Культуру - народу: духовная жизнь Москвы

Описание:
Тип работы: реферат
В первой половине 20-х годов Москва становится центром советской литературной жизни. В столице собираются ведущие писатели, создаются произведения, в которых активно утверждаются новые принципы социалистическо
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

[pic]

Культуру – народу

В первой половине 20-х годов Москва становится центром советской литературной жизни. В столице собираются ведущие писатели, создаются произведения, в которых активно утверждаются новые принципы социалистического реализма.

В эти годы над романом "Железный поток" в Москве работал А. С.
Серафимович – выдающийся советский писатель. В 1922 г. начинают печататься
Ю. Н. Либединский, Л. М. Леонов, И. П. Уткин, Л. Н. Мартынов, в 1923 г. –
А. А. Фадеев, Б. А. Лавренев, в 1924 г. – К. Г. Паустовский и др. На страницах московских журналов с 1923 г. появляются произведения М. А.
Шолохова.

В 1921 г. в Москву переезжает Д. А. Фурманов. "В Москву, в нее, белокаменную, новую, гордую и благородную... вечно бьющую ключом жизни,–Москву,–записывает Фурманов.–Я хочу быть среди рабочих, которые покрыли себя неувядаемой славой в Октябрьские дни. Скорей, скорей туда, к красному пылающему сердцу".

Знаменательной вехой в повороте крупнейших деятелей русской культуры на сторону Советской власти было возвращение из эмиграции в 1923 г. А. Н.
Толстого. Приезд в Москву в 30-е годы (он жил на Спиридоновке, ныне эта улица названа его именем) открыл новый плодотворный период его творчества.
Здесь была завершена трилогия "Хождение по мукам", написаны другие произведения, вошедшие в золотой фонд советской литературы.

С Москвой связано творчество замечательного лирического поэта Сергея
Есенина. Он был среди тех русских литераторов, которые сразу приняли

Октябрьскую революцию. В своих произведениях Есенин стремился показать победу нового мира ("Небесный барабанщик"), изменение облика Родины ("Русь советская"), героику революционной борьбы ("Баллада о двадцати шести").
Говоря о поэтическом творчестве, великий русский критик В. Г. Белинский утверждал, что у каждого поэта можно выявить его главный пафос. Пафосом поэзии Есенина, определившим ее народность, была любовь к Родине. "Моя лирика,–говорил сам о себе Есенин,–жива одной большой любовью, любовью к
Родине".

В 20-е годы Москва не только концентрировала лучшие писательские силы страны. Здесь создается крупнейшая организационная база литературного движения–издательства, журналы. В середине десятилетия в столице насчитывались сотни больших и малых книгоиздательств.

Советская литература выходит на широкую международную арену. Многие произведения советских, и прежде всего московских, писателей издаются в
Германии, Англии, Польше, Франции, Испании, Японии и в ряде других стран.

Огромным событием в литературной жизни Москвы был приезд из-за границы
М. Горького.

"Это было 28 мая 1928 года,–вспоминал впоследствии очевидец встречи великого пролетарского писателя общественностью столицы.–В городе праздник.
Всюду толпы народа. Тротуары пестрят разноцветными красками весенней одежды. Из окон домов машут ручонками дети... Взоры всех устремлены к
Белорусскому вокзалу. Туда же движется людской поток...

Он (Горький.– Авт.) хорошо виден всем. Высокий, несколько сутулый, но с широким разворотом плеч. Лицо со впалыми щеками и резко очерченными скулами. Лоб прямой, с глубокими складками морщин. Темно-русые волосы подстрижены бобриком и почти не тронуты сединой. Только виски заметно посерели. А ведь недавно, всего лишь два месяца назад, вся наша страна отмечала его шестидесятилетие.

Он выглядел молодо, гораздо моложе своих лет. Когда он говорил, длинные усы его, цвета спелого льна, топорщились: он будто сердился, а темно-серые глаза, полные радостных слез, сияли такой неизбывной силой духа, еще столько в них было молодой энергии, что казалось, вот он сейчас стремительно сойдет с трибуны, вмешается в толпу и будет крепко жать руки всем, обнимать всех и вместе со всеми кричать "ура"..."

Поселившись с 1929 г. в Москве, Горький оказывается в самой гуще литературной жизни столицы. Он много пишет, редактирует десятки книг и журналов. Его московский дом всегда полон людей: писателей и художников, рабочих и крестьян, инженеров и ученых.

Одной из крупнейших фигур литературной Москвы тех лет был В. В.
Маяковский. Его деятельность неразрывно связана со столицей. "Он был,–писал
Л. В. Никулин,–неотделим от московского пейзажа, летнего пыльного полдня и московской сумеречной белой ночи... Именно здесь, на улицах, он был более к месту, чем в тесном человеческом жилье. Только на улице и на эстраде
Политехнического музея или Дома союзов он был пропорционален масштабам здания". Здесь, в Москве, совершались все основные события его творческой жизни. Тема Москвы проходит через целый ряд его стихотворений. Для него, побывавшего во многих советских и зарубежных городах, Москва всегда оставалась самым любимым городом. В 1925 г. Маяковский писал:
Я хотел бы жить и умереть в Париже,
Если б не было такой земли –

Москва.

В 20-х годах острые полемические афиши Маяковского то и дело появлялись у входа в Политехнический музей, оповещая о его яростных схватках с литературными противниками. Как вспоминал Л. В. Никулин, у него была "редкая способность разговаривать с тысячами, возвращать удары и нападать, не опускаясь до злобной и неумной глупости. И, наконец, когда тысяча пятьсот человек признавали себя побежденными, умолкали, восхищенные этой могучей игрой мускулов, легкостью в переходе от защиты к нападению, он простирал руку и обрушивал на тысячу пятьсот человек:

– Читаю стихи о советском паспорте!".

Маяковский стремился сделать свое творчество полезным в различных сферах новой жизни. Так, например, он создал своеобразный жанр стихотворной рекламы для ГУМа, Моссельпрома и других торговых организаций Москвы.
Надолго запоминались броские, веселые стихотворные строчки-призывы: "Нигде кроме как в Моссельпроме", "Лучших сосок не было и нет–готов сосать до старости лет" и др. В праздничные дни поэт читал свои стихи на площадях
Москвы.

Популярность Маяковского среди москвичей была исключительно велика.
Весть о его кончине повергла Москву в траур. Мимо его гроба, установленного в писательском клубе, прошло за три дня, 15–17 апреля 1930 г., 150000 человек. Огромные толпы народа провожали его в последний путь по улицам столицы.

Первые годы развития советской литературы характеризовались наличием различных направлений и жанров. При всем том главное, определяющее место в творчестве писателей и поэтов заняло реалистическое отображение черт нового, советского человека. Складывался новый тип литератора, тесно связанного с народом.

Революция оказала плодотворное влияние не только на литературную, но и на театральную жизнь Москвы. Уже 9(22) ноября 1917 г. был издан декрет ВЦИК и Совнаркома "Об учреждении Государственной комиссии по просвещению". В состав созданной комиссии входил отдел искусств, который занимался, в частности, и вопросами, связанными с развитием театра. 26 августа 1919 г.
В. И. Ленин подписал декрет "Об объединении театрального дела". Этот документ, как и другие законодательные акты Советской власти в области искусства, закладывал прочную основу для перестройки театра как общественно- просветительного и воспитательного института.

Сохранилась интересная запись беседы В. И. Ленина с А. В. Луначарским о судьбах театра в условиях новой эпохи. Резюмируя все сказанное ему
Лениным, Луначарский выделяет следующие ленинские слова: "Все более или менее добропорядочное в старом искусстве–охранять. Искусство не музейное, а действенное–театр, литература, музыка–должны подвергаться некоторому не грубому воздействию в сторону скорейшей эволюции навстречу новым потребностям. К новым явлениям относиться с разбором. Захватничеством заниматься им не давать. Давать им возможность завоевывать себе все более видное место реальными художественными заслугами. В этом отношении елико возможно помогать им". Коммунистическая партия и Советское правительство содействовали росту новых творческих коллективов столицы и в то же время принимали меры к созданию наиболее благоприятных условий для развития старейших театров, известных своими прогрессивными традициями, для их постепенного сближения с революционной современностью.

Предметом особой заботы Советской власти была имевшая очень важное значение для развития культуры работа московского Большого театра, уже в декабре 1917 г. объявленного государственным. В новую дирекцию театра, назначенную в 1919 г., вошли Вл. И. Немирович-Данченко, Ф. И. Шаляпин, Н.
С. Голованов, С. А. Кусе-вицкий и др. Основу репертуара театра тех лет составляла русская классика: оперы "Борис Годунов", "Князь Игорь", "Царская невеста", "Пиковая дама", "Золотой петушок", "Сказка о царе Салтане", балеты "Лебединое озеро", "Щелкунчик" и др.

Театр располагал великолепными артистическими силами. Незабываемые образы на его сцене были созданы А. В. Неждановой, Л. В. Собиновым, Н. А.
Обуховой, Г. С. Пироговым, Е. К. Катульской, Е. В. Гельцер, В. В. Кригер,
М. П. Кандауровой, В. В. Смольцовым и др. Музыкальное руководство осуществляли выдающиеся дирижеры В. И. Сук, Н. С. Голованов, много сделавшие для развития всего советского оперного искусства.

Наряду с классическими произведениями на сцене Большого театра в середине 20-х годов появляются новые оперные и балетные спектакли, ставшие заметным явлением в музыкальной жизни столицы. Бесспорной удачей советского музыкального театра была постановка в 1927 г. балета P.M. Глиэра "Красный мак". Содержательное либретто, талантливая музыка, великолепные исполнители
(в ведущей женской партии Тао Хоа блестяще выступила Е. В. Гельцер) принесли балету заслуженный успех и долголетнюю жизнь на сцене.
"Прекрасное, уже советское творение"–так охарактеризовал эту постановку М.
И. Калинин.

Революция обогатила новаторскими идеями все области музыкального искусства–от оперного исполнительства до массовой песни и хоровой самодеятельности. Появились новые оперные студии, стремившиеся творчески освоить прогрессивный опыт Московского Художественного театра но применению реалистического метода системы Станиславского. В 1919г. была открыта музыкальная студия МХТ, в 1926 г. преобразованная в Музыкальный театр им.
Вл. И. Немировича-Данченко, а в 1922 г.–студия К. С. Станиславского, превратившаяся через несколько лет в самостоятельный музыкальный театр. С
1922 г. в столице начала функционировать Государственная филармония, которая взяла на себя руководство концертной деятельностью.

В 20-х годах появляется большое число новых массовых песен, в основном революционного содержания. Наиболее популярными песнями тех лет были
"Расстрел коммунаров", "Смело мы в бой пойдем", "Гулял по Уралу Чапаев- герой", "Гей, по дороге" и др., явившиеся результатом коллективного, зачастую безымянного творчества и ставшие подлинно народными. Многие из этих песен долгие годы сохранялись в репертуаре лучших хоровых коллективов, таких, как Русский народный хор под руководством М. Е. Пятницкого и организованный в 1928 г. Ансамбль красноармейской песни и пляски под управлением А. В. Александрова. Создают свои песни молодые советские композиторы И. О. Дунаевский, братья Дм. Я. и Д. Я. Покрасс, А. Г. Новиков и др.

20-е годы были временем становления советской симфонической музыки.
Наряду с произведениями композиторов старшего поколения–А. Ф. Гедике, Р. М.
Глиэра, М. М. Ипполитова-Иванова,–продолжавшими классическую традицию, в концертных залах зазвучала 1-я симфония юного Д. Д. Шостаковича.
Одновременно делались попытки отразить в программных симфонических произведениях современную советскую тематику. Лучшими из них стали
"Траурная ода" А. А. Крейна, посвященная памяти В. И. Ленина, и
"Симфонический монумент 1905–1917" М. Ф. Гнесина.

Большими событиями в музыкальной жизни столицы были первые исполнения
5-й и 6-й симфоний крупнейшего советского симфониста Н. Я. Мясковского.
Особенно это относится к 6-й симфонии–одному из самых ярких произведений композитора, явившемуся откликом на события революции и гражданской войны.

Важную роль в становлении и развитии советской музыкальной культуры играла Московская консерватория. Как и другие высшие учебные заведения страны. Московская консерватория широко открыла свои двери вчерашним красноармейцам, детям рабочих и крестьян, завоевавшим право на высшее музыкальное образование. Их обучением руководили выдающиеся музыканты. отдавшие свои знания и опыт строительству новой, социалистической культуры,–профессора К. Н. Игумнов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. Б.
Гольденвейзер, Ф. М. Блуменфельд. А. А. Брандуков и др. Блестящие успехи обновленной консерватории в деле подготовки музыкантов-исполнителей получили яркое подтверждение на I Международном конкурсе пианистов им.
Шопена в Варшаве в 1927 г., где москвичи Л. Н. Оборин и Г. Р. Гинзбург завоевали соответственно первое и четвертое места. В стенах Московской консерватории сложились отличные камерные ансамбли, вскоре получившие широкую известность,– квартеты им. Комитаса и им. Бетховена. Последний, организованный в 1923 г. молодыми исполнителями Д. М. Цыгановым, В. П.
Ширинским, С. П. Ширинским и В. В. Борисовским, был отмечен премией на I
Всесоюзном конкурсе смычковых квартетов, который состоялся в Москве в 1927 г.

Большое значение в деле становления социалистической культуры приобрел драматический театр, ставший одним из важных факторов коммунистического воспитания и просвещения народа.

В 20-х годах театральная жизнь Москвы была очень интенсивной. Ведущую роль играли Художественный и Малый театры.

Уже в первые годы Советской власти мхатовцы предприняли попытку создать спектакль, созвучный революции. Таким спектаклем стала поставленная
К. С. Станиславским в 1920 г. философско-символическая драма Дж. Байрона
"Каин", рассматривавшаяся режиссером как произведение большого общественного смысла.

В 1926 г. МХАТ показал премьеру пьесы М. А. Булгакова "Дни Турбиных", положившую начало регулярному обращению театра к историко-революционной теме. Успеху спектакля способствовала его художественная завершенность, блистательная игра актерского ансамбля, составленного в основном из артистической молодежи. В нем были заняты Н. П. Хмелев (Алексей Турбин), И.
М. Кудрявцев (Николка), В. С. Соколова (Елена), Б. Г. Добронравов
(Мышлаевский), М. И. Прудкин (Шервинский), М. М. Яншин (Лариосик) и другие актеры, ставшие впоследствии гордостью советского театрального искусства.

Одним из важнейших этапов в истории развития советского театра была постановка пьесы Вс. Иванова "Бронепоезд 14-69" (1927 г.), осуществленная во МХАТе И. Я. Судаковым под руководством К. С. Станиславского. В образе
Никиты Вершинина, которого сыграл В. И. Качалов, наглядно проявилось то новое, что пришло в театр с революцией. В памяти современников навсегда остались председатель подпольного большевистского ревкома Пеклеванов (Н. П.
Хмелев), партизан Васька Окорок (Н. П. Баталов) и другие герои спектакля.

Своим путем к сближению с революционной современностью шел Малый театр. Уже в первые годы Советской власти он активно пополнял свой репертуар лучшими драматургическими произведениями русской и зарубежной классики.

Крупнейшим событием в жизни театральной Москвы стало празднование 50- летнего юбилея творческой деятельности М. Н. Ермоловой, состоявшееся 2 мая
1920 г. На чествовании выдающейся русской актрисы в Малом театре присутствовал В. И. Ленин. В связи со знаменательной датой М. Н. Ермолова первой из деятелей советской сцены была удостоена звания "Народная артистка
Республики".

В 1926 г. Малый театр поставил пьесу К. А. Тренева "Любовь Яровая".
Этим спектаклем коллектив театра доказал свое умение увидеть и передать то новое, что несла с собой советская жизнь, что было так ярко и выразительно воссоздано Треневым в его замечательном произведении. Любовь Яровая в исполнении В. Н. Пашенной–человек высокой и чистой души, проходящий путь к осознанию и безоговорочному принятию идей коммунизма. Важнейшее место в спектакле заняли образы стойкого большевика комиссара Романа Кошкина и матроса Федора Шванди, созданные выдающимися мастерами П. М. Садовским и С.
Л. Кузнецовым. Но главным героем спектакля стал народ, отстаивающий завоевания величайшей из революций.

В первые послереволюционные годы в Москве появляется много новых театров: Театр им. МГСПС (ныне Театр им. Моссовета), Театр Революции (ныне
Театр им. Вл. Маяковского), Театр сатиры и др. К ним относится и 3-я Студия
МХАТа, преобразованная в 1926 г. в Театр им. Евг. Вахтангова. Первой творческой заявкой этого коллектива на свой, оригинальный путь в советском театральном искусстве стал спектакль "Принцесса Турандот" по пьесе-сказке
К. Гоцци (1922 г.). В этой работе выдающегося советского режиссера Е. Б.
Вахтангова с исключительной яркостью проявились его высокое режиссерское мастерство, неисчерпаемая фантазия, творческая изобретательность, поэтичность, умение органически сочетать правду чувств с подчеркнуто театральной формой.

В середине 20-х годов вахтанговцы обратились к советской драматургии.
В 1925 г. они поставили пьесу по повести Л. Н. Сейфуллиной "Виринея", убедительно показав, как революция ломает устои старой деревенской жизни, какие духовные силы пробуждает она в людях, а в 1927 г., к десятилетию
Октября,–"Разлом" Б. А. Лавренева, овеянный духом революционной романтики.

Значительное влияние на развитие советского сценического искусства оказал Театр им. Вс. Мейерхольда (Театр РСФСР 1-й). Несомненной заслугой театра явилось его обращение к пьесе В. В. Маяковского "Мистерия-буфф", премьера которой состоялась 1 мая 1921 г. Мощный революционный пафос этого произведения, высокий образец политической сатиры, продемонстрированный И.
В. Ильинским и другими актерами, вызывали горячий сочувственный отклик у зрителей.

Творческие принципы Театра им. Вс. Мейерхольда, решительно ломавшего старые сценические каноны, были во многом близки драматургии В. В.
Маяковского. Поэтому закономерным является то, что именно в этом театре были впервые поставлены его пьесы "Клоп" (1929 г.) и "Баня" (1930 г.).
Однако поиски новых форм агитационного, публицистически острого зрелищного театра сочетались у Мейерхольда с определенными формалистическими тенденциями.

Заметным явлением в театральной жизни 20-х годов стали постановки пьес
"Первая Конная" Вс. Вишневского в Театре Революции и особенно "Шторм" В. Н.
Билль-Белоцерковского в Театре им. МГСПС. Известный советский драматург Н.
Ф. Погодин, вспоминая позднее свое впечатление от спектакля "Шторм", писал:
"Это властно заявляло себя новое слово в искусстве... это рождалась новая драматургия и новый советский театр, какого еще не было в мире".

В декрете Советского правительства "Об объединении театрального дела", подписанном В. И. Лениным, специальный параграф был посвящен цирку. Им были определены перспективы развития этого вида искусства. Сезон 1919/20 г. московские цирки начали уже как государственные зрелищные предприятия. В их программах на первый план была выдвинута сатирическая клоунада, к работе над которой привлекались крупнейшие писатели, в том числе В. В. Маяковский.
К сатирическому репертуару обращались клоуны В. Е. Лазаренко, К. К. Танти,
С. С. и Д. С. Альперовы и др. Сатирические номера с дрессированными животными ставил В. Л. Дуров–выдающийся мастер советского цирка.

С первых лет Советской власти Москва заняла ведущее место в развивающейся отечественной кинематографии. Когда массы овладеют кино, говорил В. И. Ленин, и когда оно будет в руках настоящих деятелей социалистической культуры, то оно явится одним из могущественнейших средств просвещения масс. В 1919 г. в Москве была создана 1-я Государственная киношкола, позже преобразованная во Всесоюзный государственный институт кинематографии, где под руководством режиссеров В. Р. Гардина, Л. В.
Кулешова и др. выросло первое поколение советских киноработников.

Важную роль в развитии советского киноискусства сыграли такие организации, как Госкино, Пролеткино, Кино-Москва, смешанное акционерное общество "Межрабпом-Русь" (с 1928 г.– студия "Межрабпомфильм") и др.

В первые послереволюционные годы основным направлением советской кинематографии стала хроника–жанр, в котором много и плодотворно работали такие прославленные деятели киноискусства, как Эдуард Тиссэ, Дзига Вертов и др. В 1922–1925 гг. Д. Вертов выпустил 23 номера периодического журнала
"Киноправда", экспериментальный фильм "Кино-глаз", а в 1926 г. подготовил две полнометражные документальные ленты–"Шагай, Совет!" и "Шестая часть мира". Яркие и оригинальные по форме, проникнутые идеями социалистического строительства, эти фильмы воспевали созидательную деятельность советского народа.

Огромная роль в становлении и развитии советского киноискусства принадлежит выдающемуся советскому режиссеру С. М. Эйзенштейну. В начале
1925 г. вышел его фильм "Стачка", явившийся, как писала газета "Правда", первым истинно пролетарским фильмом, а в декабре того же года– "Броненосец
"Потемкин"", в котором талант Эйзенштейна проявился необычайно ярко. Фильм, снятый как бы на одном дыхании, отличают идейная ясность, художественная убедительность и поразительная эмоциональная сила.

"Броненосец "Потемкин"" нес огромный заряд революционных идей. За рубежом вокруг фильма разгорелись острые политические споры. В Германии, например, голосованием депутатов рейхстага была принята резолюция, запрещавшая его демонстрацию. Однако зрители заставили власти отменить запрет, и фильм продолжал свой путь к людям, неся им великую правду века.

"Броненосец "Потемкин"" – явление эпохальное. Он высоко поднял престиж молодого киноискусства Страны Советов, оказал большое идейное и эстетическое влияние на развитие не только советского, но и мирового кино.

В 1927 г., к десятилетию Великой Октябрьской социалистической революции, С. М. Эйзенштейн вместе с режиссером Г. В. Александровым и оператором Э. К. Тиссэ создал фильм "Октябрь", охватывающий события от февраля 1917 г. до II съезда Советов. Кадры штурма Зимнего дворца были сняты настолько достоверно, что позже они неоднократно использовались в других историко-революционных фильмах.

Крупным событием в киноискусстве тех лет стал также фильм В. И.
Пудовкина "Мать" (1926 г.), снятый по одноименному роману М. Горького. В новаторском по своему характеру произведении Пудовкин необычайно точно воссоздал атмосферу действия, подлинно реалистические, живые, одухотворенные образы русских революционных рабочих. Фильм свидетельствовал о высоких достижениях актерской и изобразительной культуры советского киноискусства. "Люди в картине необыкновенные,–писал один из крупнейших режиссеров советского кино, М. И. Ромм,–ибо за каждым из них дышит время... за каждым видятся тысячи таких же, и вместе с тем каждый особен своей неповторимой правдой".

Художественный метод социалистического реализма получил дальнейшее развитие в фильмах "Старое и новое" С. М. Эйзенштейна и Г. В. Александрова,
"Конец Санкт-Петербурга" и "Потомок Чингисхана" В. И. Пудовкина,
"Привидение, которое не возвращается" А. М. Роома, "Обломок империи" Ф. М.
Эрмлера, "Земля жаждет" Ю. Я. Райзмана и в целом ряде других.

В 20-х годах появляются также первые советские кинокомедии, многие из которых, такие, как "Шахматная горячка" В. И. Пудовкина, "Закройщик из
Торжка" и "Дон Диего и Пелагея" Я. А. Протазанова, "Девушка с коробкой" Б.
В. Барнета, "Два друга, модель и подруга" А. Д. Попова и др., не потеряли своего художественного значения и в наши дни. Ряд фильмов сатирического характера– "Процесс о трех миллионах" и "Праздник святого Иоргена" Я. А.
Протазанова, "Иуда" Е. А. Иванова-Баркова и др.– средствами комедийного гротеска обличал хищнические порядки буржуазного общества, лицемерие и ханжество церковников.

Подъем кино способствовал оживлению кинопечати. В Москве начали выходить "Киножурнал "АРК"" (орган Ассоциации революционной кинематографии), журнал "Советский экран", газета "Кино", ставившие на своих страницах теоретические вопросы, важные для развития советского киноискусства.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую страницу в развитии изобразительного искусства и архитектуры. Несмотря на разруху и голод, молодая Республика Советов большое внимание уделяла охране памятников истории и культуры, взяв под свою опеку художественные ценности, созданные народом на протяжении многих столетий.

Важную роль в этом процессе сыграли принятые осенью 1918 г. декреты
СНК "О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения", "О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений". В Москве был создан специальный Государственный музейный фонд, на который возлагались сбор и обеспечение сохранности художественных ценностей, ранее находившихся в усадьбах и особняках дворян и буржуазии. В Музей изящных искусств влилась часть коллекции Румянцевского музея. В эти же годы были созданы и новые музеи, среди которых в первую очередь следует отметить Музей восточных культур (1918 г.), ставший средоточием памятников искусства советского и зарубежного Востока.

В условиях борьбы с внутренними и внешними врагами революции важную роль в советском изобразительном искусстве играл появившийся в начале 1918 г. агитационный плакат. К новому делу были привлечены лучшие художники–Д.
С. Моор, В. Н. Дени, М. М. Черемных, А. А. Дейнека и др.

Стремление осмыслить великие перемены, происшедшие в стране, приводило художников к историко-револю-ционной тематике. Примером прекрасных полотен на эту тему могут служить созданные в 20-х годах картины Б. М. Кустодиева,
М. Б. Грекова,

К. С. Петрова-Водкина и др. Многие художники, особенно молодые, начинавшие свой творческий путь с плакатов, создают яркие живописные картины. Таков, например, путь крупного советского художника А. А. Дейнеки.
Его полотна тех лет (особенно "Оборона Петрограда") отличает поразительное чувство ритма, от них веет силой и энергией разбуженных революцией масс.

Значительное развитие в период 20-х годов получила портретная живопись. Многое из лучшего, что было сделано в этой области, принадлежит художникам-москвичам. Портреты кисти В. Н. Мешкова, Н. И. Струнникова, С.
В. Малютина воссоздают образы героев гражданской войны, проникнутые силой и решительностью, полные духовной красоты и обаяния.

Новые черты советского человека, хозяина страны, строителя социализма, воплотились в картинах Г. Г. Ряжского "Делегатка" и "Председательница". Тем же стремлением запечатлеть приметы нового в жизни людей проникнуты произведения К. Ф. Юона "Подмосковная молодежь", Е. М. Чепцова "Заседание сельячейки", А. В. Моравова "Заседание комитета бедноты" и др.

Заметным явлением в живописном искусстве стала серия овеянных романтикой портретов юных пионеров, созданная Н. А. Касаткиным.

Трудовая героика народа, закладывавшего основы социалистической индустрии, вызвала к жизни произведения, отразившие размах и пафос творческого созидательного труда,– "Даешь тяжелую индустрию!" Ю. И.
Пименова, "Волховстрой" А. В. Моравова, "Постройка ЗАГЭС" Б. В. Иогансона и др.

Больших высот изобразительного мастерства московские живописцы достигли в пейзаже, особенно в таких картинах, как "В голубом просторе" А.
А. Рылова, "Голубая весна" В. Н. Бакшеева, "Конец зимы. Полдень" К. Ф.
Юона.

Первое послереволюционное десятилетие было отмечено небывалым расцветом искусства графики, в том числе таких ее видов, как книжная и журнальная иллюстрация, плакат, эстамп, карикатура. Произведения В. А.
Фаворского, И. Н. Павлова, М. В. Маторина, И. И. Нивинского и многих других, увидевшие свет в 20-х годах, оставили заметный след в советском изобразительном искусстве.

Характерный для искусства послереволюционных лет в целом процесс демократизации был особенно заметен в "искусстве книги". Художественно оформленные массовые издания становились важным средством решения задач культурной революции.

Борьба за социалистическую идейность и реализм определяла всю художественную жизнь Москвы 20-х годов, что нашло выражение и в творческих поисках отдельных художников, и в деятельности различных художественных коллективов, созданных в это время. В 1922 г. была основана Ассоциация художников революционной России (АХРР). Членам ассоциации принадлежала немалая заслуга в утверждении в изобразительном искусстве тем революционной борьбы и нового быта. Организованное в 1925 г. Общество художников- станковистов (ОСТ) объединяло в основном художников, в творчестве которых преобладали формалистические тенденции. Но и среди остовцев значительное место занимала группа молодых художников, тесно связанных с реалистическим направлением в изобразительном искусстве (А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, Н.
А. Шифрин, А. Г. Тышлер и др.).

Советское правительство заботилось и о подготовке молодого поколения советских художников. В 1918 г. на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского училища были созданы Свободные государственные художественные мастерские, преобразованные в 1920 г. в
Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), а в 1926 г.–в
Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Задачей этого учебного заведения была подготовка главным образом художников-инженеров и художников- техников высшей квалификации, в первую очередь для отраслей промышленности, выпускающих продукцию широкого потребления. В 1921 г. в столице учреждается
Художественно-промышленное училище. Эти учебные заведения заложили основу новой системы художественного образования в стране.

Москва богата традициями монументального искусства.

Неисчерпаемым источником вдохновения и творческой деятельности работников всех видов искусства, в том числе и скульпторов, был образ вождя революции В. И. Ленина. Важное место в создании художественной Ленинианы принадлежит московскому скульптору Н. А. Андрееву. "Никакому другому художнику,–писал Н. А. Андреев о своей работе,–не было дано столь близко и долго изучать Владимира Ильича". Получив в мае 1920 г. доступ в кабинет
Ленина, Андреев мог наблюдать Ильича в деловой обстановке, наблюдать много и пристально, делая десятки быстрых карандашных набросков.

Одним из лучших и наиболее ценимых самим Н. А. Андреевым скульптурных портретов В. И. Ленина был самый ранний (датированный 1920 г.)– "Ленин пишущий". Впоследствии художником были созданы десятки произведений, запечатлевших облик В. И. Ленина, среди которых особое место занимает скульптура "Ленин-вождь"–завершенный образ, проникнутый мощным пафосом мысли, воли, энергии.

В начале 20-х годов в Москве в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды появляются новые памятники. Среди них памятники
А. И. Герцену и Н. П. Огареву, двум великим гражданам России, работы Н. А.
Андреева, установленные в 1922 г. перед зданием Московского университета на
Моховой улице.

В 1929 г. Н. А. Андреевым был создан один из лучших монументов, сооруженных в Москве,–памятник А. Н. Островскому у здания Малого театра.

Одновременно с памятниками революционерам и прогрессивным деятелям культуры всех времен и народов по плану монументальной пропаганды предполагалась установка мемориальных досок. И в первую годовщину Октября,
7 ноября 1918 г., В. И. Ленин в торжественной обстановке открыл установленную на Красной площади, на Сенатской башне Кремля, мемориальную доску "Павшим в борьбе за мир и братство народов", созданную замечательным скульптором С. Т. Коненковым. (В настоящее время экспонируется в Русском музее в Ленинграде.)

В октябре 1922 г. Советское правительство приняло постановление о выпуске новых денег, которые предполагалось украсить эмблемами труда.
Скульптору И. Д. Шадру было предложено воплотить эту идею в произведениях, которые затем могли быть воспроизведены на денежных знаках. Им были исполнены бюсты "Рабочий", "Красноармеец" и "Крестьянин". Но самый известный типический портрет этой серии–полуфигурная статуя "Сеятель".
Созданные Шадром скульптуры "денежных мужиков", как он их называл, были приняты. И пошел "сеятель" по стране: на деньгах, на почтовых марках, на облигациях крестьянского займа был он–трудовой человек, отменно исполняющий доброе свое дело.

Одним из лучших скульптурных произведений 20-х годов, посвященных ис- торико-революционной теме, является знаменитая работа Шадра
"Булыжник–оружие пролетариата" (1927 г.). И. Д. Шадру первому из мастеров советской скульптуры удалось создать не отвлеченный образ пролетария, а конкретное изображение русского рабочего в действии, в борьбе, передав его горячую ненависть к врагу, страстный порыв борца.

В области монументальной скульптуры много работал С. Д. Меркуров. Его резцу принадлежат установленные в Москве после революции памятники Ф. М.
Достоевскому и К. А. Тимирязеву, статуя "Мысль", рельефный портрет Э.
Верхарна, скульптурная группа "Смерть вождя" и др.
-----------------------

2


Информация о файле
Название файла Культуру - народу: духовная жизнь Москвы от пользователя z3rg
Дата добавления 15.4.2009, 11:17
Дата обновления 15.4.2009, 11:17
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 44.41 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 1355
Скачиваний 0
Оценить файл