Полномочия государственных органов власти и местного самоуправления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Описание:
Тип работы: реферат
Задачи гражданской обороны Защита населения от ЧС. Силы гражданской обороны.
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Полномочия государственных органов власти и местного самоуправления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Введение

Гражданская оборона является частью систему общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения и других современных средств нападения противника, а также для проведения спасательных и неотложных аварийно-спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

Своё предназначение гражданская оборона призвана осуществлять вместе с вооруженными силами РФ. Проводя оборонительные мероприятия, гражданская оборона должна обеспечивать максимальное ослабление воздействия оружия противника в случаях применения его по городам, промышленным предприятиям, ж/д узлам и другим важным объектам.

Опыт многочисленных учений ГО, проведенных на объектах народного хозяйства, данные научных исследований свидетельствуют о том, что при хорошей постановке ГО, умелом осуществлении комплекса мероприятий по защите населения и объектов н/х страны можно добиться значительного снижения губительных последствий применения противником средств снижения массового поражения.

ГО организуется таким образом, чтобы практическое осуществление её мероприятий было возможно во всех необходимых случаях немедленно и в полном объёме в соответствии с обстановкой

Задачи гражданской обороны

Главную задачу ГО составляет защита населения.

Люди, как известно,- наивысшая ценность нашего государства, обеспечение безопасности людей составляет важнейшую цель всех наших оборонных мероприятий. От успешного решения задачи защиты населения всецело зависит успех решения всех остальных задач как гражданской обороны, так и вообще обороны государства. Под устойчивой работой объектов и отраслей понимается поддержание их способности выпускать установленные виды продукции в объёмах и номенклатурах, предусмотренных соответствующими планами (для объектов и отраслей, не производящих материальные  ценности – транспорт, связь и др., выполнять свои функции) во время войны.

С указанными задачами тесным образом связана ещё одна важная задача гражданской обороны – проведение спасательных и неотложных аварийно-спасательных работ (СНАВР) в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

Основная цель НСАВР – спасение пострадавшего при ударах противника населения и оказание пораженным необходимой помощи. Без успешного проведения таких работ невозможно наладить деятельность объектов и отраслей народного хозяйства, подвергшихся ударам противника, нельзя будет создать нормальные условия для жизнедеятельности населения пострадавших городов и районов.

К спасательным и неотложным работам аварийно-спасательным работам относятся: разведка очагов поражения; розыск и спасение пострадавшего населения, оказание ему необходимой помощи; борьба с пожарами; санитарная обработка людей; обеззараживание территорий, сооружений, техники, одежды, обуви и продовольствия в случаях их заражения радиоактивными, отравляющими веществами или бактериальными средствами.

Защита населения от ЧС

По закону о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года)

Определяет общие для РФ организационно-правовые нормы, распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления, предприятий и организаций всех форм собственности и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Закон включает 9 глав и 31 статью.

Чрезвычайная ситуация-это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, характеризующаясяопасностью для жизни и здоровьячеловека, окружающей природной среды, значительнымиматериальными потерями и нарушением условий жизнедеятельностинаселения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций-это комплекс мероприятий, проводимыхзаблаговременнои направленных на максимально возможноеизменение рискавозникновения чрезвычайных ситуаций.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций-аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные наспасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущербаокружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций и прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации-территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Цели закона:

развития чрезвычайной ситуации;

снижение размеров ущерба и потерь;

ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Работы по восстановлению территорий, пострадавших от чрезвычайных ситуаций, настоящим законом не регулируются.

В Российской Федерации создается единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства органов государственной власти всех уровней и местного самоуправления, предприятий и организаций всех форм собственности.

Для осуществления государственного управления и координации деятельности создается специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (МЧС России), который образует подведомственные ему территориальные органы.

Президент Российской Федерациив соответствии со статьями 56 и 88 Конституции РФ может вводить при чрезвычайных ситуациях на территории РФ или в отдельных ее местностяхчрезвычайное положение,а также принять решение, при необходимости, о привлечении к ликвидации ЧС подразделений вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований.

Правительство РФ:

обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;

принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией ЧС и об оказании помощи в случае их возникновения;

определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны РФ;

определяет порядок сбора и обмена информации по всем вопросам ЧС;

принимает другие необходимые решения по своей компетенции и издает нормативно-правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС.

Органы государственной власти субъектов РФ:

принимают законы и другие нормативные правовые акты в области защиты населения и своей территории от ЧС;

осуществляют подготовку и содержание в готовности сил и средств для защиты от ЧС, проводят обучение населения способам защиты и действиям в условиях ЧС;

принимают решения о проведении, при необходимости, эвакуационных мероприятий и обеспечивают их проведение;

обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникшей ЧС;

организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы;

поддерживают общественный порядок в ходе их проведения;

при необходимости обращаются за помощью к Правительству РФ;

осуществляют финансирование мероприятий для защиты населения и территорий от ЧС;

создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС.

Органы местного самоуправления самостоятельно:

осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств защиты населения и территории от ЧС, организуют обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организуют их проведение;

осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;

осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и своей территории от ЧС;

создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ;

содействуют устойчивому функционированию организаций в ЧС;

создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории местного региона от ЧС.

Организации, эксплуатирующие потенциально-опасные с точки зрения ЧС объекты, обязаны: (статья 14)

планировать и осуществлять необходимые меры по защите работников и своих объектов от ЧС;

планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта в условиях ЧС;

подготовить необходимые силы и средства для предупреждения и ликвидации ЧС;

создать и поддерживать в постоянной готовности системы оповещения о ЧС;

обеспечить проведение аварийно-спасательных работ в соответствии с разработанными планами;

создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территории от ЧС.

Все проекты технологических процессов, объектов производственного и социального назначения, которые могут быть источниками ЧС, или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от ЧС, проходят обязательную государственную экспертизу.

Силы гражданской обороны

Силами ГО, предназначенными для выполнения возложенных на неё задач, являются невоенизированные формирования и воинские части ГО. Основу сил гражданской обороны, создаваемые на объектах народного хозяйства.

Формирование создаются в мирное время. Они укомплектовываются личным составом, транспортом , техникой, оборудованием, материалами и имуществом согласно табелю оснащения. В формирования включаются все трудоспособные население страны, освобождаются инвалиды, беременные женщины, а также женщины, имеющие детей до восьмилетнего возраста.

Степень надежности управления гражданской обороной стала одним из важнейших показателей ее готовности к выполнению поставленных задач.

Управление гражданской обороной - это целенаправленная деятельность начальников, штабов и служб по поддержанию постоянной готовности подчиненных им органов и сил, организации их действий и направлению усилий на успешное выполнение задач для защиты населения и народного хозяйства в военное время. Задачи управления: поддержание высокого политико-морального состояния личного состава органов управления и сил гражданской обороны; сбор, обработка и оценка данных об обстановке; принятие (уточнение) решения; доведение задач до подчиненных; организация и поддержание взаимодействия; всестороннее обеспечение проводимых мероприятий, подготовка формирований к предстоящим действиям; организация и поддержание непрерывной и устойчивой связи в ходе ведения гражданской обороны; постоянный контроль за готовностью органов и сил и выполнением поставленных задач.

В современных условиях к управлению предъявляются следующие требования: высокая постоянная готовность всей системы управления, твердость, гибкость, непрерывность, высокое качество и оперативность в работе, скрытность. Суть высокой постоянной готовности заключается в том, чтобы вся система управления буквально с первых минут после получения сигналов тревоги смогла обеспечить успешное выполнение задач в любой сложной обстановке.

Штаб гражданской обороны объекта - основной орган управления. На него возлагаются сложные задачи и в первую очередь - поддержание повседневной готовности гражданской обороны объекта (служб, формирований) к выполнению предстоящих задач.

От начальника штаба зависит слаженная и согласованная работа штаба, всех служб, командиров отрядов, команд и групп, личного состава формирований.

При организации управления устанавливаются: порядок сбора, обработки и анализа информации штабом и службами ГО объекта; какие данные в какой форме и когда докладываются начальнику ГО и начальнику штаба ГО объекта;какие данные и в какие сроки выдаются штабу ГО, службам, начальникам ГО цехов и командирам формирований; сроки и порядок докладов об обстановке и представления донесений в вышестоящий штаб, осуществление информации сил гражданской обороны; порядок несения дежурства на пункте управления, порядок работы узла связи, вычислительного центра и использования их должностными лицами для текущей работы; порядок контроля и оказания помощи подчиненным; общий распорядок дня на пункте управления, в том числе приема пищи, отдыха, бытовые вопросы; мероприятия по соблюдению скрытого управления.

Для обеспечения устойчивого управления ГО на объекте создается пункт управления. Он, как правило, оборудуется в защитных сооружениях. Пункт управления должен быть оснащен современными техническими средствами связи и обеспечивать благоприятные условия для нормальной работы руководящего состава объекта. В нем должны быть подготовлены удобные места для работы с техническими средствами управления, места для отдыха, приема пищи, оказания медицинской помощи. На пункте управления ГО объекта обычно размещаются: начальник ГО, его заместители, начальник штаба со своимаппаратом, начальники служб, работники связи и обслуживания.

Для эффективного управления ГО на объекте создается система связи, которая включаете радио ипроводные средства связи, подвижные и сигнальные средства. Система связи является основным средством управления и должна обеспечить быструю и достоверную передачу, в первую очередь командной информации, а также донесений и сообщений о состоянии гражданской обороны. Она организуется в соответствии с решением начальника (командира), указанием начальника штаба и распоряжением по связи вышестоящего штаба. Непосредственную ответственность за ее организацию несет начальник штаба ГО объекта (службы, формирования).

Радиосредства - основные средства связи, так как они обеспечивают надежное управление мероприятиями ГО. С помощью радио можно в относительно короткое время установить связь практически на любое расстояние и на любой местности, обеспечить передачу информации одновременно большому числу корреспондентов. На объектах применяются, как правило, радиостанции ультракоротковолнового диапазона (УКВ), а в отдельных случаях - и коротковолнового диапазона (КБ). Не утратила свое значение и проводная связь. Она не заменима в стационарных условиях объекта, в районе расположения формирования и при проведении СНАВР.

Даже при наличии достаточного количества современных средств радио и проводной связи современное управление невозможно без подвижных и сигнальных средств, они используются во всех звеньях управления и во всякой обстановке.

Связь организуется со старшим начальником, подчиненными силами и средствами, соседями, а также взаимодействующими органами и силами.

Характерная черта современного этапа управления - всестороннее использование организационной техники, к которой относятся: средства добывания информации (промышленная телевизионная установка, которая позволяет вести наблюдения за производственной деятельностью в цехах, на складах, производственных участках, приборы радиационной и химической разведки и т.д.);средства обработки информации и производства оперативных и инженерно-технических расчетов (клавишные вычислительные машины, электронно-вычислительные машины и т. д.); средства документирования и размножения документов (диктофоны, магнитофоны, пишущие машинки, копировальные (печатные) аппараты, чертежные приборы и устройства), канцелярские принадлежности, различные линейки, шаблоны, трафареты, наборы типовых записей, условных знаков, а также типовые формы.

В настоящее время на объектах широко применяются автоматизированные системы управления производством (АСУП), одной из подсистем которой должна быть гражданская оборона. Применение автоматизированных систем в управлении гражданской обороной вносит резкие изменения в методы работы и организационную структуру органов управления: высвободит часть оперативных работников, выполнявших трудоемкую работу, отпадает необходимость разрабатывать и отправлять письменные донесения и сводки. Исчезнет необходимость во внутренней информации, устраняется параллелизм и дублирование в сборе данных обстановки и т. д.

Планирование мероприятий на объекте

Наиболее полное и организованное выполнение мероприятий гражданской обороны на объекте достигается заблаговременной разработкой плана мероприятии, которые необходимо провести при возникновении угрозы или при внезапном нападении противника.

План гражданской обороны объекта представляет собой заранее разработанный перечень мероприятий по защите рабочих и служащих, повышению устойчивости работы объекта в условиях применения противником оружия массового поражения и других средств нападения. В нем определяются объем, организация и порядок осуществления мероприятий по приведению ГО объекта в готовность к выполнению возложенных на нее задач в военное время. План разрабатывается текстуально с приложениями в виде графиков и таблиц. Содержание планируемых мероприятий согласуется с мероприятиями производственного плана.

В план ГО объекта следует включать мероприятия по защите рабочих и служащих, поддержанию производственной деятельности и другие с учетом обстановки, которая может сложиться на объекте после применения противником оружия массового поражения и других средств нападения. Кроме того, в плане предусматривается, необходимое количество сил и средств для ликвидации последствий нападения противника, а также мероприятия, обеспечивающие восстановление производственной деятельности объекта. Документы плана ГО объекта необходимо разрабатывать полно и обоснованно.

Запланированные мероприятия согласовываются со штабом ГО района или города. Уточняются вопросы управления, взаимодействия и обеспечения.

При планировании ГО используются соответствующие исходные данные и справочные материалы. Нельзя допускать шаблона, схематизма, поверхностного и необоснованного подхода при планировании.

Основные исходные данные при разработке плана гражданской обороны объекта — решение и указания вышестоящего штаба ГО, распоряжения начальника ГО объекта, документы, характеризующие объект и др.

Начальник ГО района определяет объекту основные задачи, количество формирований, предназначенных для выполнения работ на объекте, порядок и сроки планирования мероприятий, и другие данные, необходимые для планирования. Работу по разработке плана организует штаб ГО под руководством начальника ГО объекта. К разработке документов плана ГО привлекают руководящий состав и специалистов объекта. Начальник штаба ГО составляет график разработки отдельных документов и контролирует его выполнении. Планирующие документы по ГО разрабатывают в двух экземплярах. Подписывает их начальник штаба ГО объекта и после согласования с вышестоящим штабом ГО утверждает начальник ГО объекта. После утверждения содержание их доводят до исполнителей.

Следует иметь в виду, что в планирующие документы по ГО объекта могут быть внесены соответствующие коррективы, так как изменение производственной деятельности вызывает необходимость их периодического уточнения, поэтому корректировка документов плана ГО объекта проводится систематически. В тех случаях, когда изменились данные, составляющие основу разработки документов, или уточнены отдельные положения плана в ходе учений по гражданской обороне, корректировка проводится немедленно. Таким образом работники ГО в ходе учений могут проанализировать различные варианты решений, определить наиболее оптимальные из них и в соответствии с этим уточнить запланированные мероприятия ГО.

План гражданской обороны объекта народного хозяйства является программой осуществления защитных и других мероприятий. Он позволяет целеустремленно и организованно решать задачи гражданской обороны как в сложных условиях войны, так и в случае возникновения крупных аварий и катастроф или стихийного бедствия.

Основу плана составляют мероприятия по защите рабочих, служащих и членов их семей. При определении этих мероприятий" учитывается важность и особенность производственной деятельности объекта. Если объект продолжает работу в городе, то защита планируется по месту работы в убежищах, рассчитанных по вместимости для укрытия всех рабочих и служащих, а  членов их семей в загородной зоне в противорадиационных и простейших укрытиях. В том случае, когда производственная деятельность объекта переносится в загородную зону, защита рабочих, служащих и членов их семей планируется в противорадиационных и простейших укрытиях, строительство которых предусматривается в загородной зоне.

Противорадиационная, противохимическая и противобактериологическая защита рабочих, служащих отражается в плане ГО объекта. Наряду с порядком обеспечения руководящего состава, личного состава формирований, рабочих, служащих и членов их семей средствами противорадиационной, противохимической и медицинской защиты планируется организация радиационной, химической и бактериологической разведки, определяются режимы защиты рабочих, служащих и членов их семей на городском объекте (в цехах, отделах) и в загородной зоне, порядок проведения дозиметрического и химического контроля заражения территории, людей и техники, организация обеззараживания территории объекта, техники и санитарной обработки людей.

При планировании организации и проведения эвакомероприятий указывают порядок получения распоряжения на эвакуацию и оповещение рабочих, служащих о начале проведения эвакомероприятий. Определяют, кто подлежит эвакуации и в какие районы, какой для этого использовать транспорт; порядок эвакуации пеших. Предусматривается укрытие людей по сигналу оповещения «Воздушная тревога» на сборных эвакуационных пунктах, на маршрутах эвакуации, а также использование защитных свойств местности.

При планировании мероприятий по подготовке объекта к устойчивой работе в экстремальных условиях рекомендуется предусмотреть помимо мероприятий по защите населения мероприятия по защите технологического оборудования, созданию и укрытию запасов материальных средств и технической, документации, повышению физической устойчивости зданий и сооружений и систем энерго-, водо- и газоснабжения, разработке упрощенных технологических процессов.

При внезапном нападении противника предусматриваются порядок доведения до рабочих, служащих и членов их семей сигнала оповещения «Воздушная тревога», порядок безаварийной остановки производства, а также использование для этого сил и средств. Подробно планируя вопросы укрытия рабочих. служащих по цехам, отделам и населения ведомственного жилого сектора. После нанесения противником ядерного удара предусматривается: уточнение обстановки, дополнительные меры по защите рабочих, служащих и членов их семей (режимы радиационной защиты, вывод людей в менее опасные районы, обеспечение средствами индивидуальной защиты за счёт сохранившихся запасов объекта); организация и проведение СНАВР силами сохранивших боеготовность формирований и трудоспособной части рабочих, служащих и членов их семей.

Заключение

С развитием цивилизации человечество приобрело множество новых для себя проблем.

Характер ЧС изменился. К таким проблемам, как землетрясения, ураганы, наводнения,, которые всё ещё уносят человеческие жизни, прибавились автокатастрофы, авиакатастрофы, химическое и радиационное заражение местности.

Наиболее опасными на сегодняшний день является химическое и радиационное заражение. Подчас это происходит незаметно, постепенно, а когда заражение становится очевидным, бывает поздно. К тому же эти ЧС имеют долговременные последствия.

В этой работе есть глава, посвящённая спасательным работам при ЧС, связанных с радиационным (химическим) заражением. Но, по-моему, лучшим средством спасения от подобных ЧС - не допустить их возникновения вообще.

ЧС, связанные с авариями технических средств, уже заняли своё место в ряду других: тысячи людей гибнут в автокатастрофах. Авиакатастрофы случаются пока довольно редко, но когда случаются, шансы на спасение у авиапассажиров ничтожно малы. К тому же это, пожалуй, самый “молодой” тип ЧС технического характера.

Есть надежда, что со временем конструкции самолётов будут улучшены в целях максимальной безопасности. Лучшее же спасение от радиации - переход на другие источники энергии и сокращение ядерных арсеналов.

Список литературы

1. В.Г. Атаманюк, Л.Г. Ширшев, Н.И. Акимов. "Гражданская оборона". М.: "Высшая Школа”, 1986.

2. “Гражданская оборона”. Под редакцией генерала армии А.Т. Алтунина - М.: Воениздат, 1982.


Информация о файле
Название файла Полномочия государственных органов власти и местного самоуправления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций от пользователя z3rg
Дата добавления 14.4.2009, 11:12
Дата обновления 14.4.2009, 11:12
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 23.58 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 1076
Скачиваний 0
Оценить файл