Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
кафедра философии
Направление подготовки бакалавров
39.03.03. «Организация работы с молодежью»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «История и современное состояние молодежной политики за рубежом»
Тема «Молодые семьи как объект государственной политики России и Великобритании»
Студент
Ушатова Любовь Алексеевна
Научный руководитель
старший преподаватель
Григорьева М. И. ______________
(подпись)
Курсовая работа защищена: __________________ с оценкой _______________.
Члены комиссии: ___________ / __________/
подпись
___________ / __________/
подпись
___________ / __________/
подпись
Пермь, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ…………………….....6
1.1. Понятие и общая характеристика молодой семьи………………….......6
1.2. Государственная семейная политика Российской Федерации………...9
1.3. Социальная поддержка молодых семей в России……………………..13
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ОТНОШЕНИИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ……………………..………………..….20
2.1. Социальная политика Великобритании на современном этапе: общая характеристика ………………………………………………………………….20
2.2. Государственная социальная политика Великобритании в отношении молодых семей………………………………………...………………….……..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………....28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………….33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………….36
ВВЕДЕНИЕ
Семья во все времена находилась в центре внимания общества не только в России, но и во многих других странах. И это не удивительно. Семья – это один из главных общественных институтов, и его роль мало сравнима с какими – либо другими общественными институтами. Ведь именно в семье происходит развитие и становление человека как личности, его социализация и адаптация к жизни.
В настоящее время также выделяется молодая семья как отдельная категория семей. Молодость – непростой возраст, и если создание семьи приходится именно на этот жизненный период, то это непросто вдвойне.
Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года число семей, в которых оба супруга моложе 30 лет составляет 3,1 миллиона. Несмотря на большую долю молодых семей в России, данная категория семей по-прежнему остается уязвимой и неустойчивой, поэтому государство должно оказывать всяческую помощь и поддержку молодым семьям. [Демографическая статистическая информация. Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/pril.php]/
Изучая статистические данные за 2013 год, можно отметить, что средний возраст женщин и мужчин, вступающих в первый брак примерно равен 25 годам. Несмотря на то, что этот возраст слегка увеличился по сравнению с прошлыми годами (ранее он колебался около 22 лет), он все равно считается достаточно молодым. Любопытно заметить также, что средний возраст матерей, родивших первого ребенка равен 25 годам. [Демографическая статистическая информация. Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/pril.php].
Важным показателем развития любой семьи, в том числе молодой, является ее благополучие, поэтому в настоящие дни институт семьи не остается без внимания со стороны государства. Это внимание заключается в федеральной и региональной поддержке семей путем различных программ предоставления жилья, социальной помощи неблагополучным семьям и семьям, имеющих детей. В этом и заключается актуальность проблемы.
Также хочется отметить, что в России хорошо развито семейное законодательство, действуют различные федеральные законы, касающиеся отношений в семейной сфере. Основным нормативно – правовым актом, регулирующим семейные отношения, является Семейный Кодекс Российской Федерации. Также в России действует Стратегия государственной молодежной политики до 2016 года, ориентированная на молодые семьи в том числе.
Важно также то, что на данный момент в Российской Федерации не ведется государственной статистики, позволяющей реально оценить состояние молодой семьи.
В курсовой работе описывается еще одна страна – Великобритания. Великобритания, как и Россия, социальное государство, поэтому рассмотрение ее социальной политики в отношении семьи позволит понять, что присутствует, а что отсутствует в нашей стране.
Объектом исследования являются молодые семьи России и Великобритании.
Предметом в рамках данного исследования будет молодые семьи как объект государственной политики в России и в Великобритании.
Целью курсовой работы является рассмотрение молодых семей в качестве объекта государственной политики России и Великобритании.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие «молодая семья», ее основную характеристику.
2. Рассмотреть социальное положение молодых семей в России.
3. Рассмотреть реализуемые программы и иные способы поддержки в отношении молодых семей в России и Великобритании.
При поиске литературы по данной теме, было выявлено, что понятие молодой семьи достаточно хорошо освещено в России, но при этом почти нет информации о молодых семьях в Великобритании и эта тема практически не представлена в русскоязычных источниках. Поэтому использовалась информация с зарубежных сайтов. Также в работе использовалась информация из работ Ю. Ю. Бычкова, О. А. Коряковцевой, А. Н. Казанцевой, Э. Гидденса, А. Г. Харчева и др.
При написании работы использованы, главным образом, аналитический метод, метод обобщения данных.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Первая глава посвящена положению молодой семьи в России, а во второй главе описана социальная политика Великобритании в отношении семьи.
Заключение включает в себя выводы, сделанные в ходе исследования.
ГЛАВА 1. ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В РОССИИ
1.1 Понятие и общая характеристика молодой семьи
Семья является важнейшим институтом общества. Она обеспечивает своим членам экономическую, социальную, психологическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых, условия для социализации детей и молодежи.
На сегодняшний день дается множество определений семье. И их условно можно разделить на три группы.
В первой группе определений акцент делается на то, что семья является малой социальной группой. Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство. [О. А. Коряковцева, 2008. С. 5]. Согласно Большому энциклопедическому словарю семья понимается, как «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью». [Большой Энциклопедический Словарь. Режим доступа: http://www.vedu.ru/bigencdic/56575/].
Современные исследователи изучают семью как малую социальную группу, в которой с наибольшей естественностью удовлетворяются многие важнейшие личностные потребности человека.
Во второй группе определений акцент делается на понимании семьи как социального института, и внимание сосредоточивается на взаимообусловленности семьи и общества.
Третья группа определений характеризует семью как целостное образование. Аристотель видел в семье основу государства, моногамную ячейку общества, общность, возникшую для удовлетворения повседневных потребностей человека: «Так как всякая семья составляет часть государства, а все люди являются частями семьи и так как добродетели отдельных частей должны соответствовать добродетелям целого, то необходимо и воспитание детей и женщин поставить в соответствующее отношение к государственному строю; и если это не безразлично для государства, стремящегося к достойному устроению, то надо иметь также достойных детей и достойных женщин. И с этим необходимо считаться, потому что женщины составляют половину всего свободного населения, а из детей потом вырастают участники политической жизни, для которых любовь к родине начинается с семьи» [Коряковцева, 2008. С. 6].
Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса, под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». [Гидденс Социология. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/01.php ].
Наиболее популярное в советской социологии определение семьи принадлежит А. Харчеву: "Семья – это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа , члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. [Харчев, 1979. С. 22].
Такое многообразие определений свидетельствует о сложности понятия «семья». И исходя из этих определений можно сделать вывод, что семья одновременно является социальной группой и социальным институтом.
На сегодняшний день принято выделять такую категорию семьи, как молодая. Какую же семью можно считать молодой?
Официально понятие «молодая семья» не закреплено ни в Семейном кодексе Российской Федерации, ни в других законодательных актах, однако в ряде подзаконных нормативных правовых актов можно встретить упоминание о том, какую именно семью принято считать молодой.
Молодая семья – семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет)». [Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р].
Таким образом, если для участников жилищных программ по поддержке молодых семей границы возраста увеличиваются, то можно сделать вывод о том, что критерии отнесения семьи к категории «молодая семья», официально не закреплены в законодательных актах РФ, определяются в зависимости от целевого употребления данного понятия.
Молодая семья является важнейшим этапом на пути становления зрелой семьи. На начальном этапе создания семьи происходят такие процессы как взаимная адаптация супругов к привычкам и качествам характера друг друга, разделение семейных обязанностей, также в большинстве случаев происходит рождение детей, что подразумевает под собой завершение одного из этапов становления семьи, как социальной группы.
В структуре молодых семей выделяют два вида. Это полная, то есть благополучная семья, и, так называемые, семьи социального риска. К последним относятся семьи одиноких, несовершеннолетних матерей, студенческие семьи, семьи, где отец проходит срочную военную службу и т.д. [Определение, структура молодой семьи. Режим доступа: http://soc-work.ru/article/804].
В настоящее время особое внимание со стороны государства уделяется благополучию молодых семей, рассматриваются критерии семейного благополучия. Благополучная молодая семья должна состоять из супружеской пары и детей и в качестве показателя уровня благополучия молодой семьи как социального института может выступать полное выполнение семьей социальных функций.
Благополучная молодая семья должна обеспечивать:
1. воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства;
2. в надлежащей степени воспитание и социализацию подрастающего поколения;
3. формирование самосознания, гражданственности и преемственность национальных социокультурных ценностей у своих детей;
4. эмоциональные и психологически устойчивые отношения;
5. развития личности и реализацию интересов каждого члена семьи;
6. условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха для каждого члена семьи.
При определении уровня благополучия молодой семьи все показатели должны быть достигнуты комплексно, поскольку низкий уровень выполнения любого из них создает возможность нестабильного функционирования семьи.
Семья - историческая форма организации жизни людей. Ее формы и функции меняются с развитием производства, техники, технологии, общественных отношений, культуры в целом. А семейные отношения - это составляющая общественных отношений, и развитие семьи - одна из важнейших составляющих развития общества, его культуры.
1.2 Государственная семейная политика в РФ. Основные принципы и задачи
Государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей. [Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р].
Государственная семейная политика формируется и реализуется как многосубъектная деятельность с участием федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, средств массовой информации, а также граждан. [Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р].
Цели, принципы, задачи государственной семейной политики соответствуют современным вызовам в этой сфере и применимы ко всем типам семей, в том числе и к молодой.
Основными приоритетами семейной политики в РФ в настоящее время являются сохранение традиционных семейных ценностей, утверждение семейного образа жизни, создание условий для обеспечения семейного благополучия, повышение авторитета родителей в семье, поддержания социальной устойчивости каждой семьи.
Роль семьи в государственной семейной политике заключается в активном участии каждой семьи в своем жизненном обеспечении, то есть в воспитании детей, сохранения здоровья каждого члена семьи, заботе о пожилых членах семьи и прочее.
Целями государственной семейной политики являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития. [Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р].
Согласно Концепции государственной семейной политики, ее меры напрямую соотносятся со значимыми функциями семьи: рождением, воспитанием и содержанием детей, сохранением здоровья и духовного развития каждого члена семьи, участием в экономической деятельности государства и др. Также Концепция провозглашает ценность брака.
Государственная семейная политика Российской Федерации реализует следующие принципы:
1. самостоятельность семьи в принятии решений относительно своей внутренней жизни;
2. равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;
3. презумпция добросовестности родителей в осуществлении родительских прав и повышение авторитета родительства в семье и обществе;
4. ответственность каждой семьи за воспитание, образование и развитие личности ребенка (детей) и за сохранение его здоровья;
5. партнерство семьи и государства, а также сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;
6. дифференцированный подход к предоставлению гарантий по поддержанию уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;
7. единство принципов и целей семейной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
8. обеспечение доступности адресной, своевременной и эффективной помощи для нуждающихся в ней семей, в особенности отнесенных к группам социального риска, а также равного доступа к социальным услугам для всех семей.
Основными задачами государственной семейной политики являются:
1. развитие экономической самостоятельности семьи;
2. развитие системы государственной поддержки семей;
3. создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
4. развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов;
5. повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;
6. содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;
7. обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства;
8. профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности;
9. повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства. [Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р].
Существует также множество подзадач, которые более подробно раскрывают смысл каждой из вышеперечисленных задач. Как можно заметить принципы и задачи государственной семейной политики охватывают все основные сферы и аспекты жизнедеятельности семьи в современном российском обществе.
В России большое внимание уделяется институту семьи и семейная политика выделена в отдельную отрасль, в то время как во многих зарубежных странах политика государства в отношении семьи включается в социальную.
1.3 Социальная поддержка молодых семей в России
Социальная политика является неотъемлемой частью внутренней политики государства, поэтому президент Российской Федерации является субъектом социальной политики. На сегодняшний день социальная политика в России реализуется по следующим основным направлениям:
1. здравоохранение,
2. образование,
3. пенсионное обеспечение,
4. социальная защита, обеспечение, поддержка
5. политика в отношении семьи,
6. политика в отношении людей с ограниченными возможностями.
В Приложении 1 представлена таблица законодательных актов, регулирующих отношения в вышеперечисленных областях социальной политики Российской Федерации.
Как можно увидеть из таблицы группе «семья и дети» полагается свое отдельное место в социальной политике России, соответственно и молодая семья имеет право на все виды социальной помощи и поддержки, предоставляемой государством.
Институт семьи поддерживается на законодательном уровне. Все виды отношений в семье регулируются Семейным Кодексом Российской Федерации. Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ].
В России установлена система государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В России платятся следующие виды пособий гражданам, имеющим детей:
1. пособие по беременности и родам;
2. единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
3. единовременное пособие при рождении ребенка;
4. ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
5. ежемесячное пособие на ребенка;
6. единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
Способы получения, право на получение вышеперечисленных видов пособий, размеры выплат и их период регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Семьи, в том числе и молодые, имеют право на получение этих видов пособий.
Несмотря на большую долю молодых семей в России, данная категория семей по-прежнему остается уязвимой и неустойчивой, поэтому государство должно оказывать всяческую помощь и поддержку молодым семьям. Все чаще и чаще молодую семью выделяют в отдельную категорию семей, поэтому для нее существует отдельный ряд программ.
Одна из таких программ – «Обеспечение жильем молодых семей». Данная программа является подпрограммой федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы. Цель данной подпрограммы заключается в государственной поддержке в решении жилищной проблемы молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. [Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050] Основная суть заключается в том, что молодым семьям предоставляют социальные выплаты на приобретение жилья эконом класса, стимулируя тем самым семьи, вкладывать также собственные или привлеченные средства для улучшения своих жилищных условий.
Вот список основных условий, которым должны соответствовать молодые семьи:
1. возраст каждого из супругов (одинокого родителя) не может быть более 35 лет;
2. важно, чтобы местные власти семью признали нуждающейся в улучшении её жилищных условий;
3. заявитель должен располагать собственными семейными средствами, позволяющими оплатить остаток стоимости жилья.
Также существует программа «Социальная ипотека». Социальная ипотека – это государственная программа, специально разработанная для того, чтобы социально – незащищенные слои населения могли улучшать свои жилищные условия на счет льготного кредитования и использования средств государственной поддержки. [Молодая семья. Режим доступа: http://molodaja-semja.ru/how/gosudarstvennye-programmy/socialnaya-ipoteka].
Виды социальных ипотек могут быть следующими: субсидирование части стоимости ипотечного жилья, предоставление муниципального жилья в кредит и по льготной цене; уменьшение процентной ставки по кредиту на приобретение жилья.
Если молодая семья хочет воспользоваться возможностью участия в программе «Социальная ипотека», то нужно соответствовать следующим условиям, выдвигаемым органами местного самоуправления:
1. Возраст каждого из супругов в семье не может быть более 30 лет;
2. Семья должна быть обязательно признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий, что подразумевает включение семьи в очередь на получение муниципального жилья (необходимо получить соответствующее свидетельство, действительное в течение двух месяцев), что производится органами местного самоуправления;
3. Молодая семья должна иметь средства в достаточном объеме, чтобы оплатить стоимость жилья в той части, которая превышает размер предоставляемой субсидии, либо у семьи должен быть достаточный ежемесячный заработок для погашения ипотеки.
Данная программа помогает молодым семьям становиться владельцами собственного жилья уже на начальном этапе создания семьи. Это не только улучшает бытовые условия, но и создает атмосферу для рождения и воспитания детей.
Также молодым семьям активно предоставляются земельные участки. 14 июня 2011 года в Российской Федерации был принят закон № 138-ФЗ с поправками в Земельный Кодекс РФ о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям. На основе данных поправок к 2016 году разработаны отдельные региональные программы. Предоставить земельный участок молодой семье могут только при рождении третьего ребенка (или последующих детей). Немаловажно, что земельные участки предоставляются семьям бесплатно. Но существует ряд определенных условий для их предоставления. А именно:
1. Семья должна являться многодетной и состоять в официальном браке (допустимо являться матерью или отцом-одиночкой).
2. Необходимо иметь не менее троих несовершеннолетних детей (в том числе усыновлённых), причем дети должны быть зарегистрированы с родителями (однако в состав многодетной семьи не включаются дети, находящиеся на государственном обеспечении).
3. Все члены молодой многодетной семьи должны быть гражданами России.
4. Родители и дети обязательно должны быть прописаны на одной жилплощади не менее пяти лет.
5. Члены семьи не могут иметь в собственности иных земельных участков
6. Члены семьи не могут иметь в собственности недвижимого имущества на территории России.
Однако у данной программы есть существенный минус. Если семья не начинает строительство на данном земельном участке в течении года, то государство вправе пересмотреть решение.
Как можно заметить основным направлением в социальной поддержке молодых семей является помощь в предоставлении им жилищных условий, так как считается, что это наиболее важный аспект нормального функционирования семьи и семейных отношений.
Молодые семьи также получают поддержку на региональном уровне. В качестве примера рассмотрим Пермский край.
Проанализировав сайт Министерства социального развития Пермского края, можно увидеть, что молодым семьям, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющие доходы, позволяющие получить кредит или другие денежные средства для оплаты средней стоимости жилья, предоставляется поддержка.
Улучшения жилищных условий молодых семей осуществляется путем предоставления социальных выплат за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов в размере 30-35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.
В списки молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в первую очередь включаются:
а) молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей;
б) молодые семьи, члены которых пострадали (погибли) в результате массовых трагических событий.
Также в Пермском крае активно поддерживаются многодетные семьи. В Приложении 2 полностью перечислены все виды поддержки с указанием на нормативно – правовую основу.
Им может предоставляться материальная поддержка по беременности, при рождении детей и по уходу за ними и различная социальная помощь.
Кроме материальной поддержки оказывается еще и нематериальная. К ней относится: бесплатное получение в собственность земельного участка, освобождение от уплаты транспортного налога одного из родителей, Первоочередной прием детей в муниципальные дошкольные образовательные организации детей из многодетных семей, бесплатное обеспечение одеждой и бесплатное питание, первоочередное обеспечение путевками в оздоровительные лагеря и пр. [Министерство социального развития Пермского края. Режим доступа: http://minsoc.permkrai.ru/].
Подводя итог, следует отметить следующее: семейная политика сегодня должна быть направленной на определение того, какую семью - однодетную, двухдетную, или многодетную выберет себе человек. Семейная политика должна ярче подчеркивать желательности второго, третьего новорожденного и т. д. Это должно проявляться в повышении престижа семейных отношений в общественном сознании; в сфере практической деятельности - в расширении помощи семьям - экономической, правовой и др.
ГЛАВА 2. Социальная политика Великобритании в отношении молодых семей
2.1. Социальная политика Великобритании на современном этапе.
Великобритания, так же, как и Россия является социальным государством. Главным субъектом социальной политики выступает государство. Система социальной защиты населения финансируется центральным правительством и через систему местного налогообложения. Целью социальной политики Великобритании является оказание населению широкого спектра услуг, включая предоставление жилья, образования, а также личные социальные услуги.
На сегодняшний день основными государственными органами, осуществляющими социальную политику Великобритании, являются:
1. Парламент (законодательная инициатива);
2. Кабинет министров (государственные реформы);
3. Казначейство (экономическая политика, финансирование Правительства;
4. Департамент здоровья (здравоохранение, социальные услуги);
5. Департамент труда и пенсионного обеспечения (национальное страхование, социальная поддержка занятости населения);
6. Департамент образования (образование);
7. Министерство Юстиции (законность и порядок);
8. Департамент общин местного самоуправления (местное самоуправление, городская политика, жилищная политика). [Social policy in the UK. Режим доступа: http://www.spicker.uk/social-policy/uk.htm#Table].
В Приложении 1 представлена таблица законодательных актов, регулирующих отношения в социальной политике в Великобритании, из которой видно, что ее законодательная база более разветвленная, детальная, отдельным вопросам посвящены отдельные законы, в то время как в России целая область социальной политики может регулироваться в основном лишь одним законодательным актом.
Социальная политика и подготовка социальных работников, как субъектов социальной политики в Великобритании получили существенное развитие после Второй мировой войны. Социальная политика, прежде всего, осуществляется через социальные службы, которые ответственные перед властями. Функции таких социальных служб заключаются в социальной защите и помощи разным категориям граждан, которые нуждаются в поддержке государства. Таким образом, в сфере деятельности социальных служб оказываются дети, подростки и молодежь, а также их семьи, нуждающиеся в социальной, психологической защите или в материальной поддержке.
Социальные службы являются абсолютно бюджетными организациями и поэтому населению оказывается бесплатная помощь. Социальные службы находятся в подчинении местного правительства и именно правительство выделяет средства для финансирования таких организаций.
Социальные службы являются независимыми от иных учреждений, отвечающих за образование, медицинскую помощь, воспитание подрастающего поколения. Из-за высокой значимости социальной политики в Великобритании хорошо развита профессия социального работника. Ряд социальных работников действует не только в социальных службах, но и непосредственно в самих учреждениях образования, медицины и т. д.
Также в структуре социальные служб присутствуют разнопрофильные центры. Эти центры обслуживают определенные категории населения, проживающего на конкретной территории. Например, существуют центры по обслуживанию детей, подростков и их семей.
Кроме этого, ссылаясь на данные Национального социального отчета за 2012 год, можно отметить, что Великобритания выделяет приоритетные направления социальной политики. Это, в первую очередь, поддержка молодых семей (особенно неблагополучных), поддержка детей и молодых людей. Государство твердо уверено в том, что если дети и молодые люди не могут получить самое необходимое в своих семьях, то они должны претендовать на поддержку через социальные службы.
Вторым приоритетным направлением является борьба с безработицей. По данным Национального социального отчета в Великобритании существует очень большой процент семей, члены которых не работают. Государство отчасти связывает это с экономической ситуацией, поэтому безработные люди также могут претендовать на социальную помощь от государства.
Третьим приоритетом в социальной политике Соединенного Королевства является поддержка малоимущих категорий граждан. Сегодня в Великобритании существуют четыре основные категории социальных пособий, выплачиваемых на основании данных о доходах гражданина: пенсионное пособие, пособие по инвалидности, пособие на иждивенцев и пособие по случаю утраты кормильца.
И последним приоритетным направлением социальной политики Великобритании, согласно Национальному социальному отчету является обеспечение равного доступа к качественным услугам здравоохранения. Система здравоохранения Великобритании включает в себя Национальную службу здравоохранения и различные социальные службы по уходу за инвалидами, престарелыми, а также службы помощи семьям и их детям.
Стоить отметить, что в приоритетные направления не попадает образование, хотя также является важным для населения. В настоящее время в Великобритании сложилась система государственного и частного образования, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы.
Великобритания позиционирует себя как государство всеобщего благосостояния и вполне оправдывает это. Социальная политика государства действует через социальные службы, где людям оказывается разного рода помощь и поддержка. Государство совместно с социальными службами берет под контроль большинство общественных сфер и процессов жизни, таких как здравоохранение, образование, безработица и пр.
2.2 Зарубежный опыт социальной защиты семьи на примере Великобритании.
Современные семьи Великобритании делятся на два типа малые (nuclear) и большие (extended), т.е. состоящие из двух-трех поколений, живущих вместе.
Широкое распространение получает сожительство: в 1961 году составляет 1%, в 1988 году уже 24%, и к 2000 году продолжает расти и составляет уже более 50%. [Институт семьи в Англии. Режим доступа: http://studik.net/institut-semi-v-velikobritanii/].
В связи с этим отмечается снижение показателей вступления в брак, соответственно число детей, рожденных вне брака, увеличилось.
Тем не менее браки остаются популярными, правда, если в 1961 г. 85% браков были первыми для обеих сторон, то в конце 90-х 37% браков вторые, хотя бы для одной из сторон. Ежегодное число заключенных браков на 2010 год составляет примерно 228 тысяч. [Институт семьи в Англии. Режим доступа: http://studik.net/institut-semi-v-velikobritanii/].
Брак в Великобритании может быть совершен путем законной или религиозной церемонии. Этой процедуре предшествует помолвка. Приготовление к свадьбе и сама церемония имеют множество традиций и являются красочными зрелищами.
Однако статистические данные неутешительно выявляют картину неуклонного роста разводов.
В 1971 г. Парламент издал закон, утверждающий, что для подачи заявления на развод необходима лишь одна причина – необратимый распад семьи.
В 1961 г. на 1000 браков приходилось 2 развода, в 1988 г. эта цифра составляла 13 разводов на 1000 браков. В наши дни более одного из трех браков заканчиваются разводом, в связи с чем увеличивается число неполных семей. [Институт семьи в Англии. Режим доступа: http://studik.net/institut-semi-v-velikobritanii/].
На сегодняшний день в Великобритании одна семья из семи -неполная. Существует несколько типов неполных семей. Родитель может остаться один с ребенком в случае смерти супруга, развода, появления внебрачного ребенка. Особенно остра проблема одиноких отцов.
Великобритания старомодна в отношении отпусков по уходу за ребенком. Женщина, сидящая дома с ребенком, испытывает страх из-за возможности потерять работу. Все более распространенным становится и такое явление, как отпуск по уходу за ребенком для отцов.
Остро стоит и проблема подростков. В 2000 г. в Великобритании насчитывалось 7, 5 млн молодых людей с 10 до 19 лет. Семья опора большинства молодых людей, особенно обучающихся в школе. Степень доверия подрастающего поколения к основным социальным институтам: 84% доверяют родителям, 56% полиции, 55% — учителям, 52% докторам, 23% священникам, 15% королевской семье, 8% парламенту. [Институт семьи в Англии. Режим доступа: http://studik.net/institut-semi-v-velikobritanii/].
Не менее остро стоит и гендерная проблема. Число работающих женщин увеличивается, но женщины занимают плохо оплачиваемые посты, они слабо представлены в правительстве (например, в 1990 г. из 10 судей высшего суда не было ни одной женщины; менее 3% университетских профессоров женщины; 25% докторов женщины, но лишь 2% хирурги). Женщины выполняют большую часть работы по дому. [Институт семьи в Англии. Режим доступа: http://studik.net/institut-semi-v-velikobritanii/].
С большими проблемами сталкиваются и семьи эмигрантов (азиатские, индийские, южно-азиатские семьи, семьи из Карибского региона). [Институт семьи в Великобритании. Режим доступа: http://studik.net/institut-semi-v-velikobritanii/].
Поддержка института семьи и детей в Великобритании – это одно из приоритетных направлений социальной политики государства. В стране действует система социальных пособий для семей и их детей.
Первый вид пособия – это пособие на ребенка (Child Benefit). Большинство семей в Великобритании имеют прав на его получение. Пособие не облагается налогом и не зависит от доходов семьи. Пособия на ребенка выплачиваются родителям, которые воспитывают ребенка до 16 лет или 20 лет, пока он учится в колледже.
Право получать пособие на ребёнка имеют люди, чьё место жительства задекларировано в Великобритании. Граждане Европейского Союза и граждане Швейцарии или их супруги также имеют возможность получить пособие на ребёнка, но по правилам Европейского Союза они должны иметь право на проживание в Великобритании.
В отдельных случаях родители могут получить пособие на ребенка, проживающего в другой стране, если предоставят сведения, что финансово обеспечивают его, а государство, в котором он проживает не выплачивает пособий на его содержание.
Также пособие на ребенка сохраняется при его обучении за рубежом.
Данное пособие выплачивается один раз в месяц на личный банковский счет одного из членов семьи. Но семья может получать пособие на ребенка еженедельно, если будет признано, что она является неблагополучной и получает социальную поддержку от государства.
Следующий вид пособия, на который могут претендовать семьи – это налоговый кредит на ребенка (Child Tax Credit). Право на получение налогового кредита на ребенка имеют лица, проживающие на территории Великобритании и содержащие детей до 16 лет или до 20 в случае продолжения учебы. Сумма налогового кредита выплачивается за каждого ребенка.
Также люди, проживающие в Великобритании, имею право на получение Рабочего налогового кредита (Working Tax Credit). Он предназначается работающим лицам. Также на него могут претендовать одинокие родители в возрасте 16 лет и старше, воспитывающие ребенка и работающие не менее 16 часов в неделю и родители, которые воспитывают детей совместно, работающие не менее 24 часов в неделю.
Еще один вид пособий, предоставляемый семьям Великобритании – это единовременное пособие при рождении ребёнка (Sure Start Maternity Grant). Пособие представляет собой безвозмездную единовременную выплату из Социального Фонда.
Пособие можно получить, если один из членов семьи уже имеет выплаты по другим социальным пособиям. С просьбой о выплате пособия при рождении ребенка можно обратиться пока ребенку не исполнится 3 месяца.
Также в Великобритании предусмотрен вид пособия для беременных женщин. Это пособие по материнству (Maternity Allowance). Оно является социальной выплатой. Пособие выплачивается в течение 39 недель в размере равном 90% от средней еженедельной заработной платы до вычета налогов либо в стандартном размере.
Женщины могут получить пособие по материнству, если:
1. работодатель не выплачивает установленную выплату по материнству, по следующим причинам: женщина не отработала достаточного количества рабочих недель или её полная заработная плата не достаточного размера с одного места работы.
2. если в течении 66 недель перед неделей, когда планируются роды, женщина работала хотя бы 26 недель;
3. их средний недельный заработок составляет, по крайней мере 30 фунтов в неделю;
4. не планируют работать во время выплаты пособия по материнству.
Несмотря на то, что система пособий в Англииохватывает множество сфер, в том числе и семейную, она достаточно сложна, так как существуют пособия, на которые можно претендовать, уже получая определенные виды пособий. Также минусом является то, что разные пособия назначают разные органы, что создает дополнительные трудности. И чтобы быть уверенными в том, что граждане Великобритании получают все пособия, которые им предназначаются, они часто пользуются помощью юристов в этих вопросах.
Великобритания традиционно считается страной с низким уровнем поддержки государством семей с детьми. Но в течение последнего десятилетия семейная политика Великобритании ощутимо меняется, чувствуется растущая поддержка государством семей с детьми, особенно, когда родители находятся на оплачиваемой работе. Среди направлений реформирования семейной политики важнейшими стали следующие аспекты: внедрение материнских и отцовских отпусков, включая право родителей с ребенком работать с частичной занятостью; рост объемов семейных пособий (при этом наиболее ощутимо выросли помощи одиноким родителям) изменения в налоговом законодательстве и обеспечение государственной поддержки системы дошкольных воспитательных заведений.
Несмотря на то, что в мерах поддержки семей нет выделения молодой семьи, как отдельной особенной категории, такие семьи вправе получать все виды социальной помощи от государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время можно отметить, что многие социальные институты подвергаются реформированию и различным изменениям, и семья не является исключением. В силу своих отличительных особенностей молодая семья оказывается наиболее уязвимой. Поэтому ей необходима поддержка со стороны государства в первую очередь.
Проанализировав государственную социальную, государственную молодежную, государственную семейную политику Российской Федерации, можно сказать, что молодым семьям оказывается такая поддержка на федеральном уровне. Во многих субъектах Российской Федерации оказывается поддержка на уровне региональном. Также оказываются различные виды материальной и нематериальной поддержки многодетным и неблагополучным семьям, что значительно упрощает их жизнь.
Положительным моментом является то, что в России молодежная политика выделяется в отдельную отрасль. Это очень важный момент, поскольку молодежь и молодые семьи в том числе обладают своими социально – демографическими характеристиками, и нужно рассматривать их отдельно.
Рассмотрев государственную политику Великобритании в отношении молодых семей можно сделать некоторые выводы. В первую очередь, это то, что семейная политика Великобритании включается в социальную, а молодые семьи практически не рассматриваются отдельно. Но при этом им оказывается поддержка в рамках социальной политики государства. В основном поддержка семей в Великобритании ограничивается различными социальными выплатами, получить которые не так просто.
В Великобритании достойная система пособий, которые на порядок выше, чем в РФ. Это, бесспорно, положительный момент.
Семейное законодательство РФ и Британии в принципе похожи и имеют аналогичные друг другу законы. Только вот в Великобритании существует закон об однополых браках, и это тоже относится к ведению социальной политики. Можно также отметить то, что государственная социальная политика в отношении семей и социальной помощи в Великобритании более детально разделена на конкретные законы, регулирующие ту или иную область, в России же это не совсем так, поэтому законодательство РФ в этих областях можно детализировать, и сделать его тем самым более простым для граждан.
Молодые семьи как никто другой нуждаются в помощи со стороны государства, но это не должно превращаться в потребительское отношение с их стороны, поэтому важно контролировать этот момент.
На наш взгляд, государственные политики этих двух стран в отношении института семьи довольно схожи. И поэтому опыт Великобритании не в полной мере может рассматриваться Россией для последующего применения. Но интерес дальнейшего исследования может заключаться в рассмотрении государственной политики в отношении молодых семей в других странах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно – правовые акты:
1. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы [Электронный ресурс]: Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс»
4. Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Российской Федерации 8.12.1995г. Доступ из справ. - правовой системы «Гарант».
5. Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 года [Электронный ресурс]: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006г. № 1760-р. Доступ из справ. - правовой системы «Гарант».
6. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [Электронный ресурс]: от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 29.12.2015): Принят Государственной Думой 26 апреля 1995 года, одобрен Советом Федерации 4 мая 1995 года. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
Основная литература:
1. Бычков Ю. Ю. Молодая семья. Поддержка государством, программы / Ю.Ю. Бычков. – М: Эксмо, 2012. – 144 с.
2. Коряковцева О.А. Комплексная поддержка молодой семьи. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью»/ О. А. Коряковцева. – М.: Владос, 2008. – 208 c.
3. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР/ А. Г. Харчев.-2.изд., перераб. и доп.-М.:Мысль,1979.-365 с.
4. Казанцева, А. Н. Законодательство по вопросам социальной защиты и социального обслуживания в России и Великобритании/А. Н. Казанцева; под науч. ред. С. Е. Гасумовой – Пермь: ПГНИУ, 2015. – 90 с.
Электронные ресурсы:
1. Большой Энциклопедический Словарь// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vedu.ru/bigencdic/56575/ (дата обращения 10.02.2016).
2. Гидденс Э. Социология // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/01.php (дата обращения 11.05.2016).
3. Демографическая статистическая информация// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/pril.php (дата обращения 16.05.2016).
4. Институт семьи в Англии// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studik.net/institut-semi-v-velikobritanii/ (дата обращения 15.05.2016).
5. Министерство социального развития Пермского края // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minsoc.permkrai.ru/ (дата обращения 15.05.2016).
6. Молодая семья // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://molodaja-semja.ru/how/gosudarstvennye-programmy/socialnaya-ipoteka (дата обращения 13.03.2016).
7. Определение, структура молодой семьи // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soc-work.ru/article/804 (дата обращения 15.05.2016).
8. Benefits // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gov.uk/browse/benefits (дата обращения 17.03.2016).
9. Social policy in the UK // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spicker.uk/social-policy/uk.htm#Table (дата обращения 17.03.2016).
Приложение 1
Перечень основных законодательных актов, регулирующих отношения в различных отраслях социальной политики в РФ и в Великобритании
Область социальной политики |
Законодательные акты, регулирующие отношения в данной области социальной политики |
|
Здравоохранение |
|
· Mental Health (Discrimination) Act 2013 (Закон о дискриминации по признаку умственного здоровья) · Health and Social Care Act 2012 (Закон о здравоохранении и медицинском обслуживании) · Health Act 2009 (Закон о здравоохранении) · National Health Service Act 2006 (Закон о национальной службе здравоохранения) · Health and Safety (Offences) Act 2008 (Закон о преступления против здоровья и безопасности) |
Образование |
Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» |
· Education Act 2011 (Закон об образовании) · Children, Schools and Families Act 2010 (Закон о детях, школах и семьях) (закон о детях, требующих специальных образовательных условий) · Sale of Student Loans Act 2008 (Закон о студенческих кредитах) |
Пенсионное обеспечение |
|
· Pensions Act 2014 (Закон о пенсионном обеспечении) · Public Service Pensions Act 2013 (Законе о государственной пенсионной службе) |
Семья и дети |
|
· Care Act 2014 (Законе об уходе за детьми) · Children and Families Act 2014 (Закон о детях и семье) · Marriage (Same Sex Couples) Act 2013 (Закон об однополых браках) · Child Poverty Act 2010 (Закон о детской бедности) · Children and Young Persons Act 2008 (Закон о детях и молодежи) · Child Maintenance and Other Payments Act 2008 (Закон о пособиях на ребенка и иных выплатах) |
Социальная поддержка, социальное обслуживание |
|
национальных страховых взносах) · Welfare Benefits Up-rating Act 2013 (Закон о социальных пособиях (необходимость их изменений) · Welfare Reform Act 2012 (Закон о реформе системы социального обеспечения) · Public Services (Social Value) Act 2012 (Закон о государственных услугах социальной направленности) · Community Care Act 2003 (Закон об уходе на уровне общины) · Personal Care at Home Act 2010 (Закон об уходе на дому) (является дополнением к закону Community Care Act 2003 (Закон об уходе на уровне общины) |
Люди с ограниченными возможностями |
|
· Disabled Persons Act 1981 (закон о людях с ограниченными возможностями) · Disabled Persons (Services, Consultation and Representation) Act 1986 (Закон о людях с ограниченными возможностями
|
Приложение 2
Поддержка многодетных семей в Пермском крае
№ п/п |
Наименование |
Куда обращаться |
НПА |
|
||||||
Материальная поддержка, предоставляемая на постоянной основе |
|
|||||||||
По беременности |
|
|||||||||
1 |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности(668,99 рублей) |
Территориальное управление Министерства социального развития по месту жительства |
Федеральный закон от 19 мая 1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» |
|
||||||
2 |
Единовременное
пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по
призыву |
Территориальное управление Министерства социального развития по месту жительства |
Федеральный закон от 19 мая 1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» |
|
||||||
3 |
Единовременное
социальное пособие беременным женщинам, кормящим матерям |
Территориальное управление Министерства социального развития по месту жительства |
Закон Пермской области от 09.09.1996 № 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» |
|
||||||
При рождении |
|
|||||||||
4 |
Единовременное
пособие при рождении ребенка |
Территориальное управление Министерства социального развития по месту жительства |
Федеральный закон от 19 мая 1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» |
|
||||||
5 |
Единовременное пособие при рождении близнецов (трех и более детей) на каждого ребенка (4618,45 рублей) |
Территориальное управление Министерства социального развития по месту жительства |
Закон Пермской области от 09.09.1996 № 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» |
|
||||||
По уходу |
|
|||||||||
6 |
Ежемесячное
пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет гражданам, не подлежащим
обязательному социальному страхованию: |
Территориальное управление Министерства социального развития по месту жительства |
Федеральный закон от 19 мая 1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» |
|
||||||
7 |
Ежемесячное
пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет матерям,
уволенным в связи с ликвидацией организации в период отпуска по беременности
и родам, в период
отпуска по уходу за ребенком |
Территориальное управление Министерства социального развития по месту жительства |
Федеральный закон от 19 мая 1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» |
|
||||||
На детей |
|
|||||||||
8 |
Ежемесячное
пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
Территориальное управление Министерства социального развития по месту жительства |
Федеральный закон от 19 мая 1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» |
|
||||||
|
||||||||||
9 |
Ежемесячное
пособие малоимущей семье на каждого ребенка до достижения им возраста
шестнадцати лет |
Территориальное управление Министерства социального развития по месту жительства |
Федеральный закон от 19 мая 1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Закон Пермской области от 09.09.1996 № 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» |
|
||||||
9 |
Ежемесячная
денежная выплата* многодетной семье на каждого ребенка не старше семи лет включительно
(за исключением одного ребенка в возрасте не старше семи лет включительно) |
Территориальное управление Министерства социального развития по месту жительства |
Закон Пермской области от 09.09.1996 № 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» |
|
||||||
10 |
Ежемесячная
денежная выплата* многодетной семье на каждого ребенка, обучающегося по очной
форме обучения в образовательных организациях всех типов, до достижения ими
возраста 23 лет |
Территориальное управление Министерства социального развития по месту жительства |
Закон Пермской области от 09.09.1996 № 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» |
|
||||||
11 |
Ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг*многодетной семье (на каждого члена семьи в размере 259,09 рублей). |
Территориальное управление Министерства социального развития по месту жительства |
Закон Пермской области от 09.09.1996 № 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» |
|
||||||
12 |
Компенсации за детский сад Компенсация выплачивается в следующих размерах: на первого
ребенка в семье - 20%; |
Муниципальная дошкольная образовательная организация |
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» |
|
||||||
(предоставляется и при снижении платы за присмотр за детьми). |
|
|||||||||
13 |
Выплата компенсации части родительской платы*многодетной семье за обучение детей в государственных (муниципальных) учреждениях - музыкальных школах, художественных школах, школах искусств и спортивных школах в размере 50%. |
Территориальное управление Министерства социального развития по месту жительства |
Закон Пермской области от 09.09.1996 № 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» |
|
||||||
14 |
Ежемесячная
компенсация женщинам, имеющим детей до 3-х лет, уволенным в связи с ликвидацией
организации |
Территориальное управление Министерства социального развития по месту жительства |
Постановление Правительства РФ от 4 августа 2006г. № 472 «О финансировании ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией организации» |
|
||||||
Пенсия |
|
|||||||||
15 |
Досрочная пенсия многодетным матерям Женщина имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии (в 50 лет вместо 55), если воспитывает 5 и более детей и имеет стаж не менее 15 лет. В случае наличия страхового стажа на крайнем севере (12 лет) или приравненных к нему областях (17 лет), достаточно воспитывать двух детей. |
Управление Пенсионного Фонда по месту жительства |
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» |
|
||||||
Социальная помощь |
|
|||||||||
16 |
Оказание государственной социальной помощи на основаниисоциального контракта*, на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, поиск работы, и др. (максимальный размер пособия составляет до 50,0 тыс. рублей в зависимости от программы социальной адаптации семьи). |
Территориальное управление Министерства социального развития по месту жительства |
Закон Пермской области от 30 ноября 2004 г. № 1832-389 «О государственной социальной помощи в Пермском крае» |
|
||||||
17 |
Материальная
помощь |
Территориальное управление Министерства социального развития по месту жительства |
Приказ Министерства социального развития Пермского края от 20.01.2016 № СЭД-33-01-03-30 «Об утверждении Порядка и лимитов бюджетных обязательств для оказания срочной социальной услуги в виде материальной помощи, предоставляемой в виде денежных средств гражданам, признанным нуждающимися, в 2016 году» |
|
||||||
Материальная поддержка, установленная на срок |
|
|||||||||
18 |
Региональный материнский капитал в отношении детей, рожденных с 01.01.2011 по 31.12.2015 (составил в 2016 г. - 129 454,66 рублей). |
Территориальное управление Министерства социального развития по месту жительства |
Закон Пермского края от 29.02.2012 № 5-ПК «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» Закон Пермского края от 09.07.2015 № 501-ПК «О единовременной выплате за счет средств регионального материнского капитала» |
|
||||||
Единовременная выплата за счет средств материнского капитала в размере 10 000 рублей |
|
|||||||||
19 |
Ежемесячная денежная выплата* на ребенка (детей), рожденных после 31 декабря 2012 года по 31 декабря 2013 года, до достижения им возраста не более трех лет (в размере величины прожиточного минимума, установленной в Пермском крае 9623 руб. 1 квартал 2016 г.). |
Территориальное управление Министерства социального развития по месту жительства |
Закон Пермской области от 09.09.1996 № 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» |
|
||||||
Нематериальная поддержка |
|
|||||||||
20 |
Бесплатное получение в собственность земельного участка для многодетных семей. |
Органы местного самоуправления |
Закон Пермского края от 01.12.2011 № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» |
|
||||||
21 |
Освобождение
от уплаты транспортного налога одного из |
Управление Федеральной налоговой службы по месту жительства |
Закон Пермской области от 30.08.2001 № 1685-296 «О налогообложении в Пермском крае» |
|
||||||
22 |
Первоочередной прием*детей в муниципальные дошкольные образовательные организации детей из многодетных семей |
Муниципальная дошкольная образовательная организация |
Закон Пермской области от 09.09.1996 № 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» |
|
||||||
23 |
Бесплатное обеспечение одеждой*для посещения школы, а также спортивной формой обучающихся муниципальных и частных общеобразовательных организаций из многодетных семей |
Муниципальная образовательная организация |
Закон Пермской области от 09.09.1996 № 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» |
|
||||||
24 |
Бесплатное питание* для обучающихся муниципальных и частных общеобразовательных организаций по очной, очно-заочной форме, в форме семейного образования. |
Муниципальная или частная образовательная организация |
Закон Пермской области от 09.09.1996 № 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» |
|
||||||
25 |
Предоставление мест в семейных дошкольных группах для детей родителей-студентов |
Муниципальная образовательная организация |
Постановление Правительства Пермского края от 29.05.2015 № 326-п «О перечне мероприятий по реализации нематериальных мер поддержки семей с детьми, в том числе многодетных семей, в Пермском крае» |
|
||||||
26 |
Первоочередное право на получение путевки* детям в возрасте от 7 до 16 лет, в загородный стационарный оздоровительный лагерь, расположенный на территории Пермского края (при продолжительности пребывания 21 день), в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пермского края, органов местного самоуправления |
Органы местного самоуправления |
Закон Пермского края от 05.02.2016 № 602-ПК «Об организации и обеспечении отдыха детей и их оздоровления в Пермском крае» |
|
||||||
27 |
Получение государственной поддержки* от расчетной стоимости путевки в организации отдыха детей и их оздоровления |
Органы местного самоуправления |
Закон Пермского края от 05.02.2016 № 602-ПК «Об организации и обеспечении отдыха детей и их оздоровления в Пермском крае» |
|
||||||
28 |
Обеспечение лекарственными препаратами детей до 6 летиз многодетных семей в соответствии с Перечнем лекарственных препаратов, прилагаемым к территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной законом Пермского края. |
Детская поликлиникапо месту жительства |
Закон Пермской области от 09.09.1996 № 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» |
|
||||||
29 |
Бесплатный отпуск лекарств* по рецептам врача детям до 3 лет |
Детская поликлиникапо месту жительства |
Закон Пермской области от 09.09.1996 № 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» |
|
||||||
30 |
Право на участие в ежегодном региональном конкурсе «Лучшая многодетная семья» (размер премии победителям - 200 000 рублей) Право на получение наградывысшей степени Орден и медаль ордена "Родительской славы" (если в семье воспитывается не менее семи детей). |
Территориальное управление Министерства социального развития по месту жительства |
Постановление Правительства Пермского края от 23.05.2008 № 121-п «О проведении ежегодного краевого конкурса «Лучшая многодетная семья года» |
|
||||||
31 |
Предоставление мест в детско- юношеских спортивных школах и иных государственных учреждениях спортивной направленности детям из многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в приоритетном порядке |
ДЮСШ и иные государственные учреждения спортивной направленности |
Постановление Правительства Пермского края от 29.05.2015 № 326-п «О перечне мероприятий по реализации нематериальных мер поддержки семей с детьми, в том числе многодетных семей, в Пермском крае» |
|
||||||
32 |
Предоставление льготных абонементов на посещение спортивно-зрелищных мероприятий многодетным семьям |
Спортивные клубы, комплексы, стадионы |
Постановление Правительства Пермского края от 29.05.2015 № 326-п «О перечне мероприятий по реализации нематериальных мер поддержки семей с детьми, в том числе многодетных семей, в Пермском крае» |
|
||||||
33 |
Бесплатное посещение* краевых музеев, выставок многодетным семьям один раз в месяц. |
Музеи, выставки, галереи |
Закон Пермской области от 09.09.1996 № 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» |
|
||||||
34 |
Предоставление социальныхдисконтных карт многодетным семьям на продукты питания, отдельные услуги и товары для детей |
Территориальное управление Министерства социального развития по месту жительства |
Постановление Правительства Пермского края от 29.05.2015 № 326-п «О перечне мероприятий по реализации нематериальных мер поддержки семей с детьми, в том числе многодетных семей, в Пермском крае» |
|
||||||
35 |
Организация курсов «Детский сад на дому» для обучения молодых женщин предпринимательству, в том числе в сфере оказания услуг по присмотру и уходу за детьми |
Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства |
Постановление Правительства Пермского края от 29.05.2015 № 326-п «О перечне мероприятий по реализации нематериальных мер поддержки семей с детьми, в том числе многодетных семей, в Пермском крае» |
|
||||||
36 |
Создание групп
по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста |
Государственная или муниципальная образовательная организация |
Постановление Правительства Пермского края от 29.05.2015 № 326-п «О перечне мероприятий по реализации нематериальных мер поддержки семей с детьми, в том числе многодетных семей, в Пермском крае» |
|
||||||
37 |
Создание рабочих мест, в том числе на дому, для незанятых многодетных родителей и родителей детей-инвалидов |
Агентство по занятости населения |
Постановление Правительства Пермского края от 29.05.2015 № 326-п «О перечне мероприятий по реализации нематериальных мер поддержки семей с детьми, в том числе многодетных семей, в Пермском крае» |
|
||||||
38 |
Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет |
Агентство по занятости населения |
Постановление Правительства Пермского края от 29.05.2015 № 326-п «О перечне мероприятий по реализации нематериальных мер поддержки семей с детьми, в том числе многодетных семей, в Пермском крае»
Постановление Правительства Пермского края от 13 мая 2012 г. № 292-п «Об утверждении Положения о порядке организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» |
|
||||||
39 |
Проведение на базе детских поликлиник «диспансерных» суббот для детей, не посещающих образовательные организации |
Детская поликлиника по месту жительства |
Постановление Правительства Пермского края от 29.05.2015 № 326-п «О перечне мероприятий по реализации нематериальных мер поддержки семей с детьми, в том числе многодетных семей, в Пермском крае» |
|
||||||
40 |
Предоставление услуги в сельских территориях «Выездной воспитатель» |
Органы управления образования муниципального района |
Постановление Правительства Пермского края от 29.05.2015 № 326-п «О перечне мероприятий по реализации нематериальных мер поддержки семей с детьми, в том числе многодетных семей, в Пермском крае» Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 14 апреля 2014 г. № СЭД-26-01-04-266 «О реализации краевого проекта «Выездной воспитатель» |
|
||||||
41 |
Предоставление студенческим семьям с детьми отдельных комнат для проживания в общежитиях |
Государственная или муниципальная образовательная организация |
Постановление Правительства Пермского края от 29.05.2015 № 326-п «О перечне мероприятий по реализации нематериальных мер поддержки семей с детьми, в том числе многодетных семей, в Пермском крае» |
|
||||||
42 |
Оказание государственных услугсемьям с детьми, нуждающимся в социальном обслуживании, в форме социального обслуживания на дому: семьям, имеющим детей, признанных нуждающимися в социальном обслуживании по обстоятельствам, приводящим семью к попаданию в социально опасное положение; беременным женщинам, семьям, имеющим детей в возрасте от 0 до 1 года, признанных нуждающимися в социальном обслуживании в связи с обстоятельствами, приводящими к попаданию в группу риска социально опасного положения. |
Территориальное управление Министерства социального развития по месту жительства |
||||||||