ГБОУ Республики Марий Эл «Лицей-интернат
п.Ургакш Советского района»
Реферат
Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н. Толстого
Выполнила: Домрачева Наталия, обучающаяся 10 «б» класса.
Проверила: Макарова Т.Г.
учитель русского языка и литературы.
Ургакш, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1... Место, занимаемое Наташей Ростовой в произведении. 3
2... Образ Наташи. 3
2.1 Первые впечатления о героине. 3
2.2 Особенности характера Наташи Ростовой. 4
2.3 Одарённость Наташи Ростовой. 4
2.4 Роль пейзажа в характеристики героини романа. 5
2.5... Отношения к Наташе Ростовой других действующих лиц. 5
3... Наташа- любимая героиня. 8
4... Список используемой литературы. 9
1. Место, занимаемое Наташей Ростовой в произведении.«Девочка, которая хотела улететь в небо».
Бочаров Сергей Григорьевич.
«Война и мир» - одно из самых замечательных произведений мировой литературы. Как и во всех романах, в «Войне и мир» задействовано множество персонажей. Несомненно, внимание читателей привлекает главная героиня произведения – Наташа Ростова. Её образ приобретает в романе особое эстетическое значение; в нём в наибольшей степени выражена писателем вера в человека, в возможность утверждения подлинно человеческих отношений на земле.
Она — центральный женский персонаж романа и самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах страниц романа. Здесь все: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о женском идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца в свое творение. Он выделяет её среди всех героев, посвящает жизни девушки целые главы, описывает с особенно тёплым чувством внешность, переживания, поступки.
Главная героиня не идеальна. Характер Наташи сложный, изменчивый и противоречивый. Любимица Толстого, как и каждый человек, имеет свои достоинства и недостатки. Но есть в ней что-то такое хорошее и настоящее, что притягивает внимание читателя, заставляет сопереживать, вызывает симпатию. Наташа покоряет читателя своей искренностью, непосредственностью, жизнелюбием, поэтичностью, богатством внутреннего мира. «Поэтической, преисполненной жизнью, прелестной девушкой» называет ее Андрей Болконский.
2. Образ Наташи. 2.1 Первые впечатления о героине.Знакомство с любимой героиней Толстого в романе Наташей мы начинаем с юного возраста. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая внимания не её строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась» (т. 1, ч. 1, гл. 8). Так появляется Наташа на страницах романа — воплощение жизнелюбия, счастья, и любви. С этой минуты мы начинаем любить ее, воспринимая радости и тревоги Наташи Ростовой как свои собственные. Подробно описывая наружность Наташи при первом ее появлении, Толстой тем самым сразу выделяет ее среди других детей Ростовых. Она переполнена жаждой жизни – вот секрет её очарования. «Толстому удаётся показать чуткость этой девочки, углублённость её мировосприятия и в то же время её открытость, непосредственность душевных движений», - говорит М.Б. Хрампченко.
2.2 Особенности характера Наташи Ростовой.Наташа щедро наделена лучшими человеческими качествами: одарена внутренней чуткостью (как понимает она чувства других людей, например, Пьера), мечтательна (ночь в Отрадной и беседа с Соней, которую слышит князь Андрей), в высшей степени олицетворяет лучшие качества русской души (сцена танца у дядюшки, поведение героини во время отъезда из Москвы). «Сущность ее жизни была любовь», — пишет Толстой. Без любви Наташа страдает, как в год отъезда князя Андрея. Даже в ее чувствах к Анатолю проявляется сущность её характера. Она не может лгать и поэтому уверена, что и остальные так же правдивы, как она.
Героиня живет как бы на одном дыхании, неудержимо отдается тем чувствам, которые ее одолевают. Забота о матери, раненом князе Андрее, даже о совершенно чужих ей раненых составляет суть ее отношений с людьми. Толстой показывает, что натура Наташи может быть искажена при соприкосновении с лживым миром Курагиных, но суть ее при этом остается прежней. Недаром Пьер понимает, что любит Наташу именно в дни, когда раскрывается ее роман с Курагиным.
Главное качество этой героини — ее любовь к людям, эмоциональность, человечность. Любовь является неотъемлемой частью жизни Наташи. Из всех героинь романа она более всех наделена «способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц». Наташе не свойственна нравственная рефлексия, глубокие раздумья о смысле жизни. «Она не удостаивает быть умной», — замечает Пьер. Однако Наташа наделена «умом сердца». Она тонко чувствует людей, понимает их. Так, она интуитивно чувствует фальшивую, подлую натуру Бориса Трубецкого, Берга. И наоборот, ей с самого начала симпатичен Пьер Безухов.
2.3 Одарённость Наташи Ростовой.Наташа очень музыкальна, романтична. Она прекрасно поет, тонко чувствует музыку, ее пением восхищается Денисов. А пляска Наташи, в которой раскрывается вся ее русская душа? Этот эпизод показывает, когда внутри героини взбунтовалась русская душа, и на мгновение было забыто «французское» воспитание, графское происхождение – осталась только русская девчонка Наташа Ростова. Эта пляска приводит в восторг и дядюшку, и Николая, и тетку Анисью, которые вдруг понимают, что эта
юная девочка «умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисье, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке» (т.2, ч.4, гл.7). Во время её первого бала, князь Андрей был очарован тем, как легко она танцевала (т.2 ч.3 гл. 14 – 17).
Неслучайно Толстой наделяет Наташу такими талантами. Её облик, живая непосредственность, эмоциональность, восприимчивость ко всему прекрасному особенно полно раскрываются через изображения ее жестов, движений, мимики, выражения глаз, через ее отношение к танцам, музыке.
2.4 Роль пейзажа в характеристики героини романа.Наташа очень непосредственна, близка к природе. Она восхищается красотой лунной ночи в Отрадном, очень органична в сцене охоты.
«Соня! Соня! — послышался опять первый голос. Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, — сказала она почти со слезами в голосе. — Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало… Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, — туже, как можно туже, — натужиться надо и полетела бы. Вот так!» (т.2, ч.3, гл.2).
Духовная красота Наташи проявляется в ее отношении к родной природе. Мы ни разу не видим ни Элен, ни Анну Павловну Шерер, ни Жюли Карагину на лоне природы. Если они и говорят о природе, то говорят фальшиво и пошло (так, в роскошном альбоме Жюли Борис нарисовал два дерева и подписал: “Сельские деревья, ваши темные сучья стряхивают на меня мрак и меланхолию”).
В романе Наташа словно олицетворяет собой саму природу. Отсюда у неё появляется стремление к любви, жизнь чувствами.
2.5 Отношения к Наташе Ростовой других действующих лиц.Семья Ростовой в романе «Война и мир» является образцом для подражания. Любовь, теплота и понимание, что свойственны родителям, передались и детям. Их привязанность друг к другу пропитана настоящей духовной близостью и нежностью. Так, Наташа открыто делится своими секретами с Николаем и Соней, не видя причин что-либо скрывать от брата и сестры. Родные любят Наташу. Она - любимица отца, ближе всех к матери. Соня, Николай, Петя, Наташа – все они дружны между собой. Исключение составляет Вера, которая по словам Наташи, не способна на добрые чувства.
Первой любовью для Наташи был её дальний родственник Борис Друбецкой. Наташа любила его. Борис же считал это просто симпатией, детской влюблённостью. Он предпочитает необременительную связь с графиней Безуховой, которая дает ему блестящее положение в обществе и на службе. Наташу он считал другом.
После Аустерлицкого сражения Николай Ростов пригласил товарища домой. Денисов влюбился в юную графиню, не мог оторвать от нее своего взгляда. Взрослый мужчина постоянно думал о Наташе. Пребывая в любовном бреду, Василий сделал Ростовой предложение, но получил отказ. Долгие годы герой будет страдать от неразделенной любви.
Серьезными отношениями становятся для Наташи с князем Андреем Болконским. В его жизни обрушивает свой удар: умирает от родов княгиня Лиза. Обман, бесполезность надежд на счастье, внутреннюю пустоту – вот что ощущает герой, думая, что его жизнь «кончена». В этот момент и появляется в его жизни Наташа Ростова. Впервые он видит её в Отрадном, куда приезжает по опекунским делам. Князь слышит, как Наташа восхищается красотой лунной ночи, и невольно начинает думать об этой искренней, мечтательной девочке. И вторая встреча с дубом как раз свидетельствует о том, что князь готов для новой жизни, новых чувств, новых отношений. «Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все - счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныние и темнота», - скажет князь Андрей четыре года спустя.
Вспомним и сцену первого бала героини, Наташу с замирающим выражением лица и «восторгом счастия», когда князь Андрей пригласил её танцевать. Наташа привлекла его поэтичностью, свежестью и живостью чувств, непосредственностью. В Наташе было то, чего была лишена его жена Лиза. Её чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать всё с полуслова поражает князя, он считает её «сокровищем». После встречи с Наташей князь Андрей окончательно убеждается в том, что надо жить дальше, верить в своё счастье. Он делает предложение Наташе.
Свадьба отложена на год, и князь Андрей уезжает, а Наташа поддается соблазну Анатоля Курагина.
Наташа любит Андрея, но она любит и Анатоля. Муки и переживания не дают покоя. Такое разделение души не единично. Девушка видит в любимом только прекрасные черты: «…он добр, благороден…».
Ростова сама понимает, что совершила некрасивый поступок. Она теряет чистоту нравственности и душевной невинности. Автор проводит героиню через такое испытание, чтобы закалить характер, предупредить, остановить эмоциональную открытость и стремление окунуться в чувства без их контроля.
Для Анатолия Наташа была всего лишь развлечением. Ему было интересно заполучить у самого князя Андрея Болконского невесту. Он её не любил, она всего лишь была ему симпатична.
Разрыв с Наташей предельно обостряет одиночество Андрея Болконского, его разочарование в возможности личного счастья. Но он тоже слишком эгостичен: подчиняясь воле отца, он не думает о чувствах своей невесты.
И новая встреча: смертельно раненный Болконский видит и Наташу, и Анатоля Курагина, который отнял у него счастье. Радостная, светлая любовь к людям открывается герою на пороге смерти, он прощает своего соперника, он прощает Наташу и любит её ещё больше, чем прежде.
«— Я вас люблю, — сказал князь Андрей.
— Простите...
— Что простить? — спросил князь Андрей.
— Простите меня за то, что я сде...лала, — чуть слышным, прерывным шепотом проговорила Наташа и чаще стала, чуть дотрогиваясь губами, целовать руку.
— Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, — сказал князь Андрей, поднимая рукой ее лицо так, чтобы он мог глядеть в ее глаза» (т.3, ч.3, гл.32).
Наташа, как только узнала о том, что Андрей ранен, не отходила от него до самой его смерти. Она любила его и не могла просто так его бросить в сложный период.
«Наташа не отходила от раненого Болконского, и доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым» (т.3, ч.3, гл.32).
Наташа Ростова – это авторский идеал внутренней красоты, чистоты, непосредственности. Именно она помогла князю Андрею понять истинный смысл жизни.
Смерть Андрея сближает Наташу Ростову и его сестру - княжну Марию Болконскую. До этих пор у них не складывались отношения. Но всё изменилось. Княжна Марья и Наташа породнились не только по крови, но и по духу. Судьба случайно свела их вместе, но обе они поняли, что близки друг другу, и поэтому стали настоящими друзьями. Даже больше, чем просто друзьями, Наташа и княжна Марья, по-моему, стали духовными союзниками со своим непроходящим желанием делать добро и нести свет, красоту и любовь людям.
На протяжении всего романа Наташу поддерживал лучший друг Андрея Болконского- Пьер Безухов. Он был с ней с того самого момента, когда мы познакомились с Наташей. Пьер, появившись в доме Ростовых, был поражён той душевной теплотой и взаимопониманием, которые царили в этой семье. Тринадцатилетняя Наташа сразу же привлекает внимание Пьера своей живостью и естественностью, «и ему под взглядом этой смешной, оживлённой девочки хотелось смеяться самому, не зная чему» ... Хотя Пьер старше Наташи на 7 лет, их сближает непосредственность и доброта.
Пьер познакомил Андрея с Наташей. Узнав о том, что она изменила Андрею, пытаясь сбежать с Анатолем Курагиным, Пьер не может в это поверить. Он не может спокойно думать «о её низости, глупости и жестокости». Именно Пьер, узнав, что Элен способствовала позору Наташи, пытается восстановить её репутацию. Противник всякого насилия, Пьер вызвал на дуэль Долохова, чуть не задушил Анатоля. Поступок Безухова вполне объясним. Он тайно любит Наташу. Герой признаётся спасённому им французскому офицеру Рамбалю, что полюбил её ещё девочкой, и что эта любовь останется с ним навеки.
Взаимоотношения Наташи и Пьера в романе переходят на новый уровень, когда они встречаются в Лысых Горах после смерти Пети, Андрея и Элен.
"И лицо {Наташи}, с внимательными глазами с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь, — улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастием, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило его всего. Когда она улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это была Наташа, и он любил ее» (т.4, ч.4, гл.17).
В конце романа мы видим Наташу женой Пьера и матерью четверых детей. «Она пополнела и пожирнела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу». Героиня находит счастье не в посещении салонов и модных вечеров, а в семье. Счастлив и Пьер, который обрёл не просто любимую жену, а верную подругу, которая принимает участие «в каждой минуте жизни мужа».
3 Наташа- любимая героиня.Лев Толстой говорил, что прототипом Наташи Ростовой была Татьяна Андреевна Берс, его свояченица, с которой он познакомился в 1856 году. Таня подолгу гостила в Ясной Поляне, и ее приезды доставляли Толстому большую радость. Таня была его отважной спутницей в верховой езде и на охоте, за что он шутливо - ласково называл ее «мой стремянной». Толстой любил слушать ее пение, часто сам аккомпанировал ей на фортепьяно, дарил ноты и даже наградил шутливым прозвищем «мадам Виардо», по имени известной в те годы французской певицы. Лев Николаевич отнюдь не скрывал сходства своей героини с ее прототипом. Когда в одном из писем она сомневается, нужно ли ей приезжать в Ясную Поляну, боясь стеснить ее обитателей в связи с прибавлением семейства Толстых, Лев Николаевич отвечает ей полушутя-полусерьезно: «Ты думаешь, что ты даром живешь у нас,— я тебя всю записываю...» Вторым прототип послужила его жена - Софья.
Несомненно, Наташа Ростова – это любимая героиня Л.Н. Толстого. Образ Наташи Ростовой для него особенно значим, во-первых, потому, что она являет собой воплощение русского характера, во-вторых, потому, что именно эта героиня наиболее полно отражает взгляд автора на идеальную сущность женщины и место женщины в обществе. Он прощает ей все ошибки, ведь человеку свойственно ошибаться, он детально её изображает. Наташа Ростова, характеристика которой говорит о развитии, духовном взрослении, становлении, - это мнение Льва Толстого о том, какой должна быть настоящая женщина.
В понимании Толстого женщина есть олицетворение любви, но любви духовной, роль женщины в обществе — это роль хранительницы семьи. Наташа Ростова для писателя и является этим олицетворением. В её образе воплощены идеи автора по поводу главного предназначения женщины, как матери и жены.
4. Список используемой литературы.https://www.litmir.me/
http://velikayakultura.ru/
https://docs.likenul.com/
https://www.literaturus.ru/
https://sochineniye.ru/
https://fb.ru/article/66947/natasha-rostova-harakteristika-russkoy-dushi
С. Бочаров. Роман Л. Толстого «Война и мир».
А.Д Тимрот. Герои и образы романа «Война и мир».