Психологические подходы к изучению теории личности и межличностных отношений

Описание:
Тип работы: реферат
Структура личности. Разработанная З.Фрейдом психологическая теория личности, весьма популярная в странах Запада. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и ха
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

АННОТАЦИЯ на научную работу “Психологические подходы к изучению теории личности и межличностных отношений”.

Девиз “Психология”.

В первой главе автор рассматривает психологическую теорию личности по
Зигмонду Фрейду. Акцентирует внимание на следующие вопросы:

Структура личности. Разработанная З.Фрейдом психологическая теория личности, весьма популярная в странах Запада. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить.

Структура личности по Фрейду имеет три состояния.

“Оно”- собственно бессознательное, включающие глубинные влечения, мотивы и потребности.

“Я”- сознание.

“Сверх Я”- представлено на сознательном и бессознательном уровне.

“Оно”- действует с принципом удовольствия.

“Я”- ориентируется на принципе реальности.

“Сверх Я”- идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

“Оно”- является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта или неосознаваемым результатом неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни.

“Я”- это, как правило самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения.

“Сверх Я”- это итог воздействия на сознание и подсознание человека, принятие им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования “Сверх Я”- это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни.

Такие, выделенные Фрейдом понятия, как сознательное и бессознательное помогают нам воздействовать на поведение личности. При умелом использовании знаний о бессознательном можно выявить, а в последствии и воздействовать на личность с девиантным поведением. Это является одной из важных задач в деятельности офицера-воспитателя воинского коллектива.

Следующий подвопрос защитные механизмы личности.

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью “Я” вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.

1. Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он “закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей для его “Сверх
Я” угрозы.

2. Подавление. В отличие от отрицания, которое в большей части относится к информации, поступающей из вне, подавление относится к блокированию со стороны “Я” внутренних импульсов и угроз, идущих от “Сверх
Я”.

3. Рационализация. Этот способ разумного оправдания любых поступков и действий противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство.

4. Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа.

5. Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают.

6. Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

7. Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.

Изложенная выше информация представляет огромный интерес для офицера- воспитателя.

Во второй главе автор уделяет внимание аналитической психологии
К.Г.Юнга.

Аналитическая психология - одна из школ глубинной психологии, базирующаяся на понятиях и открытиях человеческой психики, сделанных швейцарским психологом К.Г.Юнгом.

Задача аналитической психологии - раскрыть психический мир человека как естественное целое явление.

Юнг разработал психологические типы личности. Юнг считал исследование психики наукой будущего.

Прежде всего Юнг различал два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носители энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту - другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству.

Интроверт же характеризуется тем, что устремляет психическую энергию вовнутрь своего либидо, связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам.

Любой реальный человек имеет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая.

Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.

За частую еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь по степени активности к ведущей функции. Она представлена другой парой противоположностей. В соответствии с ведущей функцией можно выделить четыре функциональных типа: мыслительный, чувствительный, сенсорный, интуитивный.

В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы.

В третьей главе представлен трансакционный анализ Э.Берна. В этой главе рассмотрены два вопроса, которые заслуживают особого внимания.

Структурный анализ. Берн обнаружил, что люди ведут себя так, как будто они читают театральный сценарий. Эти наблюдения привели Э.Берна к развитию теории, называющейся трансакционный анализ.

Трансакция - единица общения. Люди, находясь в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что- то скажет или сделает. Это называется трансакционной реакцией.

Трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности.
Эта последовательность не является случайной, а планируется обществом, реальной ситуацией или личностными особенностями.

Трансакционный анализ содержит четыре вида анализа: структурный анализ, анализ трансакций, анализ игр, анализ сценария.

Второй вопрос психологическая характеристика игр, в которые играют люди.

Люди играют в психологические игры как бридж, шашки и другие.
Психологические игры имеют скрытую цель и в них играют не для удовольствия.

Берн определяет психологическую игру как часто повторяемую последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешнее разумное обоснование.

Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между игроками. Несмотря на это люди играют в психологические игры, потому что они заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о себе и других, и наконец, превращаются в их судьбу.

Игры имеют две основные характеристики:

- скрытые мотивы;

- наличие выигрыша.

Игры индивидуально программируются. Каждая личность имеет психологический сценарий и живет в культуре, которая также имеет свои сценарии.

Достоинство концепции Э.Берна заключается также и в том, что она ставит своей целью формирование искренней, честной, доброжелательной личности.

Информация о файле
Название файла Психологические подходы к изучению теории личности и межличностных отношений от пользователя z3rg
Дата добавления 15.4.2009, 12:49
Дата обновления 15.4.2009, 12:49
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 48.7 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 1628
Скачиваний 0
Оценить файл