МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Экологический менеджмент»
на тему: «Финансово-кредитная и ценовая политика в области охраны окружающей среды природопользования, обеспечения экологической безопасности »
Выполнил: студент 5 курса, 57А группа
Форма обучения: очная
Специальность: финансы и кредит
Кальницкая Дарья Викторовна
Проверил: старший преподаватель Заикин Евгений Николаевич
Курск 2012
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Финансово – экономическое регулирование в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности………………………………4
2. Финансирование природоохранной деятельности за счет средств федерального и местного бюджетов………………………………………………5
3. Государственная поддержка с помощью формирования системы экологических инвестиционных фондов………………………………………….8
Введение
Формирование и совершенствование экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды - одна из важнейших проблем современной экономической науки и практики.
В условиях финансового кризиса экологические проблемы уходят на второй план, финансовые ресурсы на природоохранные мероприятия и экологические проекты значительно сокращаются, несмотря на то, что количество и масштабы экологических проблем ежедневно увеличиваются. Недостаточное финансирование может привести к тому, что за финансовым кризисом последует еще более серьезный кризис - экологический. Поэтому проблемы и вопросы финансирования охраны окружающей среды весьма актуальны в настоящих условиях.[1]
Охрана природы – финансово емкое направление деятельности. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды по остаточному принципу в России - одна из причин того, что природа в нашей стране находится в критическом состоянии.
1. Финансово – экономическое регулирование в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Для решения приоритетных экологических проблем важное значение принадлежит финансово-кредитным инструментам регулирования природопользования, которые включают: льготное налогообложение, кредитование и субсидирование природоохранных проектов, ценовое регулирование и др. К приоритетным направлениям экологической политики относятся мероприятия по освоению и внедрению в производство мало - и безотходных технологий и производств, производство экологически чистых продуктов питания, переход на энерго - и ресурсосберегающий тип производства, ввод в действие новых технологических процессов и производств по использованию вторичных ресурсов и отходов.
Целью формирования экологически ориентированного механизма налоговой политики является создание механизма устойчивого финансирования затрат на охрану окружающей среды, перераспределение доходов в пользу регионов повышенного экологического риска, а также поддержание в ряде случаев деятельности предприятий, осуществляющих природоохранную и иную природовосстановительную деятельность на основе субсидий.[2]
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" (ст.14) применяются различные методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.[3]
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
- разработка федеральных программ в области экологического развития страны и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды;
- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде и др.
2. Финансирование природоохранной деятельности за счет средств федерального и местного бюджетов
Финансирование природоохранной деятельности базируется на политике, предусматривающей не только ликвидацию последствий, но прежде всего устранение самих причин загрязнения. Затраты, связанные с решением этой задачи, уже достигают значительных размеров и в дальнейшем будут увеличиваться. Конкретный уровень таких расходов устанавливается с учетом состояния окружающей среды, экономического потенциала, возможностей государства брать на себя часть этих расходов, конкурентных позиций на мировом рынке и т.д.[4]
Во многих странах наблюдается опережающий рост государственных расходов на охрану окружающей среды в структуре национальных бюджетов, быстрыми темпами растут соответствующие расходы местных органов власти, государственных и частных предприятий. Однако соотношение между этими источниками формирования общенациональных расходов и расходов частного сектора в отдельных странах складываются по-разному. В целом, в общей сумме затрат преобладают государственные затраты, которые увеличивались более быстрыми темпами, чем частные.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации расходы на обеспечение мероприятий по охране окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности финансируются совместно из бюджетов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Исключительно из местных бюджетов финансируются расходы:
- на организацию утилизации и переработки отходов (за исключением радиоактивных);
- содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных образований;
- охрану окружающей среды на территориях муниципальных образований.
Финансирование природоохранной деятельности из федерального бюджета в последние годы осуществляется крайне неудовлетворительно. Для обеспечения устойчивого развития необходимо в законодательном порядке установить долю ВВП, которую общество готово выделить для решения экологических проблем. Эта доля должна составлять не менее 3% от ВВП.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации для финансирования природоохранной деятельности могут предоставляться кредиты, субсидии и субвенции. Бюджетные кредиты могут предоставляться: а) государственным и муниципальным унитарным предприятиям; б) юридическим лицам, не являющимся вышеназванными предприятиями и бюджетными организациями.
Получатели бюджетного кредита обязаны его вернуть и уплатить проценты за пользование им в установленный срок. Государственным и муниципальным предприятиям могут выдаваться беспроцентные кредиты в пределах лимита, которые предусмотрены соответствующими бюджетами.
Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям допускается:
- из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, на условиях и в порядке, которые особо определены федеральным законодательством на очередной финансовый год;
- из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления на условиях и в порядке, которые особо определены правовыми актами местного самоуправления.[5]
Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случае их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случае их не использования.
3. Государственная поддержка с помощью формирования системы экологических инвестиционных фондов
Государственная поддержка может быть оказана высокоэффективным инвестиционным проектам, в числе которых могут оказаться проекты с высокой экологической и экономической эффективностью.
Претендент имеет право выбора следующих форм государственной поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов:
а) выделение средств бюджета развития Российской Федерации при условии возврата предоставленных средств в течение двух лет с момента их получения и с уплатой процента за пользование ими в размере, определенном федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
б) предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций, создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынках ценных бумаг по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта.
В целях отбора наиболее эффективных коммерческих проектов необходимо учитывать, что срок окупаемости инвестиционного проекта не должен превышать двух лет с начала его реализации.
Размер государственной поддержки за счет средств бюджета развития устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать сметной стоимости проекта:
- 50% - для проектов, обеспечивающих производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условиях защищенности ее отечественными патентами;
- 40% - для проектов, обеспечивающих производство экспортных товаров не сырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке на уровне лучших мировых образцов;
- 30% - для проектов, обеспечивающих производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой;
- 20% - для проектов, обеспечивающих производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.
Финансирование проектов должно осуществляться на конкурсной основе. Выбор проектов для финансирования осуществляется по максимальной величине бюджетной эффективности, определяемой в соответствии с Положением об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации.
Бюджетный эффект инвестиционного проекта определяется как сальдо поступлений и выплат Федерального бюджета в связи с реализацией данного проекта.
Основными задачами формирования системы экологических фондов являются финансирование и кредитование экологических программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения; мобилизация средств на осуществление природоохранных мероприятий; экономическое стимулирование эффективного использования природных ресурсов, внедрения экологически чистых технологий, строительства очистных сооружений; содействие в развитии международного природоохранного сотрудничества, экологического образования и воспитания и др.[6]
[1] Дубовик, О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: учеб. пособие / О.Л. Дубовик. - М.: Проспект, 2007.
[2] Ерофеев, Б.В. Экологическое право : - М.: Новый Юрист, 2008. – С. 688
[3] Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 14 марта 2009 года № 32-ФЗ. // СПС "Консультант Плюс". Версия Проф.
[4] Нестеров, П.М. Экономика природопользования и рынок [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / П.М. Нестеров, А.П. Нестеров; под ред. Н.Д. Эриашвили. - М.: Закон и право: ЮНИТИ, 2002. – С. 416
[5] Хачатуров, Т.С. Экономика природопользования [Текст] / Т.С. Хачатуров; отв. ред.Е.И. Капустин; АН СССР, Отделениение экономики. - 2-е изд. - М.: Наука, 1997. – С. 255
[6] Ерофеев, Б.В. Экологическое право [Текст]: учебник / Б.В. Ерофеев. - М.: Новый Юрист, 1998. - 688 с.