IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Институт изучения детства, семьи и воспитания выяснил, как молодежь использует соцсети и нейросети , В опросе приняли участие около 8 тысяч человек из 62 регионов страны
Опции V

Институт изучения детства, семьи и воспитания представил результаты исследования «Медиапотребление современной молодежи». В опросе, проведенном в мае 2025 года, участвовали 7 890 старшеклассников и студентов СПО из 62 субъектов РФ. Специалисты изучили использование социальных сетей и нейросетей, предпочтения в цифровом контенте.

Результаты показали существенные различия в медиапотреблении в зависимости от возраста и пола ребенка. Например, социальная сеть Likee, популярная среди 56% пятиклассниц и 25% пятиклассников, к старшим классам теряет актуальность.

Абсолютным лидером среди соцсетей оказался Telegram: им пользуются в среднем 95% мальчиков и 97% девочек. На втором месте у мальчиков – YouTube (84%), на третьем – «ВКонтакте» (81%). У девочек вторая позиция – у соцсети «ВКонтакте» (89%), третья – у Pinterest и TikTok (по 85%).  При этом в 5-х классах соцсетью Telegram пользуются уже 86% обучающихся, и с каждым классом количество пользователей приближается к абсолютному значению (96–99%), которое сохраняется и у студентов СПО. Количество пользователей «ВКонтакте» также близко к абсолютному значению, особенно в 10–11-х классах и на 1–4-х курсах СПО.  Девочки обращаются к соцсети «ВКонтакте» чаще, чем мальчики, и в 5-х, и в 11-х классах. TikTok демонстрирует пик популярности в 8–9-х классах (91% девочек и 78–83% мальчиков), но к 11-му классу вовлеченность снижается до 60% у юношей и до 81% у девушек. В колледжах эта тенденция продолжается: на 1-м курсе TikTok используют 79% юношей и 92% девушек, к 4-му курсу – 67% и 76% соответственно.

В старших классах интересы мальчиков и девочек разделяются: девочки пользуются Pinterest (10-е классы – 91% девочек и 44% мальчиков), а мальчики Twitch (9-е классы – 52% мальчиков и 29% девочек) и Discord (9-е классы – 57% мальчиков и 20% девочек).

Ежедневное использование соцсетей увеличивается с возрастом. В Telegram проводят время 89–90% юношей и 93–95% девушек старших классов и колледжей. Большинство цифровых активностей имеют несущественные отличия по популярности (переписка в чатах, просмотр длинных и коротких видео, аудио- и видеозвонки). Однако девушки чаще посещают страницы сообществ (75% против 66%), смотрят сторис (57% против 43%) и ведут блоги (42% против 28%). Юноши больше времени уделяют видеоиграм (78% против 55%) и стримам (57% против 43%).

Временные затраты также различаются: 38% юношей в будни тратят более трех часов на игры (в выходные – 45%), среди девушек таких лишь 12–16%. На переписку такое же количество времени ежедневно тратят 35% девушек против 22% юношей. Короткие видео смотрят 42% девушек и 31% юношей.

Короткие видео – самый популярный формат, что связано с популярностью TikTok. Девушки также предпочитают фотографии/картинки (56%) и длинные видео (56%), юноши – длинные видео (71%). Мемы популярны у половины респондентов обоих полов. Стримы смотрят 33% юношей против 20% девушек. Аудиоконтент потребляют 28% девушек и 23% юношей.

С возрастом меняются контентные предпочтения. К 10–11-м классам 33% девушек интересуются темами ментального здоровья. Бьюти-блоги стабильно популярны у 39–43% девушек с 5-го класса. Новости смотрят около 25% старшеклассников обоих полов. Интервью интересуют 23% юношей и 33% девушек 10–11-х классов. При этом популярность распаковок и челленджей снижается: с 42 до 31% у девушек, с 25 до 13% у юношей.

Образовательный контент ищут 40% юношей и 49% девушек 10–11-х классов, что связано с подготовкой к экзаменам. В колледжах эти показатели ниже (22–24%). 48% школьников и 41% студентов используют соцсети в учебных целях, преимущественно для просмотра видеолекций и подготовки к экзаменам.

86% школьников и 92% студентов отметили отсутствие родительского контроля. 54% школьников и 57% студентов еженедельно сталкиваются с нецензурной лексикой, 41% – с оскорбительными высказываниями, 38–46% – с контентом о военных действиях, 35–39% – с трагическими новостями. 76% школьников и 81% студентов не сталкивались с кибербуллингом. Наибольший интерес вызывает контент о военных действиях и трагических событиях.

57–61% учащихся смотрят блоги для развлечения, 53% старшеклассников – для снятия стресса. Треть интересуется блогами ради новой информации. В топе блогеров у юношей – Влад а4, Mr. Beast, Дмитрий Куплинов; у девушек – Дмитрий Масленников, TheBrianMaps. Популярные жанры – разговорные видео и челленджи. Летсплеи одинаково популярны у всех. Познавательный контент менее востребован. Формат видеоролика является доминирующим в молодежном сегменте. До недавнего времени их основной площадкой был YouTube, иногда Twich, сейчас часть блогеров загружает также свои видео на VK Видео и Rutube, однако полноценной цифровой миграции пока не наблюдается.

Каждый второй школьник и студент СПО пользуется в учебе нейронными сетями. В ходе опроса респондент должен был в свободной форме ответить, к каким именно нейросетям он обращается. Всего было названо 1 760 различных ИИ-инструментов. Лидер – ChatGPT, за ним следуют «Яндекс GPT»/»Яндекс Нейро» и DeepSeek.


Источник: edu.ru


Дата создания: 10.6.2025, 16:31 z3rg
Напечатать статью  Скачать MSWord  Скачать txt

Текстовая версия

Лаки ТОМПСОН
американский джазовый музыкант (тенор- и сопрано-саксофон). >>>

Смотреть календарь

После вечера с рассказами о призраках, проведенного на берегу Женевского озера в компании Гордона БАЙРОНА и Перси Биш ШЕЛЛИ, 19-летней Мэри ШЕЛЛИ приснился кошмар, который лег в основу ее романа «Франкенштейн, или Современный Прометей».
>>>

Смотреть календарь

Sturge см. Стерджа-Вебера..., Стерджа-Вебера-Краббе..