Финансово-кредитная и ценовая политика в области охраны окружающей среды природопользования

Описание:
Финансово-кредитная и ценовая политика в области охраны окружающей среды природопользования, обеспечения экологической безопасности
Финансово – экономическое регулирование в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет экономики и менеджмента

Кафедра менеджмента



РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Экологический менеджмент»

на тему: «Финансово-кредитная и ценовая политика в области охраны окружающей среды природопользования, обеспечения экологической безопасности »



Выполнил: студент 5 курса, 57А группа

Форма обучения: очная

Специальность: финансы и кредит

Кальницкая Дарья Викторовна

Проверил: старший преподаватель Заикин Евгений Николаевич



Курск 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Финансово – экономическое регулирование в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности………………………………4

2. Финансирование природоохранной деятельности за счет средств федерального и местного бюджетов………………………………………………5

3. Государственная поддержка с помощью формирования системы экологических инвестиционных фондов………………………………………….8

Введение

            Формирование и совершенствование экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды - одна из важнейших проблем современной экономической науки и практики.

            В условиях финансового кризиса экологические проблемы уходят на второй план, финансовые ресурсы на природоохранные мероприятия и экологические проекты значительно сокращаются, несмотря на то, что количество и масштабы экологических проблем ежедневно увеличиваются. Недостаточное финансирование может привести к тому, что за финансовым кризисом последует еще более серьезный кризис - экологический. Поэтому проблемы и вопросы финансирования охраны окружающей среды весьма актуальны в настоящих условиях.[1]

            Охрана природы – финансово емкое направление деятельности. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды по остаточному принципу в России - одна из причин того, что природа в нашей стране находится в критическом состоянии.

1. Финансово – экономическое регулирование в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

            Для решения приоритетных экологических проблем важное значение принадлежит финансово-кредитным инструментам регулирования природопользования, которые включают: льготное налогообложение, кредитование и субсидирование природоохранных проектов, ценовое регулирование и др. К приоритетным направлениям экологической политики относятся мероприятия по освоению и внедрению в производство мало - и безотходных технологий и производств, производство экологически чистых продуктов питания, переход на энерго - и ресурсосберегающий тип производства, ввод в действие новых технологических процессов и производств по использованию вторичных ресурсов и отходов.

            Целью формирования экологически ориентированного механизма налоговой политики является создание механизма устойчивого финансирования затрат на охрану окружающей среды, перераспределение доходов в пользу регионов повышенного экологического риска, а также поддержание в ряде случаев деятельности предприятий, осуществляющих природоохранную и иную природовосстановительную деятельность на основе субсидий.[2]

            В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" (ст.14) применяются различные методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.[3]

            К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

-    разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

-    разработка федеральных программ в области экологического развития страны и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

-    разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

-    установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

-    установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

-    проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

-    проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

-    предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды;

-    поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

-    возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде и др.

2. Финансирование природоохранной деятельности за счет средств федерального и местного бюджетов

            Финансирование природоохранной деятельности базируется на политике, предусматривающей не только ликвидацию последствий, но прежде всего устранение самих причин загрязнения. Затраты, связанные с решением этой задачи, уже достигают значительных размеров и в дальнейшем будут увеличиваться. Конкретный уровень таких расходов устанавливается с учетом состояния окружающей среды, экономического потенциала, возможностей государства брать на себя часть этих расходов, конкурентных позиций на мировом рынке и т.д.[4]

            Во многих странах наблюдается опережающий рост государственных расходов на охрану окружающей среды в структуре национальных бюджетов, быстрыми темпами растут соответствующие расходы местных органов власти, государственных и частных предприятий. Однако соотношение между этими источниками формирования общенациональных расходов и расходов частного сектора в отдельных странах складываются по-разному. В целом, в общей сумме затрат преобладают государственные затраты, которые увеличивались более быстрыми темпами, чем частные.

            Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации расходы на обеспечение мероприятий по охране окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности финансируются совместно из бюджетов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Исключительно из местных бюджетов финансируются расходы:

-    на организацию утилизации и переработки отходов (за исключением радиоактивных);

-    содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных образований;

-    охрану окружающей среды на территориях муниципальных образований.

                     Финансирование природоохранной деятельности из федерального бюджета в последние годы осуществляется крайне неудовлетворительно. Для обеспечения устойчивого развития необходимо в законодательном порядке установить долю ВВП, которую общество готово выделить для решения экологических проблем. Эта доля должна составлять не менее 3% от ВВП.

            Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации для финансирования природоохранной деятельности могут предоставляться кредиты, субсидии и субвенции. Бюджетные кредиты могут предоставляться: а) государственным и муниципальным унитарным предприятиям; б) юридическим лицам, не являющимся вышеназванными предприятиями и бюджетными организациями.

            Получатели бюджетного кредита обязаны его вернуть и уплатить проценты за пользование им в установленный срок. Государственным и муниципальным предприятиям могут выдаваться беспроцентные кредиты в пределах лимита, которые предусмотрены соответствующими бюджетами.

            Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям допускается:

-    из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, на условиях и в порядке, которые особо определены федеральным законодательством на очередной финансовый год;

-    из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления на условиях и в порядке, которые особо определены правовыми актами местного самоуправления.[5]

            Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случае их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случае их не использования.

3. Государственная поддержка с помощью формирования системы экологических инвестиционных фондов

            Государственная поддержка может быть оказана высокоэффективным инвестиционным проектам, в числе которых могут оказаться проекты с высокой экологической и экономической эффективностью.

            Претендент имеет право выбора следующих форм государственной поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов:

            а) выделение средств бюджета развития Российской Федерации при условии возврата предоставленных средств в течение двух лет с момента их получения и с уплатой процента за пользование ими в размере, определенном федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

            б) предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций, создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынках ценных бумаг по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта.

            В целях отбора наиболее эффективных коммерческих проектов необходимо учитывать, что срок окупаемости инвестиционного проекта не должен превышать двух лет с начала его реализации.

            Размер государственной поддержки за счет средств бюджета развития устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать сметной стоимости проекта:

-    50% - для проектов, обеспечивающих производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условиях защищенности ее отечественными патентами;

-    40% - для проектов, обеспечивающих производство экспортных товаров не сырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке на уровне лучших мировых образцов;

-    30% - для проектов, обеспечивающих производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой;

-    20% - для проектов, обеспечивающих производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

            Финансирование проектов должно осуществляться на конкурсной основе. Выбор проектов для финансирования осуществляется по максимальной величине бюджетной эффективности, определяемой в соответствии с Положением об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации.

            Бюджетный эффект инвестиционного проекта определяется как сальдо поступлений и выплат Федерального бюджета в связи с реализацией данного проекта.

            Основными задачами формирования системы экологических фондов являются финансирование и кредитование экологических программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения; мобилизация средств на осуществление природоохранных мероприятий; экономическое стимулирование эффективного использования природных ресурсов, внедрения экологически чистых технологий, строительства очистных сооружений; содействие в развитии международного природоохранного сотрудничества, экологического образования и воспитания и др.[6]



[1] Дубовик, О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: учеб. пособие / О.Л. Дубовик. - М.: Проспект, 2007.

[2] Ерофеев, Б.В. Экологическое право : - М.: Новый Юрист, 2008. – С. 688

[3] Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 14 марта 2009 года № 32-ФЗ. // СПС "Консультант Плюс". Версия Проф.

[4] Нестеров, П.М. Экономика природопользования и рынок [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / П.М. Нестеров, А.П. Нестеров; под ред. Н.Д. Эриашвили. - М.: Закон и право: ЮНИТИ, 2002. – С. 416

[5] Хачатуров, Т.С. Экономика природопользования [Текст] / Т.С. Хачатуров; отв. ред.Е.И. Капустин; АН СССР, Отделениение экономики. - 2-е изд. - М.: Наука, 1997. – С. 255

[6] Ерофеев, Б.В. Экологическое право [Текст]: учебник / Б.В. Ерофеев. - М.: Новый Юрист, 1998. - 688 с.


Информация о файле
Название файла Финансово-кредитная и ценовая политика в области охраны окружающей среды природопользования от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 19:36
Дата обновления 9.2.2013, 19:36
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 12.15 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 1264
Скачиваний 101
Оценить файл