Мышление, творчество, коммуникация и рефлексия в деятельности современного дизайнера

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральская государственная архитектурно- художественная академия»

«ФГБОУ ВПО УралГАХА»

Факультет дизайн

Кафедра дизайн среды

Реферат по пропедевтике на тему:

«Мышление, творчество, коммуникация и рефлексия в деятельности современного дизайнера»

                                                      Выполнила:       ст-ка гр. 396 Казанцева А. А.

                                             Руководитель:   проф. Кондакова  Ю. В.

                                                         Екатеринбург 2016

Содержание:

1.           Введение………………………………………………………………….......3

2.           Творчество - это аромат индивидуальной свободы…...………………......4

3.           Мышление - это открытая вселенная каждого………………………….....7

4.           Рефлексия - это вкус открытой вселенной…………………….………….10

5.           Коммуникации – это пазлы в единой картине мира …………………......12

6.           Заключение…………………………………………………………….……14

7.           Список литературы…………………………………………………….…...16

ВВЕДЕНИЕ:

Дизайнеры – люди, обладающие художественными способностями, которые они реализуют путем создания комфортной и одновременно красивой среды обитания. В мегаполисах люди почти лишены общения с природой. Задача дизайнеров – организовать замену этого общения гармонией обустройства пространства, в котором живет человек. Микроклимат в офисе, в квартире, гармоничный вид зданий, их правильное распределение в структуре огромного города, вкрапления элементов природных комплексов в пространства почти сплошной высотной застройки – все это в руках современных дизайнеров. Именно таким многообразием решаемых задач объясняется востребованность профессии дизайнер в современном мире. Существует около десятка основных направлений в дизайне.

Дизайнер квартир работает над эргономичной планировкой жилищ-ячеек многоквартирных зданий. Дизайнер интерьера разрабатывает проекты по организации красивой и комфортной среды обитания внутри помещений. Дизайнер одежды создает коллекции модных одеяний. Такие особенности профессии дизайнера возникли вследствие разнообразия задач, которые нужно решать в процессе реализации проектов. Ведь слово дизайн в переводе с английского языка означает проектирование [1].

На современном этапе своего развития дизайн уже перестал быть просто способом оформления вещей, он вышел также и за пределы функциональности. В повседневной жизни дизайн заменил собой искусство и стал едва ли не важнейшей формой самовыражения.

В самом дизайне объединено много разных деятельностей и каждая из них нуждается в своих особых средствах и знаний, поэтому уже давно доказано, что дизайн - это не просто создание чего - то нового и деятельность по проектированию, а это целая наука. Поэтому деятельность современного дизайнера - это сложнейшая форма работы, синтез всех знаний и умений, в которые входят: мышление, творчество, коммуникации и рефлексия.

Таким образом, целями и задачами моей работы являются исследования в области современного дизайнера: а именно четыре выше перечисленных фактора в деятельности современного дизайнера. Я хочу порассуждать о том, что именно эти качества способны воздействовать на становление дизайнера как личности и выделить его среди всех остальных.

ТВОРЧЕСТВО – ЭТО АРОМАТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СВОБОДЫ

Творчество - является одним из важнейших элементов в дизайнерской деятельности. Дизайнер должен понимать, что создавая что-то, он должен поэтапно "искать вдохновение", "генерировать идеи" и "запускать механизм реализации", при необходимости возвращаться назад и повторять все заново [2].

Как ни странно, но творчество напрямую связанно с хорошим эмоциональным состоянием и вдохновением человека. Иногда при отсутствии того или другого, творческой личности очень сложно начать творить и поймать этот «аромат свободы». Поэтому в этом плане деятельность дизайнера очень уязвима и может понадобиться время, чтобы собраться или найти источник вдохновения.

Как известно- стандартное пространство порождает стандартные решения. Чем больше пространство для творчества, тем лучше. Чем больше материалов и возможностей внутри этого пространства (студии), тем лучше. Если дизайнер хочет стать сильным творческим мыслителем, то ему просто необходимо как можно быстрее изменить все вокруг себя. У него должно быть соответствующее рабочее место и соответствующее жилье.

По-моему, вообще все в жизни дизайнера связано с творчеством, потому что у нас другой взгляд на мир и на окружающие нас вещи. Мы видим больше, чем люди не связанные с творчеством. Нас интересует любая мелочь, каждая необычная или просто привлекательная взгляду вещица или природа, или фрагмент архитектуры. Мы во всем можем разглядеть прекрасное и не из ничего взрастить красоту - это и есть творчество.

Дизайнеру вообще всегда будет полезным интересоваться всем и жизнью людей в частности, даже вне связи с прикладной работой над конкретным проектом.

По правде говоря, секрет творческих людей в том, что они могут найти озарение в чем угодно - в людях, их творениях, поведении, окружающем мире и т.д. Каждому дизайнеру, архитектору или декоратору необходим предмет вдохновения перед началом работы. Это может быть картина, фотография, скульптура, любая оригинальная вещь или книга.

Для того, чтобы найти какое-то новое решение (озарение), не следует обращаться за советом к каким-то экспертам и признанным "монстрам" дизайна. Нужно смотреть за тем, как живут люди, как они взаимодействуют друг с другом, пространством и предметами.

Трудно создать проект и еще труднее его реализовать. Как будет, красиво или не очень? Как будет пользоваться, удобно или нет? Будут ли достигнуты цели проекта? На этом месте уже понятно, что надо наблюдать именоо за людьми. Поэтому, лучший способ заранее предвидеть - это поставить себя на место тех людей, которые будут пользоваться результатом труда дизайнера. При этом необходимо осознать, конечно же, все те границы, которые существуют в сознании других людей. Поэтому внимательность к окружающим людям - еще одно звено в творчестве дизайнера [2].

В деятельности современного дизайнера есть еще одно звено, которое переоценить крайне сложно - это значение воображения. Оно необходимо для создания образов, сюжетов будущего проекта, картины. Да и процесс учения стал бы очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение, невозможно изучать историю, географию и другие предметы. Нужно отметить, что развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием творческого воображения дизайнеров [3].

Воображение в творческом процессе играет  огромную роль - это  способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.  Творчество тесно связано со всеми свойствами личности и не исчерпывается какой-либо одной стороной. Психология творчества проявляется во всех конкретных его видах: изобретательском, научном, литературном, художественном. В любом виде деятельности творческое воображение узнается не столько по тому, что может представлять современный дизайнер, не считаясь с реальными требованиями действительности, а скорее, как он умеет преобразовать действительность.

Сила воображения, яркость также в значительной степени обусловлены эмоциональной сферой. Различные образы, рисуемые воображением, нередко возникают вследствие повышенной чувствительности. Индивидуальные различия воображения могут быть определены и по степени их реалистичности и правдивости. Так, для одних людей характерно фантазировать в области нереальных представлений, другие не выходят за рамки обыденного опыта. Данная особенность воображения зависит от того, насколько легко или трудно даются личности преобразования реальности. Предположительно, что у лиц, которым трудно мысленно сдвинуть что-нибудь со своего места, представить себе что-нибудь необычное, нереальное, взаимоотношения с окружающим миром носят печать шаблонности и рутины и не выходят за рамки действительности. Эти люди скованны и инертны в своих фантазиях.

Современный дизайнер должен уметь создавать максимально выразительные, композиционно совершенные образы, не забывая о разумном использовании художественных средств, умеренности и сдержанности. Основой продуктивного, действительно профессионального обучения в любой сфере является постепенное усложнение поставленных задач. Решая частную задачу, дизайнер всегда должен исходить из общей и разрабатывая разные варианты, предвидеть результат. И главное, завершая выполнение того или иного задания, дизайнер должен приводить все к единому целому. Каждая дизайнерская разработка должна быть рационально обоснована, удобна человеку, иметь образную форму и производить яркое впечатление. Дизайнер вносит в предметный мир новизну не только индивидуальную, но и социально осмысленную. Главным критерием совершенной формы в дизайне является ее художественная выразительность.

Творчество подразумевает и умение ориентироваться в безграничном культурологическом и художественном пространстве и применять необходимый материал в своем творчестве; умение воспринимать и отражать реальность под соответствующим углом зрения, то есть в контексте определенной культуры, стилистического направления и т.п.; умение оперировать необходимым инструментарием – изобразительно-выразительными средствами декоративного искусства, а именно: композиционными закономерностями декоративного искусства, фактурно-текстурными особенностями материалов, средствами символико-орнаментальных стилистических порядков т.п.

МЫШЛЕНИЕ – ЭТО ОТКРЫТАЯ ВСЕЛЕННАЯ КАЖДОГО

Вся культура человечества и мышление каждой отдельной личности пронизаны практичностью и логичностью. Мы любим правильные решения. И только правильные решения поддерживаем и исполняем. Как обычно создается правильное решение? В начале человек собирает данные, затем анализирует их и объединяет полученный результат анализа в единый ответ. Только так мы мыслим и никак иначе. И не важно, правильное ли решение по сути мы в итоге принимаем. В процессе мы из двух неправильных по сути вариантов в итоге всегда просто выбираем лучший [2].

Существуют варианты творческого мышления, один из них - когда мы можем объединять разные идеи и быстро получать что-то новое. Это очень простой и очень быстрый способ создания большого количества качественных проектов для большинства случаев сотрудничества дизайнера с клиентами. Для него однако необходима наработанная база знаний и достаточное количество шаблонов и идей в голове, компьютере или на бумаге.

Изобретательская деятельность дизайнера - вот подлинно высокий уровень мышления и творческого воображения. Особенно если в его основе практическое овладение закономерности связей и отношений человека, предмета и общества не только в их материальной сущности, но и в духовной сущности бытия. Задача дизайнера, по словам Э.Соттсасса, состоит в том, чтобы "выйти из порочного круга рационализма и найти иной путь, который «мог бы воссоединить разорванные связи и утраченные звенья человеческой среды", ведь дизайн начинается там, где появляются магические знаки, где кончается подгонка орудий к фигурам профессионального автоматизма, где диет включено в определенную культурную  атмосферу". В создании и применении "магического изобретения" - основное содержание дизайна как социального феномена, ибо этим оделяется все богатство форм его первопроходческой деятельности. В лице такого дизайнера, перефразируя Гегеля, "мировой дух во многих направлениях многосторонне пробует себя и наслаждается своим творчеством" [4].

Важную роль в формировании профессиональных способностей играет мышление как высший познавательный процесс. Создание дизайн - объектов возможно только при понимании особенностей дизайнерской деятельности, овладении ее научно-теоретической базой и проектным мышлением. Структурные составляющие проектного мышления представляют собой систему, обеспечивающую успешность в дизайн - проектировании. Мышление неразрывно связано с деятельностью, так как «практика служит основой и главной областью применения результатов мышления. Невозможно создать дизайн как деятельность без понимания специфики проектного мышления дизайнера, обеспечивающего ее успешность. Уникальность мышления дизайнера определяется особенностью, состоящей в том, что в ее основе лежит синтез инженерного и художественного мышления, каждое из которых оказывает влияние на дизайн-решение создаваемых объектов.

 Художественное мышление также есть важная составляющая мышления дизайнера. В самом общем виде художественное мышление характеризуется образностью, эмоциональной выразительностью, ассоциативностью, индивидуальностью, неутилитарностью. Художник мыслит образами, постоянно создавая ассоциации на всех этапах своей творческой деятельности. Чем богаче, разнообразнее ассоциации, тем выразительнее и интенсивнее художественные образы, сюжеты, создаваемые на их основе.

Каждая из  составляющих проектного мышления дизайнера по своей сути есть синтез инженерного и художественного мышления. При этом ни одна из составляющих не должна превосходить. Поэтому продолжительное время в нашей стране вместо термина «дизайн» использовали понятие «художественное конструирование». Проектное мышление предполагает в качестве важнейшего фактора наличие глубоких профессиональных знаний: гуманитарных, естественно - научных, технических. Развитие проектного мышления требует от дизайнера постоянного углубления знаний во всех областях.

Основным показателем компетентности является знание законов изобразительного искусства, видов перспектив, применяемых в разработке проектов, и профессиональное владение художественными средствами проектной графикой, различными видами  композиции, светотени, цвета, колорита, динамики, пластики. Главной целью подготовки специалистов по дизайну является воспитание и обучение студента принципам и методам художественного проектирования, отвечающим комплексу современных требований: знакомство студентов с основами художественного конструирования как специфической проектной деятельности, способствование освоению практических приемов и способов разработки проектов различных изделий, квалифицированного выполнения их графическими средствами.

Однако особое значение в предметном творчестве имеет самое наполнение, художественное содержание, что позволяет представить материальное окружение человека, как основу художественной культуры определенной эпохи, определенного региона, на которой основывается искусство. Если условно обозначать круг предметного творчества, то оно охватывает ремесла, произведения искусства и изделия, которые непосредственно украшают человека, его окружение и превращают его из привычного обыденного на значимое. В центре этого круга полноправно содержится декоративно - прикладное искусство.

Дизайнеры в течение длительного времени были лишены профессиональной информации. Сейчас очень быстро этот дефицит возобновляется, способствует этому и соответствующая подготовка специалистов этой отрасли в высших учебных заведениях такого профиля. Художественные дисциплины, которые изучают студенты насыщают их нужной информацией, дают теоретические основы, обогащают опыт, обеспечивают методом дикой выполнения и средствами впечатления и изображения, то есть предоставляют соответствующий инструментарий и создают условия для профессионального становления специалиста [3].

Помимо специального гуманитарного и технического мышления, дизайнерское мышление конечно же предполагает неординарное мышление. Есть куча книг для дизайнеров, в каждой из которых заголовки «кричат» о том, что нужно отказаться от шаблонов, от каких- либо границ и мыслить совершенно самобытно. Я считаю, что каждый человек, называющий себя дизайнером, просто обязан развить в себе (если не развито) неординарное мышление и выходить за рамки привычного в своих идеях и проектах. Для меня - студентки 3 курса дизайна среды, крайне сложно этого добиться. Я и раньше думала, что это будет непросто, но теперь совершенно отчетливо понимаю, что быть дизайнером - крайне сложная и ответственная задача. Многие люди вообще не понимают, что такое дизайн. Для них это просто красивая обложка стильной изысканной вещи, которая, как им кажется, вещь простая и востребованная в богеме (в обществе талантливых творческих людей). И многие, хотят за пару месяцев пройти курсы, чтобы величать себя дизайнерами. Сейчас, касаясь этой сферы, я думаю, что великим и востребованным дизайнером может стать только человек, имеющий талант и задатки для этого, или постоянно развивающийся, упорный идущий к своей цели человек,  мужественно преодолевая все трудности на пути к успеху.

Безусловно, одного мышления в современном дизайне недостаточно - есть куча умных, разносторонних, амбициозных, незаурядных людей, но если человек не способен нестандартно мыслить, и делает красивые вещи и разрабатывает красивый дизайн, смотря на красивые картинки и аналоги, то он воспроизводит то, что создали до него, а не вносит свой вклад в дизайнерскую деятельность.

Я назвала данную главу «Мышление – это открытая вселенная каждого» так как считаю, что наше развитие и мышление безгранично. Человек может выучить и освоить что угодно, безграничное количество информации, потому что наше сознание открыто для всего нового.

Мышление - это развитие и приращение знаний, другими словами - это саморазвитие. Саморазвитие - это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств.  Если человек обладает слабым мышлением, он не способен рассуждать, решать тяжелые проблемы, противостоять трудностям, и уж тем более не способен придумать привнести в этот мир что- либо новое и прекрасное. Поэтому, я считаю, что все дизайнеры - натуры глубокие и творческие. Ведь они способны сделать многим непосильную задачу: сделать наш мир еще прекраснее и красивее.

РЕФЛЕКСИЯ – ЭТО ВКУС ОТКРЫТОЙ ВСЕЛЕННОЙ

Рефлексия – обращение внимания субъекта на самого себя, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление; это  способность человеческого мышления к критическому самоанализу, размышлению над своей деятельностью, порождению новых идей, построению нового опыта.

Профессиональная рефлексия - это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия; в том числе – с существующими о ней представлениями. Эти представления подвижны – они развиваются. Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.

Подготовка высококвалифицированных специалистов на современном уровне предполагает не только организацию глубокого, системного и качественного освоения ими фундаментальных знаний, формирование соответствующих практических умений и навыков, но и развитие у них мотивационно - потребностной сферы, способностей к самореализации и творчеству.

Важное значение для подготовки специалиста любого профиля имеет развитие у него профессиональной рефлексии как свойства личности, мышления и условия, необходимого для его творческой самореализации и достижения высокого уровня профессионального мастерства.

 Рефлексивный автопортрет включает в себя самооценку, которая восходит от образа личности глазами других, что позволяет личности корректировать и самосовершенствовать себя.

Сознательно (рефлексивно) опираться на свои «сильные стороны» и минимизировать свои «слабые стороны» в дизайнерской деятельности позволяет дифференцирующая функция рефлексии. Рефлексивность позволяет психике выделить и зафиксировать в самой себе те или иные стороны своей качественной определенности; репрезентировать свои особенности. Благодаря дифференциации становится возможным «доступ» к каждому отдельно взятому его качеству, психическому свойству. Такая подвластность произвольному контролю делает рефлексию необходимым качеством дизайнера [5].

Рефлексивная деятельность профессионала развивает его способность видеть проблемы собственной профессиональной деятельности, модифицировать ее за счет своих внутренних ресурсов, самостоятельно осуществлять свой выбор, принимать ответственность за свои решения. Развитие рефлексии в деятельности профессионала становится его первоочередной задачей.

Основная стратегия должна состоять в создании условий, обеспечивающих приобретение профессиональных рефлексивных знаний, заинтересованное отношение к рефлексивной деятельности, стимулирующей собственно рефлексивное поведение профессионала в целом.

Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.

Рефлексия – не столько констатация наличия или отсутствия профессиональных качеств, сколько стимулирование их развития, обогащения, усиления.

Работая над созданием проекта, мы, естественно, работаем над саморазвитием и самосовершенствованием. А как известно, психологически здоровая личность, которая может адекватно взаимодействовать с другими людьми, может им помочь, должна обладать развитой рефлексией как одним из критериев психологического здоровья. Именно поэтому при разработке проекта необходим самоанализ. Думаю, что достижение проектных результатов, эффективных результатов, без прохождения этапов рефлексии невозможно. Создавая собственный проект, ты берешь на себя огромную ответственность, которая просто не мыслиться без самоанализа. Действительно, этапы рефлексии необходимы при реализации проектной деятельности, так как именно анализируя и оценивая свою деятельность можно достичь значимых результатов. Этап самоанализа необходим в любой деятельности, а особенно при разработке и реализации проекта. Без данного этапа нельзя достигнуть высоких результатов, так как любую деятельность нужно анализировать, "пропускать через себя".

 Рефлексия способствует самооценке своей деятельности. И действительно, всегда, когда я завершаю ту или иную работу, я начинаю рассуждать о том, понравится ли это людям, выглядит ли это красиво, удобно ли это? К выводам мне помогает прийти мой накопленный опыт, мои знания и сравнение с другими работами. Если я не удовлетворена своей работой, то очень расстраиваюсь. Не довольная собой, я начинаю размышлять, как я могла бы исправить ситуацию, почему у меня ничего не вышло, что я для этого сделала или не сделала.

Мой результат - это моя самооценка и самое главное оценка окружающих. Ведь если твоя оценка падает в глазах окружающих (уважаемых тобой людей), то это ущемляет твое внутреннее «Я» гораздо сильнее, нежели просто недовольство собой.

Я считаю, что в жизни творческой и глубокой натуры рефлексия -  неотъемлемая часть. Люди искусства склонны к самоанализу в большей степени, они постоянно ищут себя, свою стезю, размышляют о смысле жизни и ее многогранности. Рефлексируя, личность обращает внимание на содержание собственного сознания – ценности, интересы, мотивы, механизмы восприятия, мышление, принятие решений, поведенческие шаблоны и т. д.

Я озаглавила данную главу: «Рефлексия – это вкус открытой вселенной», потому что, открыв в себе безграничные возможности, почва для переосмысления и размышления над своей деятельностью становится намного шире и интереснее.

КОММУНИКАЦИИ – ЭТО ПАЗЛЫ В ЕДИНОЙ КАРТИНЕ МИРА

Информационные технологии изменили пространство современного мира, сделав его глобальным интерактивным, как следствие трансформировалась коммуникация. Проектная работа дизайнера начинается с анализа функций будущего дизайн – объекта, целей и задач взаимодействия с потребителем в коммуникации.

По мнению директора лондонского музея дизайна Д. Суджича, дизайн - «это код, который надо изучать, чтобы иметь возможность понять современный мир. Это своеобразный язык и это проявление эмоциональных и культурных ценностей» [6].

Человеческая деятельность осуществляется в пространстве и времени, в социальном окружении, имеет материальную и идеальную формы выражения. На данный момент, как на теоретическом, так и на практическом уровне, язык дизайна рассматривался только как средство решения поставленной задачи и способ передачи этого решения. Однако деятельность дизайнера не ограничена специальными задачами: дизайнер исполняет роль посредника между производством и человеком, он вынужден вступать в диалог с различными людьми в процессе работы.

Логично предположить, что образы, о которых говорит и которыми мыслит дизайнер, достаточно сложно передать на разговорном языке.

«Дизайнер учится думать в эскизных формах, превращая абстрактную модель требований потребителя в конкретный образ предмета. Этот тип мышления аналогичен изучению искусственного языка, где с помощью кода (системы кодов) "мысли" переводятся в "слова" и где структурируются связи между явлениями (звуки и значения – в языке, артефакты и потребности – в дизайне). Дизайнерские пути познания воплощены в кодах. Детали кодов варьируют от одной дизайнерской специализации к другой, но, возможно, имеется глубокая структура дизайнерских кодов» [7].

Проблемы, которые решает дизайнер, лежат не в его узкой области, а расположены на пересечении различных профессий. Дизайнеру приходится учиться языку каждой из них (эргономист – схемы, инженер – чертёж).

Дизайнер общается с потребителем, в первую очередь, через продукты своей деятельности. Сначала эта коммуникация была односторонней, так как не было обратной связи с потребителем. Пытаясь решить эту проблему, дизайнеры начали привлекать потребителя к участию в проектировании. Тем не менее, такой подход не гарантирует предсказуемого восприятия и принятия конечного решения потребителем.

Любой дизайн основан на практике и постоянном совершенствовании навыков и отслеживании трендов и тенденций, а время, которое человек затрачивает на поиск и обработку информации постоянно сокращается. В данном случае у современных дизайнеров, которые пользуются мировой сетью Интернет, есть возможность ознакомиться с современными материалами и техниками, которые используются в архитектуре и дизайне.

В том числе коммуникации – это удовлетворение информационных потребностей, иными словами:  обмениваясь информацией и узнавая что - то новое для себя, человек выстраивает для себя некий образ, систему, цепь знаний, сродни тому, как множество пазлов выстраивают единую полную картину.

Коммуникации – это процесс передачи содержания сообщения; процесс обмена информацией, знаниями, мыслями; связь между участниками процесса.

Я считаю, что наиболее важными коммуникациями в дизайнерской сфере можно считать маркетинговые коммуникации. Ведь после того, как опыт работы и необходимые знания получены, перед любым начинающим дизайнером встает вопрос о том, как привлечь к себе внимание и найти клиентов. Для этого дизайнерам необходимо постоянно находиться в коммуникации с обществом, общаться с другими дизайнерами и фирмами, проводить собственные тренинги, мастер – классы. Современному дизайнеру необходимо находить контакт с людьми, чтобы по принципу «сарафанного радио» стать на слуху у народа и быть востребованным и нужным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Особенностью дизайнерской профессиональной деятельности является то, что кроме овладения профессиональными умениями и навыками, они должны уметь организовывать творческий процесс в мастерской (производстве), взаимодействовать с заказчиками и уметь управлять этими процессами.

От будущих дизайнеров требуются умения особого рода ‑ интеллектуальные, позволяющие осмысливать, реконструировать и прогнозировать свою профессиональную деятельность.

В настоящее время, выдвигается ряд требований к профессиональному образованию, в частности содействие развитию духовных качеств личности, способности принимать самостоятельные и ответственные решения. Как очевидно, эти новые требования являются не предметно - специальными, а надспециальными и целью обучения становится развитие познавательной активности, формирование умения самостоятельно учиться и оказать в этом помощь самому себе. Очевидно что, речь идет о таких умениях и качествах личности, которые формируются на основе рефлексии профессиональных интересов, целей, способов деятельности и межличностных отношений [8].

В ходе профессионального образования специалистам необходимо овладеть умением управления своей профессиональной деятельностью, устанавливать гармонизацию взаимоотношений в коллективе и с заказчиками. Постепенно достигая этих целей, будущий дизайнер совершенствуется и достигает вершин в профессиональной иерархии, благодаря индивидуальным способностям и умениям рефлексии своей деятельности.

В частности в деятельности современных дизайнеров важна потребность в профессиональном развитии на основе рефлексии профессиональных интересов и возможностей; креативность, выраженная в умениях переноса профессиональных знаний, умений и навыков в практическую деятельность; коммуникативность, выраженная в развитии коммуникативных и  интерактивных умений. Специалистам-дизайнерам, необходимо организовать рабочий процесс на основе системности, интегративности, эвристичности, практичности и рефлексивности.

Человек, претендующий на овладение профессией дизайнера любой специализации, должен обладать творческим подходом к решению поставленных задач, образным, креативным мышлением, умением представить проектируемый продукт в завершенном виде. Необходимы и такие свойства личности как коммуникабельность, умение услышать и понять заказчика. При выполнении уже задуманного понадобятся трудолюбие и усидчивость. Последние качества часто плохо сочетаются с натурами творческими. Воспитать их в себе – задача начинающего дизайнера. Постоянная практика, совершенствование мастерства, терпение при исправлении недостатков позволят добиться высокого профессионализма. И только в этом случае работа дизайнера принесет не только удовлетворение творческих амбиций, но и высоких доходы.

Таким образом, интегрируя все сказанное выше, я хочу сказать, что мышление, творчество, коммуникации, рефлексия - есть части одного целого дизайнерского кредо. Нельзя исключить ни одно из этих качеств, каждое из них одинаково важно в дизайнерской деятельности. Если не будет одного из этих звеньев, то никогда не получится цепочки высшей пробы, иными словами, все эти четыре качества связаны между собой напрямую и из одного вытекает другое. Я считаю, что великим, полноценным и востребованным дизайнером может стать только творческая личность с высоким уровнем коммуникаций, обладающая незаурядным мышлением и склонная к самоанализу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Ст. Профессия дизайнер - (http://uchim66.ru/articles/professiya-designer).

2.     Дизайн-мышление как основа Личной уверенности и Настоящей пользы для людей ("курсы дизайна мебели" часть 2) – (http://www.dd-space.com/2013/05/design-thinking.html).

3.     Власенко А. В. Формирование готовности студентов – дизайнеров к профессиональной деятельности [Текст] / А. В Власенко // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3 – (http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19951).

4.     «Издательский дом ЛАЗУРЬ» /  "Креатив" и "свобода творчества" в дизайне - (http://www.idlazur.ru/design_kreativ.php).

5.     Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества рефлексии //В кн.: Наука о человеке. – М., 1989.

6.     Д. Суджич «Язык вещей» Strelka Press, Москва, 2013.

7.     Бублик М. В. «К проблеме коммуникации в дизайне» - УДК: 72.01 - (http://archvuz.ru/2012_22/98).

8.     Демидко, Пардаев [http://www.rusnauka.com/7_NND_2009/Pedagogica/42985.doc.htm]: рефлексивная среда как фактор становления дизайнера / Демидко М.Н., Пардаев А. С, 2000.

Информация о файле
Название файла Мышление, творчество, коммуникация и рефлексия в деятельности современного дизайнера от пользователя pajimus
Дата добавления 10.5.2020, 18:59
Дата обновления 10.5.2020, 18:59
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 39 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 598
Скачиваний 105
Оценить файл