Контрольная работа
по культурологии
на тему:
«Гомер в истории культуры»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Личность Гомера……………………………………………..3
2. Произведения Гомера………………………………………..6
3. Гомер и мировая культура…………………………………10
Список использованной литературы……………………….…13
1. ЛИЧНОСТЬ ГОМЕРА И ЕГО РОЛЬ В ГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Жил ли Гомер когда-то, был ли действительно реальной личностью? И ему ли одному, если он жил и пел свои песни, принадлежат великие труд и честь создания гомеровского эпоса? На эти вопросы нет ответа, с которым согласились бы все историки античной литературы, но споров и догадок на этот счет было столько, что сложился даже «гомеровский вопрос». Оно существует давным-давно, и увы, ничто не сулит его полного решения. Певец легендарно-реального и сам легендарно-реальный, Гомер останется таким, возможно, навсегда.
У древних греков реальность Гомера не вызывала никаких сомнений. Нет источников, свидетельствующих, что этот вопрос ими ставился. Напротив, древние писатели указывали на огромную популярность Гомера еще при его жизни. Имя его, как полагают, нарицательное (заложник, слепец), но называлось и подлинное имя – Мелесиген. Ознакомимся несколько более подробно с гомеровским вопросом, разделив его на отдельные частные вопросы. Прежде всего если Гомер вообще жил, то когда?
Геродот, в Y веке до н. э. и справедливо именуемый «отцом истории», прямо указывал, что Гомер родился в 1102 г. до н. э., а это значит, что он сам или его отец могли быть современниками Троянской войны.
Всем древним миром Гомер был признан ионийцем. По самому распространенному преданию, семь античных городов спорим о нраве быть местом рождением Гомера. Это были города Смирна, Колофон, Хиос (все в Малой Азии), Пилос, Аргос, Итана, Афины (все в южной части Греции), но, по сообщениям древних писателей, городов – спорщиков за право считаться родиной Гомера было гораздо больше семи городов. По другим данным, из числа семи городов исключались Итана и Пилос, которых заменяли Саламин и Родос.
В настоящее время считается, что иониец Гомер, певший на древнеионийском наречии древнегреческого языка, был родом из Смирны. Знаменитый древнегреческий поэт Пиндар, живший в ΙY-Y вв. до н. э., уверял, что Гомер – сын реки Мелет, что близ Смирны, и нимфы Крефеиды, и это не единственный случай обожествления Гомера древними. Великий географ древности Страбон, живший в Ι веке до н. э., указывал на существование в Смирне целого культа Гомера. В одном из так называемых гомеровских гимнов, сложившихся гораздо позже «Илиады» и «Одиссеи», сообщается, что Гомер умер и погребен на небольшом острове Иос, близ Феры, в Фесалии. Даже в самом гомеровском эпосе есть интересное место, указывающее на близкое знакомство автора. «Илиады» с долиной реки Каистра близ Смирны:
…как птиц перелетных несчетные стаи,
Диких гусей, журавлей, иль стада лебедей долговыйных,
В злачном Азийском лугу, при Каистре широко текущем,
Вьются туда и сюда и плесканием крыл веселятся,
С криком садятся противу сидящих и луг оглашают,-
Так Аргивян племена…
Илиада.
Здесь совершенно явственно звучат воспоминания о месте, к описываемому сражению никакого отношения не имеющем.
Вместе с тем в гомеровском эпосе есть упоминания о финикийском городе Сидон и сидонских тканях, а этот город был исторически достоверно разрушен ассирийским царем Ассаргадоном в 677 г. до н. э. Возможный интервал жизни Гомера суживается, таким образом, от ІX до начала YІІ в. до н. э. И все же большинство историков античной литературы полагают наиболее вероятными еще более узкие временные рамки жизни Гомера – ІX – YІІІ до н.э.
В гомероведении существуют и иные взгляды. Так, один из крупнейших советских гомероведов – профессор А.Ф. Лосев пишет: « Время жизни Гомера очень позднее. Общинно – родовой быт многих предшествующих столетий, овеянный в его эпопеях критическим и эстетическим духом зрелой Ионии, показывает скорее всего, что Гомер жил на рубеже Y и ΙY вв. до н.э., но абсолютно утверждать этого нельзя. Поэтому, будучи пророками и предтечами, обгоняют свое время и на столетия. Следовательно, Гомер мог жить и в YΙΙΙ и в ΙX вв. до н.э. Это в абсолютном смысле». Вместе с тем автор этих слов отмечает, что отнесение Гомера далеко назад вряд ли возможно, т.к. отражаемый им микенский период греческой предыстории (XY – XΙΙΙ вв. до н.э) дан в эпосе в переплетении с культурами Малой Азии, передвигавшимися в XІІІ и XІІ вв. и еще не отстоявшимися, как у Гомера, окончательно, их традиции и стандарты не могли так быстро сложиться.
Если допустить, что Гомер жил или дожил до начала 6 в., что А.Ф.Лосев считает возможным, т.е. во время, когда уже распространилась письменность, возникает трудность соотнесения Гомера с Гезиодом, называвшимся древними вторым Гомером. Как могло случиться, что второй, живший в таком случае значительно раньше (по крайне мере на одно столетие), не только пользовался прижизненной славой, но и основные этапы жизни его, свидетеля 8 в. до н.э., были хорошо известны современникам, тогда как о позднем Гомере никто ничего не знает, кроме того, что слава его при жизни была очень велика.
2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОМЕРА
Три слова: «Гомер», «Илиада», «Одиссея» - обозначили собой свершение первого в истории европейской цивилизации подвига художественного духа, его поэтического сознания мира и поэтического самосознания. Осуществление первого полета к самым вершинам прекрасного. И слава. Три слова, но и единый «из рода в роды звук бегущий» сквозь годы, столетия, тысячелетия. Ничего сравнимого с этим великим подвигом последующая история не знала. Гомер… Обращаясь к его поэмам, мы не только ощущаем поступь древней истории, чувствуем не только дрожь восхищения, но еще и глубочайшее уважение к памяти древнегреческого народа, подарившего человечеству несравненное художественное чудо.
Произведения Гомера называют поэмами, эпическими поэмами, эпопеями. Все это одинаково верно. В них отражена огромная часть, целая глыба народного общегреческого эпоса, выросшего из многочисленных «преданий старины глубокой».
Обе поэмы состоят из одинакового числа песен по 24 каждая, и это не случайно. Подразделения на песни – главы «Илиады», имевшее место уже в начале поздней античности, послужило образцом и для деления текста «Одиссеи» и имело целью подчеркнуть ее равное значение с «Илиадой».
В «Илиаде» всего 15790, в «Одиссее» 12096 стихов. Обе поэмы и распевались, и были записаны гекзаметром – размером, как нельзя более соответствующим духу героического повествования.
Связанные хронологически и сюжетно, «Илиада» и Одиссея» во многом совершенно несходны. К «Одиссее» приложило в некотором смысле понятие о жанре приключенческого романа в стихотворной форме. Это поэма экзотики, географической фантастики, увлекает читателя все новыми странами, чудесами, панорамами событий, опасностями, картинами дворцового и народного быта и вызывает в читателе сочувствие к гонимому и многострадальному Одиссею. Картины, рисуемые Гомером в «Одиссее», разнообразны и ярки, они охватывают многолетние странствия и страдания героя поэмы.
Одиссей является героем народного сказания о возвращении друга. Муж уехал в длительное путешествие. Останется ли ему верна жена и узнает ли она его по возвращении – такой основной мотив. Муж возвращается постаревшим или переодетым, его узнают по трем признакам, удостоверяющим его подлинность. «Одиссея» – это восстановление семейного благополучия, – но ценой, каких усилий и какой борьбы!
На путях дальних странствий герой переносит мучительные страдания и гнев богов, то и дело нарушая установленный ими с давних времен порядок. Само имя «Одиссея» (odussomaio – гневаюсь) указывает на человека, испытавшего божественный гнев, он тот, кто «ненавистен» богам. И все же мужество героя, его выдержка, его дерзкое право на самоутверждение заставляют богов внимать ему и приходить на помощь. Вот почему Одиссей стал классическим типом интеллектуального героизма, достигшим в этом образе своего наивысшего выражения.
Другое дело – «Илиада». В ее сюжетном зерне также судьба героев, и прежде всего главного героя – Ахиллеса, о чем Гомер предуведомляет своего слушателя, ныне читателя, в самом начале первой песни поэмы. По мере развертывания поэмы в нее все яснее, глубже входит жизнь и судьба противостоящего Ахиллесу троянского вождя Гектора, в отдельных местах и даже в отдельных песнях «Илиады» занимающего чуть ли не главное место. С именами Ахиллеса и Гектора сплетаются имена и подвиги других главных героев. С троянской стороны они немногочисленны – это Эней, Парис, Главк, с ахейской – многие цари и герои Эллады и островной Эгеиды. Их подвигом отдается некоторое предпочтение по сравнению с троянскими вождями.
Если исключить из текста «Илиады» немногие бытовые, лирические, интимные сцены, «краткие биографические очерки», деяния и ссоры богов и богинь, некоторые описательные места, то все остальное в поэме почти буквально напоено кровью. Это сцены массовых сражений и поединков, полные ужасных подробностей, описаний мучений умирающих, о которых Гомер говорит с суровой и беспощадной прямотой, с почти « протокольной» точностью. Поражает конкретность и лаконизм изображения таких сцен.
В прах колесницы он пал,
И взгремели на падшем доспехи.
Пафос войны, убийств, неистовства, жестокости, одержимость военной страстью пронизывают «Илиады», придают ей грозное, «медное» звучание, снова и снова, устами и смертных и богов, напоминая о неотвратимости рока и в тоже время бурно, неистово восхваляя безумную храбрость, славу и честь военного подвига, торжество грубой силы, захват «кровавой корысти» – военных трофеев.
По отношению ко всей Троянской войне события, описанные в «Илиаде», - это линия жизни двух главных героев Ахиллеса и Гектора, заключенные в очень короткий промежуток времени. Действие поэмы охватывает пятьдесят дней, но из них большая часть заполнена событиями, о которых автор упоминает только вкратце.
Еще Аристотель, заметил, что содержанием своей «Илиады» Гомер взял не всю троянскую войну и даже не судьбу какого-нибудь героя от его первого вступления в бой до последнего сражения, а всего лишь один эпизод – «гнев Ахилла». Точнее было бы сказать, не «гнев», а его последствия.
Гнев, как бурная реакция и яркая по своим проявлениям эмоция, близкая к военной тематике, нашел у Гомера чуть ли не главное место в обоих поэмах, Если гнев Ахиллеса определил развитие основного сюжета «Илиады» (мщение Агамемнону за бесчестие, затем Гектору за убийство Патрокла), то и в «Одиссее» мы видим нечто подобное. Одиссей вынужден многие годы скитаться и терпеть всевозможные беды из –за гнева Посейдона, вызванного ослеплением его сына циклопа Полифема. Гелиос обрушивает свой гнев на спутников Одиссея, убивших и съевших его быков. Посейдон мстит не только злополучному Одиссею, но и оказавшим ему помощь феакийцам, корабль которых он превращает в камень, а город собирается, причем с разрешения Зевса, «задвинуть горой», т.е. разрушить землетрясением. Вернувшись в Итаку, на родину, Одиссей в великом гневе на женихов своей верной супруги, Пенелопы устраивает в пиршественной палате кровавую бойню.
Таким образом, именно тема гнева придает обоим поэмам их драматическое звучание, их напряженность и довольно мрачный колорит.
Оценку творчества Гомера с художественной стороны дал Аристотель, авторитет которого оставался, как известно, незывлемым и в эпоху Римской империи, и даже в средневековье. Слова Аристотеля: «Языком и богатством мыслей Гомер превзошел всех» – справедливы для всей поздней античности.
3. ГОМЕР И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА
Античная культура представляет собой целостное образование, охватывающее все ее исторические модификации – политику и право, мифологию и религию, науку, философию и искусство.
Античная культура вырастает и развивается на основе городской социальной и духовой жизни.
У истоков греческой культуры находятся Крит и Микены, чья культура еще не служит водоразделом между Древним Востоком и Западом. Крушение централизованных систем Крита и Микен развязало руки рядовой знати – Басилеян в их единоборстве и развернувшейся борьбе за славу, доблесть и богатство. Подвиги греческих героев – аристократов воспеваются в поэме Гомера «Илиада», возвращение самого «интеллектуального» греческого героя – Одиссея домой, на Итаку – в «Одиссее». Своеобразие гомеровской эпохе (Х - ІX вв. до н. э.) состоит в том, что основной вектор развития культуры направлен не на родовые, а на индивидуальные личностные нормы культуры. Поведения героев Гомера резко индивидуализировано, основная ценность – воинская доблесть («арете»), ее достижение регламентируется «героическим кодексам», достижение славы, вслед за которой идет чествование – соответствующее положение в обществе и сопутствующее ему богатство. Основной формой общественного контроля выступает «культура стыда» – непосредственная осуждающая реакция народа на отступления героя от нормы. Формируется рациональная ориентация поведения, его обоснования и соответствующее самосознания. Боги расцениваются как часть природы, человек, покланяется богам, может и должен строить с ними отношение рационально. Гомеровская эпоха демонстрирует состязательность («агон») как норму культуротворчества и закладывает фундамент всей европейской культуры.
Ни один поэт не имел такого громадного влияния на свой народ и на мировую литературу, как Гомер. Хотя его песни сочинялись для господствующих классов Ионии, но они настолько отвечали чувствам и мыслям всего народа, что при помощи странствующих рапсодов быстро распространились по всему эллинскому миру и, благодаря этому широкому распространению, стали настоящим народным эпосом. Эпос Гомера называли впоследствии «Библией греков», он представлял собой нечто вроде «священного текста». Декламация его песен входила в церемониал государственных празднеств, как твердо установленная составная их часть. Начало этому было положено Писистратидами в Афинах, где по преданию последовала первая запись этих песен в более или менее законченном виде. Платон в «Государстве» приводит распространенную точку зрения на гомеровский эпос как на «жизненное руководство»: «… поэт этот воспитал Элладу, и ради руководства человеческими делами и просвещения его стоит внимательно изучать, чтобы согласно ему построить всю свою жизнь…». Примерно до середины Y в. до н. э. воспитание юношества строится на основе образа «идеального героя», выводимого из поэм Гомера: образованный благородный молодой человек должен, помимо физического совершенства, обладать знанием поэзии и определенными «мусическими» навыками, т.е. умением играть на музыкальных инструментах. Образовательная и воспитательная программа, сформировавшаяся благодаря Гомеру, сильно отличается от способов воспитания римских «добродетелей»: римская молодежь заучивает наизусть не поэмы, а «Законы 12 таблиц» (составлены в 450 г. до н. э.) – основу римского законодательства и одновременно нравственности.
По Гомеру учились, воспитывались, в его тексте находили нормы греческих «добродетелей», - но в то же время обнаруживали и «теологию», и скрытые аллегорические смыслы, представляя Гомера в качестве «божественного учителя», передающего через рассказы о легендарных событиях стройную концепцию мироздания.
Во всех областях литературы мы можем проследить влияние Гомера. Римляне впервые заинтересовались греческой письменностью благодаря «Odyssia Latina» Ливия Андроника, несмотря на то, что это последняя представляла собой довольно неуклюжее воспроизведение Гомера. Хотя в средние века имя Гомера также чтилось высоко, но лишь с эпохи Возрождения его стали вновь изучать, после чего началось его победное шествие по народам Европы, которое достигло своего эпогея в XYΙΙ веке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Греческая мифология / Тахо–Годи А.А.-М.: Искусство, 1990.
2. Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т.3-й.-М.: Искусство,1991.
3. Троянская война и поэмы Гомера /Н.А.Флоренсов. – М.: Наука, 1991.
4. Эллинская культура /Под ред. проф Ф. Зелинского.-С.-Петербург: Издание «Брогауза-Ефронт,1906.