Министерство образования РФ
ФГУП ВПО «Удмуртский Государственный Университет»
Факультет журналистики.
Реферат:
«А.Платонов «Счастливая Москва»»».
Выполнила :
Стрелкова Х.В.
Группа 31-41
Проверила :
д.ф.н. Леднева Т.П.
Ижевск, 2012
Содержание:
Введение……………………………………………………………...3 с.
Глава I. История романа.
1.1. История создания романа «Счастливая Москва»………...4с.
Глава II. Особенности образов и сюжетов в романе «счастливая Москва»
2.1. Развитие сюжетных линий романа………………………...6с.
2.2. Образы в романе. Москва Честнова……………………….7с.
2.2. Трактовка образов романа критиками……………………..9с.
Глава III. Система образов в романах Платонова.
3.1. Общие черты в произведениях Платонова………………11с.
Заключение......................................................................
...........……13с.
Список литературы………………………………………………....14с.
Введение.
«Книгу следует писать - каждую, как единственную, не оставляя надежды в читателе, что новую, будущую книгу автор напишет лучше!».
А.Платонов
Андрей Платонов играет значительную в русской литературе.
Он поэт и автор двух романов («Чевенгур», «Счастливая Москва»), девяти повестей («Котлован», «Сокровенный человек»), новелл о любви («Фро», «Река полудень») и детях («Корова»). Он автор четырех книг рассказов о войне и двух книг сказок; драматург, работающий в жанрах лирической комедии и трагедии, литературный критик. Его дар, не смоги подавить ни цензура, ни десятилетия запретов, ни сломили его и жизненные трудности. И при всем при этом, Платонов был признан самым нелитературным писателем ХХ века.
Он работал жил вне страстей и споров советского литературного процесса, с естественной простотой отрицая литературу как словесную игру, и как одну из форм современной идеологии. (Н.В. Корниенко).
Большое количество произведений было написано Платоновым «в стол». Неопубликованные произведения имеют у автора, как правило, несколько вариантов. Только начальный фрагмент романа «Счастливая Москва» известен в четырех версиях. Роман «Счастливая Москва» остается во многом загадкой для многих исследователей, да и уж тем более для читателей.
И с этой точки зрения, мне стал интересен именно этот роман, «Счастливая Москва».
Целью моей работы является :
- подробное изучения истории романа;
- изучить критику других авторов к этому роман.;
- проанализировать, продолжается ли система образов героев в романах Платонова.
Для достижения данной цели мной были прочитана такие работы А.Платонова, как роман «Счастливая Москва», и «Чевенгур», повесть «Котлован», рассказы «Возвращение», «Фро», «Мать» и просмотрены литературные журналы, «Новым мир» и «Вопросы философии», где были опубликованы работы автора и представлена критическая литература и статьи на них.
Глава I. История романа.
1.1 История создания романа «Счастливая Москва».
В 20-му веку самым значительным открытием в истории платоноведения стал незаконченный роман «Счастливая Москва». Роман был впервые опубликован в журнале «Новый мир» в сентябре 1991 года исследовательницей Натальей Васильевной Корниенко.
Роман Андрея Платонова «Счастливая Москва» восстановлен по рукописи, хранящейся в его домашнем архиве. Роман написан карандашом, на серой бумаге, на листах, вырванных из школьных тетрадей и амбарных книг (чаще всего на обеих сторонах), на свободных страницах рукописей его ранних стихов [1].
Данный роман создавался в тяжелейшее для писателя время, когда на него обрушивалась не только критика, но и сам Сталин. В создавшейся ситуации с клеймом «кулацкого агента» и «классового врага», Платонову было невозможно печататься, хотя он рассчитывал на публикацию своих произведений. Не смотря на все условия, что печатали Платонова мало, 30-е годы были для автора плодотворными. О времени написания романа имеются лишь опосредованные сведения: записные книжки Платонова, ответы на различные опросы писательских организаций. Из записных книжек можно узнать, что работа над романом продолжалась в течение 1932-1936 годов.
Предположительно, первые шесть глав были написаны в 1933 году, далее работа над романом прерывается. Издание романа отодвигается до конца 1934 года, но писатель не завершает работу и роман не издается.
Вторая глава романа публикуется отдельным произведением с названием «Любовь к дальнему», а дальнейшая работа над романом откладывается в связи с поездкой Платонова в Туркмению. Также записные книжки писателя свидетельствуют о завершении работы над романом в 1936 году. Но в то же время Платонов оставил свидетельства того, что работа над романом не закончена.
Работа над «Счастливой Москвой» отразилась и на созданных в то же время рассказах: в них обнаруживается много сюжетных параллелей и схожих мотивов. Из этого можно сделать вывод о значимости романа для писателя и важной роли, которую сыграла «Счастливая Москва» в творчестве писателя.
Во второй половине 1936 года следы романа окончательно теряются. Вместо издания романа свет увидит сборник рассказов «Река Потудань».
В 1937-м году Платонов начинает работать над романом «Путешествие из Ленинграда в Москву». По замыслу писателя роман «Счастливая Москва» должен был стать его частью. После ленинградской командировки Платонов просит у союза писателей выделить ему средства на завершение романа, публикация которого должна была состояться в 1938-м году, чего так и не случилось. Имеются свидетельства, что работа над «Путешествие из Ленинграда в Москву» длилась до 1941 года, но с началом войны семья Платоновых эвакуируется в Уфу, и рукопись пропадает. Её судьба неизвестна до сих пор. Но ранняя редакция рукописи романа «Счастливая Москва» была найдена и опубликована как самостоятельное произведение.
Глава II. Особенности образов в романе.
2.1. Развитие сюжетных линий романа.
Интересны первые наброски Платонова в «Счастливой Москве». Сохранились четыре варианта экспозиции романа. В первом наброске Москва Явная - инженер- механик в «числе других способных механиков» - испытывает шариковые подшипники в Институте Высоких Скоростей. Этот сюжет обрывается прямо на полуфразе, и делается попытка прописать предысторию героини, выросшей без матери, с отцом – механиком, философом бездомья, который и дает девочке имя в честь Москвы – «города чудного», «Очага центрального», «очага родины».
В следующем наброске Москва – круглая сирота, «не помнящая одства», инженер – механик – отправляется на работу в провинцию по маршруту, уже пройденному героем повести «Ювенильное море». В записной книжке 1933 года появляются чертежи раскрывающегося парашюта, этот знак молодости и победности эпохи 30-х годов. [1].
В этих же записках Платонов пишет о Москве :
«Она, Москва, жила независимо, не обращая внимания на течении, на службу, на судьбу, на преследования мира, на всю чепуху, на все, как некое растение, живое внутренним теплом – под ветром, бурей, дождем и снегом. Оно – отделилось ради соединения с будущим.» [1].
В туркменских записях Платонов набрасывает и два возможных финала романа «Счастливая Москва». Первый – своеобразный сколок с финалом сцены самоубийства Саши Дванова (герой романа «Чевенгур»), однако акцент ставится несколько иной :
«Конец - или близь того «Узника»: он, узник, казнит самого себя, - самоубийство или – лучше – вроде, но не самоубийство с медленным страдальческим концом, себя казнит, как сволочь, стервец, разоблачившего будто бы человечество, - уничтожение гниды земного шара».
И второй финал – встреча слепого Сартариуса и Москвы, «многодетной, но непобедимой». [1].
В январе 1936 года, в записях, Платонов, определяет новые сюжетные линии романа и финала, «который по-своему уплывал от Платонова, автора не только открытых, но и достаточно жестких финалов» [1].
«Может быть, Сарториус, в конце превращается в тип, в характер самой Москвы и овладевает ее душой бесплатно, без усилий , которые затратила Москва на свое великое образование. В конце должно остаться великое напряжение, сюжетный потенциал - столь же резкий, как и в начале романа. Сюжет не должен проходить в конце, кончаться».
Большую роль в судьбе романа играет трагический поворот судьбы Андрея Платонова, в 1938 году, за месяц до планируемой сдачи романа, был арестован его единственный сын, которому было пятнадцать лет. И в этом водовороте событии теряются следы «Счастливо Москвы». И исходя их этого, в работе Н.В. Корниенко сказано, что роман « «Счастливая Москва» должен был стать в платоновском «Путешествии» первой – московской – частью. Это подтверждает и папка, в которой хранится рукопись романа «Счастливая Москва». На первой странице романа Платонов зачеркивает его название и вписывает : сначала – «Человек», затем – «Путешествие из Ленинграда в Москву». Перед первой главой Платонова вписано «2 эпиграфа из Радищева». Один эпиграф выписан Платоновым, он в той же папке. В этом хрестоматийном тексте Радищева автор «Счастливой Москвы», думается, вычитал и дальние истоки жизнеотрицания своих героев.
Судьбы второй части «Путешествия» неизвестна. Можно только реконструировать (по записным книжкам и тетрадям) «маршруты» Платонова от Москвы до Ленинграда. Можно так же предположить, что по этим маршрутам писатель мог отправить героя «Счастливой Москвы» Сарториуса, открывающего для себя «темную стену» между социальным идеалом времени и жизнью».[1]
Во многих местах рукопись испещрена вопросами, особенно там, где писатель шел по лезвию эстетического риска. Возможно, что сам Платонов со свойственной ему требовательностью к слову что- то бы и сократил: об этом имеются его записи на полях рукописи. Рукопись сохранила и многообразие вариантов стилевой правки : обычно в рукописи Платонова варианты (а их может быть и два и три) вписываются сверху, а на полях ставится вопрос как знак того, что необходимо вернутся к этим абзацам и строкам. Часть этой правки выверена по авторизованной машинописи сохранившихся пяти глав романа. Другая часть правки идентифицирована с учетом авторской правки в других его рукописях. В то же время в публикуемом тексте «Счастливой Москвы», редакторы, сочли необходимым сохранить разные варианты. Правленая рукопись романа и записные книжки к нему дают редкую возможность проследить работу писателя, войти в его художественную лабораторию. [1].
2.2. Образы в романе. Москва Честнова.
Все образы, герои Платонова имеют свою изюминку, ярко отличительную особенность, странность, делающий их запоминающимся и в то же время как бы не совсем реальными, например:
· Божко занимается перепиской с мировым пролетариатом;
· Самбикин ищет вещество жизни в анатомируемых им телах;
· Сарториус мечтает о создании совершенных весов, устанавливающих вечную справедливость на селе;
· Москва Честнова пытается принять в себя всю жизнь и обеспечивать непрерывность чужого течения.
«Странность» персонажей Платонова, особого рода. Прежде всего, это странность повальная, распространенная, подобно проказе заражающей все вокруг. Во-вторых, «странность», она у героев активная, действующая. В-третьих, метафизическая. Такого количества «странных» героев, но странных, каждый по-своему, неповторимо и уникально, нет ни у одного писателя.
Но наверное больше стоит разобрать образ Москвы Чесновой.
Москва Честнова, девочка без роду и племени, приспособленная для жизни в городе, давшему ей имя. Революция вошла в ее душу в виде темной фигуры человека с горящим факелом в руке, бегущего по улице, пока ружейный выстрел не оборвал его бег. Это воспоминание преследует ее всю жизнь, пока она случайно не узнает, что гибельным символом революции был Комягин. Она активно включена в жизнь. Она просто выходит замуж за случайного человека и так же просто уходит от него, даже не попрощавшись. Она без колебаний и страха поступает в школе воздухоплавания, потому что «любит ветер в воздухе». Но тут же в воздухе, Москва Честнова закуривает. Парашют вспыхивает и оторвавшись от лямок исчезает за доли секунды. И в это страшный миг, в голову Москвы приходит фантастическая мысль : «Так вот какой ты, мир, на самом деле! Ты мягкий, только когда тебя не трогаешь». После чего жизнь ее перевернулась и она легко рассталась с Божко, который и устроил ее в воздушнолетную школу. После этого ей дают квартиру, и она ничего не делает, а просто ложится животом на подоконник, и мечтает. (Такой же момент описан и в «Фро», когда та, ждала своего мужа, скучая по нему, она так же проводила время).
Москве Честновой все равно кто рядом с ней, и доказательством этого является момент, когда она пускает в свой дом незнакомого бездомного мужчину.
Образ и судьба ее загадочны. Платонов говорит о ее «опухлостях». Она совершает непредсказуемые, страшные и при этом ничем не объяснимые поступки, чувства ее неясны. Она, на удивление, привязывается к герою Комягину, который далеко не самый положительный персонаж романа. При этом она терпит все унижения от него и ждет его, даже когда к нему приходит его бывшая жена, он вставляет Москву в коридор, а сам тем временем, за дверь, услаждает свои физический потребности , для поднятия жизненного тонуса.
Она в разгар всех чувств покидает Сарториуса, странно объясняя свой поступок. « Мне жалко чего-то, сколько я ни живу, а жизнь со мной никак не сбывается, как я хочу».
Она так же покидает прооперировавшего ее хирурга Самбикина. И она не думает о нем, когда во время реабилитации в санатории за ней ухаживают другим ужины и пишут на ее протезе ласковые слова.
В конце романа она даже становится женой Комягину, уже будучи калекой, с одной ногой. Она на протяжении всего романа идет к этому, чтобы быть с ним, и тут же, Платонов показывает сцену, когда она его сгоняет на пол, приговаривая ему, чтобы он умирал.
2.3. Трактовка образов романа критиками.
Трактовку образу Москвы Честновой дал Юрий Нагибин – «он считал, что протез придуман Платоновым недаром и недаром так сильно концентрируется на нем внимание. Сращение с протезом символизирует ее превращение из честной девушки в Бабу-Ягу, лишенную всяких чувств и разборчивости. Померкло воспоминание- символ, питавшее ее душу, которое придавало хоть какой-то смысл и красоту последовавшей за ним действительности, и вместе с ним погас последний свет в душе Москвы, и окостенела ее нога».
Валерий Подорога, тоже писал о мире персонажей Платонова:
«Он живописал людей вполне реальных, деятельных, мечтательных, религиозных и материалистичных одновременно: глубоко русских людей, желающих увидеть гармонию мира во всё расширяющемся его распаде. Их созерцательная религиозность страждет совершенства, но увлечения идеями социального прогресса, техникой, наукой создают уверенность в свершение любых мифологий, и эпоха русских революций явила множество искренних деятельных мечтателей, создателей и исполнителей новых мифологем, не замечающих катастрофичности личного бытия, живущих исключительно верой в осуществление сокровенной идеи».
А о героях и самом авторе в целом, Виктор Некрасов, говорил так: «Дело в том, что писатель и человек соединились в Платонове воедино – его герои, взрослые и дети, мужчины и женщины, начальники станций и красноармейцы, в основном думают и поступают, как думал и поступал бы сам автор».
В «Счастливой Москве» девочка, девушка, женщина по имени Москва тоже включена в мир людей, подобных ей самой, людей «не от мира сего», неестественный и неприродный, а придуманный социалистическим способом мышления. Вот и мужчины, с которыми Москва встречается, все с той же социалистической и социальной колодки : и эсперантист Божко, и вневойсковик Комягин (по временам, когда есть нечего, действующий милиции), и хирург Самбикин, ищущий душу человека в кишечном тракте, и механике Сарториус, изобретающий весы, - все они из той же «чокнутой» части мира, что и сама Москва, и вот уже «чекнутость» и даже парадоксальность мира в целом представляет для нас не меньший, если не больший интерес и не меньшее значение, чем литературные персонажи сами по себе, и вполне возможно, что Платонов – предвестник и предтеча многих и многих талантов будущего, которые станут изображать не только мир в людях, как это было до сих пор, но и людей в мире, с его собственными качествами, в его собственном состоянии. В мире искусственном – или даже ими же самими, этими персонажами, замещенном и созданном. [2].
Глава III. Система образов в романах Платонова.
3.1. Общие черты в произведениях Платонова.
У героев Платонова, среди разный произведений, можно найти много общих черт.
Прежде всего, у многих героев присутствует необъяснимое равнодушие к жизни своих земляков, к своей собственной жизни. Например герои, Вощев, Сафронов, Чиклин и Честнова, с теми, кто ее окружили, они все равнодушны. Как говорил Платонов : «она не знали ценности жизни, и потому им была неизвестна трусость – жалость потерять свое тело», «они были неизвестны сами себе», «они жили полной общей жизнью с природой и историей, - и история бежала в те годы, как паровоз, таща за собой всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной костности».
Многие персонажи одержимы мыслью о самоубийстве. Прушевский, Вощев, который извел свой бедный разум в поисках смысла жизни, так и не найдя его, он не спал в то время, когда они «строили» колхоз. Так же в «Котловане» ищут гибели и все землекопы, она все глубже зарываются в котлован. У некоторых персонажей интерес к мертвому телу. В «Счастливой Москве», Самбикин изучает мертвые тела, ищет средство оживлять мертвыми мертвых. Или в «Котловане», интерес героя в мертвой матери девочки, лежащей на полу. Как она его изучает, или то, что он думает о теле, чтобы оно не пропало и его не стащили, и припирает дверь камнями.
Герои у Платонова, они как символы, «Платонов не описывает отдельные тела, он указывает на их присутствие через отдельные физические действия. Если что и описывается, то только фигуры тел. Фигура – это сложное тело, она зарождается и живет только ей присущим движением, когда может противопоставить агрессивному фону, стремящемуся смыть ее границы и растворить в силе пустеющих платоновских пространств».[3].
«Фигура у Платонова –это сбывшаяся мечта существования всех пустых и пустеющих тел. Фигура не может быть равна сумме составляющих ее тел в конкретном пространстве, в ней сосуществует, как в сновидении, все тела, и мертвые, и живые, все события, и бывший, и будущие, она обладает высшей полнотой присутствия в мире. Поэтому персонажи Платонова как отдельные тела жить не могут; только колониями, массами, где отдельное тело дышит и получает энергию к жизни или смерть через множество других тел, переходя на такой уровень существования, где уже неотличимы друг от друга…»[3].(примером может служить, фигура Копенкина, человека-животного).
Почти все герои Платонова зависят от неизжитого «детства». «Деткость» и Платонова – душевная болезнь, горе, утрата на всю жизнь.
Мотивы снов, герои Платонова постоянно видят сны.
«Мир Платонова (особенно в «Ювенильном море», «Чевенгуре», «Котловане»), пишет В. Подорога [3], - опоясан активным пространством, великой пустынностью степного ландшафта, захваченного тоской и скукой заброшенных деревенских погостов, балок, руслами высохших рек : в нем негде «стать»», только безостановочное движение без цели и надежды оказывается единственным средством, чтобы быть близким ему. Дело этого пространства – опустошать и рассеивать. Уметь видеть его – это прежде всего чувствовать нарастающую силу опустения земли.»
Заключение.
Изучая литературу А. Платонова, изучая литературу об А.Платонове, я так же просмотрела несколько циклов передач посвященных его творчеству. Например, «Апокриф :«Усомнившийся Андрей Платонов»», где приглашенным гостем была Наталья Корниенко и Александр Варламов, оба они являются докторами филологических наук. «Мир Андрея Платонова», авторскую передачи Александра Гордона, в этой передаче так же с Натальей Васильевной выступал Евгений Яблоков.
И вот что заметила, в этих программах, о Платонове говорят как об авторе произведений, которые очень легко читаются. В противовес этому я могу сказать это не так, у Андрея Платонова свой, своеобразный, платоновский язык. Ему присуща как сложность языка самого писателя, так и его героев. В его произведениях диалоги преобладают над действиями, ведь диалог, у Платонова, сам является действиями. Ему свойственна косноязычность, и некая глубинная емкость в словах.
Герои Платонова, действительно, во много м схожи. Можно даже сказать, что Андрей Платонов пишет об одной и том же герое, но только дает ему разные имена.
Многие действия в его произведениях, элементы, переходят из работы в работу, например, действие, когда Москва Честнова лежит грудью на подоконнике, точно такое же действие присутствует и в рассказе «Фро», когда она грустит и ждет своего мужа.
Герои у него, это люди, которых жизнь превратила из ребенка во взрослого человека, но при этом она лишала их юности, детства, примером этого может служить тема сиротства в его произведениях. (Москва Честнова, она тоже лишена детства, от туда у нее лишь воспоминания о черном человеке с факелом, и она остается сиротой).
Список литературы:
1. Корниенко Н.В. « На краю собственного безмолвия». Комментарии к роману «Счастливая Москва». / Новый мир. - №9. – С. 58-74.
2. Сергей Залыгин. Послесловие к роману Платонова. Комментарий к тексту. / Новый мир. –№9. – С. 58-76.
3. Подорога В.А. евнух души (Позиции чтения и мир Платонова) / Вопросы философии. -№3, 1989 г.
4. Костов Х. Мифопоэтика Андрея Платонова в романе «Счастливая Москва» / Х. Костов. – С. 17-18
5. «Страна философов» Андрея Платонова 6 проблемы творчества. / - №4, М.: Наследие, 2000. С. 117-137.
6. Андрей Платонов: воспоминания современников. М., 1994. 89с.
7. Нагибин Ю. самый страшный роман Андрея Платонова / Литературная газета. – 5 февраля, 1992. – 4с.
8. Василий Вл. Андрей Платонов./ М.: современник, 1990. – 287с.
9. Толстая-Сегал Е. идеологические контексты Платонова / Russian Literature, 1988. Т. ХХIII. №4. – 418 с.
10. Бочаров С. Вещество существования (Мир А.Платонова) / О художественных мирах. – М., 1985, С. 258-262.
11. Карасев Л.В. Знаки покинутого детства («постоянное» у Платонова) / Вопросы философии. 1990. - №2.