Министерство образования и науки Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии
Кафедра возрастной, педагогической и специальной психологии
Реферат на тему:
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ПСИХОТЕРАПИЯ, ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ.
Выполнила: студентка 5 курса, специальности «Специальная психология с доп. спец-ю олигофренопедагогика»
Митрофанова Светлана
Чебоксары, 2012г.
Содержание:
1. Введение
2. Гуманистическая психология. Становление , принципы.
3. Основные положения и понятия групповой психотерапии
4. Основы психотерапии
5. Психотерапевтические методы и приемы
6. Заключение
7. Список литературы
Введение
Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы.
Предметом психологии как науки является изучение закономерностей формирования и появлений психики. Психология делится на общую и специальную, или прикладную. К последнее относятся: социальная психология, педагогическая , клиническая, психотерапия…
Психотерапия - метод лечения больного психологическим воздействием.
В реферативной работе мы рассмотрим значение психотерапии, как направления практической психологии и как профессии психолога. Методы психотерапевтического воздействия, работы с различными больными. Направления личностно-ориентированной психотерапии, особенности и принципы гуманистического, когнитивного направлений. Также методы групповой психотерапии , трансакттерапии, гештальттерапии.
Психотерапия в целом включает множество других методов, которые могут использоваться для оказания помощи различным категориям больных. Большинство из них требуют соответствующей квалификации психотерапевта и опыта применения конкретных методик. Психотерапевт должен владеть как медицинскими ( прежде всего в области психиатрии), так и психологическими знаниями, чтобы проводить дифференциальную диагностику выявляемых нарушений, определять показания для применения тех или иных психотерапевтических методов и осуществлять психотерапию на практике, избегая побочных эффектов и осложнений.
2. Гуманистическая психология. Становление, принципы.
История становления.
В первой половине 20 в. возникло множество психологических школ, каждая из которых пыталась объяснить все психологические явления в терминах единой всеохватывающей системы.
Гуманистическая психология, возникнув в США в конце 1950-х гг., в своем стремлении построить новую методологию познания человека, обращена, прежде всего, против господства в американской психологии того времени естественнонаучного механистического подхода. Именно с точки зрения пафоса противостояния с психоанализом и бихевиоризмом, характерного для этого периода развития психологической науки в США, можно понять сделанное Дж. Бьюдженталем сопоставление значимости возникновения гуманистической психологии с крахом феодализма, открытиями электричества или целого полушария Земли. Она явно противопоставила себя научной традиции, стремящейся свести психологию к изучению примитивных механизмов рефлекторного функционирования. В этот же период ряд европейских психологов развивают концепции, близкие в своей сути к гуманистическим, но именно в США, помимо идейно-теоретического дискурса, они преобразуются в широкое социальное движение, выходящее за рамки собственно психологии. С созданием в 1961—1962 гг. Американской ассоциации за гуманистическую психологию (АГП) и журнала "Гуманистическая психология" это движение оформляется в качестве самостоятельной официальной ветви психологии, ориентированной на высшие сущностные проявления человека. Отчасти такое драматичное развитие гуманистической психологии в США обусловлено общими социальными тенденциями того периода: пик движения в защиту гражданских прав, массовые демонстрации, марши протеста.
В конце 1960—начале 1970-х гг. гуманистическая психология в США переживает свой расцвет. В 1971 г. удается организовать выступление Стэнли Крипнера в Академии наук СССР. В своем докладе он отмечает общие с советской психологией точки зрения и подходы в исследовании сознания и потенциальных творческих возможностей человека. В 1972 г. с группой членов АГП он снова посещает Москву.
В России в этот период активно развивается одно из основных направлений советской психологии - деятельностный подход. Он не чужд гуманистической проблематике, как, впрочем, и остальные советские научные школы, открытые по отношению к ней. Именно в их русле формируются отечественные гуманистические концепции, не противопоставляясь другим школам и направлениям, как в Америке, а развивая и трансформируя существующие подходы.
К моменту основания в 1983 г. проекта советско-американского сотрудничества АГП с АПН СССР, из жизни уходит целый ряд признанных лидеров американской гуманистической психологии, таких как А. Маслоу, С. Джурард, Ш. Бюлер, Э. Сьютич. Тем не менее, в рамках этого сотрудничества пять делегаций АГП принимают участие в диалогах, обмене научным опытом и дружественных контактах. Состав делегаций довольно пестрый и включает не только психологов, а география их визитов ограничена преимущественно Ленинградом, Москвой и Тбилиси. В Москве основной принимающей стороной становится НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Поначалу это преимущественно односторонняя активность, более того, интерес к ней проявляет ограниченный круг учреждений, однако со временем советские специалисты тоже становятся гостями ежегодных конференций АГП.
Принципы гуманистической психологии
Гуманистическая психология — направление, возникшее в начале 60-х гг. XX века в США и позиционируемое его основоположниками в качестве "третьей силы" в психологии, альтернативной психоанализу и бихевиоризму. В его основе лежит философия экзистенциализма, противопоставлявшая себя внеличностному "объективному" методу научного познания. На ее базе А. Маслоу сформулировал ряд базовых принципов гуманистической психологии.
Первый из них — принцип становления — предполагает, что потенциал развития остается неисчерпанным на протяжении всей человеческой жизни — всякий раз по достижении определенной цели открываются новые возможности, имплицитно заложенные в самой личности. В силу этого человек по большому счету независим от внешних условий и свободен в выборе этих возможностей, одновременно неся всю полноту ответственности за их реализацию.
Второй принцип — принцип уникальности каждого индивида и человеческой природы — подчеркивает первостепенное значения изучения субъективного опыта конкретной личности как альтернативы поиску общих закономерностей и теоретическим обобщениям аналитических подходов в психологии. В данном аспекте гуманистическая психология смыкается с идеями Г. Олпорта. Кроме того, в этой же логике человек представляет собой совершенно особый вид живых существ, кардинально отличающийся от животных. Следовательно, использование данных, полученных в экспериментах с животными, для объяснения человеческого поведения, как это имеет место в бихевиоризме, совершенно неправомерно.
Третий принцип — принцип холизма — провозглашает подход к человеку как к единому целому. С этой точки зрения дифференциация человеческого организма и психики и изучение отдельных компонентов последней (психических процессов, поведенческих актов и т. д.) являются неоправданными и искажающими реальность.
Согласно четвертому принципу — принципу позитивного отношения к человеческой природе — все люди по природе своей предрасположены к добродетели и каждому человеку присуще творческое начало. Именно оно, с точки зрения гуманистической психологии, является главной движущей силой личности, а не бессознательные и разрушительные импульсы, как полагал З. Фрейд.
Пятый принцип — психологии психического здоровья — обосновывает необходимость концентрации внимания психологов на изучении здорового человека, поскольку, по мнению А. Маслоу, исследование исключительно психической патологии, которым ограничивались представители других школ, может дать только однобокую, "увечную" психологию. Более того, без четких и ясных представлений о психическом здоровье невозможна по-настоящему эффективная терапия психических расстройств.
При том, что изложенные принципы, безусловно, отвечают идее гуманизма и действительно позволяют преодолеть механистичность, присущую бихевиоризму, и чрезмерную центрацию на бессознательных процессах ортодоксального фрейдизма, в чистом виде они представляются чересчур идеалистичными и абстрактными. Не случайно, декларируя свою приверженность данным принципам, А. Маслоу сконцентрировался на исследованиях мотивации, в результате которых им была разработана концепция иерархии потребностей.
3. Основные положения и понятия групповой психотерапии
Групповая психотерапия-психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. все совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая группового психотерапевта, в лечебных целях.
Групповую психотерапию следует отличать от коллективной психотерапии.
При коллективной психотерапии объединение людей случайно, используются любые психотерапевтические методы. В этом случае психотерапевт воздействует психологическими средствами на большое количество пациентов, но систематически не использует в лечебных целях ситуации, взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между пациентами.
Коллектив-высшая форма социального объединения людей для достижения общей цели, отличающаяся высшей степенью организованностью и психологической сплоченностью.
Исходя из вышесказанного, в процессе психотерапевтической работы группы больных сформировывались как единое целое, а ее члены образовали содружество единомышленников, объединяются во имя осуществления единой цели. Коллективная психотерапия-это высшая форма групповой психотерапии
В групповой психотерапии мотивом деятельности каждого индивида является его собственное выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются только как средство достижения этой цели.
Группа регулируется общими ценностями и нормами, участники которой включены в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.
Основные признаки группы:
1. Осознание участниками своей принадлежности к группе;
2. Установление определенных отношений между участниками группы;
3. Внутренняя организация, включающая распределение обязанностей, лидерство, иерархию статусов;
4. Действие «группового давления», побуждающего участников вести себя в соответствии с принятыми в группе нормами;
5. Наличие определенных изменений во взглядах отдельных участников, обусловленных принадлежностью к группе.
В групповой психотерапии выделяют следующие направления:
1. Психотерапевтические группы, ориентированные на отдельную личность, больше обсуждаются проблемы отдельных участников (ортодоксальные участники, классический гештальт, классическая психодрамма).
2. Группа, ориентированная на межличностные взаимодействия участников, акцент делается на отношения между участниками и терапевтом. Объект обсуждения-межличностное взаимодействие, возникшее «здесь и теперь», т.е. межличностный опыт (межличностная групповая психотерапия, неофрейдисткое психодинамическое направление, транзактный анализ, групповаянедерективная психотерапия, т-группы, «группы встреч»).
3. Ориентация на группу, как совокупность. Акцент делается на групповые действия, коллективные инициативы (групповой анализ, группа ориентированная на конфликт).
Такое разделение носит условный характер, т.к. реальная психотерапия, по мнению Кочюнас Р., действует на всех трех уровнях.
II. Преимущества и ограничения групповой психотерапии
Преимущества групповой психотерапии:
1. Экономичность денежных и временных ресурсов;
2. Межличностное обучение, позволяющее более глубоко познакомиться со стилем своего общения с другими людьми, приобрести более эффективные социальные навыки. В группе можно получить различные реакции и поддержку других ее членов на свое поведение увидеть с их помощью последствия и в последующем его моделировать.
3. В группе «воссоздается» повседневная жизнь каждого участника, что позволяет им увидеть трудности и особенности проблемы. Вероятность того, что усвоенные в группе новые способы поведения, изменившегося понимания себя и своих отношений с другими будут перенесены в ситуации реальной жизни.
4. Дополнительная возможность самосовершенствования . Участники группы обмениваются жизненным опытом, своими проблемами и их разрешения, учатся на опыте друг друга.
Ограничения групповой психотерапии:
1. Не все люди могут эффективно решать свои проблемы в группе и мешают это делать другим членам группы.
2. Конформность поведения участников группы.
3. Некоторые групповые нормы, необходимые для эффективной работы группы могут создавать иллюзию, т.к. в жизни они более желанны, чем реальны. Таким образом, группа может стать для некоторых участников безопасной нишей, человек начинает жить в группе ничего не меняя в своей реальной жизни. Эти участники стремятся продлить свое существование группы без терапевта или ищут другие подобные группы.
III. История развития групповой психотерапии
Один из первых, кто начал использовать групповой подход, как метод лечения был бостонский врач Дж. Пратт. Он лечил он лечил больных туберкулезом, которые не могли позволить себе лечение в стационаре. С самого начала этот групповой подход в лечении имел чисто экономический смысл, но в последующем Пратт заметил, что сама группа и воздействие ее членов друг на друга, обладает высоким психотерапевтическим фактором, который положительно сказывается на течение основного заболевания.
Большое влияние на формирование групповой психотерапии оказали работы Фрейда, касающиеся изучения психологии масс и лидера. Его ученики Адлер, Уэндер Л., Шильдер П. одни из первых попытались использовать психоанализ в лечении в групповых условиях. Так Адлер обратил внимание на значениесоциального окружения и проявления нарушения у пациентов. Он считал, что группа представляет собой соответствующий контекст для проявления эмоциональных нарушений и их коррекции, группа может формировать и модифицировать взгляды и суждения. Работая с группой пациентов Адлер стремился добиваться понимания пациентами генеза их нарушения, а также трансформировать их позиции.
Родоначальником групповой психотерапии считают Я. Морено, основоположником психодраммы, ему же принадлежит термин «групповая психотерапия».
Среди представителей гуманистической психологии значительное влияние на групповую психотерапию оказал К. Роджерс. Роджерспридавал большое значение групповым формам, считая, что в них психотерапевт является моделью для участников, способствуя тем самым устранению тревоги и развитию самораскрытия, а отношения, складывающиеся между участниками группы, могут создавать оптимальные условия для терапевтического изменения. Его «терапия центрированная на клиенте» и понятие об «энкаунтер-группы» заложили основу антиавторитарной недерективной психотерапии.
Огромное влияние на групповую психотерапию оказали работы Левина в области групповой динамики, который полагал, что большинство эффективных изменений происходят в групповом контексте. Левин рассматривал личностные расстройства как результат и проявление нарушенных отношений с другими людьми и социальным окружением. Группа выступает в качестве инструмента коррекции нарушения взаимодействий, которое происходит в процессе обучения.
На развитие групповой психотерапии в России оказали влияние теоретики и практики Хек, Лидер, Кратховил из Восточной Европы.
Среди отечественных современных ученных для развития групповой психотерапии свой вклад внесли Либих С. С., Гросман А. А., Иванов Н. В., Захаров А. И.
4. Основы психотерапии
Термин «психотерапия» имеет двоякое толкование, связанное с буквальным его переводом с греческого (psyche - душа иtherapeia - забота, уход, лечение), - «лечение души» и «исцеление душой». Введен термин в 187 году В.Тьюком
(«Иллюстрация влияния разума на тело») и стал широко использоваться с конца
X1X века. Однако до настоящего времени нет единого мнения о границах, формах и методах психотерапии, подготовке специалистов в этой области, как нет и общепризнанного ее определения. Учитывая, что психотерапия в отечественной науке и практике традиционно относилась к медицине - рассматривалась как один из методов лечения и профилактики заболеваний (в 1985 г. он была выделена в самостоятельную медицинскую специальность), наиболее отвечающим ее сути, вероятно нужно признать следующее определение: психотерапия - целенаправленное использование психических (психологических) методов для лечения болезней. Ее принято рассматривать как комплексное лечебное воздействие на психику больного, использующее его эмоциональные реакции, когнитивные, интеллектуальные, волевые возможности, условнорефлекторные связи, а в результате - навесь организм с целью устранения болезненных симптомов , изменения отношения к своему заболеванию, своей личности и окружающей среде.
С глубокой древности известны случаи влияния некоторых лиц на психическое состояние других людей. В основе лечения ряда болезней жрецами, «лечебного эффекта» заговоров, «священных танцев» шаманов лежит воздействие на психику механизмами внушения. Сохранилось выражение: «медицина держится на трех китах: ноже, траве и слове», т.е. за словом с древних времен признавалась такая же сила, как и за ножом хирурга. Христианское учение говорит нам, что слово обладает огромной силой : « …жизнь и смерть во власти языка…»
Развитие психотерапии как научно обоснованного метода начинается с X1X века и связано с именами Бернгейма, Бодуэна, Левенфельда, Мебиуса, а также отечественных врачей В.А.Манассеина, С.П.Боткина, Г.А. Захарьина, С.С.Корсакова, В.М.Бехтерева, которые высказывали мнение о важной роли и возможностях психического воздействия в лечении различных заболеваний.
Одно из наиболее емких определений сути психотерапии принадлежит М.Я.Мудрову: «…зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, 2
что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они исчерпываются из науки мудрости, чаще из психологии: своим искусством печального утешить, сердитого умягчить, нетерпеливого успокоить, резкого испугать, робкого сделать смелым, скрытого откровенным, отчаянного благонамеренным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания».
Важный вклад в развитие отечественной и мировой психотерапии внесли труды И.П.Павлова, его учеников и последователей. Предложив торию физиологических механизмов сна, переходных состояний и гипноза, Павлов заложил основы одного из направлений научного толкования многих явлений, которые веками считались таинственными и загадочными. Учение Павлова о сигнальных системах, физиологическом влиянии слова и внушения стало основой для научной психотерапии. На Западе особую роль в развитии психотерапии сыграли труды З.Фрейда , его учеников и последователей.
Знание психологии больного, его личностных особенностей и возможностей, его понимание болезни и отношения к ней, дает врачу возможность целенаправленно использовать в лечебном комплексе психотерапевтические методы, что, безусловно, повышает эффективность медицинской помощи. Слово врача действует на больного не меньше, а иногда даже и больше, чем медикаменты. Афоризм «Плох тот врач, после беседы с которым больному не стало легче» должен помнить каждый врач, находящийся у постели больного. Поэтому, прежде чем приступить к обследованию, необходимо узнать пациента, побеседовав с ним, и обязательно дать ему надежду на выздоровление или по крайней мере на улучшение состояния. В этом заключаются первые этапы психотерапевтической помощи пациенту.
Психотерапию принято разделять на общую и частную, или специальную.
Под общей психотерапией или психотерапией в широком смысле слова, понимают весь комплекс психических факторов воздействия на больного любого профиля с целью повышения его сил в борьбе с болезнь, создания охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию. Такая психотерапия служит вспомогательным средством; она необходима в любом лечебном учреждении. Иными словами, каждое лечебное воздействии должно включать и психотерапевтический компонент. Поэтому каждый врач, независимо от его специальности, должен быть также психотерапевтом для своего пациента.
Известный отечественный психиатр В.В.Ковалев, занимавшийся психическими расстройствами у соматических больных, подчеркивал, что особенно действенна психотерапия, проводимая лечащим врачом.
Психотерапевтическое воздействие на больного оказывают поведение врач, беседа о характере заболевания, особенностях его лечения, лечебные назначения и рекомендации. Все это дает психотерапевтический эффект только в том случае, если поведение врача подчинено главной цели - формированию у пациента адекватной реакции на болезнь и ее поддержанию на всем протяжении диагностического и лечебно-реабилитационного процесса. Это по существу и составляет психологический и психотерапевтический аспекты работы лечащего врача. Нормализация понимания болезни, правильная оценка и отношение к ней достигаются через апелляцию к личности больного, а также путем влияния на окружающую больного среду. Процесс коррекции соматонозогнозии предусматривает максимальную мобилизацию резервных возможностей больного для успешного обследования и лечения, формирование выдержки и мужества в борьбе с болезнью и ее последствиями с целью быстрейшего возвращения к активной жизни.
При проведении психотерапии врач оказывает влияние на личность больного, стремится изменить личностные реакции, которые способствовали возникновению заболевания. Личностные особенности больного и клинические проявления болезни определяют задачи, стоящие перед врачом, проводящим психотерапию, поэтому необходим индивидуальный подход в каждом случае.
Основными целями психотерапии в общемедицинской практике являются:
· осознание больным свое роли в успешном лечении и реабилитции;
· коррекция неправильных реакций на болезнь (отрицания, ухода в болезнь, безразличия и др.);
· стимуляция активности больного в преодолении заболевания;
· создание системы психологической поддержки больному и условий для исправления неадекватного отношения к болезни, мешающего проведению эффективного лечения.
Психотерапевтическое воздействие необходимо оказывать на все уровни соматонозогнозии и составляющие внутренней картины болезни, добиваясь при этом ослабления дискомфортных явлений и болей, дезактуализации витальной угрозы, этического, эстетического , интимного ее компонентов.
5. Психотерапевтические методы и приемы
2.1 Когнитивные методы
Когнитивные методы основаны на апелляции к разум больного, его логике и личностным ценностям. Эти методы способствуют установлению контакта врча с больным, делают адекватными взаимоотношения. Одним из первых методов психотерапии, основанных на логической аргументации, был предложенный в 191 году П.Дюбуа метод рациональной (от лат.ratio - разум) психотерапии. В основе его лежит психотерапевтическое убеждение путем использования логической аргументации с целью изменения неадекватных становок и оценок больным своего заболевания.
Техника рациональной психотерапии сводится к беседе с больным, во время которой врач разъясняет ему в доступной форме причину и механизмы возникновения заболевания, обясняет, что имеющиеся у него нарушения обратимы, призывает больного изменить свое отношение к волнующим его событиям окружающее обстановки, перестать фиксировать внимание на симптоме болезни. Беседа, проводимая с больным, должна быть нацелена на активное стимулирование его усилий, направленных на преодоление болезни, и на перстройку поведения. Эффективность бесед с больным повышается, если при этом возникает соответствующая эмоциональная реакция.
Когнитивная часть психотерапии направлена на обнаружение патогенных (т.е. ошибочных) мыслей, убеждений, предположений, ожиданий, которые предшествуют патологическим (неадекватным) чувствам (депрессии, страху) или поведению. Патогенные, неадекватные мысли психотерапевт корригирует в процессе разговора (сократовский диалог) путем сопоставления реальности с представлениями пациента.
2.2 Поведенческие методы психотерапии
Разработаны а базе бихевиоризма (от англ. Behavior - поведение) - учения о формировании, закреплении, исчезновении привычек, навыков., поведенческих форм реагирования. В основе концепции психологии поведения лежит учение И.П.Павлова о роли подкрепления в формировании одних типов поведения и угашении других. Бихевиоральная (поведенческая ) психотерапия является сиптоматическо и строится как процесс угашения нежелательного и моделирование нового поведения, в основе ее лежит научение и тренинг, которые помогают добиваться снижения тревоги и страха при столкновении (конфронтации) с пугающей ситуацией. 5
Разнообразные методики поведенческой психотерапии направлены на выработку новых (адекватных) навыков и форм поведения вместо патологических. Наиболее известными методиками поведенческой терапии являются: систематическая десенсибилизация, прадоксальная интенция, аверсивная психотерапия.
2.3 Суггестивные методы
Представляют собой разнообразные формы психологического воздействия на человека при помощи прямого или косвенного внушения (от лат.suggestio - внушаю) с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Используются как вербальные (словесные ) методы внушения, так и невербальные (разнообразные раздражители, действующие на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы). Предпосылкой для успешного использования суггестивных методов является наличие у пациента достаточной внушаемости. Под внушаемостью понимают склонность человека недостаточно критично воспринимать получаемую информацию, принимать ее на веру и легко поддаваться посторонним влияниям. Повышенная внушаемость особенно характерна для истероидных, инфантильных, примитивных личностей, больных алкоголизмом.
Применяются словесное внушение, косвенное внушение, гипнотерепия.
2.4 Методы самовнушения и тренировочно-волевые формы психотерапии
Рост культуры и самосознания населения диктуют необходимость применения различных видов осмысленного самовоздействия человека на психику и через нее на весь организм.
Несомненным преимуществом метода самовнушения по сравнению с внушением и гиносуггестией является то, что пациент сам активно участвует в процессе лечения, а сеансы самовнушения можно проводить в любой обстановке и в любое время.
В этой группе следует выделить метод прогрессивной мышечной релаксации, метод аутогенной тренировки (АТ).
2.5 Психодинамические методы
Эти методы основаны на концентрации приоритетной роли интрапсихических конфликтов в механизмах возникновения психических конфликтов в механизмах возникновения психических расстройств, являющихся результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых моментов внутри личности; они направлены на выявление и устранение подобных конфликтов.
Классический психоанализ Фрейда представляет собой «разговорную терапию».
Психоаналитическая психотерапия - другой вид терапии, где используется метод свободных ассоциаций, реакции трансфера (переноса ) и сопротивления.
Арттерапия также относится к психодинамической терапии. Психотерапевты, занимающиеся терапией искусством, опираются на идеи Фрейда и Юнга, утверждавших, что художественное творчество выражает бессознательное. Сторонники такого подхода исходят из того, что фантазии, «мечты наяву» и различные фобии человеку легче выразить в рисунках, чем вербально. Пациент должен использовать собственные ассоциации, связанные с произведениями, для того чтобы лучше понять себя. Вторая идея, вытекающая из первой, состоит в том, что, узнав сильные и слабые стороны своего характера, пациент может творчески смягчить свое состояние, так как любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество целебно.
2.6 Гуманистическая психотерапия
Базируется на феноменологическом подходе к изучению психических расстройств и их коррекции.
Основные положения: 1) Лечение есть встреча равных людей, а не лекарство, прописываемое специалистом;
2) Улучшение у пациентов наступает само по себе, если терапевт создает правильные условия.
3) Обязательным условием является установление отношения принятия и поддержки.
4) Пациенты полностью ответственны за выбор своего образа мыслей и поведения.
Гештальт-терапия ( от нем. Gestalt - форма, структура) построена на том, что человек сам создает свой мир. Поэтому цель гештальт- работы - развить у него способность творчески взаимодействовать с окружающим миром, лучше сознавать себя, свое восприятие, чувства, поведение, уметь делать выбор и принимать ответственность за себя и свою жизнь.
Заключение
Гуманистическая психология успешно укореняется в российской среде, соединяясь с традициями психологической и философской мысли, она обогащается, развивается, встраивается в широкий культурно-исторический контекст. Активно развиваются интегративные подходы, характерные для российской психологической, консультативной и психотерапевтической практике. Среди них можно упомянуть триалогический подход, возникший на основе классических разработок К. Роджерса в области клиентоцентрированной психотерапии.
Несмотря на широкое распространение и популярность, гуманистическая психология и психотерапия в России стоит в самом начале своего пути. Исходный корпус идей, обогащённый культурной, психологической, философской, теологической традициями и терапевтической практикой, несомненно, еще не раз даст почву новым концепциям и подходам, как отечественным, так и зарубежным. Какими они окажутся и в рамках какой научной парадигмы получат наибольшее развитие, на сегодня определить сложно.
Врач любой специальности может осуществлять и должен не жалеть на это времени психотерапевтическое общение с пациентами в рамках когнитивной психотерапии с элементами внушения. Психотерапия тесно переплетается с практикой психологии, психогигиены и психопрофилактики.
Список литературы:
1. Клиническая психология. Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова.: Учебник для студ. мед. ВУЗов - 2-е изд.- М., 2005.
2. Александров А. А. Интегративная психотерапия. СПб: Питер, 2009. — 352 с.: ил. ISBN 978-5-388-00270-9
3. Александров А. А. Психотерапия: Учеб. пособие — СПб: Питер, 2004.
4. http://azps.ru/ptherapy/index.html
5. http://xn----8sbokd6affhfo7a2k.xn--p1ai/group_therapy.html