Методика и оценка рыночной стоимости ТС

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Университет управления «ТИСБИ»

Набережночелнинский филиал

Курсовая работа

по дисциплине «Практика оценки стоимости ТС»

на тему: «Методика и оценка рыночной стоимости ТС»

                  Выполнил:

                            Сайфуллина Д.М

                        Руководитель:

                      Аминов А.Ф.

Набережные Челны

2016 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е    

1.    Разделы теории…………………………………………………………..3

1.1 Оценка ТС – основные понятия и терминология…………………3

1.2 Перспективы развития рынка оценки ТС……………………………………………………………………..7

1.3 Методики оценки ТС…………………………….…………………8

                   1.3.1 Затратный подход……………………………………………...9

           1.3.2 Доходный подход…………………………………………….10

           1.3.3 Сравнительный (рыночный) подход………………………..10

2.  Заключение по разделу теории ……………………………………….11

3.  Практическая часть по оценке ТС…………………………….……...13

4.  Введение и описание объекта для практической оценки……………14

5.  Выбор подходов к оценке ТС…………………………………………15

6.  Затратный подход к оценке ТС……………………………………….15

7.  Сравнительный подход к оценке ТС………………………………....32

8.  Согласование результатов и заключение…………………………….36

Приложение 1. Скриншоты использованных аналогов для

Практического расчета…………………….....…………………………..38

Список литературы……………………………………………………….45

1.1.         Оценка ТС основные понятия и терминологии

            Оценка стоимости как наука базируется на ряде фундаментальных положений экономической теории и других смежных наук. Эти положения в форме неких постулатов, которые обязательно должны учитываться при оценке стоимости, называют общеэкономическими принципами оценки. Одними из первых данные принципы сформулировали американские специалисты по оценке недвижимости Дж. Фридман и Н. Ордуэй. Общеэко номические принципы оценки в их содержательном аспекте являются едиными для всех видов имущества, но в то же время применительно к машинам, оборудованию и транспортным средствам их практическая интерпретация несколько меняется в отличие, например, от недвижимости. Принципы оценки можно подразделить на следующие три группы: 1) принципы, основанные на представлениях владельца имущества; 2) принципы, обусловленные факторами функционирования объекта и его взаимодействия с другими объектами имущества; 3) принципы, связанные с рыночной средой. Первая группа включает принципы, основанные на представлениях владельца имущества. Принцип полезности заключается в том, что ключевым критерием стоимости объекта является его полезность, т.е. способность удовлетворять какие-то потребности людей. Кратко это можно сформулировать так: есть полезность — есть стоимость, нет полезности — нет стоимости. Исследовать полезность оцениваемого объекта — значит определить, для кого, для каких целей и в силу каких свойств интересен данный объект, кто принципиально может быть его возможным покупателем (инвестором), как может измениться полезность объекта в перспективе и под влиянием каких причин. Принцип замещения исходит из того, что цена на объект, которую может предложить возможный покупатель, не превысит сложившиеся на рынке цены на аналогичные по назначению и потребительским свойствам объекты. На основе данного принципа построены широко распространенные в практике оценки методы сравнительного подхода, когда стоимость определяется сравнением с рыночными ценами на аналогичные и идентичные объекты. Принцип ожидания подчеркивает готовность покупателя (инвестора) вложить свои средства на приобретение или на изготовление объекта в настоящее время, ожидая получение доходов (выгод) от владения данным объектом в будущем. Данный принцип открывает возможность определить стоимость объекта на текущий момент времени на основе прогноза будущих доходов при эксплуатации объекта и приемлемой для покупателя (инвестора) норме доходности на вложенный капитал. Тем самым закладывается методологическая база для реализации доходного подхода при оценке. Вторая группа включает принципы, обусловленные факторами функционирования объекта и его взаимодействия с другими объектами имущества. Принцип формирования стоимости под влиянием факторов про изводства заключается в следующем. Оцениваемый машинный комплекс, с помощью которого производится какая-либо продукция или выполняются какие-либо работы, рассматривается как подсистема в производственной системе предприятия (бизнес-единицы), доходность которой, как следует из экономической теории, определяется четырьмя факторами: землей, трудом, капиталом и менеджментом. Чистый доход — результат действия всех четырех факторов, и поэтому на основе оценки дохода определяется стоимость всей производственной системы. Для оценки стоимости машинного комплекса нужно либо установить его долю (вклад) в формирование дохода всей системы, либо приме- нить метод остатка, т.е. искомая стоимость комплекса получается вычитанием из стоимости всей системы стоимости других активов (недвижимости, земельного участка, нематериальных активов и гудвилла). Принцип вклада применительно к машинам и оборудованию состоит в том, что оснащение объекта дополнительными устройствами, расширяющими функциональные возможности объекта, не приводит к росту стоимости объекта на величину затрат по приобретению и установке этих устройств. Вклад дополнительных устройств в прирост стоимости объекта определяется тем, 18насколько повышается доходность функционирования объекта от применения этих устройств. Например, если технологическую машину оснастить роботом для автоматизации вспомогательных операций, то стоимость полученного технологического комплекса будет определяться производительностью, надежностью, экономичностью и другими показателями, влияющими на доходность его функционирования. Таким образом, любые добавочные элементы к машине оправданы тогда, когда получаемый прирост стоимости машины превышает затраты на приобретение этих элементов. Принцип сбалансированности (пропорциональности) применительно к машинам, оборудованию и транспортным средствам следует понимать так, что все объекты, входящие в машинный комплекс, должны быть согласованы между собой по пропускной способности и другим характеристикам. При несоблюдении данного принципа добавление еще одного или нескольких объектов в состав комплекса не дает адекватного роста производственной мощности, а, следовательно, и стоимости машинного комплекса. Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования требует того, чтобы оценка стоимости объекта, который может быть использован по-разному, производилась при условии его наилучшего и наиболее эффективного использования. Применительно к машинам, оборудованию и транспортным средствам согласно этому принципу любая машина должна оцениваться, допуская, что она применяется по прямому назначению, обеспечивается полная загрузка машины во времени и по мощности, соблюдаются правила технического обслуживания и ремонта, поддерживается нормальный режим эксплуатации, рабочий персонал имеет соответствующую квалификацию. Трудности с соблюдением данного принципа возникают тогда, когда оценивают объекты, обладающие многофункциональностью и несколькими сферами применения. Например, трактор может применяться и на строительной площадке, и на сельскохозяйственных работах, и на промышленном предприятии. Доходность трактора в каждой сфере применения разная, соответственно разной будет и оцениваемая стоимость. В качестве базовой сферы применения для оценки трактора оценщик выберет ту, в которой наиболее полно реализуются функциональные возможности этой машины. 19В третью группу входят принципы, непосредственно связанные с рыночной средой. Принцип соответствия объекта требованиям рынка. Один и тот же объект разными категориями покупателей (инвесторов) оценивается по-разному. Например, комфортабельный легко- вой автомобиль высоко ценится в условиях города, тот же автомобиль не представляет особой ценности для сельского жителя особенно в условиях бездорожья. Если в некотором регионе имеется много промышленных предприятий, то на местном региональном рынке будет повышенный спрос на станки, пресса и другие технологические машины, соответственно и цены на это оборудование будут не низкими. В силу данного принципа обязательным элементом процедуры оценки должен быть анализ рынка, установление соответствия оцениваемого объекта запросам рынка. Принцип ориентации на равновесные цены требует того, чтобы при оценке использовались равновесные цены аналогов. Из теории ценообразования известно, что на нормально функционирующем рынке цены стабильны и стремятся к равновесному уровню, при котором наступает соответствие между спросом и предложением. Равновесные цены можно назвать также согласованными, справедливыми ценами, одинаково выгодными и продавцам, и покупателям. Стоимость, рассчитываемая при оценке по этим ценам, также становится справедливой стоимостью. Принцип учета характера конкуренции состоит в том, что товарные рынки могут существенно различаться по характеру и со- стоянию конкуренции и соответственно степени их монополизации. Характер конкуренции отражается на процессе ценообразования. Так, в условиях монополизированного рынка цены обычно искажены в пользу монополиста и содержат повышенную долю его прибыли. В условиях свободного конкурентного рынка происходит уравнивание доходности вложений, рентабельность продаж в ценах поддерживается примерно на стабильном уровне. Благодаря конкуренции экономическая структура цен становится стабильной и прозрачной, это открывает возможности ис пользования затратного подхода при оценке стоимости. Принцип изменения (подвижности) стоимости требует учета фактора непостоянства стоимости одного и того же объекта во времени. Общеэкономическая инфляция в стране, а также сдвиги в структуре отдельных товарных рынков вызывают динамику цен и соответственно стоимости. Отсюда следует требование о том, что каждая оценка стоимости должна содержать указание о дате оценки, т.е. о том моменте календарного времени, по состоянию на которое определена стоимость. Машины, оборудование и транспортные средства — сложные, многокомпонентные изделия. При проведении оценки рыночной стоимости этих объектов применяют не только перечисленные выше общеэкономические принципы, но и другие обще- принятые в научных исследованиях принципы и подходы, среди которых отметим такие, как системный анализ, функциональный подход, статистическое моделирование и принцип жизненного цикла. Системный анализ предполагает рассмотрение оцениваемого объекта как сложной технической системы, состоящей из взаи мосвязанных разнородных элементов и имеющей входы и выходы связей с другими системами (внешней средой). Интегративные свойства системы имеют особые качества и не сводятся к алгебраической сумме свойств входящих в систему элементов. Системный анализ включает такие операции, как структуризация системы, исследование связей между элементами и с внешней средой, определение параметров элементов и системы в целом. Системный подход может быть применен также при анализе технико-экономических показателей объекта. При этом комплексный показатель рассматривается как система частных показателей разного уровня. Функциональный подход заключается в том, что любой материальный объект рассматривается как носитель определенных функций. Функции могут быть полезными и бесполезными. Наличие бесполезных функций приводит к неоправданному удорожанию объекта. При этом стоимость объекта исследуется как совокупная стоимость его функций. Принцип функционального подхода лежит в основе теории стоимостного анализа и стоимостного инжиниринга (известного в России под названием функционально-стоимостного анализа). Статистическое моделирование — методология, опирающаяся на положения теории математической статистики и дающая оценщику инструмент для построения экономико-математических корреляционных моделей. Как в оценке, так и в ценообразовании получили широкое распространение методы корреляционно-регрессионного и дисперсионного анализа для моделирования зависимости цены от технических параметров машин, а также для построения ценовых трендов. Статистическое моделирование позволяет также произвести анализ ошибок результатов оценки, разработать и обосновать экономические нормативы за- трат и рентабельности, которые затем используются в расчетах стоимости. Принцип жизненного цикла предполагает исследование пара- метров всех этапов жизни объекта: проектирование, изготовление, продажа, эксплуатация и утилизация. На каждом этапе жизненного цикла оценивают и анализируют доходы и расходы, т.е. денежные потоки. Положения теории жизненного цикла помогают решать такие практические задачи, как оценка эффективности функционирования объекта, прогнозирование срока полезного использования (срока службы), оценка степени старения (износа) объекта и другие. Перечисленные выше принципы и подходы можно рассматривать как привлеченные из других наук для решения задач оценки стоимости. В то же время теорией и практикой оценки выработаны три методических основополагающих подхода: сравнительный, затратный и доходный. Сравнительный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на сравнении оцениваемого объекта с аналогичными объектами, в отношении которых имеется ин- формация о ценах сделок с ними. Сравнительный подход исходит из указанного выше принципа замещения, а получаемая с его помощью стоимость часто называется стоимостью замещения. Методы сравнительного подхода особенно эффективны при существовании активного рынка сопоставимых объектов. Если же рыночная информация бедная, сделки купли-продажи                    нерегулярные, рынок слишком монополизирован, то оценки этими методами становятся ненадежными, а иногда и невозможными. Тем не менее именно методы сравнительного подхода дают представление о действительно рыночной стоимости. Затратный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта, с учетом его износа. Затраты на изготовление объекта и его последующую реализацию — очень важный фактор в формировании стоимости. Методы затратного подхода предполагают обязательную оценку возможной полной себестоимости изготовления объекта и других затрат, которые несет изготовитель и продавец. Эти методы незаменимы, если речь идет об объектах, которые практически не встречаются на открытом рынке и изготовляются по

 индивидуальным заказам, к их числу относится специальное и уникальное оборудование. При оценке затратным подходом как бы моделируется процесс формирования цены продавца (предложения) исходя из соображений покрытия ценой всех произведенных издержек и получения достаточной прибыли. Поскольку методы затратного подхода исходят не из реальных цен на аналогичные объекты, а из рассчитанных нормативных затрат и нор- мативной прибыли, то они, строго говоря, дают оценку не чисто рыночной стоимости, а так называемой «стоимости объекта с ограниченным рынком». В методах затратного подхода важную роль играет также оценка степени износа оцениваемого объекта, это объясняется тем, что получаемая вначале воспроизводственная или восстановительная стоимость объекта не учитывает из- носа и только на следующем этапе полученная оценка стоимости понижается с учетом полного износа объекта. Надежность оценки стоимости затратным подходом в значительной степени зависит от полноты и достоверности экономической информации из подотрасли машиностроения, к которой относится оцениваемый объект (экономическая структура цен на продукцию подотрасли, сложившиеся показатели рентабельности продаж, некоторые нормативы затрат и т.д.). Доходный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки. При оценке с позиции доходного подхода во главу угла ставятся будущие доходы от эксплуатации объекта на протя жении срока его полезного использования как основной фактор, определяющий современную величину стоимости объекта. В исчислении совокупного дохода от объекта за ряд лет его жизни методы доходного подхода используют приемы, известные из теории сложных процентов. Методы доходного подхода опираются на такие отмеченные выше принципы, как ожидания, учета факторов производства, наилучшего и полного использования, вклада. Несомненным 23достоинством этих методов является возможность комплексной, системной оценки, когда нужно оценить не отдельные машины на предприятии, а весь операционный имущественный комплекс, включающий весь парк взаимосвязанного оборудования. Применение методов доходного подхода сталкивается с тем ограничением, когда затруднительно оценить чистый доход непосредственно от оцениваемого объекта в силу того, что этот объект не производит конечной продукции или конечных услуг или в большей степени имеет социальное значение, чем экономическое. Практические методы оценки стоимости разных видов машин, оборудования и транспортных средств сочетают в себе элементы нескольких подходов, а их отнесение к тому или иному подходу делается по преобладающему признаку. Например, прием сравнения встречается не только в методах сравнительного подхода, его можно обнаружить и в методе однородного объекта, относимом к затратному подходу, и в методе равноэффективного функционального аналога, относимом к доходному подходу. Наличие расчета затрат не является признаком того, что это обязательно затратный подход. Без расчета затрат не обходится ни один метод доходного подхода, когда нужно определить чистый доход, расчет затрат можно обнаружить в типичном представителе сравнительного подхода — методе прямого сравнения, когда вносят корректировки чисто затратного характера (на устранение различий цен в затратах на транспортные, складские, страховые и таможенные операции, на приобретение дополнительных устройств и т.д.). В то же время применение каждого подхода дает оценку стоимости одного и того же объекта с разных позиций. Поэтому неслучайно требование выполнения дублирующих расчетов стоимости с применением трех подходов (сравнительного,   затратного и доходного) и согласование получаемых оценок зафиксированы в ряде стандартов оценки (официальных стандартах, утвержденных правительством, международных стандартах оценки (МСО), стандартах Российского общества оценщиков (РОО) и др). Соблюдение этого требования в полном объеме приводит к повышению трудоемкости оценочных работ, как минимум, втрое. Вопрос же о том, насколько это повышает достоверность оценки, остается открытым. В самом деле, если использован на- 24дежный и адекватный для данной ситуации метод оценки, то можно ли повысить достоверность результатов, применяя параллель- но другой, менее точный метод? Не внесем ли мы при этом дополнительные ошибки от такого согласования результатов? И почему для достижения точности нужно пользоваться методами, вытекающими только из разных подходов? Эти вопросы давно волнуют оценщиков и являются предметом оживленных дискуссий. Ответ на вопрос о необходимости согласования результатов от применения разных подходов следует искать в методологии ценообразования. В теории оценки оцениваемая рыночная стоимость понимается как наиболее вероятная цена на свободном, открытом и конкурентном рынке. Таким образом, предсказать стоимость — это по сути то же, что и предсказать цену. В этой связи обратимся к некоторым азам ценообразования. Прежде всего отметим, что в рыночном ценообразовании различают три вида цены на один и тот же товар: 1) цена, назначаемая продавцом, или цена предложения; 2) цена, назначаемая покупателем, или цена спроса и 3) цена реально состоявшейся сделки купли- продажи. Вероятная цена сделки, которую стремится определить оценщик, является компромиссной между ценами предложения и спроса. Известные подходы к оценке в основном сориентированы либо на цену предложения, либо на цену спроса. Чтобы смоделировать этот компромисс, оценщику приходится применить методы разных подходов и путем согласования полученных результатов подойти к вероятной цене сделки, т.е. к рыночной стоимости. Активная роль в ценообразовании принадлежит продавцу, он

Практическая часть

Расположение Объекта оценки

Оцениваемое автотранспортное средство находится в РТ. Эксплуатировался также в РТ.

Респу́блика Татарста́н, Татарста́н (тат. Татарстан Республикасы, Tatarstan Respublikası) — субъект Российской Федерации, согласно Конституции России — республика (государство). Входит в состав Приволжского федерального округа. Образована на основании Декрета ВЦИК и СНК от 27 мая 1920 года как автономная Татарская Социалистическая Советская Республика.

Столица — город Казань. Граничит с Кировской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской областями, Башкортостаном, Марий Эл, Удмуртской Республикой, Чувашией.

Согласно ч. 2 ст. 1 Конституции Республики Татарстан 1992 года, наименования «Республика Татарстан» и «Татарстан» равнозначны.

Татарстан расположен в центре Российской Федерации на Восточно-Европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек — Волги и Камы. Казань находится на расстоянии 797 км к востоку от Москвы.

Общая площадь Татарстана — 67 836 км². Протяженность территории Республики — 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток.

Территория республики представляет собой равнину в лесной и лесостепной зоне с небольшими возвышенностями на правобережье Волги и юго-востоке республики. 90 % территории лежит на высоте не более 200 м над уровнем моря.

Более 16 % территории республики покрыто лесами, состоящими из деревьев преимущественно лиственных пород (дуб, липа, береза, осина), хвойные породы представлены сосной и елью. Местная фауна представлена 430 видами позвоночных животных и сотнями видов различных беспозвоночных.

Климат умеренно-континентальный, отличается тёплым летом и умеренно-холодной зимой. Самый тёплый месяц года — июль (+18…+20 °C), самый холодный — январь (−13…−14 °C). Абсолютный минимум температуры составляет −44…−48 °C (в Казани −46,8 °C в 1942 году). Максимальные температуры достигают +37…+42 °C. Абсолютная годовая амплитуда достигает 80—90 °C.

Среднее количество осадков от 460 до 520 мм. Вегетационный период составляет около 170 суток.

Климатические различия в пределах Татарстана невелики. Число часов солнечного сияния в течение года колеблется от 1763 (Бугульма) до 2066 (Мензелинск). Наиболее солнечный период — с апреля по август. Суммарная солнечная радиация за год составляет примерно 3900 Мдж/кв.м.

Средняя годовая температура составляет примерно 2—3,1 °C.

Устойчивый переход среднесуточной температуры через 0 °C происходит в начале апреля и в конце октября. Продолжительность периода с температурой выше 0 °C — 198—209 дней, ниже 0 °C — 156—157 дней.

Среднегодовое количество осадков составляет 460—540 мм. В тёплый период (выше 0 °C) выпадает 65—75 % годовой суммы осадков. Максимум осадков приходится на июль (51—65 мм), минимум — на февраль (21—27 мм). Больше всего увлажняется осадками Предкамье и Предволжье, меньше всего — запад Закамья.

Снежный покров образуется после середины ноября, его таяние происходит в первой половине апреля. Продолжительность снежного покрова составляет 140—150 дней в году, средняя высота — 35—45 см.

Анализ и перспективы российского рынка легковых автомобилей. Исследование первичного и вторичного рынка объекта оценки.

Продажи новых легковых автомобилей в России в 2013г. снизились по сравнению с предыдущим годом на 5,5% - до 2,61 млн штук. Такие данные привел старший менеджер агентства PricewaterhouseCoopers (PwC) Сергей Литвиненко. По его словам, в денежном выражении рынок новых легковых автомобилей сократился на 3% - до 69 млрд долл.

Рост продаж произошел только в сегменте иномарок российского производства: в количественном выражении - рост на 9%, до 1,31 млн единиц, в денежном выражении - рост на 12%, до 34,6 млрд долл., отметил С.Литвиненко. Снижение продаж автомобилей отечественных брендов составило 16% в количественном выражении - до 487 тыс. штук, 12% в денежном - до 5,9 млрд руб.

Негативная динамика продаж по итогам минувшего года связана со снижением темпов роста экономики, ослаблением рубля, а также сокращением бюджетных расходов. "Все это негативно сказалось на ожиданиях потребителей", - сказал С.Литвиненко.

Тем временем снижение объема продаж новых легковых автомобилей в 2014 г. может составить 3%. Всего, по его словам, по итогам года в России может быть продано 2,54 млн автомобилей. При этом продажи российских автомобилей могут сократиться на 6% - до 460 тыс. единиц, продажи иномарок российского производства, напротив, вырастут на 4% - до 1 млн 360 единиц. Импорт новых автомобилей может сократиться на 12% - до 720 тыс. единиц.

Среди факторов, сдерживающих рост рынка, С.Литвиненко назвал возможное повышение стоимости автомобилей, а также валютные колебания и сокращение государственных расходов и инвестиций.

При этом, добавил менеджер PwC, более устойчивые результаты демонстрирует рынок подержанных автомобилей в России: число регистраций авто с пробегом превышает аналогичный показатель по новым в два раза. В 2013г. продажи подержанных машин увеличились по сравнению с предыдущим годом на 4% - до 5,6 млн единиц, в то время как продажи новых легковых автомобилей в количественном выражении сократились на 5,5% - до 2,61 млн единиц. "Рынок автомобилей с пробегом более устойчив к кризисным ситуациям", - отметил С.Литвиненко.

Говоря о долгосрочной перспективе, эксперт отметил, что к 2025 г. продажи новых легковых автомобилей в России должны составить до 3,6 млн единиц. "Думаю, что уже в 2015г. мы увидим умеренный рост и постепенное восстановление рынка", - прогнозирует С. Литвиненко.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих авто в России в 2013г. сократились по сравнению с 2012г. на 5,5% и составили 2,78 млн машин. Как отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, Россия вышла на второе место в мире по объему продаж легковых автомобилей после Германии, где в 2013 г. было реализовано 2,95 млн авто.

При этом самой продаваемой моделью в России по итогам 2013 г., по данным АЕБ, стала Lada Granta - таких автомобилей за год было продано 166 тыс. 947 штук, что на 38% больше, нежели годом ранее. Впрочем, куда быстрее росли продажи других машин. Например, число проданных в России Renault Duster выросло за минувший год на 77%, увеличившись до 83,7 тыс. штук. Стремительный скачок позволил Duster выйти на четвертое место в списке самых продаваемых в России машин.

1.     ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РАМКАХ ЗАТРАТНОГО ПОДХОДА

Процесс оценки транспорта в рамках затратного подхода

Расчет рыночной стоимости автомобиля затратным подходом произведен с применением метода, изложенным в методическом руководстве РД 37.009.015-98 с изменениями №1, 2, 3: «Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления» (далее «РД»).

Руководство разработано сотрудниками Государственного Научного Центра «НАМИ» при участии ООО «Прайс-Н», утверждено Министерством Экономики РФ 04.07.2001 г и согласовано с Министерством Юстиции РФ письмом №13-67 от 25.02.2001 г.

Алгоритм расчета затратным подходом по Методическому руководству                              РД 37.009.015-98 с изменениями №1, 2, 3:

1. Определение цены нового транспортного средства с учетом его комплектности.

При оценке транспортного средства, комплектность которого не соответствует стандартной комплектности предприятия-изготовителя, стоимость его уменьшается на величину стоимости отсутствующего комплектующего и стоимости его установки на транспортное средство или увеличивается на величину стоимости дополнительного оборудования и стоимости его установки:

Ц"р = Цр +/- Сk, руб.,

где:  Ц"р -   расчетная розничная цена транспортного средства с учетом фактической                    комплектности, руб.;

Цр -    цена розничная транспортного средства базовой комплектации, руб.;

Сk -     корректирующая поправка, учитывающая отклонение от базовой комплектации, руб.

Учитывая, что а/м выпускаются предприятием-изготовителем, расчет производится на основании стоимости воспроизводства.

Розничная цена автомобиля определена на основании прайс-листа размещенного на официальном сайте  дилера завода изготовителя  –

http://autoreal116.ru/auto/kiario

Стоимость нового а/м  Kia Rio  - комплектации объекта оценки (Premium АКПП ) составляет:         

704 900 руб.

Копия веб - страницы, подтверждающей достоверность источника информации приведена в приложении 1 настоящего Отчета

2. Определение расчетного износа автотранспортного средства.

Расчетный износ (Итр) транспортного средства является отправной точкой для последующих расчетов, физический износ определяется по формуле:

       Итр = (И1 x Пф + И2 x Дф) x А2 x А3 x А4, %,    

где:

И1 - показатель износа транспортного средства по пробегу (в % на 1000 км пробега, 0,3 – для Kia Rio);

Пф - пробег фактический на день осмотра (в тыс. км, округлено с точностью до 1 км) с начала эксплуатации или после капитального ремонта;

И2 - показатель старения по сроку службы (в % за 1 год) в зависимости от интенсивности эксплуатации; приведен в Приложении К;

Дф - фактический срок службы (в годах, с точностью до одного десятичного знака) с начала эксплуатации или после капитального ремонта;

А2 - коэффициент корректирования износа в зависимости от природно-климатических условий(1);

А3 - коэффициент корректирования износа в зависимости от экологического состояния окружающей среды (1);

А4 - коэффициент корректирования износа, учитывающий тип региона, в котором эксплуатировалось АМТС (1,05 – для г. с население около 500 тыс. чел. – Н.Челны).

Значения показателей износа, нормативных пробегов и корректирующих коэффициентов, используемые в формуле 2, приведены в Приложении «И» и «К» Руководящего документа.

Итого расчетное значение физического износа Объекта оценки составляет:

Итр = (0,3% x 42400 тыс.км. + 0,82% х 2 г.) х 1 х 1 х 1,05 = 15% (округленно)

Дополнительные корректировки:

После приобретения практически любых товаров, относящихся к движимому имуществу (в частности, машин и оборудования или транспортных средств), на первичном   рынке  продать их по цене приобретения (при отсутствии дефицита) не удается, даже если они не были в эксплуатации. Причины этого, по-видимому, лежат в области психологии (поведенческой мотивации участников  рынка ), поскольку с одной стороны покупатель осознает повышенный риск приобретения товара  со  скрытыми дефектами, а с другой — затруднительное положение продавца, который понимает, что у покупателя есть альтернатива приобретения товара на первичном  рынке. В связи с этим у покупателя возникает возможность требовать снижения цены по сравнению с ценой первичного  рынка. Поскольку в данном случае продажа приобретенного товара происходит уже на  вторичном   рынке, такую  скидку  принято характеризовать коэффициентом  перехода  с первичного  рынка  на  вторичный.

Некоторые авторы относят рассматриваемую  скидку  к экономическому устареванию (внешнему износу), другие считают его составной частью физического износа, вводя термин «износ вторичности». По-видимому, коэффициент  перехода  с первичного  рынка  на  вторичный  можно рассматривать и как  скидку  на торг. Так как на  вторичном   рынке  принято торговаться, покупатель, осознавая безвыходную ситуацию, в которой находится продавец, считает необходимым торговаться. При этом оба участника рынка интуитивно осознают, что чем ниже ликвидность товара, тем большую  скидку  можно требовать, поскольку на такой товар и на первичном рынке покупателей немного.

При определении степени ликвидности оцениваемых транспортных средств и соответствующей ей скидки при переходе на вторичный рынок используется таблица 6.

Таблица 6

Наименование

Ликвидность

Скидка при переходе на вторичный рынок

Офисное оборудование, легковые автомобили

Высокая

5-15%

Грузовые автомобили

Выше средней

15 – 17%

Станки универсальные, котлы, буровое, строительное оборудование

Средняя

17 – 20%

Ниже средней

23 – 30%

Станки специальные и дорогие, металлургическое, энергетическое оборудование

Низкая

36 – 60%

* источник: лекция проф. СТАНКИНа Хомякова В.С., 2003 г.

Показатель

Значение

Источник

Стоимость нового автомобиля - аналога оцениваемой модели на дату оценки (Ц), руб, с НДС

704 900

http://autoreal116.ru/auto/kiario/

Коэффициент приведения по моделям

1,00

идентичная модель

Стоимость нового автомобиля -  оцениваемой модели на дату оценки (Ц), руб, с НДС

704 900

http://autoreal116.ru/auto/kiario/

Пробег автомобиля - Пф, тыс.км.

42,4

Показания спидометра

Срок эксплуатации - Дф, г.

2

документы на ТС (округленно до 0,01 года)

Показатель износа на 1000 км. – И1,%

0,3

Приложение И «РД»

Показатель износа старения – И2, %

0,82

Приложение К «РД»

Поправочный коэф-т на природно-климатические условия – А2

1

Табл. 2. Приложения И «РД»

Поправочный коэф-т на агрессивность окружающей среды – А3

1

Табл. 4. Приложения И «РД»

Поправочный коэф-т на тип региона – А4

1,05

Табл. 6. Приложения И «РД»

Расчетная величина физического износа транспортного средства – Ифиз.рас., %

15%

Ифиз.рас.=(И1 Пф + И2 Дф) х А2 х А3 х А4

Откорректированная величина износа

15%

без необходимости корректировки

Суммарный износ - Итр, % (округленно)

15%

Итр = 1-(1-Ифиз)

Рыночная стоимость, руб., (округленно)

599 000

Рыночная стоимость = Цр - Итр

Переход на вторичный рынок

0,95

экспертно

ИТОГО стоимость

569 050

2.     РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ В РАМКАХ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА

Руководствуясь положением ФСО №1 о том, что оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки при применении каждого из подходов, Исполнитель, исходя из объема информации о технических характеристиках автомобиля, предоставленной Заказчиком, для расчета рыночной стоимости в рамках сравнительного подхода определил метод сопоставимых продаж.

Процесс оценки транспортных средств

Для оценки автотранспорта применялся метод сопоставимых продаж, как наиболее полно отражающий ситуацию на рынке автомобилей. Данные о фактических пробегах, величине износа и длительности эксплуатации оцениваемого автомобиля представлены в таблице 9 настоящего Отчета.

Подход сопоставимых продаж основывается на анализе цен покупок и продаж транспортных средств, сложившихся на дату оценки на первичном и вторичном рынках. Метод имеет в своей основе предположение, что благоразумный покупатель за выставленное на продажу имущество не заплатит большую сумму, чем та, за которую можно приобрести аналогичный по качеству и пригодности объект.

Исходная информация при использовании подхода – многочисленные справочники с ценами на новые и подержанные транспортные средства, прайс - листы заводов – изготовителей, торгующих организаций, печатные издания, данные автомобильных рынков.

Это способ оценки объекта путем анализа продаж объектов сравнения после проведения соответствующих корректировок, учитывающих различие между ними.

Применение подхода сравнения продаж предполагает определенную последовательность действий:

изучить рынок и выбрать объекты, которые наиболее сопоставимы с оцениваемым объектом.

собрать и проверить достоверность информации о сделках по каждому отобранному объекту.

выбрать необходимые параметры сравнения и провести сравнительный анализ по каждой единице.

Чтобы применить подход сравнительных продаж, мы провели исследование рынка с тем, чтобы найти недавно осуществленные продажи похожих объектов. Находится не менее 3 аналогов искомого объекта.

Источником для проведения исследований являлись:

Интернет-сайт: http://www.avito.ru

Выбранные объекты аналоги требуют внесения ряда корректировок, ввиду отличия таких характеристик, как дата изготовления, пробег, техническое состояние.

При подборе Аналогов Оценщик установил следующие критерии, которым отобранные Аналоги должны отвечать:

-   Рассматриваемые модели автомобилей –       

Kia Rio (комплектация premium. 1.6. AКПП)

-   Год выпуска -                                                          2014

-   Тех состояние -                                                хорошее, ТС с незначительным пробегом

Аналоги подбираются со всей территории РТ

Описание Аналогов приведено в расчетной таблице 9. Копии веб-страниц, подтверждающих достоверность источников информации, приведены в Приложении 1 настоящего Отчета.

Рассмотрим элементы сравнения, имеющие отличия и требующие внесения корректировок:

Корректировка на отличие цен предложений от цены продажи:

Данная корректировка применяется ко всем Аналогам. Продавцы не отрицают наличие разумного торга при реальной сделке купли-продажи ТС. Размер скидки варьируется от 2 до 15% в зависимости от сроков сделки (определено согласно телефонному интервью).

Согласно методике исследований Новосибирским региональным отделением общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» (НРО РОО), скидка на торг на вторичном рынке для грузовых ТС равна от 5 до 15% (табл. 8)

Скидка на торг на вторичном рынке

Скидка на торг на вторичном рынке

                                                  

                                                                                
                               

                  Таблица № 4

Наименование объекта

Скидка на торг на вторичном рынке, %

мин

макс

среднее

Транспортные средства отечественного производства

5

14

9

Транспортные средства импортного производства

3

11

7

Грузовой транспорт отечественного производства

5

15

10

Грузовой транспорт импортного производства

4

15

9

Спецтехника

7

16

12

Железнодорожный транспорт

4

14

9

Пищевое оборудование

5

16

11

Электрооборудование

5

17

11

Химическое оборудование

6

17

12

Технологическое оборудование

6

16

11

Строительная техника

5

16

11

Станки

6

17

12

Оргтехника

6

20

13

Источник: статья «Результаты опроса экспертных оценок значимых величин, используемых в оценочной деятельности» Живаев М.В., givaev@mail.ru 2013 г.

Значение скидки на торг – максимально 11%

·        Соответственно корректирующий коэффициент будет составлять -                                        0,90.

Корректировка на техническое состояние и дату выпуска:

Корректировка на техническое состояние.

Т.к. объект оценки и аналоги одного года выпуска, для корректировки цен объектов-аналогов на техническое состояние использовалась следующая формула (корректировка по пробегу):

К пробег. =(1-(Проб. оо – Проб. оа)*И1)/100,

где: К пробег – корректировка на пробег;

Проб. оо – фактический пробег объекта оценки;

Проб. оа – фактический пробег объекта-аналога;

И1- показатель износа по пробегу, в % на 1000 км.

Показатель износа по пробегу определяется на основании данных «РД 37.009.015-98» (утв. Минэкономики РФ 04 июля 1998 г.)»

Корректировка на модель и комплектацию не применяется.

Корректировка на необходимость ремонтных воздействий учтена в скидке на торг.

В таблице  5  приведен сводный расчет стоимости Объекта. Корректировки применяются последовательно. Откорректированные значения цен приводятся в таблице с округлением

1

2

3

4

5

Объект

Описание Аналогов

Модель

kia rio

kia rio

kia rio

kia rio

kia rio

kia rio

КПП

АКПП

АКПП

АКПП

АКПП

АКПП

АКПП

Объем двигателя, куб.см.

1600

1600

1600

1600

1600

1600

Год выпуска

2014

2014

2014

2014

2014

2014

Регион

РТ

РТ

РТ

РТ

РТ

РТ

Пробег, тыс.км

10

35

30

40

35

42,4

Износ

4%

12%

10%

13%

12%

14%

Необходимость ремонтных воздействий

 нет

 нет

 нет

 нет

 нет

 нет

Предложение/продажа

предложение

предложение

предложение

предложение

предложение

продажа

Условия продажи

публичная оферта

публичная оферта

публичная оферта

публичная оферта

публичная оферта

Предлагаемая стоимость, руб.

                         590 000

                         615 000

                         550 000

                         600 000

                        585 000

Источник информации

https://www.avito.ru/bugulma/avtomobili/kia_rio_2014_745508463

https://www.avito.ru/kazan/avtomobili/kia_rio_2014_759851849

https://www.avito.ru/kazan/avtomobili/kia_rio_2014_758422047

https://www.avito.ru/kazan/avtomobili/kia_rio_2014_646405399

https://www.avito.ru/kazan/avtomobili/kia_rio_2014_744177416

Внесение корректировок

На модель, комплектацию и год выпуска

1

1

1

1

1

Стоимость с учетом корректировки

590 000

615 000

550 000

600 000

585 000

На регион эксплуатации

1

1

1

1

1

Стоимость с учетом корректировки

590 000

615 000

550 000

600 000

585 000

На тех.состояние

0,9028

0,9778

0,9628

0,9928

0,9778

Стоимость с учетом корректировки

532 700

601 300

529 500

595 700

572 000

На условия продажи

                            0,90   

                            0,90   

                            0,90   

                            0,90   

                           0,90   

Стоимость с учетом корректировки

479 400

541 200

476 600

536 100

514 800

На наличие аварийных повреждений

1

1

1

1

1

Стоимость с учетом корректировки

479 400

541 200

476 600

536 100

514 800

Рыночная стоимость Объекта

Сумма с учетом округления, руб.

509 620

Итоговая рыночная стоимость сравнительным подходом, руб.

509 620,00

3.     СОГЛАСОВАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Общие сведения о порядке согласования результатов

Целью проведения исследования являлось определение рыночной стоимости объекта автотранспортного средства Kio Rio premium, 2014 года выпуска по состоянию на дату оценки 11.04.2016 года.

В процессе исследования оценщиком определена рыночная стоимость исследуемого объекта затратным и сравнительным подходами. Доходный подход не применялся. Обоснованный отказ от применения этого метода приведен в разделе Отчета. Согласование (вес подхода) взято в размере 0,7 – для сравнительного (как подход наиболее точно отражающий возможную рыночную стоимость на вторичном рынке, но учитывая наличие отличий в аналогах с объектом оценки – сопоставимый с затратным подходом), и 0,3 – для затратного.

Таблица 10

Согласование итоговой рыночной стоимости

Наименование

Рыночная стоимость, рассчитанная затратным подходом, руб.

Удельный вес подхода

Рыночная стоимость, рассчитанная сравнительным подходом, руб.

Удельный вес подхода

Согласованная рыночная стоимость, руб.

Kia Rio

2014 года выпуска (регистрационный знак)(VIN-номер)

569050

0,3

509620  

0,7

527450

ИТОГО  (округленно)

527450

4.     АСЧЕТ ИТОГОВОЙ ВЕЛИЧИНЫ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ

В результате проведенного анализа и расчетов с использованием существующих методик оценки, оценщик определил итоговое значение рыночной автотранспортного средства Kia Rio, 2014 года выпуска (регистрационный знак)(VIN-номер ), принадлежащего по состоянию на 11.04.2016 г. определена в сумме округленно с НДС:

527450 (Пятьсот двадцать семь тысяч четыреста пятьдесят) рублей

Приложения Аналоги для подходов

Аналоги сравнительного подхода

Цена

585 000 руб.

Список литературы

1.    Г.И. Микерин, М.И. Недужий, «Международные стандарты оценки», изд. «Типография НОВОСТИ МОСКВА», 2000 г. Книга 1 и 2.

2.  Григорьев В.В. «Оценка и переоценка основных фондов», учебно-практическое пособие.- М.:Инфра-М, 1997 г.

3.   Ковалев А.П., Кушель А.А., Королев И.В., Фадеев П.В. Практика оценки стоимости машин и оборудования: Учебное пособие.– М.: Финансы и статистика 2005.– 265 с.

4.  Ковалев А.П. Ценообразование при производстве и продаже машин и оборудования: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ОО "Российское общество оценщиков", 2006. - 92 с.

5.  Лужанский Б.Е. Оценка летательных аппаратов, воздушных судов и других видов машин и оборудования, отвечающих аналогичным специальным требованиям. Учебное пособие. МАОК, 2001.

6.   Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления. РД 37.009.015-98. - М.: Государственный научный Центр РФ НАМИ, 1998.

7.  Методическое руководство для экспертов по определению стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомототранспортных средств. Министерство юстиции Российской Федерации. Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы. Российской Федеральный центр судебной экспертизы. Санкт-Петербург, 2001 г. Печатается по решению научно – методического совета по судебной автотовароведческой экспертизе РФЦСЭ при РФ от 15 декабря 2000 года. 

 8.  Назаров О.С., Третьяков Э.А. «Оценка рыночной стоимости машин и оборудования», Международная академия оценки и консалтинга, М. – 2003.

9.  Основы оценки стоимости машин и оборудования. Учебник/ А.П. Ковалев и др. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 288 с.

10.  Оценка для целей залога: теория, практика, рекомендации / М.А. Федотова, В.Ю. Рослов, О.Н. Щербакова, А.И. Мышанов. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 384 с.

11.  Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств/

А.П.Ковалев, А.А.Кушель, В.С.Хомяков, Ю.В.Андрианов, Б.Е.Лужанский, И.В.Королев, С.М.Черемикин.–М.: Интерреклама, 2003.– 488 с.

12.  Оценка стоимости транспортных средств. Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.П. Улицкого, М, «Финансы и статистика», 2005. – 304 с.

13.  Оценка машин, оборудования и транспортных средств: Учебное пособие / Под общей редакцией В.П. Антонова. – М.: Институт оценки природных ресурсов, 2001.

14.  Оценка стоимости машин и оборудования: Учебное пособие/ Под общей редакцией В.П. Антонова - М.: Издательский дом «Русская оценка», 2005.

15.  Попеско А.И., Ступин А.В., Чесноков С.А. Износ технологических машин и оборудования при оценке их рыночной стоимости: Учебное пособие. М, 2002.

16.  Практика оценки стоимости машин и оборудования: Учебник/ А.П. Ковалев и др. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 272 с.

17.  Рутгайзер В.М. Оценка рыночной стоимости машин и оборудования. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 1998.

18.  Улицкий М.П. «Оценка стоимости транспортных средств», Учебно-методическое пособие, Изд-во «Финансы и статистика», М. – 2005. – 304 с.

19.  Федотова М.А. Основы оценки стоимости машин и оборудования. – М. «Финансы и статистика», 2007.

Информация о файле
Название файла Методика и оценка рыночной стоимости ТС от пользователя gekopin
Дата добавления 5.5.2020, 15:56
Дата обновления 5.5.2020, 15:56
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 3.11 мегабайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 426
Скачиваний 128
Оценить файл