.      Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. – СПб., 2001. 

7.      Фаст Дж. Язык тела / Пер. с англ. – М., 1997. 


Информация о файле
Название файла Невербальная коммуникации от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 21:28
Дата обновления 9.2.2013, 21:28
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 1 мегабайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 27277
Скачиваний 152
Оценить файл