НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. ТАНКА

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Курсовая работа на тему:

НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ

КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Допущена к защите ________

Заведующий кафедрой _______  ___________

                     (подпись) (фамилия, инициалы)

Протокол № ___ от ____________2015 г.

Защищена__________2015 г.

с отметкой «_____________»

      Курсовая работа

      студентки 310 группы

      3 курса специальности

      «Социальная работа»

      заочной формы

      получения образования

      Клименок

      Снежана Игоревна

Научный руководитель                    преподаватель кафедры

      социальной педагогики,  

      магистр педагогических

      наук

Минск, 2015


Содержательный план курсовой работы

Введение

Глава 1.     Теоретический анализ проблемы семейного неблагополучия.

1.1    Понятие семейного неблагополучия в педагогических и психологических науках.

1.2    Особенности социализации личности ребенка в семье с признаками неблагополучия.

1.3    Работа специалистов СППС с неблагополучными семьями.

Выводы по первой главе

Глава 2.     Направление социально педагогической деятельности по профилактике семейного неблагополучия.

2.1    Социально-педагогическая диагностика факторов семейного неблагополучия.

2.2    Организация социально-педагогической работы по профилактике факторов семейного неблагополучия

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованных источников


Введение

Семья – это древнейший социальный институт и важнейший элемент структуры современного общества. Она характеризуется определенными социальными нормами, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между детьми и родителями, между женами и мужьями.

Во все времена семья являлась неким показателем состояния государства. Благополучие того или иного общества напрямую связано с благополучием семей, проживающих в нем. И поэтому общество должно способствовать поддержанию благополучной атмосферы внутри семьи, смягчать возникающие проблемы и решать вопросы.

Кризисы, возникающие в обществе, прежде всего, бьют по семье, влияют на выполнение семьей своих функций. И чаще всего семьи перестают справляться с ними, они попадают в группу так называемых «семей социального риска», приобретают статус неблагополучных, становясь основными объектами социальной работы.

Нежелание или невозможность выполнения семьей функций наносит огромный урон обществу. Возрастает преступность, бродяжничество, наркомания и алкоголизм среди детей и подростков. Как результат, количество попавших в «группу риска» постоянно увеличивается. Эти проблемы начинают все больше влиять на привычный ход процессов во всех сферах жизнедеятельности, начинают назревать ситуации, которые в конечном итоге приводят к кризису во всей социальной структуре общества.

Таким образом, благополучие семьи зависит напрямую от благополучия общества, а благополучие общества, в свою очередь, – от благополучия семьи.

В современном обществе, в эпоху прогресса и компьютеризации, когда время пролетает с огромной скоростью, а люди живут быстро, когда многие ценности потеряли своё значение, вопрос семьи и брака продолжает оставаться актуальным, как и сотни лет, тому назад. До сегодняшнего дня для многих людей, состоящих в браке или ещё пока не вступивших в семейные отношения, высшей ценностью является семья, а сохранение ее благополучия – одной из главных задач.

Поэтому многие привыкли рассматривать семью как особое место, где тебя любят, в тебя верят, понимают и ждут. Но при более детальном и глубоком рассмотрении семейных отношений и их тщательном изучение с точки зрения психологии, социологии и социальной работы, это не всегда так.

Все большее распространение получают неблагополучные семьи, семьи, в которых нарушено нормальное функционирование и жизнь. Алкоголизм одного или обоих родителей, жестокость и насилие по отношению к детям со стороны родителей или к женщинам со стороны мужей, экономические проблемы и безработица влияют не только на еще не окрепшую психику ребенка и его дальнейшую судьбу, но так же накладывают неизгладимый отпечаток на жизнь взрослых членов семьи.

Очень часто семья не может сама, без помощи специалистов, распутать клубок образовавшихся проблем, а этот клубок превращается в петлю на шее семейного благополучия. Семья из «семьи риска» превращается в неблагополучную, становясь тем самым объектом социальной работы.

Темой данной работы является характеристика неблагополучных семей, описание данной категории семьи как объекта социальной работы, их классификация и теоретическое изложение социальной работы по решению проблемы семейного неблагополучия.

Цель исследования – изучить теоретические основы исследуемой проблемы.

Объект исследования - неблагополучные семьи.

Предмет исследования – неблагополучная семья, как объект социальной работы.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

1.1           Понятие семейного неблагополучия в педагогических и психологических науках

На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм и другие. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе. [25].

Известный детский психиатр М. И. Буянов считает, что все в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья – это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально - психическое состояние. «Для одного ребенка» - подчеркивает М. И. Буянов, - семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания».

Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как «благополучная» или «неблагополучная».

Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания» - считает М. И. Буянов, - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи».

Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, мало результативно.

Под термином «неблагополучной», мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия - так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально - криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.

Среди многочисленных социальных институтов, пожалуй, трудно выделить такой, который мог бы сравниться с семьёй по степени её воздействия, как на личность, так и на многие процессы общественной жизни. С учётом образа жизни, состава и функции семьи определяются вопросы демографической политики государства, проблемы развития производства и потребления производственных товаров, строительство промышленных предприятий и архитектурного планирования жилых кварталов и домов, развитие системы образования и учреждений социально-культурного назначения. Естественно без учёта семейного фактора нельзя решать и многие социальные вопросы, связанные с воспитание подрастающего поколения и устранений таких негативных явлений, как рост преступности в современном обществе, наркомании и алкоголизма. Тем более что последнее зависит от семьи, которая, по общему признанию большинства специалистов, не справляется со своими социальными функциями. Всё чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают падение её педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современного этапа её развития и увеличение количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьёзные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.

В научной литературе нет чёткого определения понятия семейное благополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья» - отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости;

«дисфункциональная семья»- это такая семья, в которой одна или несколько функций нарушены или отсутствуют;

«семьи группы риска» - это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что является причиной дезадаптации детей и взрослых;

«негармоничная семья» - характеризуется тем, что один из родителей занимает чрезмерно доминирующее, а другой — слишком зависимое положение. и др.

Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются, социальной, правовой, материально, медицинской, психологической, педагогической и других сторон её жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку они все взаимосвязаны и взаимообусловлены. Проблему неблагополучных семей и детей, живущих в таких семьях, рассматривает в своих работах В.М. Целуйко. Под неблагополучной  семьей автор понимает такую семью, «в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети» [22, с. 9].

Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений.

Подобные проблемы можно перечислять до бесконечности, к тому же в каждой семье они приобретают свой особый характер. Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становиться неблагополучной. Большинство семей успешно преодолевают невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает её членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях. Таким образом, несмотря на вариативность смысловой нагрузки понятия «неблагополучная семья» главной её особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребёнка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений. [10].

Душевное состояние и поведение ребёнка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания,  в результате чего появляются «трудные дети»- категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии. [2,11]

Таким образом, сегодня в  науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи. Каждый автор, изучающий неблагополучные семьи, вкладывает свой смысл в это определение, поэтому во многих научных исследованиях понятие неблагополучная семья имеет разный смысл.

Например, Е И. Холостова (крупнейший российский учёный в области социальной политики и социальной работы. Доктор исторических и философских наук, профессор. Академик Международной Академии Информатизации) предлагает нам своё определение данной семьи. Неблагополучная семья – это  категория семей, которая в силу определённых обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества [20,с. 499].

Так же обращает на себя внимание понятие неблагополучной семьи  П. Д. Павленок (доктор философских наук, профессор, специалист в области социальной философии, социологии, социальной работы). Неблагополучная семья — это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает идти к полному краху[17,с. 264].

Неверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети.

Под неблагополучной семьей   понимают семью, с низким социальным статусом, не справляющуюся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер изнедеятельности или нескольких одновременно. [4].


1.2 Особенности социализации личности ребенка в семье с признаками неблагополучия

У человека  довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. И все это время он остро нуждается в родительской семье, которая является самым важным и влиятельным фактором социализации.    Длительный период беспомощности ребенка, растягивающийся на годы, заставляет родителей уделять значительное внимание как уходу за детьми (традиционно женская роль), так и их защите (традиционно мужская).

Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире – социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.

Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья – это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально- психологической целостности, привлекает определение семьи «как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения», данное А. Г. Харчевым (российский социолог, главный редактор журнала «Социологические исследования» ). [25,с. 13]

Семью создает отношение родители – дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи – жилище, дом, собственность – и экономическую основу семьи – общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных с узами супружества – родительства – родства, и тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержание существование членов семьи.

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социальных результатах жизнедеятельности большинство семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института. Важно подчеркнуть, что это – функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнение институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции – главное, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и  неспецифических функций семьи.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциональная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.[21,с. 8 - 10]

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и д.р. – все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически приходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.

К началу XX в. социальные институты все более совмещают с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, обеспечения одеждой, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд).

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в большой мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Исторически сложилось, что отцы  и матери выполняли в семье разные функции, соответственно отцовское воспитание отличалось от материнского. Традиционно отец являлся главой семьи, что не могло не наложить свой отпечаток на его взаимоотношения с детьми. Именно непререкаемый авторитет отца в семье был главной силой, самым действенным средством мужского воспитания.

Мать являлась хранительницей домашнего очага и эмоциональным ядром семьи, передавала и прививала своим детям те качества, которые поэт Н. Заболоцкий прекрасно назвал «грацией души». Дети, находясь в отчем доме и под материнским кровом в одинаковой степени вбирали в себя то доброе и светлое, что старались им дать отец и мать. Своеобразный синтез материнского и отцовского воспитания был (и остается) важнейшим условием нормального развития в семье. Как не существует полноценного дома без отца или матери, так не может быть сформирована полноценная личность ребенка без гармоничного сочетания мужского и женского воспитания в семье.

Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны.

Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное  становление воспитывающихся в ней детей.

Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях. В неблагополучной семье ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Жизнь в неблагополучной семье тяжело сказывается на психическом развитии ребенка. Дети, отягощенные неблагополучной обстановкой в семье, замечают враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей агрессивностью. При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей. Общение таких детей носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Дети испытывают трудности в раскрытии себя перед другими. Утрата эмоциональности в отношении с взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье.

В совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства, т.е. нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье.

Критерием благополучия или неблагополучия семьи может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку, к его здоровью, желание и возможность родителей создать оптимальные условия для его развития, а также «установка» на выполнение рекомендаций по его воспитанию.

Семейное неблагополучие не подлежит точному измерению с помощью каких-либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие - жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи - можно сравнивать со среднестатистическими. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением ее членов.

Благополучие ребенка оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье: чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития.

В семейном воспитании перед глазами детей должен присутствовать образец поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные стороны в поведении родителей, учатся правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественным нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные формы поведения.

Гипопротекция, или гипоопека (безнадзорность) - отсутствие воспитания, как такового. Ребенок предоставлен себе, не получает любви, ласки, часто не накормлен, бродяжничает. Главным здесь все-таки является не материальное благополучие, а неудовлетворенные духовные запросы ребенка. Вариант - скрытая гипопротекция, когда интерес к ребенку ограничен чисто формальными признаками, когда родители бессознательно (в отличие от явной гипопротекции) отвергают ребенка[14].

Доминирующая гиперпротекция - чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, чувствами, действиями, система запретов и наблюдения за каждым шагом. Иногда проявляется в форме постоянной слежки, стимулирующей неспособность самостоятельно принимать ответственные решения и лишению ребенка собственного мнения. Неизбежно приводит к формированию у ребенка чувства неполноценности, неумению приспособиться к жизни, анализировать свой опыт, совершать самостоятельные действия и даже думать. Мысли и чувства, которые кажутся в дальнейшем ему собственными, на самом деле являются эхо -мыслями, эхо - чувствами и эхо - действиями, например, матери или отца. Это неизбежно приводит к постоянному недовольству собой и ситуации постоянной интроекции, некритическому поглощению информации и неспособности самостоятельно осмысливать происходящее.

Потворствующая гиперпротекция - воспитание ребенка под кумира семьи. Здесь тоже имеет место контроль, но тут важнее освобождение ребенка от всех скучных, рутинных обязанностей, покровительство и восхищение явными и мнимыми талантами, помещение ребенка в центр внимания. Это чаще случается в неполных семьях. За таких детей часто пишут работы, сдают экзамены и затем они предъявляют схожие требования поклонения и обожания к своему значимому окружению в будущем. Такие дети часто не заканчивают институты, редко задерживаются на работе более полугода так как они не способны отсрочивать свои желания во времени, требуя удовлетворения их немедленно, что делает невозможным труд во имя длительно готовящихся достижений.

Эмоциональное отвержение - ребенок ощущает, что им тяготятся. Внешне ребенок может получать знаки внимания (еде, одежда, информация), однако без теплоты, любви, разрешения на естественность поведения. При скрытом эмоциональном отвержении родители не признаются, что тяготятся своим ребенком, подавляя силой разума свою внутреннюю потребность "освободиться" от забот о ребенке, что часто бывает при появлении в семье нового ребенка или разводе и повторном браке родителей. Это случается реже при появлении близнецов, погодков или при разнице между детьми менее 3 лет, но чаще с незапланированными детьми.

Жестокие взаимоотношения - связаны с вербальным или физическим насилием; суровыми расправами за мелкие проступки; срыванием зла на ребенке за собственные неудачи. Жестокие взаимоотношения обычно бывают между всеми членами семьи и часто тщательно скрываются от посторонних. В таких семьях часто никому ни до кого нет дела; потребностями друг друга пренебрегают; царит душевное безразличие, отупение чувств. Однако может не быть громких скандалов или насилия - важна отделенность друг от друга и принцип "рассчитывай только на себя". Подросток, живущий в такой семье, находится как бы в крепости и не может из нее выйти навстречу другим людям.

Условия повышенной моральной ответственности - родители воспитывают ребенка по принципу "преуспей в том, в чем я не смог" и ставят ребенка под прессинг повышенных социальных ожиданий ("ты должен быть лучшим во всем", например, в учебе или в спорте). Возникает необходимость добиться многого и в кратчайшие сроки. Идеализация ребенка, непосильный груз родительских ожиданий может усугубиться появлением второго ребенка, появлением беспомощных членов семьи, когда ребенка несоизмеримо нагружают уходом за ними.

Противоречивое воспитание - проявляется во взаимоисключающих требованиях матери и отца, либо родителей и живущих с ними родственников, что приводит к взаимной аннигиляции воспитательных усилий и стимуляции установки ребенка "сделаю, что хочу". Обычно со временем перетекает в явную или скрытую потворствующую гиперпротекцию.

Воспитание вне семьи - в доме малютки, детском доме, интернате, у дальних родственников. Они не могут заменить мать и дети имеют проблемы с базовыми качествами доверия и автономии, однако в еще худшей ситуации оказываются дети, помещенные при живых родителях в ситуацию чрезмерного или жестокого контроля. Среди проблем, к которым приводит такое обращение - суицид, навязчивые страхи, проявляющиеся в навязчивых ритуалах или действиях, эмоциональные проблемы, как неспособность выразить свои чувства (алекситимия - переживание чувств без их выражения) или идентифицировать их (параалекситимия - "чувствую, а что - не знаю"), депрессии (обычно проявляющиеся в заявлениях типа "мне скучно"), агрессивности (проблема "трудных подростков"), речевым нарушениям и нарушениям двигательных функций, девиантным (отклоняющимся от нормы)и делинквентным (правонарушительным) формам поведения, являющимися результатом "выдавливания" ребенка из семьи. Чаще всего ребенок демонстрирует девиантные формы поведения (уход из дому, бродяжничество, криминальные авантюры) в поиске как бы "эмоциональной пищи", которой он лишен дома, в котором родители отвергают чувства не только в ребенке, но и в себе.

Если в благополучных семьях дети успешно проходят процесс социализации, у них правильно формируется сознание, мировоззрение, они становятся полноправной личностью, то в неблагополучных семьях дети, как правило, имеют достаточно очевидные отклонения как во внешнем облике, так и в личностном развитии. Особенности внешнего вида детей не всегда возможно дифференцировать по конкретным типам семейного неблагополучия, однако их принадлежность к такого рода семьям не вызывает сомнения. В большинстве неблагополучных семей, независимо от типа, у детей наблюдаются: дефицит массы тела, отставание в росте, гигиеническая запущенность и, как следствие, кожные болезни разной этиологии, голодные глаза, затравленный вид, различные хронические и инфекционные заболевания. Что же касается личностного развития, то дети из неблагополучных семей в основном страдают от умственной деградации, пограничных форм нарушения интеллекта, задержки психического развития, социальной дезадаптации, у большинства из них преобладают такие особенности личности, как агрессия, нетерпимость, конфликтность, культ насилия, механизм уголовного подражания, у некоторых низкая самооценка и отсутствие стремления к достижениям, эмоциональна я неразвитость, замкнутость, виктимность, суицидальные попытки.

Таким образом, в зависимости от благополучия или же неблагополучия семьи в корне зависит социализация ребенка, его развитие, станет ли он полноценной личностью, достойная жить в обществе, или же будет изгоем с большим количеством заболеваний и неисчисляемым количеством душевных травм.


1.3 Работа специалистов СППС с неблагополучными семьями.

Проблемное поле данного вопроса в том, что в Республике Беларусь на уровне Президента семейная политика признается одним из приоритетных направлений государственной социальной политики. И вместе с тем остаются проблемы алкоголизации населения, проблемы насилия в семье по отношению к детям, проблема падения авторитета родителей в глазах детей.

Недостатки семейного воспитания возможно преодолеть лишь в том случае, когда меры воздействия на родителей выбраны в соответствии с их индивидуальными особенностями, осуществляются на протяжении длительного периода времени и по определенной системе. Для того, чтобы узнать, как именно работать с данной семьей, надо всесторонне ее изучить. Выявить положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений, определить реальные пути их оздоровления.

Функционально несостоятельная семья на всех этапах работы требует особого внимания со стороны социально-педагогической службы учреждения образования. Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, содержит основные критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего. Понятие «социально-педагогическая поддержка проблемной семьи» предполагает активное её сопровождение не только специалистами социально-педагогической и психологической службы, но и всеми участниками образовательного процесса. В связи с этим одной из основных задач работы СППС учреждения образования является профилактика социального сиротства, раннее выявление семейного неблагополучия, оказание социально-педагогической и психологической помощи семье и детям, коррекция детско-родительских отношений и реабилитация семьи.

Основными требованиями к работе специалиста СППС являются профессиональная компетентность, личностная готовность к осуществлению социально-педагогической, психологической и идеологической   работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.

В процессе профессиональной деятельности специалисты СППС оказывают помощь и поддержку семьям, находящимся в социально опасном положении. К которым относятся:

•        информационная помощь – обеспечение детей и их семей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;

•        правовая помощь – соблюдение прав человека и прав ребёнка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей и родителей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;

•        реабилитационная помощь – оказание реабилитационных услуг в социальных службах по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;

•        бытовая помощь – содействие в улучшении условий быта детей, проживающих в условиях неблагополучия;

•        социально-психолого-педагогическая помощь – создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы в семье и микросоциуме;

•        предупреждение и преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями; устранение негативных воздействий семьи; помощь во взаимоотношениях с окружающими и в личностном самоопределении;

•        социально-педагогическая помощь – содействие в обучении и развитии детей, а также родителей или других лиц, оказывающих влияние на их развитие и социализацию, информирование по вопросам образования, воспитания, социальной защиты и др.

Специалисты СППС работают на максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов, создают условия для психологического комфорта и безопасности ребёнка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Семья, находясь в социально-опасном положении, не может самостоятельно справиться с накопившимися проблемами, поэтому родители нуждаются в квалифицированной помощи, систематической и целенаправленной работе с ними.

В связи с этим остро стоит потребность в новых эффективных методах по работе с неблагополучными семьями и детьми, ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон решаемых ими проблем достаточно широк, а опыт невелик. Законодательные акты, лежащие в основе социальной политики государства в отношении детей, нацелены на сохранение семьи для ребенка. Это позволяет нам сегодня не только на ранних стадиях вмешиваться в неблагополучные ситуации в семьях, но и задействовать все имеющиеся в регионе ресурсы в рамках различных ведомств, для выведения семьи из социально опасного положения, определиться в отношении к детям, нуждающимся в государственной защите.

С принятием Декрета № 18 и разработанных в целях его реализации нормативных правовых актов создана достаточная правовая основа для организации работы с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства.

Составляющими новой модели работы по защите детей являются:

•        выявление и учет детей, находящихся в социально опасном положении;

•        реализация в учреждениях образования индивидуальных программ социально-педагогической реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, и улучшение функций семьи;

•        формирование механизмов межведомственного взаимодействия в работе по выведению семьи из социально опасного положения, профилактике вытеснения из нее ребенка, детской безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения с ребенком;

•        признание детей нуждающимися в государственной защите по решению органа опеки и попечительства либо комиссии по делам несовершеннолетних;

•        утверждение руководителем местного исполнительного и распорядительного органа межведомственного плана защиты прав и законных интересов ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите;

•        отобрание ребенка у родителей на срок до 6 месяцев, реализация в течение этого срока плана защиты прав и законных интересов ребенка;

•        социальный патронат семьи, объединение всех имеющихся в регионе ресурсов по выведению семьи из социально опасного положения;

•        представление в суд документов на лишение родителей родительских прав после оценки эффективности работы с семьей и на основании решения комиссии по делам несовершеннолетних.

Наиболее важным в работе по защите прав детей, нуждающихся в государственной защите, является утверждение и реализация межведомственного плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Названным планом устанавливаются перечень мероприятий по нормализации ситуации в семье, сроки их исполнения, четкое разграничение ответственности между всеми заинтересованными органами и организациями.

В свою очередь внедрение процедуры признания детей, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите расширило круг государственных органов и организаций, отвечающих и осуществляющих выявление, учет и оказание необходимой помощи несовершеннолетним и их семьям, обязало их к более тесному и системному взаимодействию.

При разработке межведомственных планов необходимо предполагать максимально короткие сроки содержания ребенка в приюте. И тем более не превышать срок содержания, определенный нормативными документами.

Нужно активнее, на ранней стадии кризиса семьи определять детей в детские социальные приюты, заставить родителей задуматься над возможной потерей своих детей, помочь им стать на правильный путь.

В учреждении образования сложилась определённая система работы с семьями, где дети находятся в социально-опасном положении. Процесс взаимодействия состоит из трёх этапов:

•        информационный: выявление социально опасных ситуаций;

•        аналитический: формирование и анализ банка данных;

•        реабилитационный: оказание практической помощи семьям и несовершеннолетним в трудной жизненной ситуации.

Любая работа с семьей должна проводиться по схеме: диагностика семьи; определение стратегии работы с семьей, совершенствование воспитательного потенциала семьи; выстраивание системы работы; реализация работы; анализ результативности проделанной работы.

Педагог социальный проводит социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по различным основаниям классификации: по структуре; по материальной обеспеченности; по социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи; по взаимоотношениям; по семейной ориентации.

Педагог-психолог, в свою очередь, проводит психолого-педагогическую диагностику семьи, кроме психологических методик специалистом может использоваться социологическое исследование семьи (различного рода анкеты, которые позволяют получить дополнительную информацию о семье).

По итогам диагностики составляется психолого-педагогическая характеристика ребенка, итоговая записка с рекомендациями всем участникам, которые оказывают помощь и поддержку семье и ребёнку.

Целевое посещение семьи выступает неотъемлемой частью работы с любым типом семьи.

Индивидуальная работа с детьми, находящимися в социально опасном положении, осуществляется специалистами СППС и проводится с учётом особенностей развития каждого ребёнка. Опора на положительное - главный принцип в индивидуальной работе. Вовлечение ребёнка в процесс совершения морально ценных поступков способствует усилению положительных тенденций и безболезненному вытеснению отрицательных. Эта работа предполагает включение несовершеннолетних в коллективную, творческую общественно полезную деятельность.

Наиболее эффективными направлениями и видами индивидуальной работы специалистов СППС с целью коррекции семейных отношений и поведения школьников являются:

•        изучение индивидуальных особенностей и способностей ребёнка и создание условий для его развития;

•        оказание помощи в организации положительных связей в школе и социуме и налаживании взаимоотношений в семье подростка;

•        привлечение учащегося к общественной работе и кружковой работе, занятиям в спортивных клубах и секциях, общественному труду, а также поручение нужных для коллектива дел с постепенным их усложнением и приобщением к роли организатора;

•        при необходимости оказание помощи подростку в учёбе.

Специалисты СППС должны  хорошо знать особенности развития ребёнка и среду, в которой он находится. Особенно следует подчеркнуть то, что ребёнок, как правило, не может осознать своих проблем и объяснить их педагогу, поэтому необходимо самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребёнка. Создавая условия для психологического комфорта и безопасности ребёнка, удовлетворения его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах используют такие формы и методы как:

•        наглядно-информационная форма (подготовка информационных   листков, памяток, буклетов с целью предоставления объективной информации о влиянии табака, алкоголя, наркотических веществ на организм человека.)

•        индивидуальная работа  (организация индивидуальных  бесед несовершеннолетних с  инспектором ИДН; консультации с целью выработки единых подходов в воспитании и обучении подростков, развивающие занятия);

групповая работа: Деловые игры: «Эстафета семейного воспитания», «Архитектура семьи», «Заповеди семейного воспитания»; Круглые столы: «Трудные дети и трудные взрослые», «Отцы и дети в меняющемся мире», «Семья вчера, сегодня, завтра» и другие;

•        просветительская работа в учреждениях образования: семинары, выступления, родительские лектории  «О вас и для вас, родители»; лекции для  учащихся;

•        просветительская работа в социуме: выступление в трудовых коллективах района (по вопросам профилактики вредных зависимостей, ответственности родителей за воспитание детей);

•        выступления по районному радио, публикации в районной газете («Взаимоотношения: Родители - дети» и др.)

•        диагностическая работа для изучения особенностей личности подростков (анкетирование, тестирование);

•        коррекционно-развивающая работа.

Хорошо  себя зарекомендовали   такие формы работы: как наблюдение; интервью; телефон доверия; почта доверия; посещение семьи с целью контроля за жилищно-бытовыми  условиями проживания несовершеннолетних, организацией свободного времени, занятостью во внеурочное время, подготовкой к урокам;  метод независимых характеристик (при необходимости получения наиболее полных сведений о семье, уровне её духовного развития); приглашение родителей в школу к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, директору, на совет профилактики, педсовет; обращение в учреждения по оказанию помощи школе - письма на работу; обращение  учреждения образования в КДН: приглашение родителей на комиссию по делам несовершеннолетних, а также групповые: оказание помощи родителям в трудоустройстве подростков; проведение семейных праздников и вечеров: «Дети и родители», «Папа, мама, я – дружная семья», «День здоровья» и т.д.; акции « Милосердие» «Помоги ближнему своему», «Волшебство на Рождество»; организация родительских клубов и др.

Такая форма работы с семьей, как родительский патруль эффективна для контроля за семьями, требующего к себе повышенного педагогического внимания. Родительский патруль  создан и действует  в течение учебного года в соответствии с утверждённым графиком и объективной необходимостью. Родителями совместно с педагогом социальным контролируются учащиеся, которые пропускают учебные занятия, нарушают дисциплину в учреждении образования, состоят на различных видах учёта.

Проходят дежурства на школьных вечерах, городских дискотеках, на территории школьного двора и близлежащих магазинов.

Совместно со специалистами СППС проводятся праздники, встречи, приуроченные к празднованию Дня семьи, Дня матери, Международного женского дня, на которые приглашаются родители.

Учащиеся, признанные находящимися в социально опасном положении  приглашаются на благотворительные  новогодние елки. В школах проводится акция «Волшебство под Рождество». В рамках этой акции под новый год специалисты СППС с Дедом Морозом посещают учащихся, признанных находящимися в социально опасном положении; детей из малообеспеченных и многодетных семей и вручают им подарки.

Особого внимания заслуживает существование в школах  служб экстренного реагирования на сигналы о фактах ненадлежащего выполнения родительских обязанностей по воспитанию и содержанию детей. При получении таких сведений в течение короткого времени собирается команда в составе педагога социального, педагога-психолога, инспектора ИДН и выходит на место для проверки. В ходе посещения семьи изучается ситуация, опрашиваются родители, соседи, рассматривается возможность оставления ребенка в семье. По результатам проверки (социальное расследование) составляется акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетних, предоставляется информация о неблагополучии несовершеннолетнего, а также о принятых мерах по их устранению.

Организуя взаимодействие с семьей, СППС учреждения образования уделяет серьезное внимание правовому, педагогическому и психологическому просвещению родителей. На общешкольных и классных родительских собраниях, на встречах родителей с представителями правоохранительных органов и здравоохранения, на заседаниях Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, при проведении индивидуальных консультаций и бесед с родителями обсуждаются вопросы о моральной и правовой ответственности за воспитание детей, об обязанностях родителей; о создании детям благоприятных условий для жизни и развития, рассматриваются детско-родительские отношения, возрастные особенности детей, проблемы воспитания детей в многодетной, опекунской и приемной семье и в семье, где только один родитель и многие другие.

Целенаправленная и систематическая работа даёт в результате положительную динамику, количество детей, находящихся в социально опасном положении постепенно уменьшается.

Система работы по профилактике  семейного неблагополучия, социального сиротства, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в учреждения образования налажена неплохо, и меры по работе с семьей, принятые в последнее время, позволяют говорить о снижении количества детей (семей), оказавшихся в трудной жизненной ситуации, о сохранении детей в семье.

Однако нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо искать новые подходы  в работе с детьми находящимися в социально опасном положении стремиться достигнуть более высоких результатов в работе СППС.

Необходимо продолжать работу по данным направлениям, с целью уменьшения количества детей (семей), которые оказались в трудной жизненной ситуации, снижения роста социального сиротства и подростковой преступности. Необходимо повышать уровень работы по координации деятельности СППС  УО, а также проводить  Дни СППС в учреждениях образования с целью оказания методической помощи педагогическим работникам, психологической помощи детям и родителям, участия в родительских собраниях, педсоветах, советах профилактики, выходов в семьи, способствовать повышению правовой грамотности родителей, детей, укреплению института семьи.

Для помощи и поддержки детям (семьям), находящимся в социально опасном положении,  необходимо создавать социальные проекты: «МиР» (Мы и Ребёнок),  «SOS» (Спасение оступившейся семьи). Чем эффективнее будет налажена профилактическая и просветительская работа с семьёй на ранних стадиях её неблагополучия, тем меньше будет необходимости в признании детей, находящимися в социально опасном положении, отобрании их у родителей и, соответственно, затрат государством на их содержание.


Выводы по первой главе

В последнее время прослеживается тенденция увеличения числа детей, лишенных родительского попечения, растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, хранение и употребление наркотиков, произошел резкий всплеск беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. В связи с этим педагогам необходимо обратить внимание на детей из неблагополучных семей, организовать такую воспитательную работу, где бы они смогли самоутвердиться в глазах сверстников.

В.М. Целуйко и др. выделяют различные типы неблагополучных семей. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.

Семейное неблагополучие многообразно. Это не только ссоры, взаимное непонимание, пьянство родителей и т.д. Это и недостаток родительской любви к ребенку, причинами которого могут быть не только перечисленные факторы, но и многое другое. На разных этапах жизни ребенка то одни, то другие факторы могут играть неблагоприятную роль, удельный вес их различен.

В современном обществе неблагополучная семья рассматривается как фактор жизненного риска ребенка. Уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи - воспитательная. Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности. Дети из неблагополучных семей чаще остальных попадают в зону психолого-педагогического риска по многим основаниям.

Большая часть усвоенного детьми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознательная программа заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. Проживание ребенка в неблагополучной семье приводит к снижению у ребенка эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной "глухоте".

Можно сделать вывод, что актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, обновления подходов к работе с такими семьями, внедрения новых программ социально-педагогической защиты, поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства.
ГЛАВА 2 НАПРВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

2.1    Социально-педагогическая диагностика факторов семейного неблагополучия.

Социально-педагогическая диагностика – специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов. По содержанию и конечным целям она является педагогической, а по методике проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями.

Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в поведении детей. На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным.

Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. Показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их поведение, интересы, характер общения со взрослыми и детьми.

В теоретической части курсовой работы были рассмотрены проблемы семейного неблагополучия, которые позволят провести  работу по выявлению неблагополучных семей.

Так, как критерием благополучия или неблагополучия семьи может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку, к его здоровью, желание и возможность родителей создать оптимальные условия для его развития, то целью, диагностической работы является: выявление отношения родителей к ребенку.

В исследовании приняли участие ученики ГУО «Средняя школа № 3 г. Гомеля имени Д.Н. Пенязькова».

В выборку вошли 27 учеников в возрасте от 12 до 14 лет – условно назовем группа «1» и их семьи – группа «2», в которую вошли 27 респондента (23 матери и 4 отца) в возрасте 33 – 47 лет. Всего 16 семей.

В исследовании использовались методы для выявления внутрисемейных отношений между родителями и для определения влияния на воспитание ребенка в семье:

1.      Для выявления типа неблагополучной семьи было проведено социальное обследование семей, для этого составлялись социальные карты семей. (Приложение 1), одновременно был определен состав семьи (Приложение 2)

2.      Изучение взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту проводилось с помощью анкеты (Приложение 3)

3.      Инструментом комплексного диагностирования стал  опросник (Приложение 4). Он предназначен для исследования семейного благополучия и положения подростка в семье.

Социальное обследование семей показало, что не обеспечивается возможное полноценное воспитание и обучение, не осуществляется необходимый надзор в двух семьях (12,5%).

В трех семьях (18,7%) создана обстановка, которая отрицательно влияет на психологическое состояние ребенка и его обучение.

Имеют место глубокие конфликты между членами семьи – две семьи (12,5%). Члены семьи злоупотребляют алкоголем в двух семьях (12,5%) и ведут антиобщественный образ жизни в одной семье (6,2%).

девять (56,2%) семей благополучные.

Из всех обследуемых семей выявлено восемь полных (50%), неполных пять, что составляет 31,2% от всех обследуемых семей и многодетных три семьи (18,7%).

(Таблица 1)

Особенности взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту выявлялись с помощью анкеты, для семьи. (Приложение 3) По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между детьми и родителями.

Таким образом, у 41% семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации.

У 57% семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные.

У 2% (семей взаимоотношения негативные.)

Следовательно, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

2% семей  – абсолютно неблагополучные семьи

41%– переходные

57% семей –  благополучные семьи.

Полученные данные наглядно изображены в виде диаграммы (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Семейные взаимоотношения детей и взрослых в быту

Опросник по выявлению подростков с отклоняющим поведением (Приложение 4)

Опросник состоит из 26 вопросов, ответы на которые могу выявить отношение в семье.

По результатам опросника было выявлено:

у 3 %  семей имею признаки неблагополучия, т.к. мать или отец злоупотребляют спиртными напитками, не уделяют должного внимания детям. Дети не посещают никаких секция и кружков во внеурочное время , состоят на учете в ИДН;

15 % семей имеют скрытое неблагополучие, т.к. дети в этих семьях часто предоставлены сами себе и родители не всегда могут контролировать их поведение в школе, общественных местах, у многих детей в таких семьях есть вредные привычки;

43 % семей можно отнести в группу благополучных семей, родители уделяют должное внимание своим детям, семье.

39 % семей можно назвать абсолютно благополучными, взаимоотношение родителей и детей в этих семьях на высоком уровне, в таких семьях царит уважение и любовь.

Полученные данные наглядно изображены в виде диаграммы (Рисунок 2).

Рисунок 2 –  Семейное благополучие и положение подростка в семье

2.2  Организация социально-педагогической работы по профилактике факторов семейного неблагополучия

Проведенные исследования в данной работе позволяют сделать выводы о том, что эффективность предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, уменьшение случаев семейного неблагополучия может быть достигнуто только на основе комплексного подхода, объединения усилий субъектов профилактики на всех уровнях, сочетания мер общественного и административного воздействия.

Итак, мы выяснили что у подростков с отклоняющим поведением обстановка в семьях критическая. Здесь неблагополучные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно — оно является причиной девиантного поведения подростков.

Можно сделать вывод, о том, что профилактика по работе с семьями должна быть направлена на то,  что позиция ребенка в семье во многом определяется  господствующей атмосферой. Если ребенок чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то  этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.

Именно поэтому каждый учебный год в ГУО «Средняя школа № 3 г. Гомеля имени Д.Н. Пенязькова» начинается со знакомства и изучения особенностей каждой поступившей в школу семьи. Вначале это работа со списками первоклассников. Беседы с учителем, который принял 1-ый класс. Выявление малообеспеченных, многодетных, опекунских и конечно неблагополучных семей. Чаще всего неблагополучные семьи, которые поступают в школу, уже выявлены в детском саду.

Информация о таких семьях поступает в школу перед учебным годом из детских садов , которые находятся в микрорайоне школы.

В начале учебного года каждый классный руководитель заполняет Социальный паспорт класса, в котором отражает все особенности своего классного коллектива. Для того, чтобы качественно заполнить социальный паспорт, классные руководители посещают семьи (особенно вновь прибывших детей, детей состоящих на учете в школе, а также всех обучающихся при смене классного руководителя и семьи первоклассников), проводят индивидуальные беседы, классные родительские собрания. В результате в конце сентября составляется Социальный паспорт школы, в котором имеются как числовые данные, так и списки различных категорий детей. Одновременно пополняется и изменяется банк данных о неблагополучных семьях, детях находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в помощи педагогического коллектива. Информация доводится до сведения всего коллектива, а обновленный банк данных получает директор школы, заместитель директора по ВР, психолог.

На каждого трудного подростка и на неблагополучную семью заводится карта, где отражаются особенности семьи, сведения о бытовых условиях, информация о родителях, о ребенке, указываются основные причины неблагополучия в семье, отклонения в поведении и развитии подростка.

Таким образом, проводимая в начале учебного года работа всего педагогического коллектива, позволяет максимально выявить неблагополучные семьи и проблемных подростков и спланировать с ними профилактическую работу на учебный год.

Так, профилактика семейного неблагополучия является начальным звеном в системе деятельности по охране детства. С этой целью для родителей в школе проводятся различные лектории, семинары, консультации, на которых присутствуют представители местных органов власти, медицинские работники, представители церкви. Например: лекции «Неблагополучная семья – неблагополучный ребёнок», «Влияние семьи на воспитание школьников», семинар «Алкоголь: за и против», круглый стол «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» и др. Совместно с участковым инспектором проводятся рейды «Неблагополучная семья», которые помогают отслеживать обстановку в неблагополучных семьях.

Классные руководители регулярно проводят беседы, классные часы, диспуты и т. д., посвящённые проблемам противоправного поведения школьников. Также для детей организуются встречи с участковым инспектором на темы: «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних», «От пьянства до преступления один шаг», «Наркомания. Причины, признаки, последствия». Недели правовых знаний, которые проводились в школе, дала возможность школьникам проверить и дополнить свои знания по правам и обязанностям человека. Также надо заметить, что школа сотрудничает с районным киновидеопрокатом кн-р «Октябрь», работники которого регулярно привозят фильмы по профилактике правонарушений среди подростков и пропаганде здорового образа жизни. Регулярно проводится рейд «Подросток», который отчасти позволяет контролировать свободное время школьников, особенно склонных к правонарушениям.

Система совместной работы школы и местных органов власти, общественности, семьи по профилактике семейного неблагополучия и противоправного поведения учащихся определенно дает положительные результаты. Так, неблагополучных семей в 2012/2013 учебном году было 10, в 2013/2014 – 8, а в 2014/2015 учебном году стало 5.

Большая работа проводится по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». С целью его осуществления классными руководителями посещают семью каждого ученика минимум два раза в четверть. Также с целью профилактики семейного неблагополучия родители школьников были ознакомлены с Декретом № 18.


Вывод по второй главе

Таким образом, мы пришли к выводу, что диагностика это неотъемлемая часть работы по выявления неблагополучия в семье.

Однозначно установлено, что около 3% родителей несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, проявляют безразличие к образу жизни своих детей, не интересуются их времяпровождением в свободное от учебы время; а в 14% таких семей подростки предоставлены сами себе.

Современная семья сильно отличается от прежней семьи не только по своим функциями, но и по своему составу. На смену семье, состоящей из трех, а то и из четырех поколений пришла семья в двух поколениях, состоящая из родителей и детей. В такой семье и мать и отец работают, а иногда учатся, подрабатывают. Значительную часть свободного времени у них занимают работа на приусадебном участке, на подсобном хозяйстве, магазины, предприятия бытового обслуживания, и т.д. Та часть времени, которую они в состоянии посвятить детям, явно недостаточно, а дедушки, бабушки, которые принимали на себя часть бремени по уходу, присмотру и воспитанию детей, живут отдельно. Пребывание детей вне поля зрения семьи нередко становится нормальным состоянием. Ослабленный контроль со стороны старших, перерастающий порой в открытую безнадзорность, выступает как сильный криминогенный фактор.

Поэтому, в этом направлении должна вестись более планомерная работа по искоренению семейного неблагополучия, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних школой, комиссией по делам несовершеннолетних, Советом профилактики и другими общественными формированиями.

Только работая в тесном контакте с многочисленными общественными формированиями можно на ранней стадии выявлять неблагополучные семьи и активно с ними работать, в одних случаях воздействуя на нарушителей самостоятельно, в других - возбуждая ходатайство перед вышестоящими органами, в-третьих – решая вопросы совместно с ними.

Так, профилактика семейного неблагополучия является начальным звеном в системе деятельности по охране детства.


Заключение

Проблема соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а также взаимосвязь семьи и личности существовала всегда в человеческой цивилизации, поэтому постоянно предпринимались попытки осмысления социального положения семьи. Она представляет собой сложное социальное образование и поэтому многозначно: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на ее закономерностях становления, функционирования и распада как автономной целостности.

В курсовой работе было проведено исследование семей и семейных отношений. Было опрошено 27 учащихся средней школы № 3 г. Гомеля. В результате исследования было выявлено, что 31,2 % детей живут в неполных семьях; часть семей являются неблагополучными. Основные причины не благополучности: пьющие и безработные родители. Большая часть опрошенных детей считают свою семью материально обеспеченной. В результате исследования были выявлены причины конфликтных ситуаций и методы их решения. Так, в частности, в большинстве семей редко возникают конфликтные ситуации, часто возникают конфликты у 12,5% опрошенных семей. Также было выявлено, что в семьях неправильно разрешаются конфликтные ситуации, некоторые дети убегают из дома или не разговаривают со своими родителями продолжительное время.

Анализ также показал, что в семьях плохая организация отдыха детей. Некоторые дети вообще не ездят с родителями отдыхать, многие изъявили желание хотя бы раз в месяц проводить время вне дома всей семьей.

Таким образом, проведенное исследование показало, что среди опрошенных семей имеются и семьи группы риска, наблюдается, что в некоторых семьях часто происходят конфликтные ситуации, неправильно разрешаются конфликты, применяются грубые формы обращения с детьми, плохо организован детский отдых, часть родителей вообще не посещают родительских собраний. Все это и многое другое создает неблагоприятную атмосферу в семьях, а это отрицательно влияет на развитие детей. Следовательно, социальный педагог должен более детально исследовать семьи группы риска, взять эти семьи под контроль, разработать формы и методы работы с неблагополучными семьями.

Проанализировано современное состояние проблемы неблагополучия можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число таких семей  увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов в этой области, а именно социальных педагогов. Неразвитость социальной сферы и недостаток образованных специалистов, ориентированных на проблемах семьи, что негативно отражается на ситуации в обществе.

Своевременное выявление неблагополучных семей и работу с ними должны осуществлять:

 комиссии по делам несовершеннолетних,

 органы государственного управления образованием,

 органы опеки и попечительства,

 органы по труду и социальной защите,

 органы государственного управления здравоохранением,

 органы государственной службы занятости,

 органы внутренних дел,

 иные органы, учреждения и организации в пределах своей компетенции.

Обязательно следует обратить внимание на то, что дети, из неблагополучных семей, повзрослев и вступив во взрослую жизнь, имеют зачастую асоциальные ценности. Их мировоззренческие позиции совершенно не вписываются в общепринятые социальные нормы. И после вступления в брак, создания семьи, дети, вышедшие из неблагополучных семей, в большинстве своём не смогут стать полноценными родителями и воспитать детей в кардинально обратных условиях относительно которых росли и воспитывались они сами.

Для того чтоб этого избежать родителям необходимо растить и воспитывать детей в атмосфере доброжелательности, любви и счастья. Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать его развитию. Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей ребёнка. Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания. Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке. Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре. Оптимизм – это основа стиля и тона общения с детьми в семье. И по моему мнению, самое главное в профилактики данной проблемы это то, что личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.


Список использованных источников

1.                Антонов А.И. Семья: функции, структуры. М., 1993.

2.                Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра: Кн. для учителей и родителей.— М.: Просвещение, 1988.—207 с.

3.                Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Во¬просы психологии. 1991.№

4.                Галагузова, М. А. Социальная педагогика: Курс лекций / М.А.Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н.Штинова и др.; Под общ. ред. М.А.Галагузовой. - М.: Гуманитар. изд. центр "Владос", 2000. - 415, [1] с.

5.                 Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации отношений в кон¬фликтной семье // Вопросы психологии. 1981.№3

6.                Институт семьи: проблемы становления и развития в современном мире: Сб. науч. статей /Под ред. П.Д. Павленка. - М.: МГУС, 2004. – 312 с.

7.                Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987.

8.                 Макеев Г.А. Семейная жизнь и дети. Волгоград, 1987.

9.                Мудрик А.В.Социальная педагогика./ А.В.Мудрик -  М. ,

10.           Назарова С.А. Работа с неблагополучными семьями // Социальная работа. - 2007. - № 1

11.           НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ: ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ Иванова С.Р. филиал Московского педагогического государственного университета в г. Ульяновске Ульяновск, Россия

12.            Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., 2001.

13.           Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е.Шафер) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб., 2004. С.169-178.

14.           Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328 с.

15.           Павленюк, П. Д. Основы социальной работы: Учеб. для вузов по направлению и специальности "Соц. работа" / [П.Д.Павленок, А.А.Акмалова, В.П.Алферов и др.; Отв. ред. П.Д.Павленок]. - М.: Инфра-М, 2003. - 393, [1] с.

16.           Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.

17.           Семья в Республике Беларусь: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь; [редколлегия: В. И. Зиновский (председатель) и др.]. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2013. - 303 с.

18.           Социальная психология // под ред Петровского А.В. - М.:Просвещение, 1987.

19.           Степанов В.Г Семья и проблемы «трудных» детей // Инди-видуальный подход к трудным школьникам: Психолого-педагогические проблемы.М., 1995.

20.           Социальная работа с семьёй. / Под ред. Е.И.Холостова. М.: Институт социальной работы, 1996. 212 с.

21.           Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. - Ростов н/Д, 2004

22.           Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. - Москва: Владос-пресс, 2006. - 270, [1] с.

23.           Целуйко В.М. Современная семья: Информационно-ме­тодические материалы. Волгоград, 1999

24.           Фирсов, М. В. Теория социальной работы / М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова. - М.: Гуманитар. изд. центр "Владос": Моск. гос. соц. ун-т, 2001. - 430, [1] с.

25.           Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978, с.13).

26.           Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

27.           Шелег, Л. А. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности [Текст] / Л. А. Шелег // Тезисы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005 г.). В 3 ч. Ч. 3 / Под общ. ред. д-ра психол. наук В. К. Шабельникова и канд. психол. наук А.. Г. Лидерса. - М., 2005.

28.           Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М., 2000.



Приложение 1

КАРТА СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

УЧЕНИКА И ЕГО СЕМЬИ

1.    Фамилия, Имя, Отчество ребенка _______________________________________________

          Уч-ся ____ кл.  ГУО ___________№ ___ г. _______________________________________

          Дата рождения ________________________   Место рождения ______________________

    Сведения о семье:        

1.     Структура семьи ______________________________________________________________

2.     Состав семьи _________________________________________________________________

         Какой данный ребенок по счету в семье __________________________________________

3.     Мать (мачеха, приемная мать, опекун, гражданская супруга отца, _____________________

         Фамилия, Имя, Отчество_________________________________________________________

Дата рождения _________________   Место рождения ________________________________

Образование___________________________________________________________________

Профессия_____________________________________________________________________

Род занятий в настоящее  время ___________________________________________________

Увлечения, хобби ______________________________________________________________   

4.     Отец (отчим, приемный отец, опекун, гражданский супруг матери, ___________________)

        Фамилия, Имя, Отчество_________________________________________________________

Дата рождения _________________   Место рождения ________________________________

Образование____________________________________________________________________

Профессия______________________________________________________________________

Род занятий в настоящее  время ____________________________________________________

Увлечения, хобби ________________________________________________________________

5.     С кем проживает ребенок _______________________________________________________

6.     Члены семьи, не проживающие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни:__________________________________________________________________

   7.  Сведения о других детях в семье:_____________________________________________

   8. Жилищные условия семьи: __________________________________________________

   9. Бытовые условия жизни ребенка: _____________________________________________

  10. Если родители в разводе:

Сколько лет было ребенку на момент развода ___________________________________

Как ребенок отнесся к разводу ________________________________________________

Поддерживает ли ребенок отношения с родителем, не живущим с ними после развода,

каковы эти отношения _______________________________________________________

   11. Кто из родственников проводит больше всего с ребенком ________________________

         Кто пользуется наибольшим авторитетом у ребенка _____________________________

   12. Материальная обеспеченность семьи:_________________________________________

     13. Социально-правовая устойчивость семьи:_____________________________________

     14. Воспитательный потенциал семьи:  ___________________________________________

     15. Внутрисемейные взаимоотношения:_________________________________________

     16. Ценностные ориентации семьи:_____________________________________________

     17. Традиции семьи:_____________________________________________________________

     18. Воспитательная позиция семьи по отношению к ребенку:___________________________

     19. Отношение семьи к школе, педагогам:___________________________________________

     20. Участие  семьи в жизни и делах школы, класса:___________________________________

Сведения о ребенке:

21. Учебная деятельность:

Успеваемость __________________________________________________________________

Уровень знаний ________________________________________________________________

Мотивация обучения ____________________________________________________________

Посещаемость уроков ___________________________________________________________

Способности к обучению ________________________________________________________

Познавательный интерес ________________________________________________________

22. Трудовая деятельность:

Наличие трудовых навыков_______________________________________________________

Предпочитаемые виды труда_____________________________________________________

Участие в трудовых делах________________________________________________________

23. Отношения :

С одноклассниками ____________________________________________________________

С другими школьниками________________________________________________________

С педагогами__________________________________________________________________

С родителями _________________________________________________________________

24. Внеурочная деятельность:

Кружки, факультативы

В школе _______________________________________________________________________

Вне школы_____________________________________________________________________

25. Круг общения:

В школе_______________________________________________________________________

Вне школы_____________________________________________________________________

26 Профессиональная направленность _____________________________________________

27. Увлечения, хобби ____________________________________________________________

28. Состоит на учете:

В районной комиссии по делам несовершеннолетних: __________________

Причина ____________________________________________________________________

В школе: __________________

Причина ____________________________________________________________________

29. Дополнительные сведения о ребенке _________________________________________

Дата заполнения «________» _________________ 201__г.

Классный руководитель  _____________                       ____________________________


Приложение 2

Состав семьи.

ФИО ребенка

ФИО матери

Место работы матери, телефон

ФИО отца

Место работы отца, телефон

Сведения о детях (ФИО, г.р., место обучения), кол-во детей в семье

Приложение 3

Анкета на изучение взаимоотношения детей и взрослых, проявляемых в быту

Необходимо на шкале обвести по каждому пункту, содержащему противоположные оценки, цифру – уровень, характеризующий атмосферу в семье. Если в семье царит доброта, то следует отметить цифру 8; если нечто среднее между добротой и конфликтностью, выбираем средний показатель 5 или 4; если частые конфликты, то обводим 1.

После подводим итоги, складываем отмеченные цифры. Итоговый показатель – сумма – может колебаться от 0 (самая неблагополучная) до 10 (наиболее положительная оценка)

Результаты методики семейного взаимоотношения детей и взрослых в быту.

№ семьи

Взаимоотношения

Баллы

1

адекватные, позитивные

8

2

неустойчивые

5

3

адекватные, позитивные

8

4

позитивные

7

5

неустойчивые

5

6

носят неустойчивый характер

4

7

позитивные

7

8

неустойчивые

5

9

стабильные, позитивные

9

10

носят негативный характер

1

11

стабильные, позитивные

9

12

неустойчивые

5

13

стабильные, позитивные

9

14

неустойчивые

5

15

позитивные

7

16

взаимоотношений позитивные

7



Приложение 4

«Опросник по выявлению подростков с отклоняющим поведением».

1. С кем проживает ребенок (мать, отец, приемные родители, мачеха, отчим, бабушка, дедушка, опекун)?

2. Материальное положение семьи (крайне низкое, ниже среднего, среднее, достаточно высокое, высокое).

3. Жилищные условия семьи (отдельная квартира, коммунальная квартира, общежитие).

4. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то).

5. Кто из родственников бывает с ребенком в течение дня (отец, мать, братья, сестры, бабушка, дедушка, другие родственники, соседи, няня).

6. Продолжительность рабочего дня матери (с _ до __ ; не работает).

7. Продолжительность рабочего дня отца (с _ до __ : не работает).

8. Посещает ли ребенок секции, кружки, если да, то отводит ли его кто-нибудь или он делает это самостоятельно?

9. Если ребенок заболел и ему необходимо каждый день посещать поликлинику, его кто-нибудь отводит или он делает это самостоятельно?

10. Часто ли ребенок не ночует дома?

11. Вредные привычки матери (курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков).

12. Вредные привычки отца (курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков).

13. Часто ли в доме устраиваются праздники (1 раз в месяц. 1 раз в неделю, чаще чем 1 раз в неделю)?

14. Имеет ли мать инвалидность, связанную с ограничением передвижения?

15. Имеет ли отец инвалидность, связанную с ограничением передвижения?

16. Употребляет ли подросток спиртное?

17. Употребляет ли подросток наркотики?

18. Состоит ли подросток на учете у участкового инспектора?

19. Состоит ли подросток на учете в КДН?

20. Часто ли подросток приходит в школу без тетрадей?

21. Часто ли подросток приходит в школу грязный?

22. Приходит ли подросток в школу с синяками?

23. Часто ли подросток дерется?

24. Пьет ли подросток в присутствии родителей?

25. Употребляет ли подросток наркотики в присутствии родителей?

26. Занимается ли подросток попрошайничеством?

Таблица 1

Данные о семье

Кодирование семьи

Состав семьи

Количество детей

01

полный

1

02

полный

1

03

полный

2

04

полный

1

05

полный

1

06

полный

1

07

полный

2

08

полный

1

09

не полный

1

10

не полный

1

11

не полный

2

12

не полный

1

13

не полный

1

14

многодетный

3

15

многодетный

3

16

многодетный

3



Информация о файле
Название файла НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ от пользователя Гость
Дата добавления 5.5.2020, 16:15
Дата обновления 5.5.2020, 16:15
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 80.79 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 495
Скачиваний 142
Оценить файл